px

Рецензия к фильму "Девушка с татуировкой дракона". Скелеты в шкафах

05.01.2012
Рецензия к фильму Девушка с татуировкой дракона. Скелеты в шкафах
Действие разворачивается в Стокгольме, Хедестаде и Хедебю (последние два, кстати, вымышленные места). Журналисту поручено расследовать загадочное исчезновение внучатой племянницы престарелого магната – дело сорокалетней давности. По ходу действия, однако, выясняется, что возможное убийство шестнадцатилетней девушки – не более, чем звено в цепи убийств разной степени давности и изощренности. И совладельцу политического журнала "Millennium" больше ничего не остается, кроме как довести свое дело до конца.

За американскую экранизацию шведского бестселлера Стига Ларссона (к большому сожалению ныне почившего) взялся Дэвид Финчер, обладатель определенного опыта в постановке запутанных детективов и не большой любитель светлых тонов. Однако это уже не первое экранное воплощение "Девушки с татуировкой дракона": совсем недавно, в 2009 году в мировой прокат вышла германо-скандинавская версия расследования Блумквиста с Микаэлем Нюквистом и Нуми Рапас в главных ролях.

И да – это не ремейк, а именно очередная экранизация романа.

Главной пробивной силой "Девушки..." Финчера является ее визуальный ряд. Сногсшибательная заставка в начале фильма, сопровождающаяся отменным кавером на Immigrant Song от Трента Резнора и Аттикуса Росса (которые, к слову, уже работали вместе с Финчером над «Социальной сетью»), с самого начала задает тон всему повествованию. Мрачная атмосфера фильма, выдержанная в холодных тонах, пропитана традиционным для режиссера пессимизмом. Он, как обычно, не стесняется ничего, будь то: сексуальный садизм, просто сцены секса или же декапитация с частичным расчленением (немного, правда) – все будет показано без прикрас и, зачастую, крупным планом. И подобная бешеная натуралистичность, вкупе с пронизывающим чувством безнадежности, упорно бьет по нервам на протяжении всего фильма. Иными словами, если вы собрались вести на этот фильм девушку, то лучше бы вам убедиться, что она является поклонником творчества Ларссона. Европейский фильм, кстати, в этом плане был помягче.

Кроме того, Финчер достаточно хорошо раскрыл на экран психологию садиста, причем сделал это, обходясь минимальным количеством слов. Однако здесь же он подменяет одну мысль другой, от чего, впрочем, фильм совершенно не страдает. А еще никогда не стоит недооценивать "не таких как мы": в них-то, как правило, и скрыт недюжинный потенциал, просто иной раз глубже, чем следовало бы. Ведь у всех есть свои секреты.

Слабой же стороной фильма является, прежде всего, его взаимосвязь с литературным источником. Здесь дал маху, в первую очередь, сценарист Стивен Зейллиан. Несмотря на свой внушительный послужной список, он все же не сумел подобающе адаптировать более шестисот страниц текста для экрана. В ходе конвертации буквы в кадр было опущено слишком много деталей, чтобы человек, незнакомый со столь знаменательным эпизодом из жизни Калле Блумквиста, мог без труда разобраться во всем происходящем на экране.

Вообще, в этом плане наблюдается палка о двух концах. Если вы читали книгу, или хотя бы смотрели европейскую версию, то вы не будете задаваться вопросами о той или иной улике, или же ломать голову над тем, кто чей родственник – для вас все происходящее на экране будет предельно ясно. Однако горе вам, если вы ни сном, ни духом ранее не слышали о шведском детективном феномене – для вас все расставят по полочкам лишь в самом конце, да и то не в алфавитном порядке.

Все это выглядит особенно неприятно на фоне предыдущих детективных работ Финчера – фильмов "Семь" и "Зодиак", в которых даже самые запутанные перипетии сюжета своевременно, последовательно и без недомолвок подавались зрителю, отчего у последнего не возникало никаких сомнений по поводу тех или иных улик и доказательств. Это озадачивает, причем озадачивает неприятно. Молчание – не лучший способ доводить результаты следствия до зрителей.

Еще одна неприятная особенность фильма проистекает из пристрастия Финчера к двух- и более часовому хронометражу. Вкупе с неважной работой Зеллиана, это пристрастие сыграло с ним злую шутку: даже при почти трех часах фильма, которые некоторым вполне могут показаться немного (или много, в зависимости от кинематографических предпочтений) затянутыми, ощущается острая, даже хроническая нехватка времени. Создается впечатление, что создатели успевают преподносить новый материал героям, но не успевают разъяснять зрителям, почему они это сделали.

Раздели режиссер эту картину хотя бы на две части (либо найми сценариста посноровистее) и все могло бы получиться гораздо лучше. На фоне этого особенно горько знать о том, что трехчасовой версии фильма, в которой наверняка было много, скажем так, интересного, мы уже не увидим. Ибо Финчер не любит режиссерские версии.

В отношении же другого его заявления, согласно которому он изменил концовку фильма, спешу вас (особенно тех, кто книгу читал) успокоить: никаких серьезных изменений в фильме не было. Хотя и не обошлось без стойкого ощущения, что ему, возможно, просто не хватило денег на изначально задуманный автором книги финал. Да, и это при совершенно необоснованном стомиллионном бюджете фильма. Европейцы, кстати, обошлись всего тринадцатью.

Что касается главных героев, то хотелось бы отметить, что изначально на их роль претендовала ватага разной величины актеров и актрис, перечисление которых здесь займет как минимум отдельный абзац. И от того еще более весомыми становятся фигуры Дэниела Крэйга и Руни Мары, которым все таки удалось выбить себе место в фильме Финчера.

Надо сказать, Крэйг со своей ролью справился на отлично. Ему прекрасно удалось воплотить на экране образ немного наивного, но искреннего и честного журналиста, которому поначалу просто не повезло. В нем сошлись британская элегантность и шведская непосредственность, отчего после него в роли Блумквиста представить кого-либо становится довольно сложно.

Куда более спорным вышел образ Руни Мары. Во-первых, ее неизменно будут сравнивать с Нуми Рапас, причем каждый будет тянуть одеяло в свою сторону. Конечно, ни одна, ни другая и отдаленно не напоминают хрупкую, на первый взгляд, девушку, похожую на пятнадцатилетнего подростка, но если героиня Рапас была более скованна, то героиня Мары отрывалась по полной. В результате, обе они явили две противоположности книжной Саландер, но ни одна не смогла довести экранное воплощение до золотой середины.

Тем не менее, Руни Мара выглядела эффектно и по-своему стильно (что стоило ей определенных жертв – весь пирсинг на экране ею действительно был сделан). И даже, для отдельно взятых ценителей, привлекательно. Ее героиня, несмотря на спорные черты характера (а отчасти именно благодаря им) вызывает симпатию, так что одновременно жалеешь ее за ее нелегкую судьбу и восторгаешься ее же твердости и неустрашимости. Отталкивающая, и, в то же время, притягательная, она внесла свой, особый и весомый вклад в создание фильма.

В целом, "Девушка с татуировкой дракона" производит неоднозначное впечатление. С одной стороны – это стилистически мощная и вызывающая картинка. С другой – это сильно и невпопад урезанный и измененный сюжет, утративший свою первоначальную монолитность. Картине не хватает аутентичности: будь она более самодостаточна, то даже если не сменили бы сценариста, можно было бы все свалить на "особую форму повествования". Но был Стиг Ларссон, есть Нильс Арден Оплев (режиссер европейской версии), а потому финчеровская "Девушка" способна радовать лишь глаз, но никак не ум.

Конечно, хочется надеяться, что задуманные сиквелы будут реализованы Дэвидом Финчером более разумно и качественно. Но для этого ему придется сперва задобрить продюсеров, которые отнюдь не были рады коммерческому фиаско ленты, а затем что-то сделать со сценаристом.

Мы ведь знаем, что Финчер может лучше.

Ах да, и неплохо было бы напомнить американцам, что Швеция – это не филиал Канады в Европе. Да, большая часть этой замечательной страны в той или иной степени владеет английским языком, а до недавнего времени государственного в стране де юре вообще не было, но повальный перевод всех материалов, газет, книг и вывесок на язык англо-саксов – это перебор, неслабо режущий глаз.

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 36
Mr Smith (Зритель), постов: 133
6 января 2012, 13:27
Аватарка пользователя Mr Smith
Больше 12 лет на сайте
12
Хоть книги и не читал, шведский фильм не смотрел, но весь сюжет, персонажей и развитие истории понял. Наверно потому что не отрываясь следил за происходящем на экране, а не болтал с друзьями, не жевал попкорн и не бегал по нужде. Фильм прекрасный, Финчер не разочаровал, выжал из истории максимум на мой взгляд. Во второй половине фильма великолепно чувствуется нарастающее чувство саспенса, когда кажется что этот больной ублюдок может появиться откуда угодно, хоть с потолка, хоть из коробки с материалами дела, но вместо этого он...

Лисбет яркий, интересный и очень запоминающийся персонаж, хотя бы чего стоит её манера говорить, и добиваться своего от людей произнося при этом минимум реплик.
Сцены изнасилования, о которых я был так много наслышан, были действительно очень откровенны. Финчер без преукраски показал всё. Было тяжело наблюдать за подобным, но тем ярче проявляется характер и стойкость Лисбет, когда она решает избавиться от данной проблемы.

Фильм великолепен.

Безбилетник (Зритель), постов: 174
6 января 2012, 11:46
Аватарка пользователя Безбилетник
Больше 12 лет на сайте
12
Мы ведь знаем, что Финчер может лучше.....нечего добавить(

Безбилетник (Зритель), постов: 174
6 января 2012, 11:44
Аватарка пользователя Безбилетник
Больше 12 лет на сайте
12
ждал премьеру месяцев шесть.....в итоге....плохо......плохо...,обидно( очень обидно

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25397
5 января 2012, 23:07
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Guest писал(а) 5 января 2012, 22:33
Дождался :)
А еще в фильме было слишком мало кофе ;) Я, кстати, минут пять угробил, объясняя своим сопартийцам одни ...
Да, у Ларссена все очень подробно, и поэтому понятен каждый шаг, каждая связка. Наверное, основные претензии у тех, кому фильм не очень понравился, сводятся в основном к тому, что несведущие люди не успевают догонять))

Guest (Критик), постов: 3426
5 января 2012, 22:33
Аватарка пользователя Guest
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 5 января 2012, 21:50
Ладно, скрепя сердце, соглашусь)))). Мне, читавшей трилогию, все, конечно, было понятно, а так, человеку неподготовленному, ...
Дождался :)
А еще в фильме было слишком мало кофе ;) Я, кстати, минут пять угробил, объясняя своим сопартийцам одни только тонкости дела Веннерстрёма!


Guest (Критик), постов: 3426
5 января 2012, 22:32
Аватарка пользователя Guest
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Steve Austin писал(а) 5 января 2012, 19:58
Рецензия настолько бесподобна, что я не только фильм захотел посмотреть, но и книгу почитать)))
Спасибо, как всегда ...
Спасибо :)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25397
5 января 2012, 21:50
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Ладно, скрепя сердце, соглашусь)))). Мне, читавшей трилогию, все, конечно, было понятно, а так, человеку неподготовленному, было, наверняка, местами трудновато. Но все равно по сравнению с шведской версией, тутошний сценарий намного подробней. И потом, кто мне ответит, почему в отличие от книги, Блумквист не спит со всеми подряд? Безобразие)))). Итог: фильм понравился, стильный и атмосферный, но не без придирок со стороны зануд))).

Steve Austin (Критик), постов: 5836
5 января 2012, 19:58
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Рецензия настолько бесподобна, что я не только фильм захотел посмотреть, но и книгу почитать)))
Спасибо, как всегда на высоте))

Lika4ka (Новичок), постов: 9
5 января 2012, 18:42
Аватарка пользователя Lika4ka
Больше 13 лет на сайте
13
))))))

Kinomanjak (Зритель), постов: 1439
5 января 2012, 16:01
Аватарка пользователя Kinomanjak
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Guest писал(а) 5 января 2012, 13:36
Нет. Если бы Финчер снимал свой фильм на основе шведского, то это был бы ремейк. А так как за основу он взял книгу, ...
точно) все верно)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Награждения
Наши рекорды