px

Рецензия к фильму "Хранители". Хранители молчания

05.03.2009

В октябре, на 1985 году альтернативной истории мира, кто-то выбросил из окна небоскрёба седого атлета, про которого позже выяснится, что он известный супергерой по кличке Комедиант – участник Вьетнамской войны и почти всех ключевых событий американской истории второй половины 20 века. Комедиант входил в число Хранителей – группы супергероев, объединившихся двадцать лет назад, чтобы уберечь людей от них самих. То время ушло: на момент происходящего на экране супергероев уже лет десять как запретили специальным законом.

Бывший участник группы Хранителей – человек в плаще и маске с кляксой Роршаха, которую он называет своим лицом, начинает искать убийц Комедианта и подозревает заговор против супергероев, намереваясь его разоблачить.

Тем временем противостояние США и Советского Союза доходит до точки кипения: страны нацеливают друг на друга тысячи атомных ракет, главы государств делают заявления по телевизору про то, что «это они первые начали». Ядерную войну пока останавливает только страх Советов перед единственным настоящим (сверх)человеком с суперспособностями: полупрозрачным светящимся синим мужиком с белками вместо глаз по кличке «доктор Манхэттен». Таким стал некий американский физик после нелепой аварии – и теперь правительство использует его как систему противоракетной обороны.

Мрачная шутка предъядерной эпохи – Часы Судного дня, на которых полночь означает ядерный армагеддон, застыли в положении «пять минут до полуночи». Мир, как вагончик вышедшей из строя канатной дороги, застыл над пропастью: города еще стоят, но уже ясно, что это ненадолго.

Перенеся на экран монументальный комикс, который экранизировать невозможно, Зак Снайдер совершил в современном кино чудо. Это событие, которое может произойти, но вероятность его исчезающее мала, как пояснил бы доктор Манхэттен своим замогильным голосом.

Взяв за основу графическую новеллу Алана Мура со сложнейшей сюжетной структурой, которая там составлена из воспоминаний разных героев, Снайдер сделал из неё органичный, неторопливый, филигранный фильм – и породил киноэпос такого масштаба, которого ещё никто в мире не видел.

«Хранители» сняты будто в альтернативном Голливуде: в фильме ломают кости и показывают секс так, будто рейтингов не существует. Пару раз в кадр попадает внушительных размеров достоинство светящегося синего доктора Манхэттена. Символ «Хранителей» – залитый кровью желтый значок-смайлик – выглядит как трагичная усмешка несбывшегося категоричного мира над миром компромиссов.

Фильм не стремится никому понравится – он словно доктор Манхэттен, в котором угасают все эмоции, неторопливо и ровно разворачивает перед зрителем своё пространство. Божественный, без преувеличения, саундтрек выворачивает душу, и слёзы начинают течь по щекам сами собой. И когда в конце казалось бы таких долгих, а на проверку – невыносимо коротких ста семидесяти минут в зале зажигается свет, хочется прошептать в ответ реальному миру: «Нет».

Визуально «Хранители» - это лучшее, что за последние десять лет в кино случилось. Здесь нет масштабных продолжительных драк и чудовищных разрушений: борьба идёт, в основном, внутри, где всё и рушится. Все стильные восхищающие спецэффекты и лучшие схватки в картине происходят словно походя, но каждую из них обожаемое Снайдером сло-мо позволяет оценить в подробностях. Всё происходит примерно как в сцене, где доктор Манхэттен выступает на пресс-конференции, а супергерои в куда более помойной точке пространства с хрустом выламывают кости и разбрасывают во все стороны банду азиатов, – а док в это время равнодушно констатирует: «Живое человеческое тело и мёртвое содержат равное количество частиц – структурно различий в них нет».

«Хранители» - единственный и уникальный в своём роде фильм, где прошлое ценнее и важнее, чем настоящее. Сюжет наполовину составлен из воспоминаний, и пока не узнаешь и не прочувствуешь историю каждого из героев, смысл и мотивы их действий невозможно будет понять.

«Хранители» учат нас нелинейности и относительности времени: всё, что с нами происходило, и чем мы являемся сами, есть и будет всегда. Пока ты жив, ничего не заканчивается, и «то прекрасное время» никуда не уходило – это ты ушёл.

Фильм Зака Снайдера – о прокаженности человечества временем; о прошлом, которое, как раковая опухоль, пошло метастазами по всей нашей истории и по личности каждого из нас. Органическая жизнь со всеми её воспоминаниями сильно переоценена – и Хранители, пройдя свой путь до конца, поймут, что охранять людей от них самих бесполезно и бессмысленно. И тогда они научатся тому, что на самом деле нужно хранить – и хранить вечно. Но мы здесь останемся бесстрастными, как всё больше отдаляющийся от человечества доктор Манхэттен. Мы и так уже много узнали о них, а, как известно, чем меньше знаешь, тем дольше живешь. Будем руководствоваться правилом всякого весёлого розыгрыша: пока ты хранишь молчание, оно хранит тебя.

Автор: Дмитрий Римайер Жигалов



Всего комментариев: 1
ClubStyle (Критик), постов: 17905
26 ноября 2012, 21:26
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
полностью согласен

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды