Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Знамение". День, когда Земля остановилась насовсем

В 1959-м в средней школе под Бостоном в честь дня её основания закладывают в бетон «капсулу времени» с рисунками младшеклассников о том, каким они видят мир через пятьдесят лет. В 2009-м на очередной годовщине школы капсулу извлекают и раздают рисунки современным младшеклассникам. Всем достаются ракеты и роботы, и только глуховатый сын профессора астрофизики получает странный листок, сплошь исписанный цифрами.

«Скукота» - заключает его приятель, взглянув на рисунок. Но мальчик, даром что сын астрофизика и постоянный зритель канала «Дискавери», предполагает иначе: «Может, это какая-нибудь математическая загадка, вроде ребуса?».

Позднее отец мальчика – Джон Кестлер, недавно потерявший жену и топящий своё горе и разочарование в устройстве Вселенной в бокале с виски, – случайно обнаружит среди цифр на листке дату атаки на Всемирный Торговый Центр и точное число жертв теракта. Начав искать другие совпадения, он выясняет, что на листке перечислены все наиболее значительные мировые катастрофы за последние 50 лет, три из которых вот-вот произойдут. Про последнюю на листке указана только дата, а вместо числа жертв – загадочные буквы ЕЕ, от которых астрофизик теряет покой и сон.

Ощущение близкой неотвратимой катастрофы – тематика многих фильмов в последнее время, знаменующая, что жить стало хуже и мрачней. Голливуд и раньше почти в каждом блокбастере грозил уничтожением Америки или всей планеты, но до недавнего времени в них не было настолько жуткой и давящей атмосферы необратимости и неизбежности кошмарного финала. «Знамение» к тому же поставлено живым классиком кинематографа образов Алексом Пройасом, который своими картинами «Я, робот» и «Тёмный город» подтвердил, что видит несколько больше, чем остальные.

Фильм сделан на грани шьямалановских тягучих размышлений, и сюжет «Знамения» хула-хупом нанизан на один из вечных споров о мироустройстве – про то, есть ли во Вселенной высший порядок или его нет. Мнение Пройаса о том, есть ли у Вселенной план насчет всех нас или нам уготовано лишь бессмысленное прозябание на куске грязи, несущемся по орбите среди холодной бесконечной темноты, обещало быть не банальным звуком. Но Пройас почему-то спекулирует с ответом на главный вопрос: после всех препитий зрители остаются при своих – кто-то верит в порядок, кто-то ощущает хаос, а кто-то просто предпочитает не задумываться.

«Знамение» временами кажется альтернативой «Дня, когда Земля остановилась» 1951 года. Не удивлюсь, если вдруг выясниться, что Пройас задумывал свой фильм как современный вариант той голливудской классики: с поправкой на кризис и выросшую потребность в антидепрессантах. Во всяком случае, это сразу многое бы объяснило.

Фильм выстроен своего рода философским триллером: экшен-моментов в «Знамении» довольно много, хотя почти все они так или иначе засвечены в рекламных роликах. Моменты с самолётом и поездом метро сделаны так реалистично-жутко, что особо впечатлительным могут потом являться в кошмарах и вообще забудутся не скоро. Ну а моменты с теми, про кого вообще лучше ничего не знать, собираясь на просмотр, заставят оцепенеть и хладнокровных.

Выбор Николаса Кейджа на главную роль в «Знамении» вряд ли был случайным. Известный своей кислой миной Кейдж оказался идеальной фигурой для фильма о невыносимо обидно и глупо упущенных возможностях. Алекс Пройас показал, как убог и жалок современный человек в попытках прозреть и спланировать своё будущее, и как много он из-за этого не успевает и упускает из внимания. Роман с симпатичной брюнеткой, душевное общение с другом, чуткость к сыну: каждый из нас с вами, прохлопавший такое – сам себе унылый Николас Кейдж.

Мы всё время занимаемся срочными делами и не успеваем делать важные. И в итоге остаемся на груде черных камешков, которые, как выполненные срочные дела, из которых состояла жизнь: красивые, но бессмысленные. «Знамение» содержит, в сущности, один, но таранной мощи посыл: оно окунает нас в холодящую душу мысль, что всё может кончиться в любую неподвластную нам минуту – хоть ночью в номере отеля, хоть на автостраде, хоть в метро. Хоть вот прямо сейчас.

Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов

22.03.2009
Предлагаем почитать также:



Всего комментариев: 3
Temiraev (Критик), постов: 2573
29 января 2011, 3:50
Аватарка пользователя Temiraev
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Kostya86 писал(а) 29 января 2011, 2:07
И не говори!)))
он в натуре неприостановленный!))

Kostya86 (Критик), постов: 1425
29 января 2011, 2:07
Аватарка пользователя Kostya86
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Галчёнок писал(а) 10 апреля 2010, 1:55
Так интересно наблюдать....когда человек спокойненько разговаривает сам с собой :-)
И не говори!)))

Галчёнок (Киноман), постов: 5692
10 апреля 2010, 1:55
Аватарка пользователя Галчёнок
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Так интересно наблюдать....когда человек спокойненько разговаривает сам с собой :-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
 


Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Обыкновенные люди
Год выхода: 1980
Страна: США
Жанр:драма
Режиссер:Роберт Редфорд
В главных ролях:Тимоти Хаттон, Дональд Сазерленд
Пользователи портала "Новости кино" о новом продюсерском проекте Питера Джексона
Самые обсуждаемые материалы
Экранизация комиксов DC установила новый рекорд
Комментарии (210)
Студия Marvel представила самый долгожданный трейлер конца 2018 года
Комментарии (185)
Студия Marvel представила первый ролик к фильму
Комментарии (150)
Портал "Новости кино" проведет грандиозный розыгрыш призов
Комментарии (200)
Портал "Новости Кино" представляет интернет-магазин
Комментарии (314)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз