px

Рецензия к фильму "Великая красота". Портрет декадентствующей итальянской богемы

11.10.2013
Рецензия к фильму Великая красота. Портрет декадентствующей итальянской богемы
Режиссер Паоло Соррентино главная надежда современного итальянского кинематографа, завсегдатай Каннского кинофестиваля, поклонник Элио Петри, Франческо Рози, Федерико Феллини, Мартина Скорсезе и фанат "бондианы". Его кредо - кино должно быть интригующим аттракционом, фокусом и уловкой, всегда оставаться большой игрой, а вымысел, сюрреализм и абстракции помогают приблизиться к правде. В 2008 году снял фильм "Изумительный" о социальных потрясениях в итальянском обществе 1970-х-1990-х и самом живучем итальянском политике Джулио Андреотти, рок-звезде итальянского политического небосклона, скандально известном благодаря связям с мафией - и сам стал национальным достоянием.

Затем совершил путешествие по Америке в компании Шона Пенна в фильме "Где бы ты ни был" (2011). Пенн, "тяжеловес актерского цеха", играет стареющего рок-певца, который разыскивает в штатах бывшего нацистского преступника, связанного во время войны с его отцом, узником концлагеря; Шон совершенно упоителен и похож на грустного трансвестита.


В фильме "Великая красота" снова вернулся на родину в вечный город Рим, чтобы поговорить о "закате Европы", декадентствующей богеме, иначе богатых бездельниках, и, как утверждают критики, сделать парафраз фильмов Федерико Феллини ("Сладкая жизнь", "8 с половиной", "Рим").


Рассказ ведется от лица Джапа Гамбарделлы (Тони Сервилло), модного журналиста, который знает всех и его знают все. Гамбарделла в нежном возрасте приехал в Рим из Неаполя и за какую-то неделю растворился и затерялся в его бесконечной светской вечеринке. Двадцать лет назад написал роман, сделавший его знаменитым, а теперь лениво и расслабленно мечтает о возобновлении писательской карьеры. А пока перемежает главное дело своей жизни — убивание времени — короткими передышками и несколько отстраненно наблюдает за светской тусовкой, как будто на всякий случай собирает материал для книги.


Компания, окружающая Гамбарделлу, похожа на собрание фриков со своими неповторимыми историями. Оператор Лука Бигацци красиво высвечивает каждого на какой-то момент, даря им минуты славы, чтобы затем вновь окутать толпой. Пожилые аристократы, сидящие в инвалидных колясках; молодые аристократы, сидящие на антидепрессантах; политики, обсуждающие судьбы мира на совместной утренней пробежке; мега-коллекционер предметов искусства; владелец стрип-клуба, мечтающий пристроить замуж дочь, 42-летнюю стриптизершу; "лучшая подружка" итальянских принцесс и владелец ключей от их римских дворцов; кардинал, будущий папа, по слухам самый крутой экзорцист и увлеченный кулинар; 104-летняя монахиня, похожая на мумию и "шелестящая" о важности корней то ли в гастрономическом, то ли в моральном смысле.


Весь этот зверинец веселится, танцует под диско, ходит на свадьбы, похороны, приемы, пережевывает сплетни, ведет псевдоинтеллектуальные беседы, перемежая штампы упоминаниями Флобера, Д`Аннунцио, Моруа, Бретона, Тургенева и Достоевского. И в попытке придать смысл, значение, изысканность и достоинство своей жизни неизбежно скатывается в никчемную суету, банальность и сюрреалистический винегрет, совместными усилиями рисуя портрет пустоты.


Каким бы гротескным, однако, не рисовал этот Новый Вавилон Паоло Соррентино, он делает это не с отстраненной издевкой, но с сентиментальной сопричастностью и разбавляет сарказм оптимизмом, а снисходительность некоторой безысходностью.


Все действие происходит в декорациях современного Рима с его Колизеем, дворцами, нетленными шедеврами живописи и скульптуры. У Соррентино Рим такой же символ и метафора вечности и бесконечности времени, как и египетские пирамиды. Живописание классических красот дополнено дивным звукорядом и отличным классическим вокалом. Присутствие этой временной вертикали с хрестоматийной величественной красотой на одном конце и никчемной суетностью на другом отчасти представляет Италию как страну с огромным потенциалом и упущенными возможностями.


Очень украшает фильм присутствие Тони Сервилло, постоянного соратника Соррентино и самого любимого итальянцами актера после Софи Лорен. Благодаря его мудрой созерцательности действие воспринимается как театральные подмостки, на которых идет пьеса его сочинения. А судорожные кривляния персонажей перемежаются его почти философскими монологами. В финале он следует напутствию старушки-монахини о важности корней, возвращается в места своей юности и понимает, что редкие мгновения красоты в его собственной истории и есть откровение и настоящая жизнь, "скрытая за бла-бла-бла".


При всей актуальности и остроте тем, которые выбирает Соррентино, подает он их максимально ненавязчиво, без давления и морализаторства. В фильме много эпизодов, которые воспринимаются как отдельный скетч или даже анекдот, например, повальное "причащение" ботоксом в косметическом салоне. А некоторые вставки совершенно импрессионистские, например, стая фламинго, устроившаяся на отдых на террасе у Гамбарделлы. Многочисленные отсылки к творчеству предшественников не делают картину калькой, в ней действительно много красоты и большой заряд оптимизма от Паоло Соррентино.


Фильм вошел в список потенциальных номинантов на "Оксар 2014" в категории "лучший фильм на иностранном языке".


Автор: Татьяна Федотова



Всего комментариев: 10
Constance (Киноакадемик), постов: 16797
13 октября 2013, 18:06
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Всем спасибо! И желаю отдыхать иногда от блокбастеров на авторском кино!

Sharlto (Критик), постов: 2464
12 октября 2013, 21:53
Аватарка пользователя Sharlto
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Рецензия конечно класс

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
12 октября 2013, 21:45
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Низкий поклон вам и благодарность за ваш выбор, вкусы и пристрастия. И дело в общем то, не в конкретной рецензии, а в избранном серьёзном направлении. Такие статьи, рецензии или даже развёрнутые комментарии, меня просто восхищают. И может порой, я мало пишу по этому поводу, только читаю. Но различные виденья кино не для всех, тем более фестивальное, меня в первую очередь занимает, которому и отдаю предпочтение. Ваш выбор во многом заставляет смотреть, вызывает дискуссии и являет к тому же продуктивное общение. И я понимаю, что всегда пользуется спросом коммерческий проект в массовых кинотеатрах и становится немного грустно от очень малой поддержки киноработ другого уровня. Чьё веское напоминание вы и пытаетесь освятить.
Удачи вам в этом направлении. Я ваш читатель.

Steve Austin (Критик), постов: 5836
12 октября 2013, 15:22
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Отличная рецензия.

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25396
11 октября 2013, 16:37
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 11 октября 2013, 16:09
К Колизею можно, хотя это не так весело как представляется. Без богемы можно обойтись!
Видимо, после расшифровки метафор от Соррентино, мой примитив в виде "полениться и сменить вид из окна" непонятен


Constance (Киноакадемик), постов: 16797
11 октября 2013, 16:09
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 11 октября 2013, 13:50
Захотелось в Рим к богеме и Колизею))
К Колизею можно, хотя это не так весело как представляется. Без богемы можно обойтись!

Constance (Киноакадемик), постов: 16797
11 октября 2013, 16:06
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ClubStyle писал(а) 11 октября 2013, 13:22
Думаю фильм на редкого любителя, а вот Где бы ты ни был с Шон Пенном я посмотрю. Спасибо, красивая рецензия. Правда, ...
Кстати, по поводу обманутых ожиданий после рецензий - начитавшись наших критиков я ждала тучу пессимизма, а увидела неожиданно!! облако оптимизма.

Constance (Киноакадемик), постов: 16797
11 октября 2013, 16:00
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ClubStyle писал(а) 11 октября 2013, 13:22
Думаю фильм на редкого любителя, а вот Где бы ты ни был с Шон Пенном я посмотрю. Спасибо, красивая рецензия. Правда, ...
"Редкий любитель" очень точно отражает параметры зрительской аудитории фильма. А что до метафор - весь фильм одна БОЛЬШАЯ метафора

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25396
11 октября 2013, 13:50
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Захотелось в Рим к богеме и Колизею))

ClubStyle (Критик), постов: 17905
11 октября 2013, 13:22
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Думаю фильм на редкого любителя, а вот Где бы ты ни был с Шон Пенном я посмотрю. Спасибо, красивая рецензия. Правда, всё же метафор можно и поменьше, так как они передают именно ваше эмоциональное состояние, а зритель может быть обманут почувствовав другие эмоции. ИМХО

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Награждения
Наши рекорды