Рецензия к фильму "Голгофа". О христианстве по-ирландски

20.04.2014
Рецензия к фильму Голгофа. О христианстве по-ирландски

Ирландский кинематограф, как и ирландская литература, занимают особую нишу в мировой культуре в целом. Там где у всех прочих намеки, экивоки, позы и тягомотина, ирландцы без жеманства ставят точки над "i" и щедро сдабривают все специфическим черным юмором. Поэтому даже напряженная драма библейского толка, хотя и помещенная в декорации 3-го тысячелетия, в интерпретации ирландцев смотрится не как нравоучительная воскресная служба, но как мудрое откровение и ироничный триллер.

История, рассказанная Джоном Майклом МакДона, могла бы шокировать, если бы не была подана с такой житейской простотой и безграничной иронией, переходящей в сарказм. Провинциального ирландского священника отца Джеймса Лавелля (Брендан Глисон), человека редкой доброты и терпения, гуманиста по призванию, собирается убить один из прихожан, допустим Х, в детстве пострадавший от педофилов-священников. О чем Х и предупреждает отца Джеймса заранее на исповеди без отпущения грехов и дает неделю срока привести в порядок дела. Его обидчик давно мертв, но боль и гнев все никак не утихнут и взывают к мести, а месть будет тем более полной и принесет тем больше равновесия в мир, как складывается в его воспаленном мозгу, чем чище и безгрешнее будет ее объект.

Отец Джеймс принимает этот вызов судьбы стойко и спокойно как свой крест. И вот мы совершаем медленное недельное восхождение на Голгофу вместе с Бренданом Глисоном, который так непревзойденно великолепен, деликатен, мудр, страстен, мощен, неисчерпаем как стихия, полон самоиронии, что если их совместное с Джоном Майклом МакДона послание не тронет зрителя, то можно считать человечество безнадежным. Фильм уже отмечен на Берлинском кинофестивале 2014 призом экуменического (христианского) жюри.

В связи с "Голгофой" многие вспомнили французскую ленту Робера Брессона "Дневник сельского священникa" (1950) с похожим сюжетом. В голову приходит еще один фильм 2003 года, хотя и сделанный в мистическом ключе и на несколько другую тему — "Пожиратель грехов" Брайана Хелгеленда, о таинственных личностях, принадлежащих некоему ордену, с помощью сложного ритуала буквально "впитывающих" грехи отходящих в мир иной, очищая их души и весь мир от скверны. Пожирателями были Питер Уэллер и наследовавший ему отец Алекс Бернье — Хит Леджер.

Отец Джеймс Лавелль тоже "пожиратель", только без всякой мистики. За отпущенную ему неделю он беседует с паствой, состоящей частью из смешных и недалеких, частью из опасных и циничных фриков, которые успевают накормить его страшным ядом своих тайн со дна души, испытывая его ангельское терпение и безграничные способности всепрощения. Внимание и сочувствие он дарит всем в надежде, что люди не безнадежны. Успевает пообщаться с дочерью (Келли Райлли), которая давно живет своей небезгрешной жизнью в Дублине и приехала на время зализать раны, но к финалу оказывается истинной дочерью своего отца. Дискутирует с коллегами- священнослужителями — как и следовало предположить, людьми далекими от подвижничества. И утверждается в том, что слишком частые проповеди о грехе в отсутствие бесед о добродетели и просто любви не приближают человечество к идеалу.

Невозможно представить никого иного на месте Брендана Глисона, он как фундамент вещей, как неколебимая скала, о твердь которой разбиваются любые штормы — мощный рыжий упрямый ирландец и одновременно терпеливый гуманист. Но и паства его неповторима — писатель, мясник, миллионер, врач, африканский иммигрант, неверная жена, мальчик-служка — сплошь скептики и нигилисты: Крис О`Дауд, Эйден Гиллен, Дилан Моран, Исаак Де Банколе, М.Эммет Уолш. Чем-то они напоминают эксцентричных придурков из фильма "Семь психопатов", снятого Мартином МакДона, братом Дж.М.МакДона. И если добавить к "Голгофе" и "Психопатам" еще два криминальных фильма от братьев МакДона "Однажды в Ирландии" и "Залечь на дно в Брюгге", получается крутая современная ирландская сага.

При всех отсылках к Библии, картина далека от экранизаций библейских сюжетов. Это серьезное, но далеко не пресное, философское размышление о современном человечестве и его моральных ценностях, полное любви и сочувствия к каждому в отдельности и взывающее к лучшему в нас.

Автор: Татьяна Федотова



Всего комментариев: 11
eneydos (Критик), постов: 2589
20 апреля 2014 в 14:06
Аватарка пользователя eneydos
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
"частые проповеди о грехе в отсутствие бесед о добродетели и просто любви не приближают человечество к идеалу" - да, так и есть. Кому легче о чем говорить, тот о том говорит.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер рассказал кинотеатрам, как именно стоит показывать третий "Аватар"
Актер предпочитает эпатажные выходки традиционной "оскаровской" кампании
Крупнейший стриминг сможет показывать фильмы об Агенте 007, принадлежащие Amazon
Наши рекорды