Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Возмездие". Война не кончается никогда

Рецензия к фильму "Возмездие". Война не кончается никогда

Чего можно было ожидать от военной драмы, основанной на реальной трагической автобиографии британца, во время войны прошедшего ужасы японского плена, впоследствии долго искавшего, и нашедшего согласия и примирения с миром, своим врагом и собой? Как минимум камерного шедевра. Тем более что историю рассказывают оскароносные Колин Ферт и Николь Кидман, менее титулованные, но не менее великолепные датчанин Стеллан Скарсгард и японец Хироюки Санада, и многообещающий новичок Джереми Ирвин, выбранный самим Фертом в качестве "себя молодого". Состоялся ли шедевр?

Британия 1980-х. Обаятельный мужчина в летах и толстых роговых очках инженер Эрик Ломакс (Колин Ферт) влюбляется в поезде в случайную попутчицу Патти (Николь Кидман). Став супругой, Патти обнаруживает, что Эрик, ветеран Второй мировой и японский военнопленный, все еще продолжает воевать в ночных кошмарах, отказываясь посвящать супругу в ужасы пережитого. Настойчивая забота жены и самоубийство друга-ветерана (Стеллан Скарсгард), побуждают Эрика к мыслям о возмездии их главному мучителю в плену японскому офицеру Такеши Нагасе (Хироюки Санада), здравствующему и процветающему. Исполненный жажды мести, Эрик едет в Японию на поиски человека, который олицетворяет для него весь кошмар войны.

Фильм вполне профессионален и внимателен к деталям. Авторы воссоздают разные временные срезы и разные этапы жизни главного героя. Военный ад с его моральными унижениями, каторжной работой на строительстве железной дороги и страшными пытками при малейшем подозрении в диверсиях со стороны пленных британцев. Благополучное и даже безмятежное на поверхностный взгляд британское сегодня, но все с тем же адом в душе для ветеранов. Наконец, благополучная современная Япония и попытка Ломакса раз и навсегда разрешить эту болезненную ситуацию, своего рода катарсис. Разделенные четырьмя десятками лет, военная и мирная часть истории довольно автономны, очень различны эмоционально, и сыграны разными людьми.

Их склейка получилась заметной, но достаточно органичной в первую очередь благодаря тому, что Джемери Ирвин действительно играет Колина Ферта, читаем Эрика Ломакса, в молодости — обаяние, интеллигентность, полное отсутствие пафосного героизма, какой бы то ни было воинственности и брутальности, но жесткие моральные принципы и внутреннее благородство, которые настоятельно велели ему вызвать на себя гнев японских офицеров и оградить от пыток товарищей. Своеобразный дуэт Ферта и Ирвина — главная удача фильма. Ферт даже и без оскаровских регалий так органичен в кадре, что ему достаточно просто появиться, чтобы стать магнитом зрительского внимания. В этом фильме Ферт буквально передает эстафету молодому поколению, и если сам он блистает, то Джереми Ирвин очень хорош и достоин как преемник.

Хироюки Санада досталась непростая и малогероическая миссия. Собственно с его героем, дожившим до сегодняшнего дня, связана основная нравственная нагрузка истории. Он призван донести несложную мысль, с которой тем не менее очень сложно смириться не только Эрику Лоаксу, но и зрителю: жестоки не люди, порочна не человеческая природа, но общественная машина, винтиками которой все мы являемся и которой служим. Можно не соглашаться с этим тезисом, опровергать его, приводить массу "исключающих" примеров. Но это реальность. Напряженная беседа Ломакса и Нагасе балансирует на грани взаимной исповедальности и жесткого неприятия, жгучих инстинктов и холодной рассудочности. Со стороны кажется, что эта сцена должна бы быть более взрывоопасной, но потом вспоминаешь, что ее участники олицетворяют собой британскую невозмутимость и японскую сдержанность, и на это нужно делать поправку. Санада профессионален, но эта роль не станет для него этапной как, например, работа в "Последнем самурае".

Совершенно безжизненной и бледной получилась героиня Николь Кидман. Возможно, она слишком пыталась примерить на себя британскую сдержанность, возможно история ее никак не задела. Но если семейную линию исключить из фильма, история ничего бы не потеряла. Самоубийство друга, с которым Ломакс пережил плен, было бы достаточно веской причиной для мести, более веской, чем спокойствие недавно обретенной супруги. Роль Стеллана Скарсгарда небольшая и также, к сожалению, не слишком яркая и прорисованная.

Два слова о прокатном названии фильма "Возмездие", который в оригинале называется просто "Железнодорожник" ("The Railway Man"). Речь в картине совсем не о мести и даже не только о войне, а о превратностях нашей жизни, об одиночестве, стойкости и личном мужестве, о подлой трусости и величии души, нравственной способности к прощению и забвению. То есть о том, с чем рано или поздно сталкивается в жизни, тем более в мясорубке войны, каждый смертный. Воплощение конкретной истории в картине, возможно, не самое удачное, что не делает менее актуальной сам нравственный посыл. В основе сценария автобиография Эрика Ломакса — сгусток эмоций и страданий.

Для режиссера Джонатана Теплицки фильм, очевидно, шаг вперед в профессиональной биографии. До "Возмездия" он снял несколько малобюджеток с мелодраматическим и комедийным уклоном. Но драматизм истории Эрика Ломакса, военного ветерана, на себе испытавшего всю бесчеловечность, беспощадность и жестокость войны, но оставшегося гуманистом в самом высоком смысле слова, оказался, видимо, несколько больше творческого потенциала режиссера. Картина получилась несколько схематичной, недосказанной, местами небрежной, не такой душевной и человечной, как того требует оригинальная история.

Автор: Татьяна Федотова

14.05.2014


Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Всего комментариев: 4
OlegD (Киноакадемик), постов: 12117
16 мая 2014, 3:01
Аватарка пользователя OlegD
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Если фильм без души, то технические достоинства его уже не спасут) все закономерно

ClubStyle (Критик), постов: 17800
15 мая 2014, 17:10
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 10 лет на сайте
10
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
мне фильм абсолютно не понравился, постановка не та. слишком муторошно и не берёт за душу

Constance (Киноакадемик), постов: 16058
15 мая 2014, 15:43
Аватарка пользователя Constance
Больше 9 лет на сайте
9
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 14 мая 2014, 23:15
Вы так душевно все описали, словно попытались компенсировать то, что недодал фильму режиссер)).
Посмотрела кадры, Джереми Ирвин реально Ферт в молодости. Наверное, можно в плюс режиссеру это поставить)
Скорее в плюс Ферту, который Ирвина "назначил" - может теперь себе позволить со своих высот. Фильм можно спокойно пропустить))

brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23622
14 мая 2014, 23:15
Аватарка пользователя brune
Больше 13 лет на сайте
13
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Вы так душевно все описали, словно попытались компенсировать то, что недодал фильму режиссер)).
Посмотрела кадры, Джереми Ирвин реально Ферт в молодости. Наверное, можно в плюс режиссеру это поставить)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Бродвейская мелодия 1929-го года
Год выхода: 1929
Страна: США
Жанр:мелодрама, мюзикл
Режиссер:Гарри Бомонт
В главных ролях:Бесси Лав, Джеймс Глисон
Награждения