В последнее время в СМИ регулярно обсуждают вопрос о кризисе отечественного кино, кинодеятели в многочисленных интервью жалуются на невозможность добыть денег на проекты, и вся ситуация выглядит неразрешимой и почти безнадежной. Однако рядом с этой ставшей надоедливо-привычной жалобой набирают обороты " зубастые" в самом положительном смысле кинокомпании, к которым принадлежит продюсерская RSS Production (возглавляемая Бинке Анисимовым и Ибрагимом Магомедовым), технически соответствующая высоким голливудским стандартам и перспективная концептуально.
Их первый проект воодушевляет и вселяет надежду на светлое завтра отечественного кинематографа. Это также первый фильм в полном метре для режиссера Евгения Шелякина, который в содружестве с Андреем Галановым писал сценарий. "ЧБ" гармонично соединяет профессионализм и душу, вызывающее уважение киноманство, внимание к самым болевым проблемам современного социума и сильный гуманистический посыл в лучших традициях советского кино, зажигательный сочный юмор, ни на минуту не переходящий на территорию вульгарности и пошлости, в сочетании с тонким лиризмом, редкую достоверность в деталях и неожиданный мистический бонус в духе народных волшебных сказок про Иванушку Дурачка.
История в двух словах. Вышедший из тюрьмы кавказец-лакец Нурик Магомедов (Мераб Нинидзе) идет к кинувшему его мафиози Алхану (Сергей Маковецкий) за возмещением морального и материального ущерба. Одновременно за тем же возмещением к Алхану идет со своими друзьями-националистами Ярослав (Алексей Чадов), чью девушку Алхан кинул, продав ее квартиру по липовым документам. Встреча Ярослава и Нурика оказывается судьбоносной, благословенной наверху в Небесной канцелярии, прочно привязывает их на время друг к другу, становится началом насыщенного путешествия по просторам российской провинции и еще менее изученным просторам собственных внутренних империй. В единстве и борьбе противоположностей незаметно протекают полтора часа, фильм не отпускает с первого кадра до финальных титров.
Два года назад в рецензии на фильм "1+1" Андрей Плахов написал: "Тема гастарбайтеров и вообще этнических меньшинств рассматривается у нас в кино либо с унылой проблемной серьезностью, либо с зубоскальством "Нашей Раши". Во Франции к ней нашли другой подход — вполне демократичный, но на порядок более интеллигентный". "ЧБ" — это наш демократичный и интеллигентный подход к этнической теме. Альтернативный агрессивным австралийским "Скинам", голливудским "Американская история Икс" и "Фанатик", отечественной "Россия-88".
Совмещение несовместимого и соединение противоположностей в яркие неожиданные дуэты всегда отлично работало на развитие сюжета. Вспомнить черно-белые парочки Денни Гловер и Мел Гибсон ("Смертельное оружие"), Франсуа Клюзе и Омар Си (уже упомянутый "1+1"), Ник Нолти и Эдди Мерфи ("48 часов"), Тим Рот и Тупак Шакур ("В тупике"), Кристофер Ламберт и Марио Ван Пиблз ("Стрелок"), список бесконечен. В "ЧБ" главные герои Нурик и Ярослав не настолько контрастно черно-белы, но не менее различны в своих полярных и, кажется, неколебимых идеалах, которые в итоге не проходят проверку простыми жизненными обстоятельствами.
Этническая тема, столкновение культур и ментальностей особенно актуальны в нашем современном полиэтничном котле. И даже простой снимок этого разнообразия, сделанный с нужного ракурса, может быть интригующе интересен и социально актуален. Таким снимком стал, например, фильм Джеймса Тобака "Черное и белое" о публике Манхэттена. И даже на первый взгляд далекие от этнической темы истории, например трагикомедия о мужчинах в возрасте "за" Джона Туртурро "Под маской жиголо", не может остаться от нее в стороне, иронично проходясь по нравам современного многонационального Бруклина. Эту тему виртуозно, любовно и деликатно представлял с своих фильмах Маэстро отечественно кино Георгий Данелия ("Мимино", "Паспорт").
Фильм можно разобрать на анекдоты и гэги, веселые и находчивые (Анисимов и Магомедов, к слову, были игроками КВН в момент его расцвета), что наверняка будет сразу же сделано зрителями, в нем масса неожиданных деталей и поворотов. Однако это не мешает ему быть не только зажигательным капустником, но и целостной трогательной историей, не механическим сложением форм и жанров, но их талантливой и неожиданной композицией. И даже если признать за фильмом некоторую эклектичность, это только дополнительный плюс в нашу эпоху постмодерна. Это бодрящий коктейль из разномастной публики, черной комедии, роуд-муви, ситкома, сказки — все как в жизни. В подобном стиле сделаны культовые голливудские фильмы молодых режиссеров Кевина Смита и Сета Рогена. В истории с блеском отработана бездна стереотипов нашей действительности, которые в итоге перечеркнуты несложным посылом: все мы одинаковые, немного нелепые, но в глубине души неплохие и даже положительно хорошие люди. Фильм рушит и главный стереотип всей нашей цивилизованной жизни: либо черное, либо белое, либо хорошо, либо из рук вон, - напоминая, что между черным и белым есть масса нескучных и радужных оттенков серого, в которых и живет гармоничный конценсус.
Персонажи сидят на актерах как вторая кожа, хотя по первому впечатлению может показаться, что некоторые из актеров играют за чужую лигу. Актерская игра здесь сродни импровизации и полному раскрепощению. Главный интеллигент отечественного кино, рафинированный Сергей Маковецкий в роли кавказского мафиози? - Только так, кто же другой может быть столь убедительным в ипостаси ходячего викицитатника литературной классики. Небожительница Екатерина Редникова из своих голливудских пенатов в администраторы захолустной российской гостиницы с судьбой разведенки — какая приятная неожиданность.
Кахи Кавсадзе, главный "пират" и знаковая фигура советского кино (Абдулла в шедевральном отечественном вестерне Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни"), оказывается уважаемым, обстоятельным и по-прежнему опасным (!) сельским жителем русской глубинки. Одно его появление в кадре вызывает шквал самых теплых эмоций и воспоминаний о золотой эпохе отечественном кино 1960х-1970х. Главные "герои", кавказский жулик и русский фашист —- впрочем никакой иронии, кавычки здесь лишние, какое время, такие и герои — в исполнении Алексея Чадова и Мераба Нинидзе (который на съемки приехал специально из Австрии), сколько бы не упражнялись в сарказме относительно друг друга, располагают к себе душевностью и внутренним благородством, которое невозможно скрыть никакой нарочитой крутизной и цинизмом.
Итог. Можно долго с благодарностью делать фильму комплименты, упомянуть еще ярких актеров в эпизодических ролях, вспомнить вкусные реплики и отсылки в киношедеврам, отметить хороший профессиональный уровень, еще раз вспомнить особую остроту кинематографического глаза авторов. Но главное его достоинство — присутствие живой жизни, отсутствие надуманности, выморочности и позы. Та самая демократичная интеллигентность и гуманность, которых так не хватает нашей сегодняшней жизни, и отличное лекарство от аллергии на многосложную действительность.
Участвовавший в ММКФ 2014 режиссер Клод Лелуш сказал в интервью: "Я верю в кино, как в Бога, и верю, что один прекрасный фильм может спасти мир". Давайте верить и спасать вместе с ним!
P.S. Фильм " ЧБ" участвовал в конкурсной программе Кинотавра 2014, спецпоказе ММКФ 2014, в октябре участвует в кинофестивале в Локарно, Швейцария, фестивале постсоветского кино в Женеве и других. В широком отечественном прокате осенью 2014.
Рецензия к фильму "Ч/Б" от Constance
Возврат к гуманизму
Просмотров: 1518
Оценка читателей: 9,71 из 10 (голосов 14)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 14
- 2
- 1
Sanan (Зритель), постов: 95
14 июля 2014, 23:27
| |
![]() ![]() 13 |
Не удивлен.Трейлер впечатлил уже давно. |
БрендонЛи (Новичок), постов: 17
14 июля 2014, 12:42
| |
|
TRAKSTOUN писал(а) 13 июля 2014, 21:31 Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"? Боже упаси такого уровня:)) |
ClubStyle (Критик), постов: 17905
14 июля 2014, 12:23
| |
![]() 14 ![]() |
приятное неожиданность от росспрома, нужно заценить |
TREADSTONE (Критик), постов: 24722
13 июля 2014, 22:36
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 13 июля 2014, 21:44 На уровне Мимино, если ты смотрел такой фильм)) Смотрел. Не интересный, переоцененный, не смешной. Ясно. Может быть, когда-нибудь этот гляну. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
13 июля 2014, 21:44
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
TRAKSTOUN писал(а) 13 июля 2014, 21:31 Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"? На уровне Мимино, если ты смотрел такой фильм)) |
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24813
13 июля 2014, 21:43
| |
![]() 11 ![]() ![]() |
9 |
TREADSTONE (Критик), постов: 24722
13 июля 2014, 21:31
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 13 июля 2014, 21:27 Это не "Горько", а почти доброе старое кино))) Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
13 июля 2014, 21:27
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
TRAKSTOUN писал(а) 13 июля 2014, 21:22 Как - то не хочется смотреть этот фильм. Российские фильмы-комедии вызывают у меня опасения... Это не "Горько", а почти доброе старое кино))) |
TREADSTONE (Критик), постов: 24722
13 июля 2014, 21:22
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Как - то не хочется смотреть этот фильм. Российские фильмы-комедии вызывают у меня опасения... |
Constance (Киноакадемик), постов: 17482
13 июля 2014, 20:55
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
brune писал(а) 13 июля 2014, 20:49 Подумаю...)) Он в традициях Мимино Данелии. Все, кто смотрел, отметили |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6351
сегодня, 8:57
| |
...интересно за что!? Фильмы с ним не особо и пересматривать то хочется.
|
darkwhite (Критик), постов: 32018
сегодня, 8:53
| |
Эх жаль без Николаса Кейджа аниме психа
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 12236
сегодня, 8:49
| |
Да даже с учётом этого, фильм на старте установил рекорд франшизы, причём на многих рынках сразу его и побил. Установил рекорд жанра и идёт к отметке ... [читать далее]
|
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24813
сегодня, 8:49
| |
Фильм 90х тоже комедия, только в плохом смысле
|
TREADSTONE (Критик), постов: 24722
сегодня, 8:45
| |
так это хорошо, ремейк и должен отличаться от оригинала, даже в жанре) Хотя... там по описанию сюжета - это не ремейк, а комедиях о фанатах Анаконды 1997 года, ... [читать далее]
|
LBG123 (Новичок), постов: 5
сегодня, 8:40
| |
Блин, актрисы похожи, как сестры! не сразу понимал, кто есть кто по трейлеру
|
Skaner353 (Критик), постов: 13670
сегодня, 8:37
| |
Светлая память. Хайль Гидра!
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 12236
сегодня, 8:31
| |
Обязательно посмотрю. Как и "Кристи" с той же Суини
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 12236
сегодня, 8:27
| |
Тимоша замахнулся конечно.
|
Skaner353 (Критик), постов: 13670
сегодня, 8:27
| |
Там будут - Мстители, Человек-паук, Люди Икс и ФЧ вместе в двух фильмах, такого в кино ещё не было. Все основные команды Марвел вместе (даже если бы Иксов ... [читать далее]
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 5 сентября 2025 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | мистика, триллер, ужасы |
Режиссер: | Майкл Чавес |
В главных ролях: | Вера Фармига, Патрик Уилсон |
Реклама
1 | Девочка, покорившая время | 8.28 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.64 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Жизнь Чака | 7.47 |
1 | Кончится лето | 7.15 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.05 |
3 | Финист. Первый богатырь | 6.62 |
4 | Пророк. История Александра Пушкина | 6.53 |
5 | Батя 2: Дед | 6.5 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
5 | Форрест Гамп | 9.38 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.30 |
3 | Игра престолов | 9.24 |
4 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
5 | В поисках капитана Гранта | 9.09 |
Самые обсуждаемые материалы
Знаменитый писатель признался, что вовремя не проверил факты
Создателям "Андора" удалось сотворить напряженный и динамичный политико-военный триллер
Стали известны детали стратегии Paramount в покупке компании Warner Bros.
Награждения
Наши рекорды