Рецензия к фильму "Ч/Б" от Constance

Возврат к гуманизму

В последнее время в СМИ регулярно обсуждают вопрос о кризисе отечественного кино, кинодеятели в многочисленных интервью жалуются на невозможность добыть денег на проекты, и вся ситуация выглядит неразрешимой и почти безнадежной. Однако рядом с этой ставшей надоедливо-привычной жалобой набирают обороты " зубастые" в самом положительном смысле кинокомпании, к которым принадлежит продюсерская RSS Production (возглавляемая Бинке Анисимовым и Ибрагимом Магомедовым), технически соответствующая высоким голливудским стандартам и перспективная концептуально.

Их первый проект воодушевляет и вселяет надежду на светлое завтра отечественного кинематографа. Это также первый фильм в полном метре для режиссера Евгения Шелякина, который в содружестве с Андреем Галановым писал сценарий. "ЧБ" гармонично соединяет профессионализм и душу, вызывающее уважение киноманство, внимание к самым болевым проблемам современного социума и сильный гуманистический посыл в лучших традициях советского кино, зажигательный сочный юмор, ни на минуту не переходящий на территорию вульгарности и пошлости, в сочетании с тонким лиризмом, редкую достоверность в деталях и неожиданный мистический бонус в духе народных волшебных сказок про Иванушку Дурачка.

История в двух словах. Вышедший из тюрьмы кавказец-лакец Нурик Магомедов (Мераб Нинидзе) идет к кинувшему его мафиози Алхану (Сергей Маковецкий) за возмещением морального и материального ущерба. Одновременно за тем же возмещением к Алхану идет со своими друзьями-националистами Ярослав (Алексей Чадов), чью девушку Алхан кинул, продав ее квартиру по липовым документам. Встреча Ярослава и Нурика оказывается судьбоносной, благословенной наверху в Небесной канцелярии, прочно привязывает их на время друг к другу, становится началом насыщенного путешествия по просторам российской провинции и еще менее изученным просторам собственных внутренних империй. В единстве и борьбе противоположностей незаметно протекают полтора часа, фильм не отпускает с первого кадра до финальных титров.

Два года назад в рецензии на фильм "1+1" Андрей Плахов написал: "Тема гастарбайтеров и вообще этнических меньшинств рассматривается у нас в кино либо с унылой проблемной серьезностью, либо с зубоскальством "Нашей Раши". Во Франции к ней нашли другой подход — вполне демократичный, но на порядок более интеллигентный". "ЧБ" — это наш демократичный и интеллигентный подход к этнической теме. Альтернативный агрессивным австралийским "Скинам", голливудским "Американская история Икс" и "Фанатик", отечественной "Россия-88".

Совмещение несовместимого и соединение противоположностей в яркие неожиданные дуэты всегда отлично работало на развитие сюжета. Вспомнить черно-белые парочки Денни Гловер и Мел Гибсон ("Смертельное оружие"), Франсуа Клюзе и Омар Си (уже упомянутый "1+1"), Ник Нолти и Эдди Мерфи ("48 часов"), Тим Рот и Тупак Шакур ("В тупике"), Кристофер Ламберт и Марио Ван Пиблз ("Стрелок"), список бесконечен. В "ЧБ" главные герои Нурик и Ярослав не настолько контрастно черно-белы, но не менее различны в своих полярных и, кажется, неколебимых идеалах, которые в итоге не проходят проверку простыми жизненными обстоятельствами.

Этническая тема, столкновение культур и ментальностей особенно актуальны в нашем современном полиэтничном котле. И даже простой снимок этого разнообразия, сделанный с нужного ракурса, может быть интригующе интересен и социально актуален. Таким снимком стал, например, фильм Джеймса Тобака "Черное и белое" о публике Манхэттена. И даже на первый взгляд далекие от этнической темы истории, например трагикомедия о мужчинах в возрасте "за" Джона Туртурро "Под маской жиголо", не может остаться от нее в стороне, иронично проходясь по нравам современного многонационального Бруклина. Эту тему виртуозно, любовно и деликатно представлял с своих фильмах Маэстро отечественно кино Георгий Данелия ("Мимино", "Паспорт").

Фильм можно разобрать на анекдоты и гэги, веселые и находчивые (Анисимов и Магомедов, к слову, были игроками КВН в момент его расцвета), что наверняка будет сразу же сделано зрителями, в нем масса неожиданных деталей и поворотов. Однако это не мешает ему быть не только зажигательным капустником, но и целостной трогательной историей, не механическим сложением форм и жанров, но их талантливой и неожиданной композицией. И даже если признать за фильмом некоторую эклектичность, это только дополнительный плюс в нашу эпоху постмодерна. Это бодрящий коктейль из разномастной публики, черной комедии, роуд-муви, ситкома, сказки — все как в жизни. В подобном стиле сделаны культовые голливудские фильмы молодых режиссеров Кевина Смита и Сета Рогена. В истории с блеском отработана бездна стереотипов нашей действительности, которые в итоге перечеркнуты несложным посылом: все мы одинаковые, немного нелепые, но в глубине души неплохие и даже положительно хорошие люди. Фильм рушит и главный стереотип всей нашей цивилизованной жизни: либо черное, либо белое, либо хорошо, либо из рук вон, - напоминая, что между черным и белым есть масса нескучных и радужных оттенков серого, в которых и живет гармоничный конценсус.

Персонажи сидят на актерах как вторая кожа, хотя по первому впечатлению может показаться, что некоторые из актеров играют за чужую лигу. Актерская игра здесь сродни импровизации и полному раскрепощению. Главный интеллигент отечественного кино, рафинированный Сергей Маковецкий в роли кавказского мафиози? - Только так, кто же другой может быть столь убедительным в ипостаси ходячего викицитатника литературной классики. Небожительница Екатерина Редникова из своих голливудских пенатов в администраторы захолустной российской гостиницы с судьбой разведенки — какая приятная неожиданность.

Кахи Кавсадзе, главный "пират" и знаковая фигура советского кино (Абдулла в шедевральном отечественном вестерне Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни"), оказывается уважаемым, обстоятельным и по-прежнему опасным (!) сельским жителем русской глубинки. Одно его появление в кадре вызывает шквал самых теплых эмоций и воспоминаний о золотой эпохе отечественном кино 1960х-1970х. Главные "герои", кавказский жулик и русский фашист —- впрочем никакой иронии, кавычки здесь лишние, какое время, такие и герои — в исполнении Алексея Чадова и Мераба Нинидзе (который на съемки приехал специально из Австрии), сколько бы не упражнялись в сарказме относительно друг друга, располагают к себе душевностью и внутренним благородством, которое невозможно скрыть никакой нарочитой крутизной и цинизмом.

Итог. Можно долго с благодарностью делать фильму комплименты, упомянуть еще ярких актеров в эпизодических ролях, вспомнить вкусные реплики и отсылки в киношедеврам, отметить хороший профессиональный уровень, еще раз вспомнить особую остроту кинематографического глаза авторов. Но главное его достоинство — присутствие живой жизни, отсутствие надуманности, выморочности и позы. Та самая демократичная интеллигентность и гуманность, которых так не хватает нашей сегодняшней жизни, и отличное лекарство от аллергии на многосложную действительность.

Участвовавший в ММКФ 2014 режиссер Клод Лелуш сказал в интервью: "Я верю в кино, как в Бога, и верю, что один прекрасный фильм может спасти мир". Давайте верить и спасать вместе с ним!

P.S. Фильм " ЧБ" участвовал в конкурсной программе Кинотавра 2014, спецпоказе ММКФ 2014, в октябре участвует в кинофестивале в Локарно, Швейцария, фестивале постсоветского кино в Женеве и других. В широком отечественном прокате осенью 2014.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
13.07.2014
Просмотров: 1621
Оценка читателей: 9,71 из 10 (голосов 14)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 14
Sanan (Зритель), постов: 95
14 июля 2014 в 23:27
Аватарка пользователя Sanan
Больше 14 лет на сайте
14
Не удивлен.Трейлер впечатлил уже давно.

БрендонЛи (Новичок), постов: 17
14 июля 2014 в 12:42
Аватарка пользователя БрендонЛи
TRAKSTOUN писал(а) 13 июля 2014 в 21:31
Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"?
Боже упаси такого уровня:))

ClubStyle (Критик), постов: 17905
14 июля 2014 в 12:23
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
приятное неожиданность от росспрома, нужно заценить

TREADSTONE (Критик), постов: 24927
13 июля 2014 в 22:36
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 13 июля 2014 в 21:44
На уровне Мимино, если ты смотрел такой фильм))
Смотрел. Не интересный, переоцененный, не смешной. Ясно. Может быть, когда-нибудь этот гляну.

Constance (Киноакадемик), постов: 17543
13 июля 2014 в 21:44
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TRAKSTOUN писал(а) 13 июля 2014 в 21:31
Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"?
На уровне Мимино, если ты смотрел такой фильм))


Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 25054
13 июля 2014 в 21:43
Аватарка пользователя Andrey253
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
9

TREADSTONE (Критик), постов: 24927
13 июля 2014 в 21:31
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 13 июля 2014 в 21:27
Это не "Горько", а почти доброе старое кино)))
Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"?

Constance (Киноакадемик), постов: 17543
13 июля 2014 в 21:27
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TRAKSTOUN писал(а) 13 июля 2014 в 21:22
Как - то не хочется смотреть этот фильм. Российские фильмы-комедии вызывают у меня опасения...
Это не "Горько", а почти доброе старое кино)))

TREADSTONE (Критик), постов: 24927
13 июля 2014 в 21:22
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Как - то не хочется смотреть этот фильм. Российские фильмы-комедии вызывают у меня опасения...

Constance (Киноакадемик), постов: 17543
13 июля 2014 в 20:55
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 13 июля 2014 в 20:49
Подумаю...))
Он в традициях Мимино Данелии. Все, кто смотрел, отметили

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Cosmo (Зритель), постов: 1599
Сегодня в 4:53
Cosmo
Просто владельцы американских кинотеатров на сумели настроить оборудование по инструкции Кэмерона

Forest gamer (Киноман), постов: 1843
Сегодня в 2:20
Forest gamer
Не хватило идей на триквел, взял лучшее из двух первых частей, финал тоже подкачал. 4 часть мы очень не скоро увидим, если вообще она будет.

MySpace (Киноман), постов: 1728
Сегодня в 1:37
MySpace
В триквеле тот же финал файт уступает тому же финал файту из сиквела, при этом что экшена тут побольше)).

darkwhite (Критик), постов: 32163
Сегодня в 0:51
darkwhite
Ну как всегда оМеРиКанЦы не поняли зачем им смотреть третью часть со скучным главным героем. Благо скучных нормисов в СНГ много и они глянут этот СИНЕМА

Dr.House (Зритель), постов: 245
Вчера в 23:52
Dr.House
Кирпичей можно отсыпать

MySpace (Киноман), постов: 1728
Вчера в 23:26
MySpace
В сша идёт на 31% хуже сиквела, в мире пока что на 16%. При том что в сша сборы с пятницы на субботу прибааили меньше чем сиквел, у кого был 21%, у триквела всего ... [читать далее]


Autoindustry (Зритель), постов: 946
Вчера в 23:14
Autoindustry
Уже очевидно, что не обгонит, прогнозы по сборам падают

Kent S (Киноакадемик), постов: 38585
Вчера в 23:11
Kent S
А в США то просели сильно. Понятно, что в долгую игра, но всё же.
Интересно конечно обгонит ли 2 часть.

Jon Smith (Киноакадемик), постов: 7200
Вчера в 23:01
Jon Smith
...40 млн проданных копий за почти без малого 3 года! Ну живёт ещё мир Гарри Поттера. Сейчас как раз в кино хожу на ГП. Эта франшиза кого хочешь переживёт. ... [читать далее]



Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер рассказал кинотеатрам, как именно стоит показывать третий "Аватар"
Актер предпочитает эпатажные выходки традиционной "оскаровской" кампании
Крупнейший стриминг сможет показывать фильмы об Агенте 007, принадлежащие Amazon
Наши рекорды