Ч/Б
Год выхода: 2014
Страна: Россия
Рейтинг: 7.67 (9 голосов)

Рецензия к фильму "Ч/Б" от Constance

Возврат к гуманизму

В последнее время в СМИ регулярно обсуждают вопрос о кризисе отечественного кино, кинодеятели в многочисленных интервью жалуются на невозможность добыть денег на проекты, и вся ситуация выглядит неразрешимой и почти безнадежной. Однако рядом с этой ставшей надоедливо-привычной жалобой набирают обороты " зубастые" в самом положительном смысле кинокомпании, к которым принадлежит продюсерская RSS Production (возглавляемая Бинке Анисимовым и Ибрагимом Магомедовым), технически соответствующая высоким голливудским стандартам и перспективная концептуально.

Их первый проект воодушевляет и вселяет надежду на светлое завтра отечественного кинематографа. Это также первый фильм в полном метре для режиссера Евгения Шелякина, который в содружестве с Андреем Галановым писал сценарий. "ЧБ" гармонично соединяет профессионализм и душу, вызывающее уважение киноманство, внимание к самым болевым проблемам современного социума и сильный гуманистический посыл в лучших традициях советского кино, зажигательный сочный юмор, ни на минуту не переходящий на территорию вульгарности и пошлости, в сочетании с тонким лиризмом, редкую достоверность в деталях и неожиданный мистический бонус в духе народных волшебных сказок про Иванушку Дурачка.

История в двух словах. Вышедший из тюрьмы кавказец-лакец Нурик Магомедов (Мераб Нинидзе) идет к кинувшему его мафиози Алхану (Сергей Маковецкий) за возмещением морального и материального ущерба. Одновременно за тем же возмещением к Алхану идет со своими друзьями-националистами Ярослав (Алексей Чадов), чью девушку Алхан кинул, продав ее квартиру по липовым документам. Встреча Ярослава и Нурика оказывается судьбоносной, благословенной наверху в Небесной канцелярии, прочно привязывает их на время друг к другу, становится началом насыщенного путешествия по просторам российской провинции и еще менее изученным просторам собственных внутренних империй. В единстве и борьбе противоположностей незаметно протекают полтора часа, фильм не отпускает с первого кадра до финальных титров.

Два года назад в рецензии на фильм "1+1" Андрей Плахов написал: "Тема гастарбайтеров и вообще этнических меньшинств рассматривается у нас в кино либо с унылой проблемной серьезностью, либо с зубоскальством "Нашей Раши". Во Франции к ней нашли другой подход — вполне демократичный, но на порядок более интеллигентный". "ЧБ" — это наш демократичный и интеллигентный подход к этнической теме. Альтернативный агрессивным австралийским "Скинам", голливудским "Американская история Икс" и "Фанатик", отечественной "Россия-88".

Совмещение несовместимого и соединение противоположностей в яркие неожиданные дуэты всегда отлично работало на развитие сюжета. Вспомнить черно-белые парочки Денни Гловер и Мел Гибсон ("Смертельное оружие"), Франсуа Клюзе и Омар Си (уже упомянутый "1+1"), Ник Нолти и Эдди Мерфи ("48 часов"), Тим Рот и Тупак Шакур ("В тупике"), Кристофер Ламберт и Марио Ван Пиблз ("Стрелок"), список бесконечен. В "ЧБ" главные герои Нурик и Ярослав не настолько контрастно черно-белы, но не менее различны в своих полярных и, кажется, неколебимых идеалах, которые в итоге не проходят проверку простыми жизненными обстоятельствами.

Этническая тема, столкновение культур и ментальностей особенно актуальны в нашем современном полиэтничном котле. И даже простой снимок этого разнообразия, сделанный с нужного ракурса, может быть интригующе интересен и социально актуален. Таким снимком стал, например, фильм Джеймса Тобака "Черное и белое" о публике Манхэттена. И даже на первый взгляд далекие от этнической темы истории, например трагикомедия о мужчинах в возрасте "за" Джона Туртурро "Под маской жиголо", не может остаться от нее в стороне, иронично проходясь по нравам современного многонационального Бруклина. Эту тему виртуозно, любовно и деликатно представлял с своих фильмах Маэстро отечественно кино Георгий Данелия ("Мимино", "Паспорт").

Фильм можно разобрать на анекдоты и гэги, веселые и находчивые (Анисимов и Магомедов, к слову, были игроками КВН в момент его расцвета), что наверняка будет сразу же сделано зрителями, в нем масса неожиданных деталей и поворотов. Однако это не мешает ему быть не только зажигательным капустником, но и целостной трогательной историей, не механическим сложением форм и жанров, но их талантливой и неожиданной композицией. И даже если признать за фильмом некоторую эклектичность, это только дополнительный плюс в нашу эпоху постмодерна. Это бодрящий коктейль из разномастной публики, черной комедии, роуд-муви, ситкома, сказки — все как в жизни. В подобном стиле сделаны культовые голливудские фильмы молодых режиссеров Кевина Смита и Сета Рогена. В истории с блеском отработана бездна стереотипов нашей действительности, которые в итоге перечеркнуты несложным посылом: все мы одинаковые, немного нелепые, но в глубине души неплохие и даже положительно хорошие люди. Фильм рушит и главный стереотип всей нашей цивилизованной жизни: либо черное, либо белое, либо хорошо, либо из рук вон, - напоминая, что между черным и белым есть масса нескучных и радужных оттенков серого, в которых и живет гармоничный конценсус.

Персонажи сидят на актерах как вторая кожа, хотя по первому впечатлению может показаться, что некоторые из актеров играют за чужую лигу. Актерская игра здесь сродни импровизации и полному раскрепощению. Главный интеллигент отечественного кино, рафинированный Сергей Маковецкий в роли кавказского мафиози? - Только так, кто же другой может быть столь убедительным в ипостаси ходячего викицитатника литературной классики. Небожительница Екатерина Редникова из своих голливудских пенатов в администраторы захолустной российской гостиницы с судьбой разведенки — какая приятная неожиданность.

Кахи Кавсадзе, главный "пират" и знаковая фигура советского кино (Абдулла в шедевральном отечественном вестерне Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни"), оказывается уважаемым, обстоятельным и по-прежнему опасным (!) сельским жителем русской глубинки. Одно его появление в кадре вызывает шквал самых теплых эмоций и воспоминаний о золотой эпохе отечественном кино 1960х-1970х. Главные "герои", кавказский жулик и русский фашист —- впрочем никакой иронии, кавычки здесь лишние, какое время, такие и герои — в исполнении Алексея Чадова и Мераба Нинидзе (который на съемки приехал специально из Австрии), сколько бы не упражнялись в сарказме относительно друг друга, располагают к себе душевностью и внутренним благородством, которое невозможно скрыть никакой нарочитой крутизной и цинизмом.

Итог. Можно долго с благодарностью делать фильму комплименты, упомянуть еще ярких актеров в эпизодических ролях, вспомнить вкусные реплики и отсылки в киношедеврам, отметить хороший профессиональный уровень, еще раз вспомнить особую остроту кинематографического глаза авторов. Но главное его достоинство — присутствие живой жизни, отсутствие надуманности, выморочности и позы. Та самая демократичная интеллигентность и гуманность, которых так не хватает нашей сегодняшней жизни, и отличное лекарство от аллергии на многосложную действительность.

Участвовавший в ММКФ 2014 режиссер Клод Лелуш сказал в интервью: "Я верю в кино, как в Бога, и верю, что один прекрасный фильм может спасти мир". Давайте верить и спасать вместе с ним!

P.S. Фильм " ЧБ" участвовал в конкурсной программе Кинотавра 2014, спецпоказе ММКФ 2014, в октябре участвует в кинофестивале в Локарно, Швейцария, фестивале постсоветского кино в Женеве и других. В широком отечественном прокате осенью 2014.
Автор: Constance   (всего рецензий: 70, средняя оценка: 9.15)
13.07.2014
Просмотров: 265
Оценка читателей: 9,71 из 10 (голосов 14)



Всего комментариев: 14
  • Sanan
  • Зритель
  • Постов: 94
  • Больше пяти лет на сайте
14.07.2014 23:27
#597035
Не удивлен.Трейлер впечатлил уже давно.

14.07.2014 12:42
#596663
TRAKSTOUN писал(а) 13.07.2014 21:31 #596582
Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"?
Боже упаси такого уровня:))

14.07.2014 12:23
#596659
приятное неожиданность от росспрома, нужно заценить

  • TREADSTONE
  • Киноакадемик
  • Постов: 10868
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
13.07.2014 22:36
#596597
Constance писал(а) 13.07.2014 21:44 #596591
На уровне Мимино, если ты смотрел такой фильм))
Смотрел. Не интересный, переоцененный, не смешной. Ясно. Может быть, когда-нибудь этот гляну.

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11019
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
13.07.2014 21:44
#596591
TRAKSTOUN писал(а) 13.07.2014 21:31 #596582
Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"?
На уровне Мимино, если ты смотрел такой фильм))

  • Andrey253
  • Киноакадемик
  • Постов: 12627
  • Больше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
13.07.2014 21:43
#596588
9

  • TREADSTONE
  • Киноакадемик
  • Постов: 10868
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
13.07.2014 21:31
#596582
Constance писал(а) 13.07.2014 21:27 #596580
Это не "Горько", а почти доброе старое кино)))
Хотя бы на уровне "Кухни в Париже"?

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11019
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
13.07.2014 21:27
#596580
TRAKSTOUN писал(а) 13.07.2014 21:22 #596577
Как - то не хочется смотреть этот фильм. Российские фильмы-комедии вызывают у меня опасения...
Это не "Горько", а почти доброе старое кино)))

  • TREADSTONE
  • Киноакадемик
  • Постов: 10868
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
13.07.2014 21:22
#596577
Как - то не хочется смотреть этот фильм. Российские фильмы-комедии вызывают у меня опасения...

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11019
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
13.07.2014 20:55
#596562
brune писал(а) 13.07.2014 20:49 #596557
Подумаю...))
Он в традициях Мимино Данелии. Все, кто смотрел, отметили

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Реклама
Лауреат премии Оскар
Как зелена была моя долина
Год выхода: 1941
Страна: США
Режиссер: Джон Форд
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (20-26 июля)
Дюнкерк 52.8%
Не жду ничего! 32%
Ужас Амитивилля: Пробуждение 4.3%
Безумные соседи 4.3%
Овердрайв 2.6%
Уедем к чертовой бабушке 2.2%
Заячья школа 1.7%
Ховрино. Блог из преисподней 0%
Мифы 0%
Всего голосов: 231
Голосование проводится
с 19 по 26 июля
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Дюнкерк"
20.07.2017
Пользователи портала "Новости кино" о фильме Кристофера Нолана
Самые обсуждаемые материалы
Warner Bros. заявила два фильма DC на 2020 год
Warner Bros. заявила два фильма DC на 2020 год
Студия обновила прокатные графики своих кинопроектов
В США повесился солист группы Linkin Park
В США повесился солист группы Linkin Park
Честер Беннингтон совершил самоубийство на частной вилле
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Кристофер Нолан проигнорировал заслуги французских военнослужащих
Награждения
Наши рекорды