"Правила виноделов", в оригинале "Правила изготовителей сидра" — один из самых странных фильмов, что мне приходилось видеть. Вспомнила о нем, поскольку здесь свою единственную не комедийную роль второго (даже третьего!) плана сыграл новый Человек-муравей Пол Радд. Фильм разрушает все правила, каноны и стереотипы кинематографического повествования. В нем нет ощутимого единого стержня, почти невозможно ухватить его внутреннюю логику, основную ясную идею, в нем определенно отсутствует центральный персонаж, нет практически ни одного положительного героя. Он похож местами, говоря театральным языком, на первую читку, а не на премьеру, а название фильма даже отдаленно не отражает сути происходящего. Тем не менее в 2000 году он получил пару Оскаров — за лучший адаптированный сценарий, написанный самим автором романа Джоном Ирвингом, за лучшую мужскую роль второго плана (Майкл Кейн) — и с десяток номинаций на Оскар, Золотой глобус, BAFTA. Среди номинантов на Оскар 2000 был и режиссер Лассе Халльстрем, начинавший в 1970е как музыкальный клипмейкер на родине в Швеции, а с 1990х более чем успешно работающий в Голливуде. Среди его фильмов "Что гложет Гилперта Грейпа", где едва ли не лучшие свои роли сыграли Лео ДиКаприо и Джонни Депп, всеми любимый "Хатико: Самый верный друг" с проникновенным Ричардом Гиром, экранизация бестселлера Энни Пру (Пулитцеровская премия) "Корабельные новости" с неожиданным Кевином Спейси и др.
Чем же так очаровала кинематографическую публику эта лента?
История в двух словах. На дворе 1943, Америка участвует во Второй мировой войне на других континентах. А в американской глубинке, медвежьем углу, пожилой врач, акушер-гинеколог доктор Ларч (Майкл Кейн), руководит сиротским приютом Сент Клауд (Saint Cloud — Святой Покров), параллельно занимаясь медицинской практикой — принимает роды, делает полу-легальные аборты и передает весь свой богатый профессиональный опыт любимцу из приюта сироте Гомеру (Тоби Магуайр). В один прекрасный день Гомер поражен стрелой амура и вслед за своей новой любовью Кэнди (Candy-конфетка Шарлиз Терон) и ее женихом Уолли Уортингтоном (Пол Радд), военным летчиком в краткосрочном отпуске, отправляется повидать мир. Успевает поработать сборщиком омаров и сборщиком яблок в поместье Уортингтона на берегу моря, завести друзей среди чернокожих сезонных рабочих, "утешить" свою любимую, когда ее жених возвращается на фронт, чтобы в итоге все же вернуться в родное гнездо — сиротский приют.
Как вписываются в этот сюжет "правила виноделов"? Практически никак, да и правил-то всех листочек в шесть строчек на стене барака сезонных рабочих: не курить в постели, не спать на крыше, не включать механизмы, если ты во хмелю. Техника безопасности, которую никто никогда не читает. Но, как говорит один из лучших драматургов мира Антон Чехов, если ружье в первом акте висит на стене, то не позже чем в последнем оно должно выстрелить. И листочек с правилами "стреляет" — он оказывается поводом произнести мудрую фразу "правила пишут для того, чтобы их переписывать". Переписывает ли их кто-то в фильме?
Начнем с Гомера Уэллса. Формально он главный персонаж истории, молодой человек в периоде возмужания, в поисках себя и своего места в жизни, далеко не сразу прозревает свое предназначение. Громкое имя, данное ему при рождении доктором Ларчем, само собой ассоциируется с "великим слепцом", древнегреческим поэтом-сказителем Гомером, автором героического эпоса Илиады и сказки странствий Одиссеи. Имя однако не добавило значимости и величия судьбе американского Гомера, не обострило его проницательность, хотя свою скромную Одиссею он пережил. И даже пару раз нарушил христианские заповеди "Не убий" и "Не возжелай жены ближнего своего", первую как принципиальный врач-профессионал, вторую как потерявший голову мальчишка. Но в итоге вернулся на стезю, уготованную для него доктором Ларчем. Тоби Магуайр в роли мил, интеллигентен, избыточно дисциплинирован и уравновешен, чтобы не сказать монотонен, но харизмы и нерва на яркое соло ему не хватает. Он теряется в тени доктора Ларча-Кейна и он гасит сексапильность и блеск Кэнди-Шарлиз. Последнее особенно удручает, потому что Халльстрем обычно создает на экране зажигательные и красивые пары (Хит Леджер и Сиенна Миллер, Ченнинг Татум и Амандра Сейфрид, Эмили Блант и Эван МакГрегор, Джош Дюамель и Джулианна Хаф).
А вот Ларч — первопричина всей истории, протоматерия, из которой соткано полотно фильма. Отличный врач, мастер своего дела, к которому пациенты приезжают издалека, в своем сиротском приюте Господь Бог во всех смыслах — и как законодатель, и как любящий отец. У него огромное сердце, способное объять весь мир с его трагедиями, и трезвый рассудок. Не подумайте, что он пожилой добродетельный педант, как раз напротив, бабник, который тискает медсестер, и наркоман, а ради пользы дела, как он ее себе представляет, может и нарушить закон, что прекрасно сочетается в нем с исключительным благодушием и беспечным пофигизмом. Добавьте к этому портрету харизму Майкла Кейна, и сразу станет ясно, что главный магнетический центр истории именно он. И даже если в кадре его нет, его дух незримо витает в воздухе, так что ролью второго плана работу Кейна даже язык не повернется назвать. Появление на экране Кейна придает фильму высокий стиль и божественную печать, как появление изысканного британского джентльмена в деревенском захолустье сродни пришествию Христа, остальные эпизоды таким сиянием не осенены. Если и можно кого "назначить" в "Правилах виноделов" ниспровергателем устоев, то только его.
Другие персонажи, точнее занятые в них актеры, составляют гармоничный актерский ансамбль, и, не уступая друг другу первенства, грешат и, в назидание зрителям, каются. Шарлиз Терон, которой очень идет стиль сороковых, тоскует по любимому жениху и поэтому изменяет ему с Гомером — "нет ничего парадоксальнее женского ума", как говорил Григорий Александрович Печорин в беседах со своим приятелем доктором Вернером. Один из новых чернокожих друзей Гомера так обожает свою дочь, что впадает в инцест (на тему мужской логики цитату не вспомню). Пожалуй, только персонаж Пола Радда, военный летчик, согрешить в рамках экранного времени не успевает, но расплачивается за всех. Ну и дети-сироты, безгрешные души и самые милые мордашки, за что особое спасибо кастинг-директору.
Одна тема активно педалируется сквозь весь фильм, буквально просится в подзаголовок картины, вызвав бурное обсуждение критиков с выходом фильма — тема абортов. Для Америки сороковых она была особенно актуальна и в медицинском, и в моральном смысле — безопасность для здоровья женщины и право распоряжаться уже состоявшейся жизнью. Она лежит и в основе идеологических разногласий учителя и ученика, Ларча и Гомера, дискуссии по этому поводу ведутся в картине неоднократно и гораздо сильнее прорастают сквозь ее ткань, чем правила виноделов, что, честно говоря, в 2000е не так актуально, как 60 лет назад, а глубины ленте не добавляет. Видимо, с этим связано недоумение и неприятие критиков.
Несмотря на известную хаотичность и непоследовательность происходящего, ощущаемый дефицит драматического напряжения на фоне изрядного драматизма событий, фильм забирает своей душевностью, простотой, неспешностью и атмосферностью. Эпизоды в детском приюте, очаровательные, трогательные и талантливые дети — "Принцы Мейна и Короли Новой Англии", отлаженные ритуалы их жизни великолепны и напоены теплом и неподдельной любовью. "Имидж" 1940х воссоздан с трепетом и мастерством, от костюмов, причесок, декораций, автопарка до саундтрека, жизненных ценностей и умонастроений персонажей.
Наверное, все же краткую мораль, олицетворением которой стал персонаж Майкла Кейна, из фильма можно вывести — спешите делать добро, для этого не обязательно быть святым, просто Человеком.
Рецензия к фильму "Правила виноделов" от Constance
Нарушая правила
Просмотров: 6549
Оценка читателей: 9,56 из 10 (голосов 9)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 17
- 2
- 1
Basil (Зритель), постов: 119
22 января 2017, 17:05
| |
![]() ![]() 8 ![]() |
Constance писал(а) 22 января 2017, 16:34 Относительно восприятия совсем юных ты и прав и не прав. Мне, например, из актрис необыкновенно интересны нимфетки, ... Дык я не спорю) - надо пересматривать, конечно, когда взрослеешь, мух от котлет отделять намного легче))) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17271
22 января 2017, 16:34
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Basil писал(а) 22 января 2017, 16:17 Нет, есть же молодые люди, которые не смотрели этот фильм)) да и пересмотреть все очень сложно... По поводу харизмы ... Относительно восприятия совсем юных ты и прав и не прав. Мне, например, из актрис необыкновенно интересны нимфетки, о которых ты только что писал в тексте на Красоту по-американски, это самый крутой актерский пласт. Как только повзрослеют - весь кайф теряется, хотя 0,1% из них становятся Женщинами, и это еще круче. Но таких минимум миниморум. |
Basil (Зритель), постов: 119
22 января 2017, 16:17
| |
![]() 8 ![]() |
Constance писал(а) 22 января 2017, 14:54 И спойлер в тексте на фильм 20-летней давности, который предположительно все, кто хотел, посмотрели, отчасти простителен. ... Нет, есть же молодые люди, которые не смотрели этот фильм)) да и пересмотреть все очень сложно... По поводу харизмы - не знаю, надо пересматривать, но по ощущениям, на тот возраст, у меня не вызвало противоречивых чувств игра Магуайра - я его вполне ожидаемо сравнивал с собой, так как примерно тот же возраст, а дока воспринимал, как своего дедушку) вполне все соответствовало моим тогдашним ожиданиям - я что хочу сказать, когда взрослеешь, восприятие более юных созданий меняется, иногда они кажутся "плоскими" в своем мышлении, из-за чего видимо некоторые люди занимают наставнический тон, забывая о том, что они сами были в детстве еще хуже.. Пожалуй, если сейчас буду пересматривать фильм, возможно сравнивать себя буду с другими персонажами, так как уже иные запросы... И игра Магуайра мне покажется не интересной, а ведь возможно, что он так вошел в свою роль, что вызывает подобные ассоциации, ведь так тоже может быть? Не так ли? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17271
22 января 2017, 14:54
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Constance писал(а) 22 января 2017, 14:45 Сравниваю не просто персонажей - сравниваю харизму воплотивших их актеров. И здесь Тоби ох как далеко до Кейна... И спойлер в тексте на фильм 20-летней давности, который предположительно все, кто хотел, посмотрели, отчасти простителен. Иногда, согласись, трудно отделить спойлер от представления сюжета. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17271
22 января 2017, 14:45
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Basil писал(а) 20 января 2017, 21:07 Глубокий текст рецензии, не ожидал увидеть эту картину в таком свете... Спасибо, Констанция... Единственный недостаток ... Сравниваю не просто персонажей - сравниваю харизму воплотивших их актеров. И здесь Тоби ох как далеко до Кейна... |
Basil (Зритель), постов: 119
20 января 2017, 21:07
| |
![]() 8 ![]() |
Глубокий текст рецензии, не ожидал увидеть эту картину в таком свете... Спасибо, Констанция... Единственный недостаток - спойлеры... насколько я знаю, в рецензиях их не должно быть, так как, вероятно, читающему впереди еще фильм смотреть... Но если в целом... Смотрел этот фильм, будучи школьником, по ощущениям могу сказать, что Гомер не такой уж второсортный персонаж, по сравнению с Доком... Просто есть такой операторский прием в некоторых американских фильмах, когда персонаж долго смотрит в пространство, и за счет сильного кадра можно прочитать много разнообразных смыслов... В этом фильме мне очень запомнился такой момент, когда Гомер полирует глазами тушку Кэнди - это очень сильный момент в этом фильме, в этих кадрах на мой взгляд, звучит голос режиссера... Док - это совсем другой персонаж, он старше, опытнее, мудрее... Я бы не сравнивал их... У обоих - свои правила, и своя жизнь , и говорить о положительном герое - всегда сложно, так как человек создан из противоречий... |
Летописец (Критик), постов: 64101
11 августа 2015, 23:40
| |
![]() 15 ![]() |
в рецензии прям веет моралью, но на самом деле все врачи одинаковы
Чаще вспоминайте эту фразу : "разбойник требует кошелек или жизнь.Врач отнимает и кошелек, и жизнь" |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
5 августа 2015, 15:37
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
Великолепное кино и качественная рецензия! ) Спасибо! |
BADENBADEN (Критик), постов: 7288
28 июля 2015, 12:35
| |
![]() 14 ![]() |
Рецензия отличная, сегодня посмотрю. |
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24348
22 июля 2015, 20:30
| |
![]() 11 ![]() ![]() |
Фильм отличный |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
MySpace (Киноман), постов: 1337
сегодня, 10:48
| |
Чем элитность не от элитности отличается? Ничем, это все чушь собачья навязаная обществом.
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12419
сегодня, 10:44
| |
Был когда-то даже детский мультсериал про Рэмбо:)
|
Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 12419
сегодня, 10:44
| |
Не уверен, что хочу увидеть, так сказать, историю происхождения Рэмбо
|
Constance (Киноакадемик), постов: 17271
сегодня, 10:26
| |
"...руководство Lionsgate было обеспокоено привлекательностью фильма для молодого поколения зрителей, так как оно мало знакомо с оригиналом..." - дотумкали, ... [читать далее]
|
Andrew (Главный редактор), постов: 76785
сегодня, 10:26
| |
Уходить из этой чуши надо было сразу, как сценарий прочитал первого сезона
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5331
сегодня, 10:19
| |
...рано из Ведьмака ушел
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5331
сегодня, 10:19
| |
+++
|
Stefa (Киноакадемик), постов: 22617
сегодня, 10:16
| |
Летом, первая часть!;) Е дей то де думаю заскочит
|
Stefa (Киноакадемик), постов: 22617
сегодня, 10:16
| |
Да там броня такая, и надуваться не нужно!)
|
Andrew (Главный редактор), постов: 76785
сегодня, 10:14
| |
Ну, Кавилл всегда был средненьким актером, несмотря на фактуру. И его взлет был обеспечен исключительно культовым персом комиксов, а не его заслугами. ... [читать далее]
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 23 мая 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, криминал, приключения |
Режиссер: | Кристофер МакКуорри |
В главных ролях: | Ванесса Кирби, Том Круз |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.55 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.42 |
1 | Красный шелк | 7.8 |
---|---|---|
2 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
3 | Кончится лето | 7.56 |
4 | Кракен | 7.18 |
5 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.15 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.89 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Звезда "Миссии невыполнимой" не позволил журналистам рассуждать на эту тему
Звезда "Аквамена" стала мамой сразу двух детей
Бывший президент США забыл, кто такой Джордж Клуни
Награждения
Наши рекорды