Не самое благодарное занятие писать о фильме, который провалился в прокате и был заклёван и заплёван практически всеми! Но у каждого фильма найдётся свой зритель, - и я пожалуй один из тех немногих, для кого и старался Оливер Стоун и вся его съёмочная команда. В данной рецензии (скорее даже статье) я не стану призывать недоброжелателей пересмотреть свои взгляды на картину и не буду пытаться обращать её недостатки в скрытые достоинства. Аналитический разбор на все составляющие также не будет соответствовать моему замыслу. Ведь основной темой для рассуждений будет главное действующее лицо картины - сам Александр! Для начала сделаю одну поправку - я очень люблю исторические фильмы, но это не означает, что я покупаюсь на всякое "мыло", спекулирующее этим жанром! И хоть мои суждения будут носить субъективный характер( ведь мне искренне нравится этот фильм!) я буду придерживаться строгой аргументации!
Оливер Стоун известен своей политической активностью, с пылом-жаром исследующий ключевые моменты американской истории второй половины XX века. Он расследует убийство Кеннеди ("Кеннеди. Выстрелы в Далласе), делится в том числе и своим военным опытом в трилогии о Вьетнамской войне ("Взвод" - Рождённый четвёртого июля" - "Небо и земля"), изучает причины краха фондовой биржи ("Уолл-Стрит"). Заостряет внимание и на президентах -в байопиках о Никсоне и Буше-младшом, одно лишь упоминание о которых может вызвать ожесточённые споры среди политологов. "Александр" - первый и пока что единственный исторический фильм Оливера Стоуна о великом полководце древности, в котором режиссёр также не преминул коснуться политической жизни Древней Македонии.
Замахнуться на такой материал - довольно рискованное дело! Необходимо иметь изрядную долю энтузиазма, чтобы отважится на такой отчаянный шаг. Ведь одного опыта снимать байопики недостаточно. Намного проще воссоздать психологический портрет твоего современника, пусть даже и президента, чья жизнь казалось бы находится за семью печатями. Вы оба являетесь очевидцами сегодняшних событий, оба переживаете одни и те же "социальные катаклизмы" - и хоть вы принадлежите к совершенно разных сферам деятельности - режиссёр и президент - вы современники, что подразумевает абсолютно идентичную психологию. А теперь вам предстоит проникнуться в психологию человека, жившего две с половиною тысячи лет назад. Что же побудило Оливера Стоуна оживить на экране этот образ? Вполне возможно, что это профессиональный интерес испробовать свои силы в исторической ленте. Занести в свою фильмографию жанр "пеплум". Или эта попытка завуалировать вторжение Соединённых штатов в Ирак, отождествляя древних македонцев с цивилизованным Западом в лице американцев, а помпезную и варварскую Персию с сегодняшним арабским государством, являющимся прямым наследником древней империи?! Та же конспирологическая версия бытовала и с фильмом "300 спартанцев", вышедшем на экраны годом позже. В отношении Александра - это вполне возможно, очень актуально и на "злобу дня" - вот только режиссёр на стал акцентировать внимание на противостоянии двух держав, он сфокусировал всё внимание на одной-единственной личности!
Задача стояла крайне сложная. Как изобразить великого полководца в картине, образ которого дошёл до нас в мифах и легендах, в которых он предстаёт перед нами полубогом-получеловеком? Возникает дилемма - либо его представить таким как на героических картинах - возвышающимся на своём могучем Буцефале (имя его коня!) владыкой мира, озарённый солнечным светом и овеянный бессмертной славой - либо незаурядной личностью, которой свойственны человеческие слабости - страхи и сомнения? В первом случае - мы получим лишь безжизненную каменную статую, во втором случае - развенчаем миф о его "божественной" натуре. Как показать драму великого человека, чтобы при этом не возникло чувства отвращения к нему - "и это тот самый Александр, который "разрубил гордиев узел"??? - Да просто закомплексованная тряпка"! Но Оливер Стоун сделал ставку на очеловечивание мифологического персонажа. На мой взгляд, режиссёр подошёл к этому вопросу довольно щепетильно, стараясь не переусердствовать в собственных домыслах. Не забывая при этом, что это художественная картина, допускающая небольшую толику исторических искажений в угоду кинематографической зрелищности. Но это коснулось незначительных элементов, не влияющих на общий замысел и конструкцию фильма. К тому же домыслы на основе имеющихся документов - это необходимый метод воссоздания древнего мира и в частности портрета македонского царя - ведь первые упоминания о нём находятся в трудах Плутарха, написанные спустя столетия после смерти полководца. Поэтому Александра можно только представить себе, или приблизиться к его представлению, но истинного полководца никто никогда не узнает!
Потому-то зная про его эмоционально-волевые качества, остром уме, храбрости, стратегическом гении и прозорливости - можно лишь представить его модель поведения в определённых ситуациях. А гордыня и буйный нрав, которые затмевают его разум, делает неконтролируемым и часто приводят к непредсказуемым последствиям. Совладать с самим собою намного сложнее, чем с противником на поле битвы. К тому же накладывались и личные проблемы, которые тяжело уместить в одной груди. Это восхождение к трону, обагрённое кровью отца, и павшая на сына тень подозрения в убийстве, непростые отношения с матерью, с другом детства, с жёнами и наконец с многочисленными подчинёнными. Всё это отягощало его. Этой судьбы он не выбирал. Он был для этого рождён. Лишь в битвах он был в своей стихии, лишь там ему покорялась судьба и там он чувствовал себя хозяином мира. И только таким мы все желаем его видеть - рыцарем без страха и упрёка, а не рыцарем печального образа, в котором он предстаёт - будучи сыном, мужем и царём!
Упомянув о щепетильном подходе Оливера Стоуна, приведу в пример один момент, который больше всего возмутил общественность и оскорбил чувства современных эллинов. Это намёк на бисексуальность Александра. Точных сведений по этому поводу конечно же нет. Но доподлинно известно, что однополые отношения между мужчинами не запрещались в Древней Греции на законодательном уровне и обществом не осуждались. То есть такая практика существовала и это было в порядке вещей. И в отношении Македонского - утверждать этого нельзя, но предположить можно. И на мой взгляд, его отношения с Гефестионом показаны довольно целомудренно - их можно трактовать и как платонические (как и Ахиллеса с Патроклом). Ведь в фильме нет откровенных гомоэротических сцен. Единственную претензию могут вызвать лишь подкрашенные ресницы Александра и Гефестиона - но это можно счесть за кинематографическую условность, которая придавала некоторым сценам больше выразительности.
Другой важный момент - это показать основную цель завоевательных походов. Вернее - сам смысл существования Александра, как он сам представляет свою миссию на земле. Ведь в одной лишь демонстрации военной мощи и стратегического гения, что выражалось в покорении других народов - героического мало. Сегодня это рассматривалось бы как агрессия в отношении других государств. Поэтому прекрасно поставленные масштабные битвы при Гавгамелах и на реке Гидасп - не являются основополагающими в попытках раскрыть нам образ завоевателя Востока. Да, он доблестный воин, его удел - война, но ежесекундно вдыхать запах крови и впиваться мечом в человеческое мясо - не доставляет ему удовольствия. Ведь он родился в стране философов, воспитывался у самого Аристотеля, эстетическое видение мира ему не чуждо. Поэтому он не уподобляется варварам-захватчикам - для которых главное трофеи и порабощение людей. В других цивилизациях, более древних, он ищет возможность объединиться, обменяться своими знаниями и культурами, преодолеть различные барьеры и искоренить ксенофобию. Но мир оказался намного сложнее и огромнее, чем мог себе представить Александр, даже когда он дошёл до самого "края земли". Он склонился перед македонским царем, но в итоге его же и поглотил! В этом и состояла главная трагедия покорителя мира!
Подытоживая всё вышесказанное, я считаю, что фильм получился достойным внимания в плане обрисовки психологического портрета великого полководца и красочной иллюстрации его жизни. Безупречной картину назвать нельзя! Да и не может существовать такого фильма. От любого даже всеми признанного "шедевра" - какой-нибудь человек, не обделённый чувствами и разумом - лишь пожмёт плечами, а скромный фильм, обделённый всеобщим вниманием, возведёт для себя в образец искусства. Ведь кино нельзя подвергнуть математическому анализу и вывести формулу идеального совершенства. Кино влияет прежде всего на сферу чувств, лишь только ей и доверяется зритель. Фильм Александр может вызвать разные чувства - от негативных до положительных - но равнодушным он не оставит никого!
Год выхода: | 2004 |
Жанр: | биографический, боевик, военный, драма, исторический, мелодрама, приключения |
Страна: | Германия, США, Франция, Нидерланды |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Александр" от George
Александр? Или нет?
Просмотров: 5051
Оценка читателей: 9,82 из 10 (голосов 11)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 30
Dean24 (Критик), постов: 4638
29 апреля 2016, 18:42
| |
![]() 11 ![]() ![]() |
Сильно написано, очень интересно было читать)
Фильм я не смотрел, но в список "к просмотру" добавлю) |
George (Киноакадемик), постов: 10413
18 апреля 2016, 1:03
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
Jeekaa писал(а) 18 апреля 2016, 0:33 Я получил огромное удовольствие от этого фильма. Спасибо за рецензию George, подписываюсь под каждым словом. Спасибо за понимание!) |
Jeekaa (Критик), постов: 1166
18 апреля 2016, 0:33
| |
![]() 13 |
Я получил огромное удовольствие от этого фильма. Спасибо за рецензию George, подписываюсь под каждым словом. |
TREADSTONE (Критик), постов: 23307
17 апреля 2016, 22:33
| |
![]() 10 ![]() ![]() |
George писал(а) 17 апреля 2016, 21:18 Оливер Стоун - автор, со своей концепцией, своим стилем, своим особым художественным видением. О Петерсене я первый ... Вольфганг Петерсен. Режиссер "идеального шторма" (прекрасный фильм) и "Посейдона" (хороший) |
George (Киноакадемик), постов: 10413
17 апреля 2016, 21:31
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 17 апреля 2016, 21:23 Как постановщик боевиков он имеет вес, заслуженный, пожалуй))
Я люблю старый фильм Враг мой 1985 - очаровательная ... Да, я сейчас почитал про него. Ну, есть парочку хороших фильмов - Самолёт президента с Фордом, Посейдон. Умеет снимать масштабные картины. Фильмы его смотрел, а его самого не помню))) |
George (Киноакадемик), постов: 10413
17 апреля 2016, 21:28
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
LivEricsen2 писал(а) 17 апреля 2016, 21:21 Фильм всем хорош, лишь оператор подкачал, ему б ровней снимать и фильм ценой не измерился Ну, это не оператор сплоховал - всё-таки профессионал. Такая задумка, чтобы приблизиться к документальности в съёмках сражений) |
Constance (Киноакадемик), постов: 16535
17 апреля 2016, 21:23
| |
![]() 10 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 17 апреля 2016, 21:18 Оливер Стоун - автор, со своей концепцией, своим стилем, своим особым художественным видением. О Петерсене я первый ... Как постановщик боевиков он имеет вес, заслуженный, пожалуй))
Я люблю старый фильм Враг мой 1985 - очаровательная и душевная фантастика)) |
LivEricsen2 (Критик), постов: 3534
17 апреля 2016, 21:23
| |
![]() 7 |
George писал(а) 17 апреля 2016, 21:18 Оливер Стоун - автор, со своей концепцией, своим стилем, своим особым художественным видением. О Петерсене я первый ... "Подводная лодка" мощное кино, оставляет на эмоциях после просмотра и разве можно позабыть фильмы детства многих- "бесконечная история" и "враг мой" |
LivEricsen2 (Критик), постов: 3534
17 апреля 2016, 21:21
| |
![]() 7 |
Фильм всем хорош, лишь оператор подкачал, ему б ровней снимать и фильм ценой не измерился |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 12:01
| |
И при этом многие специалисты по CGI почему-то шарахаются именно от Диснея и Marvel и их условий работы:) Настолько, что даже наконец объединились в собственный ... [читать далее]
|
![]() сегодня, 12:01
| |
Хех - а ещё у Ганна была шутка про Аквамена и рыб)))
|
![]() сегодня, 11:59
| |
И тут Марвел:) Да что ж такое:)
|
Jon Smith (Киноман), постов: 220
сегодня, 11:54
| |
"Великие" фильмы. Незаслуженно прокатили с номинацией
|
![]() сегодня, 11:53
| |
А Геральта из Ривии не предполагается?)
|
Jon Smith (Киноман), постов: 220
сегодня, 11:52
| |
Сейчас скажут, что снимался ДО всех событий.
|
Jon Smith (Киноман), постов: 220
сегодня, 11:51
| |
За что ж вы с ним так.
|
![]() сегодня, 11:50
| |
Ну, конечно, как же без "все прекрасно понимают":)) Просто у DC все настолько плохо, что там уже ничего не помогает:)
|
Jon Smith (Киноман), постов: 220
сегодня, 11:50
| |
Каламбур какой-то. Давайте ещё Чужого для полного капустника.
|
Jon Smith (Киноман), постов: 220
сегодня, 11:49
| |
Опять эти Трансформеры:ЗлыеЗвери тут.
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 20 декабря 2023 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Джеймс Ван |
В главных ролях: | Джейсон Момоа, Бен Аффлек |
Реклама
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю |
8.5 |
---|---|---|
2 | Вызов |
7.59 |
3 | Джон Уик 4 |
7.28 |
4 | Переводчик |
7.07 |
5 | Два, три, демон, приди! |
6.56 |
1 | Кентавр |
8.67 |
---|---|---|
2 | KinoNews.ru: 15 лет в строю |
8.5 |
3 | По щучьему велению |
7.75 |
4 | Поехавшая |
7.6 |
5 | Вызов |
7.59 |
1 | Грань Будущего 2 |
9.67 |
---|---|---|
2 | Дэдпул 3 |
8.69 |
3 | Миссия невыполнима 8 |
8.63 |
4 | Безумный Макс: Пустошь |
8.57 |
5 | Шерлок Холмс 3 |
8.51 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля |
9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка |
9.44 |
3 | Золотой теленок |
9.43 |
4 | Терминатор 2: Судный день |
9.4 |
5 | Форрест Гамп |
9.4 |
1 | Во все тяжкие |
9.36 |
---|---|---|
2 | Игра престолов |
9.20 |
3 | Если наступит завтра |
9.00 |
4 | Разрушители легенд |
9.00 |
5 | Место встречи изменить нельзя |
8.97 |
Самые обсуждаемые материалы
Исполнитель роли Железного человека Роберт Дауни мл.
Режиссер пообещал больше экшна во второй части
Студия Warner Bros.
Награждения
Наши рекорды
Фильм я не смотрел, но в список "к просмотру" добавлю)