Современный кинематограф уже мало чем нас удивляет. Он давно застыл в своём развитии; перестал искать новые возможности. Мы наблюдаем прогресс лишь технической стороны, средств выразительности, направленной большей частью на внешний эффект, на красочность обёртки. Но содержание, киноязык становится всё примитивней и примитивней, - птичьим языком. Темы повторяются, избранные направления описывают круги. Обо всём давно уже сказано и ничего другого не придумать. Остаётся лишь пересказывать всё заново, на свой лад (поэтому всё новое - это хорошо забытое старое).
Но современный кинозритель, который не будет брезгливо отворачиваться от "старого" кино (только потому что оно старое), - приятно удивится ранее не виданными и позже позабытыми возможностями в кинематографе. Это было время фундаментальных открытий - когда кино заговорило на совершенно другом языке. И одним их первых на эту ещё не проторенную дорожку ступил Ингмар Бергман со своим фильмом "Земляничная поляна". И это открытие заключается в проекции на экране человеческого мышления. Осознанная реальность, бессознательные сновидения, сознательные воспоминания, мечты, желания - все эти образы безостановочно вращаются в человеческой голове - и этот "поток сознания" необходимо спроецировать на экране и превратить его в сюжет. А сюжет этого фильма таков.
Эта история профессора, проснувшегося поутру после страшного сна и собирающегося ехать на церемонию вручения почётной премии в честь 50-летия его врачебной практики. Весь фильм посвящён его поездке на это мероприятия и кончается его постелью. Всего один день. Эта незамысловатая фабула фильма прямолинейна как остов, на который нанизываются формообразующие элементы, поскольку основное действие происходит в голове главного героя. Мы видим процессы его мышления. Это и сон, в котором он находится в разрушенном городе, - где городские часы без стрелок; он встречает безликого человека, а потом похоронную колесницу, везущую гроб, из которого вытягивает руку двойник профессора и тянет его за собой. Мы видим белокурые воспоминания молодости - белое платье его возлюбленной, собирающей землянику, белоснежную скатерть обеденного стола, за которым собираются все домашние. Мы видим его реальность, в которой он несчастный одинокий старик, 78 лет, вдовец, женившийся не на той, о которой грезил на земляничной поляне. Он едет получать эту "идиотскую" медаль вместе со своей невесткой, женой его сына, у которых свои никак не разрешимые проблемы; они встречают случайных попутчиков - и все эти события реальности, а также воспоминания преобразуются в абсурдных и тревожных снах, где профессор сдаёт экзамен инженеру (который попался ему на дороге) - и выслушивает суровый приговор своей незадавшейся жизни.
Кинематограф давно интересовался этими модальностями - как сон и воспоминания - рассматривая их в качестве повествовательных элементов. Но прежде они выделялись маркерами - либо наплывом, либо двойной экспозицией, то есть автор заранее предупреждал зрителя - что сейчас будет. Бергман не стал выделять эти переходы из одной модальности в другую - он превратил и сон и реальность и воспоминания в единый повествовательный поток. Правда, чтобы зрителю совсем не потеряться, так как это было ещё в новинку - главный герой, он же рассказчик, озвучивает свои мысли по ходу действия. Позже эти пространства сознательного - бессознательного, реального-ирреального усовершенствуются у Тарковского и Феллини. Неспроста в фильмах Тарковского присутствует этот навязчивый образ дверного проёма - символизирующего переход из одного состояния в другое.
"Земляничная поляна" - это не просто игра воображения. Рассказчик делится своими воспоминаниями, выделяя в них основные моменты своей жизни. И эта модальность является ключевой, именно ею и живёт человек, она поддерживает его жажду к жизни. Реальность опостылела, сны абсурдны. Когда жизненный путь заканчивается, лишь яркие воспоминания смягчают чёрствость сердца и питают его надеждами на лучшее, - на то лучшее, что останется после тебя. Чтобы стало с этим человеком, не будь у него возможности перенестись мыслями на земляничную поляну, где прелестная девушка в белом собирает спелые ягоды?!
Рецензия к фильму "Земляничная поляна" от George
Проекция мышления
Просмотров: 6719
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
Hasanov (Критик), постов: 13885
30 мая 2016, 20:02
| |
![]() ![]() 12 ![]() ![]() |
George писал(а) 30 мая 2016, 19:55 Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" ... И не говорите, про телефон хорошо подметили. Есть одна модель которую купил 7 лет назад, так нравилась, отдал на время..сломался..тоска....сейчас если бы продавали, купил бы (сейчас у меня 4-ка, нет никакой душевности в этом аппарате-так и в фильмах). |
George (Киноакадемик), постов: 10590
30 мая 2016, 19:55
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 30 мая 2016, 16:55 Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить ... Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" - в слове "доброе" укладывается множество смыслов))) Проблема в том, что эти люди по болей части воспринимают кинематограф не как киноискусство (со своими идеями, формами, языком и прочим), а как техническую индустрию. То есть для них это как выбирать между первыми моделями телефона или шестым айфоном. Если нет клиповой эстетики с яркой картинкой и лихим монтажом - то это скукотища смертная. |
Hasanov (Критик), постов: 13885
30 мая 2016, 16:55
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить что-нибудь в голове...
Как хорошо описали, будто эпизод книги прочитал...Порой, при просмотре старых фильмов нужно заставить себя просмотреть первые 10 минут, потом если что-то стоящее..покатит. Знаю многих товарищей, которые даже слышать не хотят о фильмах, вышедших ранее 2000-х. |
George (Киноакадемик), постов: 10590
30 мая 2016, 0:48
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:46 Завтра договорим - ночью аргументировать вредно)) Конечно! |
Constance (Киноакадемик), постов: 17266
30 мая 2016, 0:46
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 30 мая 2016, 0:38 Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из ... Завтра договорим - ночью аргументировать вредно)) |
George (Киноакадемик), постов: 10590
30 мая 2016, 0:38
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:27 Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" ... Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из стилизаций прошлых творений - это уже производное кино! То есть вторичное. Либо искусство зашло в тупик в поисках нового языка, либо эти намерения похоронены под современной коммерцией кино. Есть один единственный механизм как делать массовое кино -экспериментировать тут рискованно. Зато и кино получается - одно от другого не отличимое, разве что разные истории и персонажи).
Постмодернисткий формализм а-ля Тарантино - это не фундаментальные открытия в кино, это каша-малаша. Я не говорю, что это плохо, но это не развитие! |
Constance (Киноакадемик), постов: 17266
30 мая 2016, 0:27
| |
![]() 11 ![]() ![]() ![]() |
Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" - это касается, само собой, не только кинематографа. Но некоторым представителям человечества, и кинематографистам в том числе, это не мешает из вдоль и поперек изученных кусочков смальты складывать новые картины)) |
George (Киноакадемик), постов: 10590
30 мая 2016, 0:16
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
brune писал(а) 30 мая 2016, 0:12 да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос)) Посмотрите как-нибудь, если не видели?)) Если понравилась рецензия, то уверен,то фильм вам придётся по душе)) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26634
30 мая 2016, 0:12
| |
![]() 15 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 29 мая 2016, 23:58 Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь ... да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос)) |
George (Киноакадемик), постов: 10590
29 мая 2016, 23:58
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
brune писал(а) 29 мая 2016, 23:39 Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого ... Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь назад, он бы променял своё положение в обществе только чтобы снова оказаться на той самой поляне. Трактовать это можно по-разному. Как бы не была устроена жизнь человека, - всё равно его что-то гложет и он начинает ворошить свою память ища тому причины. |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Andrew (Главный редактор), постов: 76717
сегодня, 10:34
| |
Меня всегда в их правоохранительной системе удивляет, как они могут доказать сексуальное насилие спустя годы?:) К тому же между партнерами, которые жили ... [читать далее]
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7642
сегодня, 9:36
| |
Так у него же психический подтвержденный диагноз есть даже. Жаль что все вокруг ему потакают и устраивают из этого шоу.
|
ppf2 (Новичок), постов: 14
сегодня, 9:30
| |
Когда удивлять уже нечем, будем удивлять неприкрытым срамом...
Как отвечал Мики Рурк на вопрос почему он ведёт себя как распоследний козёл: "Зато ... [читать далее] |
DarkKnight77 (Критик), постов: 11130
сегодня, 9:04
| |
У Зои Салданы и наряд и вид кошмар
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8898
сегодня, 8:56
| |
Крипке и в 4 сезоне обещал много смертей,но было мало )
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11130
сегодня, 8:27
| |
Зависть чему, что ты того, ку-ку?
|
Mr Ma (Критик), постов: 8812
сегодня, 8:13
| |
Помню Кинчев писал, что народ ему задавал в письмах массу политических, философских, военных, технических, экономических вопросов, веря что он во всем ... [читать далее]
|
Mr Ma (Критик), постов: 8812
сегодня, 8:11
| |
Ну так вот такие как раз и нравятся толпе. А чувак молодец просто не скрывает, в отличие от других, свой уровень интеллекта.
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 8898
сегодня, 8:03
| |
Да они оба отбитые, что Канье,что Бьянка. Последняя песня Канье просто бред,о его юношеских приключениях с кузеном...Такой придурок.
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 36562
сегодня, 8:00
| |
В 2016 еще норм, но в этернал.....лучше прост забыть эту часть ахаха
Еще и Мика Гордона убрали. Из-за чего музон тоже просел |
Фильм месяца
Дата выхода: | 2 мая 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Джейк Шрейер |
В главных ролях: | Флоренс Пью, Себастиан Стэн |
Реклама
1 | Маленький будда | 9 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.64 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.42 |
1 | Красный шелк | 7.8 |
---|---|---|
2 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
3 | Кончится лето | 7.5 |
4 | Майор Гром: Игра | 7.08 |
5 | Огниво | 7.05 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.11 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.00 |
5 | Дикая банда | 8.83 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Киностудия потеряла огромную сумму из-за провала фильма "Джокер: Безумие на двоих"
Автомобиль звезды фильма "Джокер" угнали от его дома
Награждения
Наши рекорды