Современный кинематограф уже мало чем нас удивляет. Он давно застыл в своём развитии; перестал искать новые возможности. Мы наблюдаем прогресс лишь технической стороны, средств выразительности, направленной большей частью на внешний эффект, на красочность обёртки. Но содержание, киноязык становится всё примитивней и примитивней, - птичьим языком. Темы повторяются, избранные направления описывают круги. Обо всём давно уже сказано и ничего другого не придумать. Остаётся лишь пересказывать всё заново, на свой лад (поэтому всё новое - это хорошо забытое старое).
Но современный кинозритель, который не будет брезгливо отворачиваться от "старого" кино (только потому что оно старое), - приятно удивится ранее не виданными и позже позабытыми возможностями в кинематографе. Это было время фундаментальных открытий - когда кино заговорило на совершенно другом языке. И одним их первых на эту ещё не проторенную дорожку ступил Ингмар Бергман со своим фильмом "Земляничная поляна". И это открытие заключается в проекции на экране человеческого мышления. Осознанная реальность, бессознательные сновидения, сознательные воспоминания, мечты, желания - все эти образы безостановочно вращаются в человеческой голове - и этот "поток сознания" необходимо спроецировать на экране и превратить его в сюжет. А сюжет этого фильма таков.
Эта история профессора, проснувшегося поутру после страшного сна и собирающегося ехать на церемонию вручения почётной премии в честь 50-летия его врачебной практики. Весь фильм посвящён его поездке на это мероприятия и кончается его постелью. Всего один день. Эта незамысловатая фабула фильма прямолинейна как остов, на который нанизываются формообразующие элементы, поскольку основное действие происходит в голове главного героя. Мы видим процессы его мышления. Это и сон, в котором он находится в разрушенном городе, - где городские часы без стрелок; он встречает безликого человека, а потом похоронную колесницу, везущую гроб, из которого вытягивает руку двойник профессора и тянет его за собой. Мы видим белокурые воспоминания молодости - белое платье его возлюбленной, собирающей землянику, белоснежную скатерть обеденного стола, за которым собираются все домашние. Мы видим его реальность, в которой он несчастный одинокий старик, 78 лет, вдовец, женившийся не на той, о которой грезил на земляничной поляне. Он едет получать эту "идиотскую" медаль вместе со своей невесткой, женой его сына, у которых свои никак не разрешимые проблемы; они встречают случайных попутчиков - и все эти события реальности, а также воспоминания преобразуются в абсурдных и тревожных снах, где профессор сдаёт экзамен инженеру (который попался ему на дороге) - и выслушивает суровый приговор своей незадавшейся жизни.
Кинематограф давно интересовался этими модальностями - как сон и воспоминания - рассматривая их в качестве повествовательных элементов. Но прежде они выделялись маркерами - либо наплывом, либо двойной экспозицией, то есть автор заранее предупреждал зрителя - что сейчас будет. Бергман не стал выделять эти переходы из одной модальности в другую - он превратил и сон и реальность и воспоминания в единый повествовательный поток. Правда, чтобы зрителю совсем не потеряться, так как это было ещё в новинку - главный герой, он же рассказчик, озвучивает свои мысли по ходу действия. Позже эти пространства сознательного - бессознательного, реального-ирреального усовершенствуются у Тарковского и Феллини. Неспроста в фильмах Тарковского присутствует этот навязчивый образ дверного проёма - символизирующего переход из одного состояния в другое.
"Земляничная поляна" - это не просто игра воображения. Рассказчик делится своими воспоминаниями, выделяя в них основные моменты своей жизни. И эта модальность является ключевой, именно ею и живёт человек, она поддерживает его жажду к жизни. Реальность опостылела, сны абсурдны. Когда жизненный путь заканчивается, лишь яркие воспоминания смягчают чёрствость сердца и питают его надеждами на лучшее, - на то лучшее, что останется после тебя. Чтобы стало с этим человеком, не будь у него возможности перенестись мыслями на земляничную поляну, где прелестная девушка в белом собирает спелые ягоды?!
Рецензия к фильму "Земляничная поляна" от George
Проекция мышления
Просмотров: 6764
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
Hasanov (Критик), постов: 13885
30 мая 2016, 20:02
| |
![]() ![]() 13 ![]() ![]() |
George писал(а) 30 мая 2016, 19:55 Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" ... И не говорите, про телефон хорошо подметили. Есть одна модель которую купил 7 лет назад, так нравилась, отдал на время..сломался..тоска....сейчас если бы продавали, купил бы (сейчас у меня 4-ка, нет никакой душевности в этом аппарате-так и в фильмах). |
George (Киноакадемик), постов: 10592
30 мая 2016, 19:55
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 30 мая 2016, 16:55 Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить ... Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" - в слове "доброе" укладывается множество смыслов))) Проблема в том, что эти люди по болей части воспринимают кинематограф не как киноискусство (со своими идеями, формами, языком и прочим), а как техническую индустрию. То есть для них это как выбирать между первыми моделями телефона или шестым айфоном. Если нет клиповой эстетики с яркой картинкой и лихим монтажом - то это скукотища смертная. |
Hasanov (Критик), постов: 13885
30 мая 2016, 16:55
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить что-нибудь в голове...
Как хорошо описали, будто эпизод книги прочитал...Порой, при просмотре старых фильмов нужно заставить себя просмотреть первые 10 минут, потом если что-то стоящее..покатит. Знаю многих товарищей, которые даже слышать не хотят о фильмах, вышедших ранее 2000-х. |
George (Киноакадемик), постов: 10592
30 мая 2016, 0:48
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:46 Завтра договорим - ночью аргументировать вредно)) Конечно! |
Constance (Киноакадемик), постов: 17343
30 мая 2016, 0:46
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 30 мая 2016, 0:38 Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из ... Завтра договорим - ночью аргументировать вредно)) |
George (Киноакадемик), постов: 10592
30 мая 2016, 0:38
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:27 Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" ... Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из стилизаций прошлых творений - это уже производное кино! То есть вторичное. Либо искусство зашло в тупик в поисках нового языка, либо эти намерения похоронены под современной коммерцией кино. Есть один единственный механизм как делать массовое кино -экспериментировать тут рискованно. Зато и кино получается - одно от другого не отличимое, разве что разные истории и персонажи).
Постмодернисткий формализм а-ля Тарантино - это не фундаментальные открытия в кино, это каша-малаша. Я не говорю, что это плохо, но это не развитие! |
Constance (Киноакадемик), постов: 17343
30 мая 2016, 0:27
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" - это касается, само собой, не только кинематографа. Но некоторым представителям человечества, и кинематографистам в том числе, это не мешает из вдоль и поперек изученных кусочков смальты складывать новые картины)) |
George (Киноакадемик), постов: 10592
30 мая 2016, 0:16
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
brune писал(а) 30 мая 2016, 0:12 да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос)) Посмотрите как-нибудь, если не видели?)) Если понравилась рецензия, то уверен,то фильм вам придётся по душе)) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26717
30 мая 2016, 0:12
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 29 мая 2016, 23:58 Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь ... да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос)) |
George (Киноакадемик), постов: 10592
29 мая 2016, 23:58
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
brune писал(а) 29 мая 2016, 23:39 Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого ... Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь назад, он бы променял своё положение в обществе только чтобы снова оказаться на той самой поляне. Трактовать это можно по-разному. Как бы не была устроена жизнь человека, - всё равно его что-то гложет и он начинает ворошить свою память ища тому причины. |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
KINEC (Киноман), постов: 287
сегодня, 3:58
| |
...Это я про остальные поделки Снайдера, типа Хранителей, фильмов Дсеу, Армия Мертвяков, Мятежная Луна - это всё шлак, конечно. Скатился Снайдыр Зак Знатно. )))
|
JENIK (Критик), постов: 7226
сегодня, 3:57
| |
Переглянул. Вот этот фильм прикольный, с годной музыкой и экшеном, а ещё 300 спартанцев норм, где царь Лёня орёт ЭТО СПАРТАААА, а потом случилась МАРТАААА...
|
JENIK (Критик), постов: 7226
сегодня, 3:55
| |
Пойдёт на разок фильм, только надо было назвать "Моя девушка - псих!!". Это после того, как персонаж Лоуренс психанула в ресторане и скинула со стола ... [читать далее]
|
McMuffinn (Критик), постов: 8381
сегодня, 3:52
| |
Каратель и Халк в пауке. Неплохая заварушка намечается.
|
JENIK (Критик), постов: 7226
сегодня, 2:26
| |
Хоть концовка и мура, а сюжет наркоманский бред, типа "Ухх, какие у вас прикольные почти Одинаковые визитные карточки))", но если рассматривать этот ... [читать далее]
|
Летописец (Критик), постов: 64418
сегодня, 1:11
| |
А почему не выдают бесплатный лозартан по льготным рецептам, потому что государственная фирма "Фармация" на грани банкротства. И Никто, не хочет ... [читать далее]
|
Летописец (Критик), постов: 64418
сегодня, 1:08
| |
У нас в городе практически все так считают))))Сейчас ни кому не выгодно возится с землей. Не прибыльное дело. Проще заниматься строительством, и разбором ... [читать далее]
|
Ёmoё (Зритель), постов: 524
сегодня, 1:03
| |
Короче ты не знаешь почему и делаешь не правильные выводы! Окей!
|
Летописец (Критик), постов: 64418
сегодня, 1:00
| |
Мы недавно общались на тему земли)))У нас ее просто некому выращивать, земля дается не за просто так, дерут высокие налоги.
Отсюда, вынуждены, с позором ... [читать далее] |
Ёmoё (Зритель), постов: 524
сегодня, 0:55
| |
Короче надоел ты! Ответить по существу ты мне так и не смог и сможешь. И провоцируешь на политические разборки!
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 6 июня 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, ужасы, фантастика |
Режиссер: | Дэн Трактенберг |
В главных ролях: | Майкл Бин, Даг Кокл |
Реклама
1 | Порко Россо | 7.83 |
---|---|---|
2 | Мелочи жизни | 7.64 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Кончится лето | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.29 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Красный шелк | 7.5 |
3 | Кончится лето | 7.5 |
4 | Батя 2: Дед | 7.2 |
5 | Огниво | 7.05 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.08 |
5 | Дикая банда | 8.89 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Режиссер прокомментировал требования фанатов Зака Снайдера бойкотировать перезагрузку киновселенной
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Награждения
Наши рекорды