Современный кинематограф уже мало чем нас удивляет. Он давно застыл в своём развитии; перестал искать новые возможности. Мы наблюдаем прогресс лишь технической стороны, средств выразительности, направленной большей частью на внешний эффект, на красочность обёртки. Но содержание, киноязык становится всё примитивней и примитивней, - птичьим языком. Темы повторяются, избранные направления описывают круги. Обо всём давно уже сказано и ничего другого не придумать. Остаётся лишь пересказывать всё заново, на свой лад (поэтому всё новое - это хорошо забытое старое).
Но современный кинозритель, который не будет брезгливо отворачиваться от "старого" кино (только потому что оно старое), - приятно удивится ранее не виданными и позже позабытыми возможностями в кинематографе. Это было время фундаментальных открытий - когда кино заговорило на совершенно другом языке. И одним их первых на эту ещё не проторенную дорожку ступил Ингмар Бергман со своим фильмом "Земляничная поляна". И это открытие заключается в проекции на экране человеческого мышления. Осознанная реальность, бессознательные сновидения, сознательные воспоминания, мечты, желания - все эти образы безостановочно вращаются в человеческой голове - и этот "поток сознания" необходимо спроецировать на экране и превратить его в сюжет. А сюжет этого фильма таков.
Эта история профессора, проснувшегося поутру после страшного сна и собирающегося ехать на церемонию вручения почётной премии в честь 50-летия его врачебной практики. Весь фильм посвящён его поездке на это мероприятия и кончается его постелью. Всего один день. Эта незамысловатая фабула фильма прямолинейна как остов, на который нанизываются формообразующие элементы, поскольку основное действие происходит в голове главного героя. Мы видим процессы его мышления. Это и сон, в котором он находится в разрушенном городе, - где городские часы без стрелок; он встречает безликого человека, а потом похоронную колесницу, везущую гроб, из которого вытягивает руку двойник профессора и тянет его за собой. Мы видим белокурые воспоминания молодости - белое платье его возлюбленной, собирающей землянику, белоснежную скатерть обеденного стола, за которым собираются все домашние. Мы видим его реальность, в которой он несчастный одинокий старик, 78 лет, вдовец, женившийся не на той, о которой грезил на земляничной поляне. Он едет получать эту "идиотскую" медаль вместе со своей невесткой, женой его сына, у которых свои никак не разрешимые проблемы; они встречают случайных попутчиков - и все эти события реальности, а также воспоминания преобразуются в абсурдных и тревожных снах, где профессор сдаёт экзамен инженеру (который попался ему на дороге) - и выслушивает суровый приговор своей незадавшейся жизни.
Кинематограф давно интересовался этими модальностями - как сон и воспоминания - рассматривая их в качестве повествовательных элементов. Но прежде они выделялись маркерами - либо наплывом, либо двойной экспозицией, то есть автор заранее предупреждал зрителя - что сейчас будет. Бергман не стал выделять эти переходы из одной модальности в другую - он превратил и сон и реальность и воспоминания в единый повествовательный поток. Правда, чтобы зрителю совсем не потеряться, так как это было ещё в новинку - главный герой, он же рассказчик, озвучивает свои мысли по ходу действия. Позже эти пространства сознательного - бессознательного, реального-ирреального усовершенствуются у Тарковского и Феллини. Неспроста в фильмах Тарковского присутствует этот навязчивый образ дверного проёма - символизирующего переход из одного состояния в другое.
"Земляничная поляна" - это не просто игра воображения. Рассказчик делится своими воспоминаниями, выделяя в них основные моменты своей жизни. И эта модальность является ключевой, именно ею и живёт человек, она поддерживает его жажду к жизни. Реальность опостылела, сны абсурдны. Когда жизненный путь заканчивается, лишь яркие воспоминания смягчают чёрствость сердца и питают его надеждами на лучшее, - на то лучшее, что останется после тебя. Чтобы стало с этим человеком, не будь у него возможности перенестись мыслями на земляничную поляну, где прелестная девушка в белом собирает спелые ягоды?!
Рецензия к фильму "Земляничная поляна" от George
Проекция мышления
Просмотров: 6203
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
Hasanov (Критик), постов: 13915
30 мая 2016, 20:02
| |
![]() ![]() 11 ![]() ![]() |
George писал(а) 30 мая 2016, 19:55 Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" ... И не говорите, про телефон хорошо подметили. Есть одна модель которую купил 7 лет назад, так нравилась, отдал на время..сломался..тоска....сейчас если бы продавали, купил бы (сейчас у меня 4-ка, нет никакой душевности в этом аппарате-так и в фильмах). |
George (Киноакадемик), постов: 10437
30 мая 2016, 19:55
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 30 мая 2016, 16:55 Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить ... Спасибо! Да, многие на клеточном уровне не переносят старое-доброе кино. Мне нравится формулировка "старое-доброе" - в слове "доброе" укладывается множество смыслов))) Проблема в том, что эти люди по болей части воспринимают кинематограф не как киноискусство (со своими идеями, формами, языком и прочим), а как техническую индустрию. То есть для них это как выбирать между первыми моделями телефона или шестым айфоном. Если нет клиповой эстетики с яркой картинкой и лихим монтажом - то это скукотища смертная. |
Hasanov (Критик), постов: 13915
30 мая 2016, 16:55
| |
![]() 11 ![]() ![]() |
Джордж, первый абзац-в точку! Выходишь из зала пустым и без мыслей, вроде картинка поразила, но не удается прокрутить что-нибудь в голове...
Как хорошо описали, будто эпизод книги прочитал...Порой, при просмотре старых фильмов нужно заставить себя просмотреть первые 10 минут, потом если что-то стоящее..покатит. Знаю многих товарищей, которые даже слышать не хотят о фильмах, вышедших ранее 2000-х. |
George (Киноакадемик), постов: 10437
30 мая 2016, 0:48
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:46 Завтра договорим - ночью аргументировать вредно)) Конечно! |
Constance (Киноакадемик), постов: 16602
30 мая 2016, 0:46
| |
![]() 10 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 30 мая 2016, 0:38 Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из ... Завтра договорим - ночью аргументировать вредно)) |
George (Киноакадемик), постов: 10437
30 мая 2016, 0:38
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 30 мая 2016, 0:27 Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" ... Да, не стал писать целый трактат)) Сейчас у всех мысли заняты Варкрафтом)) Ну, "новые картины" - сложенные из стилизаций прошлых творений - это уже производное кино! То есть вторичное. Либо искусство зашло в тупик в поисках нового языка, либо эти намерения похоронены под современной коммерцией кино. Есть один единственный механизм как делать массовое кино -экспериментировать тут рискованно. Зато и кино получается - одно от другого не отличимое, разве что разные истории и персонажи).
Постмодернисткий формализм а-ля Тарантино - это не фундаментальные открытия в кино, это каша-малаша. Я не говорю, что это плохо, но это не развитие! |
Constance (Киноакадемик), постов: 16602
30 мая 2016, 0:27
| |
![]() 10 ![]() ![]() ![]() |
Что-то ты сегодня не многословен)) По поводу того, что "обо всем все сказано" или "все уже придумано до нас" - это касается, само собой, не только кинематографа. Но некоторым представителям человечества, и кинематографистам в том числе, это не мешает из вдоль и поперек изученных кусочков смальты складывать новые картины)) |
George (Киноакадемик), постов: 10437
30 мая 2016, 0:16
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
brune писал(а) 30 мая 2016, 0:12 да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос)) Посмотрите как-нибудь, если не видели?)) Если понравилась рецензия, то уверен,то фильм вам придётся по душе)) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 24831
30 мая 2016, 0:12
| |
![]() 14 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 29 мая 2016, 23:58 Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь ... да, я согласна, с моей стороны это был скорее риторический вопрос)) |
George (Киноакадемик), постов: 10437
29 мая 2016, 23:58
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
brune писал(а) 29 мая 2016, 23:39 Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого ... Спасибо! Да, неизвестно как бы повернулась его жизнь в этом случае?! но жалеет он об упущенной возможности - и оглядываясь назад, он бы променял своё положение в обществе только чтобы снова оказаться на той самой поляне. Трактовать это можно по-разному. Как бы не была устроена жизнь человека, - всё равно его что-то гложет и он начинает ворошить свою память ища тому причины. |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Веном (Киноман), постов: 680
сегодня, 18:02
| |
что за глупый вопрос? инфляция - фильмы раньше собирали больше с учетом инфляции...
|
![]() сегодня, 17:51
| |
Это же сравнительный анализ дохода в разные временные промежутки.
|
MiB (Киноакадемик), постов: 6712
сегодня, 17:45
| |
Первая часть понравилась, с удовольствием пойду на продолжение в кино=)
|
![]() сегодня, 17:39
| |
благо деяти добро для практи)))
|
Mono (Критик), постов: 10073
сегодня, 17:38
| |
Бывшая Тимберлейка - вылитая Анна Кендрик. А ггж похожа на Монику Беллуччи в молодости.
И всё это теперь похоже на анекдот... Собрались как-то в Турции ... [читать далее] |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 21395
сегодня, 17:26
| |
Посмотрел первую серию 12-го. Показалось даже напряжённо. Эмма тянет. Ким чисто инстасамка)
Спойлер! Не "Ребёнок Розмари", но к этому походу ... [читать далее] |
Бекинсейл (Зритель), постов: 2594
сегодня, 17:19
| |
"Много Наива" - Чача Иванов доволен)
|
Constance (Киноакадемик), постов: 16602
сегодня, 16:55
| |
Смотреть категорически не собиралась - но все же раздуплилась. Как фильм это, в общем, никак. Но ностальгии и умиления случилась уйма - попало под правильную ... [читать далее]
|
Бекинсейл (Зритель), постов: 2594
сегодня, 16:37
| |
У них: "А на дубах - повисли жёлуди. Ана губах - Прости, не уходи"
|
crewproject (Новичок), постов: 31
сегодня, 16:30
| |
Мне кажется, это тот самый случай, когда не надо было доить корову. Первая часть сработала на ностальгии. Всё, её было достаточно. Больше не надо.
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 21 сентября 2023 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, военный, приключения, триллер |
Режиссер: | Скотт Во |
В главных ролях: | Джейсон Стэйтем, Фифти Сент |
Реклама
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю |
8.46 |
2 | Решение уйти |
7.68 |
3 | Вызов |
7.45 |
4 | Джон Уик 4 |
7.37 |
5 | Переводчик |
6.96 |
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю |
8.46 |
2 | Вызов |
7.45 |
3 | Время года зима |
7.25 |
4 | На ощупь |
7 |
5 | Либерея: Охотники за сокровищами |
6.75 |
1 | Грань Будущего 2 |
9.62 |
2 | Аватар 5 |
8.92 |
3 | Дэдпул 3 |
8.88 |
4 | Наполеон |
8.87 |
5 | Период полураспада |
8.82 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля |
9.48 |
2 | Побег из Шоушенка |
9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день |
9.4 |
4 | Форрест Гамп |
9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости |
9.38 |
1 | Во все тяжкие |
9.36 |
2 | Игра престолов |
9.20 |
3 | Если наступит завтра |
9.00 |
4 | Разрушители легенд |
9.00 |
5 | Место встречи изменить нельзя |
8.97 |
Самые обсуждаемые материалы
Милли Бобби Браун готова экранизировать свой роман
Фильм Кристофера Нолана покорил новый финансовый рубеж
Актриса требует вернуть ей детей, которые живут вместе с бывшим супругом
Награждения
Наши рекорды