Рембрандт: Портрет 1669
Год выхода:1977
Жанр:драма
Страна:Нидерланды
Рейтинг:10

Рецензия к фильму "Рембрандт: Портрет 1669" от Basil

Автопортрет великого Мастера

Йос Стеллинг – это неповторимый художник, который стоит особняком от группы других новаторов в мире кинематографа. Подчерк его работ совершенно уникальный. Каждая его картина – это совершенное произведение искусства. Разве что, слабой его работой, словно исключение, является картина «Девушка и смерть» - поклон русской культуре, особенно Чехову... Возможно, напрасный, из-за банальной причины – трудно понять русскую душу, особенно в произведениях Антона Павловича, при том, что актерский состав впечатляет – Маковецкий, Литвинова… Но европейский мир отражен в его работах совершенно точно, прозрачно и полно…

Картина «Рембрандт. Портрет 1669 года» - это изящная, лирическая, глубокая и единственная в своем роде работа гения Стеллинга, которую невозможно сравнить с каким-либо другим фильмом, в которой присутствует неповторимый ритм, легкое дыхание, полнота высказывания – от а до я. Невольно вспоминается из Библии – «Аз есмь альфа и омега». Эта картина – наиболее цельный портрет выдающегося Мастера Золотого Века голландской живописи… Возможно, гениальность этой работы можно уловить в сходстве характера Рембрандта и Стеллинга, читая интервью с последним, невольно возникают ассоциации – та же бравурность, непредсказуемость, внутренняя энергия… Не случайно в названии картины выбран именно автопортрет Рембрандта 1669 года, в котором читается печаль и смирение, грусть и, одновременно, уверенность во взгляде – Рембрандт смотрит с этого полотна открыто, прямо на зрителя, а значит и прямо в этот мир, в свою жизнь, вглядывается в самого себя, в свою судьбу… Наверное, поэтому, в фильме присутствует множество кадров, где Рембрандт рассматривает себя… долго, внимательно, меняя мимику своего лица, причем актерская игра настолько гениальна, что эта привычка Мастера вызывает в душе неподдельный отклик. Иногда кадр фиксируется на взгляде Рембрандта, иногда – на пространстве, в которое он смотрит. В фильме можно проследить многие находки живописца, воплощенные в гениальнейших шедеврах. И совершенно определенно можно сказать, что вынесенный за скобки «Ночной дозор» - это было абсолютно верное решение, так как вполне вероятно, предположение режиссера о том, что на самом деле являлось причиной очень тяжелых испытаний Рембрандта, во второй половине своей жизни, связаны не с этим, самым крупным и сложным, произведением мастера… Словно оставив домыслы мистеру Секонду, Стеллинг ведет зрителя дальше, к самым сильным кадрам фильма, когда уже пожилой Рембрандт создает свои самые таинственные шедевры и знаменитый автопортрет. Этот автопортрет написан в год смерти Рембрандта, и его ясный образ демонстрирует нам всю силу и красоту его характера… А «Ночной дозор» уходит к Питеру Гринуэю, совершенно ужасно, на мой взгляд, нарисовавшему портрет голландского Мастера, как гуляки и балагура, что совершенно односторонне показывает его как личность, да и в целом, у Гринуэя вышло совершенно плоско и не интересно, что печально было осознавать после «Контракта рисовальщика»…

Фильм «Рембрандт. Портрет 1669 года» разделен автором на несколько фрагментов из жизни Мастера – его детство, молодые годы, зрелость, старший и преклонный возраст. Каждый фрагмент имеет свои нюансы, свои сильные точки и свой стиль прочтения. Взгляд автора меняется с взрослением Рембрандта – вначале мы видим его полным сил и амбиций. Позже эта картина меняется… В фильме множество параллельных линий, которым уделяется равное внимание, как и главному персонажу – это линия Саскии и Хендрикье Стоффелс, детей Рембрандта, особенно его сына Титуса, который был самым близким человеком в поздний период жизни и творчества Мастера. Этот ритм, когда постоянно идет смена плана, смена линии сюжета, чем-то напоминает ритмичность работы художника, который прорабатывает тени, света, полутона в равных отношениях, создавая гармоничное полотно. Здесь все имеет значение, даже жесты рук несут большую энергетику и символизм, что превращает фильм в невольное продолжение произведений Рембрандта. Но режиссер все же присутствует в кадре, в характере самого Мастера, его подчерк чувствуется в характерах героев картины. Показаны как светлые, так и темные полутона из палитры жизни живописца, которые призваны объяснить нам, зрителям, причины тех или иных событий из биографии Мастера. Потому, с некоторой иронией звучат слова мецената и поэта Константина Гюйгенса обращенные к Рембрандту «Мне знакомы эти ваши мысли, но какая вам от них польза?» Для зрителя ответ, конечно, будет более очевиден, но людям, окружавшим Рембрандта, было непросто понять его поведение в тех или иных ситуациях… Режиссер постоянно находится в размышлении, он словно ведет диалог с Мастером, и его полотна появляются в кадре, словно завершенные высказывания. Стеллинг подчеркивает медитативность работ Рембрандта, которая несмотря на необычную и довольно интенсивную технику живописи, противопоставляет его таким Мастерам того времени, как Рубенс и Караваджо…

Если же посмотреть на картину в целом, можно сказать, что основной акцент сделан на том периоде жизни Мастера, когда он создавал свои самые известные произведения. Вся сила и мощь, обращенная Рембрандтом в живопись, незримо струится в цветовой палитре фильма, выдержанной в таких же тонах, как и на его полотнах, и даже печальные, тяжелые кадры смягчаются прекрасными, светлыми образами, которые наполняли жизнь Мастера, словно освященные источники… И эти светлые кадры, пейзажные и аллегорические зарисовки, являются подлинными шедеврами данного фильма.

Завершая рецензию, можно сказать, что фильм хочется пересматривать каждый раз, когда вспоминаю о Стеллинге или Рембрандте. Каждый раз происходит новое прочтение, удается увидеть некоторые кадры по-иному, возможно потому, что фильм рассчитан на достаточно широкую, более взрослую аудиторию. Но он будет интересен, на самом деле, многим, так как в фильме затронуты все те же вопросы, которые волнуют абсолютно любого человека и сегодня, с той лишь оговоркой, что быть признанным в наше время – это не такое же признание, как в XVII веке… Рембрандт был во многом новатором и шел против всех правил, в фильме об этом говорят кадры, где Мастер молчит. Сохраняя свою истину нетронутой… И это возможно знак, который зашифровал Рембрандт дням грядущим – молчание превозможет…
Автор: Basil   (всего рецензий: 26, средняя оценка: 9.02)
06.01.2017
Просмотров: 1706
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 3)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 13
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
30 мая 2017, 18:37
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Некоторые главы, как мысли в слух, размышления, прочее, Мне такое явно ближе, хоть и не совсем на стандарт похоже. Та нафиг эти стандарты, есть высказывание, есть пища для ума, а каждый хочет размышляет и дополняет, хочет нет, и порой не сможет. Дело каждого. Пятилетку за два дня никто не осилит, да и ни к чему многим, не их такая кухня. У меня лично так, и бесполезно что кому навязывать. Поставил 10-ть! Хотя, это для такого мастера ничего не значит.

Constance (Киноакадемик), постов: 17343
7 января 2017, 18:31
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 7 января 2017, 18:02
Не соглашусь совсем)))))
Как сатира, и довольно острая и даже на грани фола, он замечателен, но на месте Пикассо мог быть любой другой чел. Кроме эксцентрики и белых штанов что он говорит о Мэтре? Я, конечно, не художник, сугубо дилетант. Короче, пиши рецензию.

Constance (Киноакадемик), постов: 17343
7 января 2017, 18:23
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 7 января 2017, 18:02
Не соглашусь совсем)))))
Разумеется, впечатления у всех разные. Не поняла - ты добавил фильм в базу?

Basil (Зритель), постов: 119
7 января 2017, 18:02
Аватарка пользователя Basil
Больше 8 лет на сайте
8
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 7 января 2017, 17:01
В Приключении... стёба в избытке, зачетного вполне, хотя бы "трансвеститы" в роли Гертруды Стайн и компаньонки. ...
Не соглашусь совсем)))))

Constance (Киноакадемик), постов: 17343
7 января 2017, 17:01
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 7 января 2017, 15:36
Нет, я пробовал смотреть экранизацию и разные биографические фильмы о Ван Гоге - все не то... Может потому, что я ...
В Приключении... стёба в избытке, зачетного вполне, хотя бы "трансвеститы" в роли Гертруды Стайн и компаньонки. Но к Пикассо фильм не приближает ни на йоту.


Basil (Зритель), постов: 119
7 января 2017, 15:36
Аватарка пользователя Basil
Больше 8 лет на сайте
8
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 7 января 2017, 15:25
Жажда жизни 1956 (по роману Ирвинга Стоуна); Ван Гог 1991; Желтый дом 2007 - Стоявшие вдоль дороги не знаю, добавь информации, ...
Нет, я пробовал смотреть экранизацию и разные биографические фильмы о Ван Гоге - все не то... Может потому, что я читал его письма, полные драматизма и энергии, которых не хватало этим фильмам... Была еще такая экранизация "Луна и грош" по Моэму, может быть ничего... Я не смотрел. А "Приключения Пикассо" Таже Даниельссона не смотрела? Это же просто потрясный фильм!!! Вот на него дам рецензию, так как доступна и информация, и сам фильм! Очень смешное кино, там показан срез художественного бомонда периода молодого Пикассо, чем этот фильм похож на Алленовскую "Полночь в Париже", но "Пикассо" смешнее и лиричнее...

Constance (Киноакадемик), постов: 17343
7 января 2017, 15:28
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 7 января 2017, 14:55
"Поллок" не смотрел( А вот "Винсент и Тео" намного слабее "Стоявших вдоль дороги" - фильм о Ван Гоге, ...
Винсент и Тео я тоже с трудом досмотрела, кстати.

Constance (Киноакадемик), постов: 17343
7 января 2017, 15:25
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 7 января 2017, 14:55
"Поллок" не смотрел( А вот "Винсент и Тео" намного слабее "Стоявших вдоль дороги" - фильм о Ван Гоге, ...
Жажда жизни 1956 (по роману Ирвинга Стоуна); Ван Гог 1991; Желтый дом 2007 - Стоявшие вдоль дороги не знаю, добавь информации, если можешь.

Basil (Зритель), постов: 119
7 января 2017, 14:55
Аватарка пользователя Basil
Больше 8 лет на сайте
8
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 7 января 2017, 14:32
Караваджо обожаю, просто обожаю!!!! Баския очень хорош! Контракт рисовальщика! А Поллок в компанию к Баскии? Винсент ...
"Поллок" не смотрел( А вот "Винсент и Тео" намного слабее "Стоявших вдоль дороги" - фильм о Ван Гоге, много лет назад его крутили по каналу Культура, но достать запись сейчас невозможно, это лучший фильм о Винсенте, немного ближе к нему фильм Куросавы "Сны", но все равно, как и "Рембрандт", "Стоявшие вдоль дороги" идет особняком, кажется, это так же нидерландский фильм, потому наверное так хорош...

Constance (Киноакадемик), постов: 17343
7 января 2017, 14:34
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 7 января 2017, 12:33
Да, Веббер очень хорош!. Мой топ-10 великих фильмов про художников:

1. Стоявшие вдоль дороги
2. Приключения ...
Кстати, первый фильм Стеллинга Мариен из Ньюмейхен, в стиле Босха и Брейгеля, почти как посвящение мастерам, хотя и не такой роскошный как Рембрандт.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



yrenson (Киноакадемик), постов: 9107
сегодня, 16:17
yrenson
Как я раньше и говорил, почти вся игра рассчитана на прохождение по стэлсу.(Почему???) Типо надо красться везде,либо переодеваться и всё-равно быть в тени. Эх...

yrenson (Киноакадемик), постов: 9107
сегодня, 16:13
yrenson
Кароч,снизил оценку( Это одна из не многих игр которая просто выбешивала своей механикой,физикой и кучей пробелов в графике. На разных этапах игры,этот ... [читать далее]

BADENBADEN (Критик), постов: 7314
сегодня, 15:58
BADENBADEN
До седых волос дожил, и только понял, что люди лживые эгоисты?)) Ох лукавый)

yrenson (Киноакадемик), постов: 9107
сегодня, 15:39
yrenson
Только непонятно будет ли в фильме такое,ведь сейчас Беннер и Халк два в одном.

John23 (Критик), постов: 28381
сегодня, 15:37
John23
Главная героиня "Чужой Ромул" не согласилась бы с тобой:))

DarkKnight77 (Критик), постов: 11507
сегодня, 14:58
DarkKnight77
Вообще никак и совершенно не смешно

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7990
сегодня, 13:44
Dienn
Тоже не пойму. Обычная мылодрама

SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32047
сегодня, 13:38
SF Freddy
почему "намекает на трагическую судьбу персонажа, которого играет Элли Фаннинг"? в чем трагичность? андроид это не живой организм. таких как она ... [читать далее]

SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32047
сегодня, 13:35
SF Freddy
Харви под этими словами тоже может подписаться.

Skaner353 (Критик), постов: 13517
сегодня, 13:31
Skaner353
Да. Примерно такой диалог был между ними: Он назвал Паркера по имени - "Питер". Тот удивленно - .Ты меня помнишь?" Зелёный отвечает в своей манере ... [читать далее]



Фильм месяца
Постер к фильму Как приручить дракона
Дата выхода: 13 июня 2025
Страна: США, Великобритания
Жанр:боевик, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер:Дин ДеБлуа
В главных ролях:Мэйсон Темз, Нико Паркер
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Режиссер прокомментировал требования фанатов Зака Снайдера бойкотировать перезагрузку киновселенной
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Награждения
Наши рекорды