1876 год. Ветеран Гражданской войны и герой насильственного переселения индейцев Натан Олгрен (Том Круз) пытается утопить свои воспоминания о карательных экспедициях в бесчисленных бутылках спиртного, попутно рекламируя винтовки кампании «Винчестер» за жалкие 25 долларов в неделю. Однажды в его беспросветной жизни появляется шанс улучшить своё материальное положение – старый друг, с которым он вместе служил, сержант Зебулон Гант (Билли Конолли), предлагает ему возможность заработать неплохие деньги на том, что им удаётся лучше всего – на войне. По приглашению японского предпринимателя Омуры (Масато Харада) они, а с ними и их бывший полковник Багли (Тони Голдвин) отправляются на другой конец света обучать новоиспечённую императорскую армию военному делу. Но, неожиданно для себя, они оказываются втянутыми в гражданскую войну между консервативными самурайскими радикалами и прогрессивными японскими капиталистами. И вот им приходится вести ещё вчерашних крестьян на битву с воинами, которые всю свою жизнь посвятили сражениям и поединкам. В первой же стычке Олгрена, вместо того, чтобы убить, забирают в плен и отвозят в высокогорную деревню, жизненный уклад которой не менялся тысячелетиями. Там он начинает познавать японские традиции, быт, культуру и даже Буси-до (яп. «Путь воина») – неписаный кодекс поведения самурая. В душе главного героя происходит коренной перелом, в следствии чего меняется всё его мировоззрение, и даже отношение к жизни.
Такова завязка одного из творений Эдварда Цвика, автора таких фильмов, как «Слава» и «Легенды Осени». Картина о японской душе (не менее загадочной, чем русская) на фоне непростого становления отношений между «Цивилизованным Западом» и Страной Восходящего Солнца, и всех тех преимуществах и недостатках этих отношений является своего рода кинематографическим Magnum Opus’ом (лучшей и самой амбициозной работой) Цвика.
Начну сразу с главного открытия этого фильма – актёра Кена Ватанабэ, исполнителя роли Кацумото (Последнего самурая), до этого игравшего лишь в малоизвестных японских фильмах. Актёру удаётся сочетать в своём герое воинскую честь, отцовскую любовь, самурайскую невозмутимость и истинно японскую вежливость и утончённость. Как и всякий истинный самурай, он способен не только с диким боевым кличем врезаться на своём коне в толпу врагов, рубя всех на своём пути. Он также является философом, прекрасным собеседником, почитателем религии и предков, ценителем красоты и даже поэтом. Яркое воплощение образцового японского предводителя, которого боятся и уважают даже его враги. Остаётся лишь гадать, почему Ватанабэ был номинирован на Оскар в категории «Лучшая мужская роль второго плана», ибо на экране он находится на протяжении почти всего фильма, а своей игрой затмевает даже героя Тома Круза.
Сюжет картины довольно тривиален, и построен по принципу «Свой среди чужих, чужой среди своих». Увы, «историческая картина» изобилует историческими же неточностями. Со своими прототипами герои имеют очень мало общего (за исключением разве что Кацумото, списанного с одного из наиболее известных самураев в Японской истории Сайго Такамори), а сами события представляют собой раздутую фантазию сценариста Джона Логана, лишь местами разбавленные некоторыми реальными историческими фактами (которые, к сожалению, также искажены, примером чему является финальная битва, основанная на Битве при Сирояме). Но все эти вольности автора сценариев таких фильмов, как «Гладиатор», «Машина времени», «Авиатор» и «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» вряд ли смогут обратить на себя внимание неискушённого в вопросах японской истории зрителя, а предсказуемый сюжет меркнет и бледнеет перед работой режиссёра, актёров и оператора Джона Толла («Храброе сердце», «Ванильное небо», «Тонская красная линия»). И всё это на фоне восхитительных пейзажей (к слову не всегда японских, так как часть съёмок проходила в Новой Зеландии) и атмосферы XIX века, сопровождаемых умопомрачительно-шикарной музыкой небезызвестного Ханса Циммера.
Возвращаясь к описанию актёрской игры нельзя не отметить, что это – одна из самых продолжительных работ в карьере Тома Круза, к которой он готовился около двух лет, осваивая японский язык, традиции и владение самурайским мечом. По ходу фильма Натан Олгрен переживает душевное перерождение подобно главному герою фильма «Танцы с волками», проникаясь изначально чужой для него философией. Весь фильм – важная часть его биографии, а потому я не вижу смысла в возможных претензиях по поводу «засилья» Тома Круза на экране. Здесь он сыграл на высшем уровне. Его герой под конец фильма проникает так глубоко в образ мыслей жителей востока, что негласно отвечает самому себе и зрителям, почему самураи абсолютно не страшатся смерти, и лишь рады возможности умереть в бою. И почему Кацумото восхищается генералом Кастером, и улыбается, когда узнаёт, что все до единого спартанцы погибли в битве при Фермопилах. Лично я после просмотра этого фильма смог понять даже столь странную японскую традицию, как Сэппуку (разг. Харакири).
Я бы также отметил в этой картине немалое количество штампов. Однако они связаны преимущественно с сюжетом, и столь мягко вливаются в фильм, что совершенно не бросаются в глаза. Другой неприятной особенностью является чрезмерно строгое деление героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных. Довольно глупый промах сценариста, особенно если в него вдуматься. Беспринципный «буржуй» Омура предстаёт перед нами в роли главного антагониста фильма, что не может соответствовать действительности. Даже действуя на пользу своему карману, он, тем не менее, ценою немалых усилий стремиться превратить Японию в развитую капиталистическую державу, способную занять достойное место под мировым политическим солнцем. На фоне этого факта (который, к счастью, бросается в глаза уже после просмотра фильма) отчаянные потуги умирающего сословия самураев сохранить старый уклад жизни выглядят даже преступными. Ну и, кроме того, в «последнем самурае» (как, впрочем, и в любом другом фильме) присутствует изрядное количество «кинематографических условностей», преимущественно в его технической составляющей.
Большая продолжительность фильма – два с половиной часа – идёт ему лишь на пользу, так как позволяется в полной степени насладиться происходящим на экране, а также в полную силу отыграть остальным актёрам свои второстепенные роли. И если Така (Коюки Като), Саймон Грэхэм (Тимоти Сполл) и Нобутада (Син Коямада) выглядят вполне себе классическими персонажами, то Уджо (Хироюки Санада) и молчаливый «Боб» (Сэйдзо Фукумото) – очень своеобразные герои. Минимум реплик (в случае второго – абсолютный) полностью компенсируется их эмоциональной яркостью и запоминающимися образами.
Приятным сюрпризом стали наёмники-нидзя. Их покушение не только сблизило Олгрена с самураями, но и продемонстрировало нам добротный мордобой. Кстати о мордобое – несмотря на то, что в фильме не очень много моментов схваток и открытого массового противостояния, те, что есть, не могут не завораживать. Красота и сила их исполнения полностью компенсируют их иллюзорную нехватку. И хотя финальное сражение снято относительно лубочно, оно выполнено в лучших традициях трагического финала.
Но вот отгремела битва, и перед нами предстаёт главный недостаток всего фильма – его финал. Извечное стремление американцев к Happy End’у безбожно испортило последние кадры этой замечательной истории. Если бы, простите за спойлер, Олгрен погиб на поле битвы от орудий собственной страны, за которую многие годы боролся и страдал, фильмбы стал на несколько порядков лучше. К нашему сожалению, Цвик и Логан остановились на лишённом логики слёзно-сопливом варианте, и это не может не огорчать.
«Последний самурай», несмотря на исторические вольности – яркий пример того, как надо снимать исторические драмы. Лично я не представляю, кого эта картина может оставить равнодушным. Если вы любите качественное и масштабное кино, то этот фильм для вас. Я даже осмелюсь гарантировать вам во время просмотра массу разнообразных эмоций и положительных впечатлений. Пожалуй, единственное, что по настоящему обидно в этом фильме, так это то, что Кацумото так и не завершил стихотворение...
Год выхода: | 2003 |
Жанр: | боевик, военный, драма, приключения |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Последний самурай" от Guest
Почти совершенный цветок
Просмотров: 4730
Оценка читателей: 9,76 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 10
Kinomanjak (Зритель), постов: 1440
17 июля 2011, 16:59
| |
![]() 10 ![]() ![]() |
Фильм действительно шикарен. Как, честно говоря, и рецензия) Продолжайте в том же духе) |
~>TirRrrAn (Критик), постов: 774
22 мая 2011, 16:49
| |
![]() 11 ![]() |
рецензия просто превосходная! полностью с вами согласна! фильм отличный, но действительно испорчен хэппи эндом, для такого человека как олгрен с его воспоминаниями, понятием жизни и достойной смерти, мне кажется такая жизнь (имеется ввиду после смерти кацумота) будет немного не достойной! |
A L I E N (Киноман), постов: 808
21 мая 2011, 18:15
| |
![]() 12 ![]() |
Отличная рецензия, большая и интересная!!! Фильм давно смотрел, местами его не помню, надо пересмотреть. |
UnrealTouch (Киноман), постов: 1398
14 мая 2011, 23:26
| |
![]() |
Посмотрел еще раз фильм, мне вообще Япония и их культура интересны, фильм очень хороший, но мокрые глаза и самурай- как-то не вяжется. |
Forest gamer (Киноман), постов: 1445
9 мая 2011, 22:49
| |
![]() 11 |
Просто удивительно.что есть люди,не смотревшие этот фильм!!!Я бы поставил его в один ряд с Храбрым сердцем и Гладиатором. |
Кассия (Зритель), постов: 1204
8 мая 2011, 14:20
| |
![]() 12 ![]() |
отличная рецензия, смотреть не буду; достаточно упоминания "Легенд осени" и Тома Круза, чтобы вычеркнуть фильм из моего списка, однако Guest молодчина, расписал все так, чтобы я не сомневалась в выборе, этот фильм не для меня |
Дарий (Критик), постов: 2901
8 мая 2011, 14:00
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Я еще не смотрел данный фильм, но рецензия просто великолепна!
Надо все-таки посмотреть его. |
brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23507
8 мая 2011, 12:59
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Блестяще. Надо бы пересмотреть |
HuntGod (Критик), постов: 51364
7 мая 2011, 23:39
| |
![]() 12 ![]() |
Очень понравилась рецензия! |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
Реклама
Лауреат премии Оскар
Год выхода: | 1974 |
Страна: | США |
Жанр: | драма, криминал |
Режиссер: | Френсис Форд Коппола |
В главных ролях: | Аль Пачино, Роберт Де Ниро |
1 | Крестный отец |
9.14 |
2 | Основной инстинкт |
8.29 |
3 | Последняя дуэль |
8.18 |
4 | Дюна |
8.02 |
5 | Человек-Паук 3: нет пути домой |
7.95 |
1 | Достать ножи 2 |
9.25 |
2 | Безумный Макс: Пустошь |
9.00 |
3 | Стражи Галактики. Часть 3 |
8.96 |
4 | Фуриоса |
8.73 |
5 | Миссия невыполнима 8 |
8.55 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля |
9.45 |
2 | Терминатор 2: Судный день |
9.4 |
3 | Побег из Шоушенка |
9.39 |
4 | Форрест Гамп |
9.37 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости |
9.36 |
1 | Ментовские войны |
9.40 |
2 | Во все тяжкие |
9.30 |
3 | Ясновидец |
9.30 |
4 | Игра престолов |
9.21 |
5 | Семнадцать мгновений весны |
8.96 |
Награждения
Фильмбы - не разделённое.
Читал с удовольствием, спасибо.