Почему экранизации игр раз за разом проваливаются?

Почему экранизации игр раз за разом проваливаются?

Прежде чем вы начнете свое ознакомление с данной статьей, поясню: я не фанат игр до мозга костей. В почти все ниже перчисленное я когда-то играла, во что-то играю и сейчас, но я отлично понимаю, что дословную экранизацию игры сделать крайне сложно, и я стараюсь не критиковать фильм за то, что он сделан не по канону. Зачастую это фильму даже вредит. Также сразу прошу прощения у тех фанатов, любимые игры которых я сюда не включу. Очень старые экранизации (из двадцатого века) не брала, потому что тогда были еще и технические проблемы, что мешает объективному восприятию кино, а также сравнению одних фильмов с другими.

Казалось бы, экранизация игры - это сразу путь к успеху. Продуманный уже до тебя в мелочах сюжет, огромная армия фанатов, возможность варьировать сценарий по своему усмотрению. Но успешных экранизаций игр почти нет. Так почему вроде бы удачный концепт катастрофически отказывается работать?

Для начала перечислим пять причин, из-за которых по мнению большинства рецензентов и обозревателей фильмы по играм проваливаются в прокате.

1. Жанровая импотенция. Очень часто фильм сделан вроде бы по игре, а вроде бы и нет. Яркие примеры - "Макс Пэйн", "Хитмэны", "Дум". В "Хитмэне" в играх основная задача - скрытные, хитро продуманные убийства, в обоих фильмах мы получили мясорубку, которую куда логичнее было бы увидеть в "Пэйне". И напротив - в игре про саркастичного детектива почти нет скрытных перемещений, а в фильме - две с половиной "пострелушки" и какая-то пародия на мясорубку под самый конец, вдобавок отвратительно снятая. В итоге вроде бы и персонажи знакомые, и сюжет чем-то таким отдает, а вот духа игры не чувствуется совсем.

2. Каноничность. В попытках сделать "вау-моменты" (не, ну а как иначе, иначе всем игравшим смотреть не интересно же будет!) экранизация превращается в сюжетную мешанину. Ведь изменяя - даже частично - сюжет, создатели фильма рушат все то, что было выпестовано в играх - мотивацию персонажей и логику повествования. В итоге основанная на ужастике "Обитель зла" с Миллой Йовович с каждым новым фильмом все меньше пугала и все больше пыталась выехать на неожиданностях, красивом графоне и фигурке Миллы. В результате у серии фильмов появились свои фанаты, но с фанатами игр они почти не пересекаются.

3. Создатели. Увы, но современные талантливые маэстро кинематографа, вроде Нолана, Снайдера, Финчера, Бэя (я сейчас намеренно перечисляю людей с разными сильными сторонами, в некоторых играх постановка и экшен решают все, а в некоторых - адаптация сценария, не надо поднимать меня на смех за Снайдера и его "БпС") за экранизации игр не берутся. Зато берутся мало чего достигшие в кинематографе личности, вроде Дункана Джонса, или, прости господи, Уве Болла.

4. Обман зрителя. Если вы экранизируете стратегию, будьте добры, делайте стратегию, а не "Властелин колец с эльфорками *привет Гароне*". Если шутер - так сделайте подобие того же "Хардкора", а не крутите в трейлерах "Дума" ту самую шестиминутную сцену от первого лица, делая вид, что таких сцен в вашем кино много. Производите экранизацию "Angry Birds"... а, ладно, там действительно по свиньям птицами из рогаток шмаляли. Просто не снимайте сиквел "Angry Birds в кино", оставьте Rovio в покое.

5. Стиль и акценты. Почему-то считается, что одна из главных вещей в экранизациях - это визуализация. Да ничего подобного. Перечислим некоторые игры, по которым были сняты фильмы. "Макс Пэйн". "Хитмэн". "Обитель зла". "Варкрафт" (тут мы говорим именно о стратегии). Хоть какая-то из игр брала именно визуальной составляющей, графикой? Да ничего подобного. Да, в "Пэйне" был легендарный стиль нуара, в "Хитмэне" - сумасшедшая детализация. Но главное, во всем перечисленном, то, за что эти игры любили и любят - это рассказанные нам истории. Уважаемые студии, лучше сэкономьте на спецэффектах, но расскажите нам эти истории. Про детектива, который не с наркотиками возился, а мстил за семью. Про убийцу поневоле, а не про то, как он бегает от спецслужб. Про Артеса и его драму, про треугольник Иллидана, Фариона и Тиренд, про тяжелые решения Тралла и Джайны Праудмур, хотя к "Варкрафту" именно в плане истории у меня меньше всего претензий.

А теперь вернемся непосредственно к фильмам. Разбрасываю их не в хронологическом, а просто удобном для повествования порядке. Оценку буду ставить по пятибалльной шкале.

1. "Лара Крофт: Расхитительница гробниц", она же "Tomb Raider". Первая часть едва окупилась, вторая не сумела сделать и этого. Причины - очень раздутые для 2001 и 2003 годов бюджеты. Сама история хороша, как хороша и Лара-Джоли. С интересом ждем перезапуск с Викандер, этот провалиться не должен. Достойная экранизация достойной серии игр, пусть иногда авторы перегибали с мистикой. 4.

2. "Макс Пэйн". С учетом крайне низкого для подобного фильма бюджета (35 миллионов долларов) - достойное кино. С трудом окупился. Отличный визуальный ряд, неплохие актёры, сыгравшие Мону и Макса. Пусть Мона здесь абсолютно не нужна, видимо, был расчет на сиквел, даже связующая сцена после титров имеется. Главная проблема фильма - сюжет и сценарий, уходящие куда-то не туда и больше акцентирующиеся на валькирине, чем на детективе Пэйне. Но для 35 миллионов картинка потрясающая. Также знаменитый нуар частично удалось перенести на экраны, что скорее плюс, чем минус. Да, и официальное название через букву "э" - это абзац. 3,5.

3. "Хитмэн" и "Хитмэн: Агент 47". Оба фильма страдают одной и той же проблемой - они рассказывают не о харизматичном лысом убийце, а о том, как он бегает от спецслужб. В первом фильме это было еще терпимо, во втором - сценарий свалился в настоящую "клюкву". Если первый фильм был снят за крохотные деньги и даже сумел принести создателям некоторую прибыль, да и история, несмотря на отличия от канона, цепляла, да и Ольга Куриленко с Тимоти Олифантом неплохо попали в образ, то второй фильм интересен только последними пятью секундами. 3,5 и 1,5 соответственно.

4. "Angry Birds в кино". Мультфильм анализировать сложнее и типичные проблемы сюда не подведешь. Скажем так - несмотря на то, что стрельба из рогатки присутствует - плохо. Плохой "туалетный юмор", плохая история, плохая анимация, короткометражки от Rovio фильм обходят по всем фронтам. Исключительно коммерческий продукт, и денег создателям принес немало. 2,5, и то только потому, что осознаю, что продукт был сделан только для коммерции и создатели особо не напрягались.

5. "Дум". Проект, не позиционирующий себя дословной экранизацией культовой игры, а просто заимствующей из нее некоторые детали. В прокате провалился. Сам по себе неплох, если абстрагировать сознание от игры и оценивать как самостоятельное кино с совпавшим названием. Стилистика на уровне, пугает - не очень, сценарий - убог, 6-минутная сцена по меркам 2005 года - блеск, актеры - кто-то выше, а кто-то ниже ожидаемого. Среднему фильму - средняя оценка. 3.

6. "Принц Персии: Пески Времени". Хорошая, дорого снятая восточная сказка. В этом случае отход от дословной экранизации игры оправдан полностью. Окупилась с трудом. Сюжет цепляет, актеры - хороши. Явных провалов нет ни в одном компоненте, разве что паркура было все-таки маловато. 4,5.

7. "Морской бой". Неплохой боевичок, взявший у игры концепцию "стреляем на воде вслепую". От игры, конечно же, только название. Как художественное произведение - неплох, хотя излишний пафос и абсолютно неадекватное поведение всех персонажей повально жутко бесит. По актерам сказать нечего. Невероятно раздутый бюджет выше двести миллионов ожидаемо привел к кассовому провалу. 3.

8. "Кредо убийцы". Отвратительный сценарий, куча логических нестыковок и неувязок. Пытается играть на поле игры, но делает это неумело и беспомощно. Из плюсов - только экшен-сцены в прошлом с кучей прыжков по крышам. Не провалился, но сработал в минус. 2.

9. "Варкрафт". За историю был взят сюжет прибытия орков в мир людей. Неплохой визуальный ряд и история портится кучей отсебятины, десятком перлов, разлетевшихся на цитаты ("Он хочет возлечь со мной!" от Гароны здесь особенно выделяется, она свое отражение в пруду видела?) и ломаной структурой повествования. В итоге понять, что происходит, могут только люди, в игру игравшую, для зрителя же, с миром незнакомых, получилась просто вычурная странная сказка с орками и магией. По актерам много споров. Окупилась. В принципе, на продолжение было бы интересно посмотреть, только отдайте его, пожалуйста, не Дункану Джонсу, а Питеру Джексону. Тот хоть с бюджетами работать умеет и повествование нормально строит. 3, при нормальном повествовании претендовал бы на 4,5.

10. "Обитель зла". Стоит особняком, так как из первого более-менее соответствующего игровой вселенной фильма выросла своя автономная вселенная, иногда эксплуатирующая персонажей игры. Приносит прибыль. Первому фильму - 4., остальные остаются без оценки, но право на существование франшиза определенно заслужила.

11. "Сайлент Хилл". Роскошный атмосферный фильм. При том, что было потеряно очень много из первоисточника, получилось неповторимое кино, обязательное к просмотру для всех киноманов. Здесь на истину не претендую, так как знаю, что у фильма огромное количество ненавистников, обожающих оригинальную игру. Но от меня - 4,5 и звание "лучшего фильм по игре" из перечисленных в этой статье. Второй же фильм сочтем за жалкое недоразумение и забудем как страшный сон. В моей вселенной есть только один "Сайлент Хилл", и он - чертовски хорош.

12. "Need for Speed: Жажда скорости". Пытается играть на поле гоночек, но ожидаемо оказался никому не нужен, когда есть "Форсаж". Хотя немножко денег создателям принес. Так как от игры - только название, то оцениваю исключительно как автономный проект. Все в нем средне, в паре моментов есть большие проблемы с законами физики, а значит и оценку получает среднюю. 3.

Также не могу не упомянуть два сравнительно недавних фильма, не снятых по играм, но строящихся именно на них. Это комедия с Адамом Сэндлером "Пиксели" и мультфильм "Ральф". Первый работает исключительно как дань уважения аркадам прошлого, и местами неплох как смешная комедия. Второй - отличный интересный мультфильм, с головой окунающий зрителя в игры детства. 2,5. и 4,5. соответственно.

И еще раз приношу свои извинения фанатам "Mortal Kombat", а также других игр, экранизации которых тут не были упомянуты. Скрестим же пальцы за грядущую "Лару Крофт", удачное продолжение "Варкрафта", а также за то, чтобы любимые нами культовые игры когда-нибудь получили заслуженные ими достойные экранизации. И чтобы Уве Болл и на пушечный выстрел к ним не подходил.

Автор: Кэтти-бри

21.04.2017
Предлагаем почитать также:
Фантастический фильм заработал в первые выходные почти 100 миллионов
Киноакадемия портала "Новости кино" выберет лучших

"Легион", "Тренировочный день", "24 часа: Наследие"

 
 
Всего комментариев: 147
21.04.2017 13:30
#857075
John23 писал(а) 21.04.2017 13:29 #857072
В моем понимании, культовый - это когда о фильме часто говорят и ставят в пример, в положительном понимании этого слова.
Тогда с моей точки зрения всё верно. Я часто говорю о "Сайлент Хилле" и ставлю в пример нестрашным фильмам ужасов, прохлопавшим атмосферу:)

  • Stefa
  • Критик
  • Постов: 3307
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
21.04.2017 13:29
#857074
Кэтти-бри писал(а) 21.04.2017 13:26 #857068
Открываем Википедию и смотрим значение слова "культовый". И Очень страшное кино - тоже серия, , безусловно, культовая.
Ку́льтовый фильм ...
Тогда культовых целый вагон и маленькая тележка!;)

21.04.2017 13:29
#857073
Кэтти-бри писал(а) 21.04.2017 13:28 #857070
Хорошо-хорошо, меняем слово "культовым" на "очень качественным атмосферным кино, умело эксплуатирующем некоторые элементы игры и производящем ...
Это касается всех экранизации игр)) Это делает их искусственными

  • John23
  • Критик
  • Постов: 2519
  • Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
21.04.2017 13:29
#857072
Кэтти-бри писал(а) 21.04.2017 13:24 #857065
Значит, это произошло лишь в моём воспалённом воображении. Или он просто произвёл на меня неизгладимое впечатление в юности:)
В моем понимании, культовый - это когда о фильме часто говорят и ставят в пример, в положительном понимании этого слова.

21.04.2017 13:28
#857071
Кэтти-бри писал(а) 21.04.2017 13:26 #857068
Открываем Википедию и смотрим значение слова "культовый". И Очень страшное кино - тоже серия, , безусловно, культовая.
Ку́льтовый фильм ...
Странно что режиссер этого "культового фильма" больше ничего не снимает)))

21.04.2017 13:28
#857070
Stefa писал(а) 21.04.2017 13:26 #857067
Для такого фильма да!;)
Хорошо-хорошо, меняем слово "культовым" на "очень качественным атмосферным кино, умело эксплуатирующем некоторые элементы игры и производящем неизгладимое впечатление".

  • Stefa
  • Критик
  • Постов: 3307
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
21.04.2017 13:28
#857069
Кэтти-бри писал(а) 21.04.2017 13:24 #857065
Значит, это произошло лишь в моём воспалённом воображении. Или он просто произвёл на меня неизгладимое впечатление в юности:)
Помню премьеру, сильное впечатление производит, если забыть про игру!;)

21.04.2017 13:26
#857068
darkwhite писал(а) 21.04.2017 13:24 #857066
Культовым?:)) Это фильм который проиграл Очень Страшному кино?:)) КОНЕЧНО Очень Страшное кино не культовый да да))
Открываем Википедию и смотрим значение слова "культовый". И Очень страшное кино - тоже серия, , безусловно, культовая.
Ку́льтовый фильм (от англ. cult film) — фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников, образуя подобие религиозного культа. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в маргинальных (и не только) социальных группах и субкультурах[1]. Поклонение может проявляться в регулярных просмотрах, ритуалах при совместном просмотре («Братья Блюз», «Шоу ужасов Рокки Хоррора») и вплоть до создания субкультуры и даже религии на основе вымышленного мира («Звёздные войны» и др.).

  • Stefa
  • Критик
  • Постов: 3307
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
21.04.2017 13:26
#857067
Кэтти-бри писал(а) 21.04.2017 13:22 #857063
Слишком громкое слово?:)
Для такого фильма да!;)

21.04.2017 13:24
#857066
Кэтти-бри писал(а) 21.04.2017 13:15 #857058
Только вот фильм стал культовым. Как "Хранители", "Рейд", перечислять можно много чего. Кассовый провал не означает провальный фильм. ...
Культовым?:)) Это фильм который проиграл Очень Страшному кино?:)) КОНЕЧНО Очень Страшное кино не культовый да да))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

Гильдия сценаристов США проголосовала за забастовку

Сценаристы готовы дать продюсерам последний шанс на переговорах

Крис Пайн сыграет короля Шотландии

Команда драмы "Любой ценой" снимет фильм для Netflix

Сильвестр Сталлоне объяснил свое стремление работать с Marvel

Популярный актер сыграл одну из ключевых ролей в фильме "Стражи Галактики. Часть 2"

Кристиан Бейл: Я не интересуюсь экранизациями комиксов

Исполнитель роли Бэтмена об увлечении кинематографа супергероями

Российского "Вещего Олега" представят в Каннах

Фильм будет предложен потенциальным покупателям на Каннском кинорынке

Конкурс к премьере мультфильма "Рок Дог"

Портал "Новости кино" объявляет о начале нового состязания художников

Люди Икс на скамейке запасных?

Чем отличаются экранизации комиксов про мутантов, которые представляет студия FOX

Реклама
Лауреат премии Оскар
На западном фронте без перемен
Год выхода: 1930
Страна: США
В главных ролях: Фред Циннеман, Лью Эйрз
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (20-26 апреля)
Не жду ничего! 58.2%
Кухня. Последняя битва 13.9%
Рейд: Пуля в голове 10.1%
Наваждение 8.9%
Урфин Джюс и его деревянные солдаты 5.1%
Если б я была мужчиной 1.3%
Охотники за медом 1.3%
Неаполитанские истории 1.3%
Всего голосов: 79
Голосование проводится
с 19 по 26 апреля
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Форсаж 8"
13.04.2017
Пользователи портала "Новости кино" об очередной серии боевика
Самые обсуждаемые материалы
Фильм "Стражи Галактики 2" получил высокие оценки критиков
Фильм "Стражи Галактики 2" получил высокие оценки критиков
Профессиональные критики высоко оценили сиквел фантастического фильма
GOLD Marvel, а что дальше?
GOLD Marvel, а что дальше?
История успеха студии Marvel и ближайшие перспективы
Почему экранизации игр раз за разом проваливаются?
Почему экранизации игр раз за разом проваливаются?
Лучшие и худшие фильмы по мотивам популярных видеоигр
Награждения
Наши рекорды