KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Брестская крепость". Спасибо, прощайте

05.11.2010

21 июня 1941 года трое советских офицеров занимались в Брестской крепости повседневными делами. Лейтенант Кижеватов (Андрей Мерзликин) фотографировался с семьей, комиссар Ефим Фомин (Павел Деревянко) безуспешно ездил брать билет на поезд, чтобы перевезти семью к своему новому месту службы, прошедший две войны майор Гаврилов (Александр Коршунов) беседовал с политруком по поводу "распространения панических настроений" в крепости о войне с немцами. Был еще мальчик - трубач из полкового оркестра, который тайком покуривал, любил девочку... Никто из них не знал, что следующим утром они станут командирами трех последних очагов сопротивления, а мальчишка - единственной связью между ними, в каменном котле первого в СССР объекта нападения гитлеровских войск - "Брестской крепости".

Продюсерский проект Игоря Угольникова - российско-белорусский фильм режиссера Александра Котта "Брестская крепость" производит мощное впечатление. Он берет за живое: почти все экранное время заставляет переживать не за кого-то конкретно, а абсолютно за всех экранных героев, идущих - каждый по своему - на последний подвиг. Заставляет переживать так, что одни не могут сдержать выкриков, когда "наши" локально побеждают врага, а другие не могут сдержать слез от отчаянной безвыходности.

Котту удалось замечательно передать атмосферу ошарашенности, нелепости начала этой страшной войны - когда одни люди, не имея никаких внутренних причин, приходят с оружием в руках убивать других людей.

"Брестская крепость" - не просто фильм: это памятник, исполненный в кинопленке. И не случайно он оканчивается огромным монументом защитникам крепости, установленном на ее руинах, - по своему значению и силе воздействия фильм практически равен тому монументу.

Но эта "памятниковость" фильма - при всей мощи воздействия - ослабляет его как художественное произведение. Авторам "Брестской крепости" удалось показать беспримерный героизм защитников, вовлечь в происходящее - но не удалось связно рассказать историю каждого или хотя бы одного очага сопротивления в крепости.

Основная проблема "Брестской крепости" как фильма - между отдельными яркими его эпизодами слабо прописаны логические связки. Как три очага сопротивления, возглавляемые тремя центральными героями картины, словно действуют на разных участках фронта (хотя на каждом все происходит примерно одинаково), - так и каждый из эпизодов их борьбы словно существует сам по себе.

Из знаний об обороне Брестской крепости - да, но из экранных действий не понятно, почему, например, защитники шли в атаку, а не оборонялись, или почему многие из них сдались немцам в конце. Сюжет с нехваткой воды кажется странным, когда на фоне продырявленных мертвых тел на берегу появляется мальчик и спокойно умывается в реке. Связность действию призван придавать закадровый голос рассказчика, но его слова слишком скупы и "монументальны", чтобы увидеть за ними живую боль обороняемой из последних сил крепости.

Вот почему сценарий - тоже памятник: на каждый "настоящий" эпизод в нем - слишком много поясняющих слов "со значением", произносимых хорошо поставленным голосом. И этот голос в конце попросту комкает истории командиров трех очагов сопротивления - центральных героев фильма, досказывая за них их жизнь и их смерть.

Зрелищная часть "Брестской крепости" дана блестяще. Здесь и яростные кровавые рукопашные, и пикирующие с ужасающим воем немецкие "штуки"-юнкерсы, и сметающие все бомбардировки, включая сброс на крепость исполинской двухтонной бомбы, по воздействию похожей на атомную бомбу.

Недостатки "памятниковости" фильма, правда, отразились и здесь: ни одному бою не дали побыть документальным - едва начинается схватка, как фоном включается героически-жалостливая музыка, напоминая о Трагичности и Драматичности. Это здорово смазывает впечатление от отлично поставленных боевых сцен с танками, пушками, перестрелками и летящими в объектив камеры брызгами крови.

Но даже при некоторых вопросах к фильму, "Брестская крепость" - самая сильная и впечатляющая отечественная картина о войне за последние пару десятков лет. Фильм производит тяжелое впечатление, но в конечном счете наполняет светлыми чувствами - гордости, любви и благодарности нашим прадедам и дедам, первыми во всей Европе остановившим фашистскую махину на рубеже своей Родины.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Режиссерскую версию "Властелина колец" покажут в кино в 4К
Расширенную версию трилогии "Властелин колец" вновь выпустят в прокат
Кассовые сборы фильма "Летучий корабль" превысили миллиард
Музыкальная сказка "Летучий корабль" присоединилась к клубу "миллиардеров"
Харви Вайнштейн госпитализирован после отмены приговора
Знаменитый продюсер попал в больницу после того, как приговор по делу об изнасиловании был отменен
Джеймс Ганн показал окровавленного Зеленого Фонаря
Режиссер нового "Супермена" Джеймс Ганн сделал намек на экранизацию комиксов о Зеленом Фонаре
Лучшие российские и зарубежные сериалы апреля 2024 года. Часть 2
"Спойлер", "Наклз", "Хроники Спайдервика" и другие лучшие сериалы второй половины апреля 2024 года
От "Метрополиса" до "Разделения": 13 фильмов-антиутопий, которые нужно обязательно посмотреть
Антиутопия – жанр, описывающий место, которое представляется отталкивающим, неприятным и вообще нежелательным.