ОгласКа: Рецензия на фильм "Новый кинотеатр "Парадизо"

25.06.2025
ОгласКа: Рецензия на фильм Новый кинотеатр Парадизо

Авторы традиционной рубрики "ОгласКа" продолжают охватывать новые кинематографические горизонты, выискивая для наших читателей нетривиальное и любопытное кино, которое по разным причинам не дополучило должного внимания, или же попусту подзабылось с годами. В этом выпуске мы будем разбирать фильм, который можно отнести ко второму из перечисленных случаев.

Джузеппе Торнаторе уже давным-давно абсолютно заслуженно входит в когорту самых авторитетных и уважаемых итальянских режиссеров. Годы его плодотворной работы принесли зрителям такие интересные и весьма примечательные для своих жанров картины, как "Малена", "Лучшее предложение" и "Легенда о пианисте". Последняя из этих лент относительно недавно тоже становилась предметом пристального изучения авторов "ОгласКи".

Однако, на сей раз мы решили обратить свое внимание на ленту, которая, собственно, и дала Торнаторе путевку в элиту итальянского кинематографа. Речь, само собой, о картине "Новый кинотеатр "Парадизо", ставшей в 1990-ом году лауреатом премии "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". К тому же, этот фильм примечателен ещё и тем, что именно с него началось многолетнее сотрудничество Торнаторе с выдающимся композитором Эннио Морриконе, которое в итоге продлилось более двадцати лет. Авторы "ОгласКи" подробно разберут для вас данное кино, после чего мы все вместе обсудим, заслуживает ли оно свою престижную статуэтку.

Constance

“Парадизо” и команда его создателей- это и есть Кинематограф и хрестоматия кино.

Редкий трудоголик и безупречный профессионал-многостаночник Торнаторе, чьи фильмы неизменно становились событием (“Малена”, “Легенда о пианисте”, “Лучшее предложение”), а “Парадизо” собрал рекордное число номинаций и наград европейских фестивалей и забрал Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Композитор Эннио Морриконе, икона и первопроходец музыки кино, о котором говорят- неочевидно, писал ли он музыку для кино, или фильмы снимали ради его музыки (непременно смотрите “Эннио. Маэстро”, док.фильм Торнаторе). Обаятельнейший француз Филипп Нуаре (в роли Альфредо), чей многогранный актерский талант сравнится только с его скромностью. Наконец, почти документальный рассказ Торнаторе, (он и начинал как документалист), о своей нежно любимой малой родине Багерии (Сицилия), где и снимался фильм, и своих соплеменниках, с массой колоритных пронзительно живых деталей.

Лента автобиографическая: маститый кинорежиссер Сальваторе “Тото” Де Вита получает из дома, который давно оставил без намерения возвращаться, известие о смерти своего когда-то главного “наставника” на поприще кино- немолодого киномеханика Альфредо. Это распечатывает прочно закрытую дверцу в детство и юность, и весь фильм построен на флешбеках и калейдоскопе событий тех давних лет, полон горько-сладких ностальгических воспоминаний и бесконечной череды старых фильмов из детства (Габен, Чаплин, Уэйн, Дуглас, Богарт, нескончаемая лента романтических дуэтов. Торнаторе, кстати, сам увлеченно реставрирует старое кино).

Флешбэки возвращают к временам накануне наступления эпохи телевидения- искусства “малого экрана”, и лента задумывалась отчасти как “некролог”, но стала памятником и признанием в любви Искусству Большого кино в его изначальном виде- с выразительной изысканностью и “красноречивостью” визуального ряда; проникновенностью, искренностью, незатейливостью, эмоциональностью, духоподъемностью; с институтом Звезд-небожителей; магической мощью экрана, как бы ты с ним ни взаимодействовал- подсматривал сквозь щель в занавесе, сквозь маленькое окошко в будке киномеханика, или смотрел на городской площади прямо на стене здания. Фильм состоит условно из трех частей – детство, юность, зрелость – и лучшая часть детство благодаря в немалой степени исполнителю роли озорника и непоседы Тото 9-летнему Сальваторе Кашо- еще одному волшебному украшению ленты. В общем, смотрите сами - лучше один раз увидеть… и вспомнить добрые старые времена.

George

Одними из самых поэтичных и душевных лент в кинематографе являются фильмы-воспоминания.

А уж итальянское сердце как никакое другое подвержено сильным ностальгическим чувствам. Картина Джузеппе Торнаторе "Новый кинотеатр Парадизо" не просто о детстве режиссёра, она о райском уголке, в котором люди находят развлечение, утешение и умиротворение. Это место сродни церкви, настолько благоговейно к нему относятся жители сицилийской деревни. И конечно же это история юного героя, которого готовят к жизни священника, но он лишь засыпает на литургиях, а пробуждается когда гаснет в помещении свет, на полотно падают лучи кинопроектора со сьехавшей в сторону картинкой, киномеханик поправляет кадр и тут начинается магия кино. И в этот момент жизнь Сальваторе неразрывно связывается с кинотеатром.

Поэтический язык Торнаторе окунает зрителя в этот уютный мир с его разными и странными героями, послевоенной неблагоустроенностью, жестокостью взрослых по отношению к детям, всякими социальными проблемами, и лишь в Парадизо все обретают истинное счастье, уходя в мир иллюзий на пару часов. Стилистика режиссёра все время делает акценты на спасительной силе кино, на различных деталях и атмосфере, влюбляющих зрителя в эту среду, окрашенную в яркие и тёплые тона, поскольку это не отстраненное изображение действительности как у итальянских неореалистов, это светлые воспоминания творческой души. И так на экране проходит взросление героя и, конечно же, технологическая трансформация кинотеатра, где новые плёнки уже не горючи, а поцелуи героев уже не вырезает строгая церковная цензура.

Из других аспектов картины, помимо режиссуры, можно выделить эмоциональную музыку Эннио Морриконе, усиливающую ностальгические чувства. Это фильм не о киноманах или синефилах, это фильм о нахождении себя в этой жизни, и о любви к искусству, которое объединяет людей в едином чувственном порыве.

Mono

Для современного зрителя (или конкретно для меня) фильм может показаться немного грубым и местами неприятным, но в целом довольно познавательным, душевным и удерживающим внимание.

Было действительно интересно смотреть на такую насыщенную кинематографом и любовью жизнь одного человека во времена, когда кинотеатр являлся для людей чуть ли не единственным развлечением и отдушиной, помимо сплетен и драк, происходящих с рандомными людьми в городе. К тому же актёры, в том числе даже маленький ребёнок на главной роли, и персонажей своих сыграли отлично и весь немаленький хронометраж притягивали взгляд своей харизмой.

Опять же в целом это смотрится здорово, это смотрится круто и это достаточно близко нам, любителям кино, по духу. Но… Всё же есть несколько тех самых неприятных моментов, которые выбивали меня из общей… действительно душевной атмосферы. Например, слишком грубое поведение некоторых людей, которое подаётся как нормальное, и бурные реакции толпы на какие-то простые вещи- всё это кажется утрированным, хоть мозг и понимает, что в фильме показана далеко не наша современность, где чуть более развито безразличие или уважение к жизни посторонних людей. К тому же в ленте есть несколько пошлых эпизодов, которые я не могу назвать даже комичными, хотя направлены они были явно на юмористическую составляющую фильма.

По итогу "Новый кинотеатр "Парадизо" все равно заслуживает как минимум твёрдую восьмёрку по моей системе, так как такого фильма про ностальгию, про объединение абсолютно разных людей общим занятием и про великую магию кино уже вряд ли хоть когда-нибудь снимут.

Langmuir

Хороший фильм о жизни, дружбе и любви, без изысков, но согревающий душу.

Джузеппе Торнаторе любит снимать фильмы об искусстве и людях, всецело отдавшихся ему. Если в "Легенде о пианисте" это была музыка, в "Лучшем предложении" - живопись, то здесь в центре внимания "важнейшее из искусств" - его величество Синематограф. Картина восхваляет магию кино на разных эмоциональных уровнях. Будь то сообщество людей провинциального городка, которые определяют кинотеатр как сакральный центр общественного досуга. Или с точки зрения отдельных личностей.

Главный герой Сальваторе на протяжении всей жизни балансирует между аспектами бытия: любви к кино/делу, любви к девушке Елене, любви к другу-наставнику Альфредо. Очень чутко показываются периоды жизни, тяжелые этапы взросления: как порой необходимо оставить прошлое, здесь и сейчас, чтобы двигаться дальше. Это развитие подчеркивается сюжетным мелодраматичным поворотом с Еленой, который, к слову, может растрогать. Здесь происходит катарсис у Сальваторе, но не апогей картины. Финальный монтаж- вот, что окончательно пробивает на эмоции- «кинолента жизни и любви» Альфредо, где замирает время. Трогательное воспоминание о детстве, юности, лучшем друге. Поэтому искренний и простой "Парадизо" - идеальный фильм для благодарного зрителя, который любит кино.

S3S

Трогательная, ностальгическая драма Джузеппе Торнаторе

О мальчике Сальваторе (Тото), выросшем в маленьком сицилийском городке после Второй Мировой войны, и киномеханике Альфредо. Мир Тото - старинный кинозал "Парадизо", где он учится у Альфредо искусству кино и искусству жизни. Между героями возникает трогательная дружба, наполненная отцовской и сыновьей заботой и честными, не всегда приятными, жизненными уроками. Тото растет, познает мир, учится, проказничает, влюбляется- меняется. Прежним остается только его любовь к кинематографу. Это не просто фильм, а два медитативных часа о том, как искусство формирует человека, дарит дружбу, любовь и память. Он напитан особым итальянским шармом. Сюжет прост, но оттого происходящее ценнее.

Кому стоит посмотреть? Любителям мягкой трогательной драматургии, ценителям ностальгии и тем, кто любит кино- это фильм, который наполнен душевной искренностью и надолго останется в сердце.

Игорь Юрьев

Праздник молодости, дружбы и вечной магии кино

Именно так гласит один из официальных слоганов этой замечательной ленты. И мне к этому даже нечего добавить, ибо эта фраза прекрасно отражает суть фильма "Новый кинотеатр “Парадизо". Джузеппе Торнаторе создал очень чувственное любовное письмо золотым годам своего отрочества и юности, которые до краёв были наполнены страстной тягой к киноискусству.

И все это идеально дополнено завораживающими музыкальными композициями виртуозного Эннио Морриконе и блестящими актёрскими работами, среди которых особенно хотелось бы выделить двух видных колоритных французов- Филиппа Нуаре, воплотившего на экране образ добродушного киномеханика Альфредо, и Жака Перрена, сыгравшего центрального персонажа истории Сальваторе в зрелом возрасте.

Льющийся с экрана на протяжении двух с половиной часов поток любви к жизни в целом и к кинематографу, как к одной из основополагающих её духовных составляющих, в финале ленты венчается невероятно трогательным самодельным фильмом Альфредо. Это кино стоит посмотреть хотя бы ради такой чудесной концовки! Хотя причин для просмотра на самом деле можно запросто найти много больше.

Торнаторе создал совершенно монументальное полотно, которое даст зрителю возможность прочувствовать каждой клеткой своего тела ту самую Магию кино!

Оценки по десятибалльной шкале:

Constance……….. 10

George…………… 9

Mono……………… 8

Langmuir…………. 9

S3S……………….. 9

Игорь Юрьев……. 10

Средняя оценка: 9,1 из 10

Мы благодарим всех читателей за уделённое внимание. Пусть ваше лето будет наполнено позитивом, яркими эмоциями и, само собой, хорошим кино!



Всего комментариев: 17
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 27999
сегодня, 16:48
Аватарка пользователя xen04158603
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
S3S писал(а) сегодня, 16:16
Спасибо за оргазиацию)
Оргазмизация))

John23 (Критик), постов: 28403
сегодня, 16:48
Аватарка пользователя John23
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Прочитал с интересом, всем спасибо за текст. Фильм когда-нибудь посмотрю.

George (Киноакадемик), постов: 10594
сегодня, 16:21
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Игорь Юрьев писал(а) сегодня, 14:57
Не знаю как с кино, а к футболу у итальянцев до сих пор такая же первородная озорная страсть:)

В этом году чемпионат ...
Футбол там очень популярен потому что.

S3S (Критик), постов: 13458
сегодня, 16:16
Аватарка пользователя S3S
Больше 15 лет на сайте
15
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Игорь Юрьев писал(а) сегодня, 13:26
Коллеги, всем спасибо за участие и классные душевные тексты!
Спасибо за оргазиацию)

Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5664
сегодня, 15:01
Аватарка пользователя Jon Smith
Больше 12 лет на сайте
12
Игорь Юрьев писал(а) сегодня, 14:59
В «Новом кинотеатре “Парадизо”» Нуаре тоже диво как хорош!
...пожалуй вечером гляну!


Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1184
сегодня, 14:59
Аватарка пользователя Игорь Юрьев
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Jon Smith писал(а) сегодня, 14:53
...Филипп Нуаре - замечательный! Очень люблю с ним х/ф "Откройте, полиция!"
Вайбы старой Франции. Сейчаc таких ...
В «Новом кинотеатре “Парадизо”» Нуаре тоже диво как хорош!

Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1184
сегодня, 14:57
Аватарка пользователя Игорь Юрьев
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) сегодня, 14:35
Эмоциональности итальянцев можно позавидовать. С какой гаммой чувств они смотрели кино, и плакали, и смелись, ...
Не знаю как с кино, а к футболу у итальянцев до сих пор такая же первородная озорная страсть:)

В этом году чемпионат страны выиграл «Наполи»- так там весь Неаполь гулял и гудел как в последний раз)) прям как во времена, когда Марадона играл за эту команду))

Stanley (Киноакадемик), постов: 915
сегодня, 14:55
Аватарка пользователя Stanley
Больше 10 лет на сайте
10
Очень тёплые слова в рецензиях) приятно было почитать) Обязательно на днях гляну сей фильм)

Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1184
сегодня, 14:53
Аватарка пользователя Игорь Юрьев
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Mono писал(а) сегодня, 13:30
Тебе спасибо за объединение, пинки и работу.
Всем иногда нужны пинки, без них никуда;)

Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5664
сегодня, 14:53
Аватарка пользователя Jon Smith
Больше 12 лет на сайте
12
...Филипп Нуаре - замечательный! Очень люблю с ним х/ф "Откройте, полиция!"
Вайбы старой Франции. Сейчаc таких не делают.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Как приручить дракона
Дата выхода: 13 июня 2025
Страна: США, Великобритания
Жанр:боевик, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер:Дин ДеБлуа
В главных ролях:Мэйсон Темз, Нико Паркер
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Что известно о фильме "Хищник: Планета смерти", который полностью изменит культовую франшизу
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Новый постер намекает на трагическую судьбу персонажа Элли Фаннинг
Награждения
Наши рекорды