Рецензия на фильм "Я знаю, что вы сделали прошлым летом"

Сейчас слово "слэшер" у поколения современных киноманов ассоциируется с неким винтажным антиквариатом, который будет органично смотреться на полке со всякими диковинными коллекционными предметами. Однако, всего каких-то тридцать лет назад фильмы о группе подростков, встретившихся с кровожадным маньяком, были для американской молодежи настоящим лакомым кусочком. Все началось в 1974-ом году, когда в кинотеатрах на территории Соединенных Штатов прогремела ныне уже культовая лента "Техасская резня бензопилой" от режиссера Тоуба Хупера.
Смекнувших, что слэшеры не только пользуются бешеным спросом, но еще и дешевы в производстве, прозорливых голливудских продюсеров было уже не остановить, и в последующие двадцать пять лет на кинематографическом небосклоне появились такие знаковые для жанра франшизы, как "Хэллоуин", "Пятница 13", "Кошмар на улице Вязов", "Крик", "Я знаю, что вы сделали прошлым летом". Бонусом в этот список можно еще добавить картину Роберта Родригеса "Факультет", которая до масштабов франшизы, к счастью, не разрослась.
И, хотя, к началу двухтысячных популярность слэшеров уже резко пошла на спад, их создателям удалось напоследок громко хлопнуть дверью при помощи эпического кроссовера "Фредди против Джейсона". Большинство из перечисленных кинофраншиз уже давно превратились в узнаваемые кинематографические бренды, а образы жестоких и безжалостных маньяков Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиза, Кожаного лица, Майкла Майерса и Гоустфейса ныне стали неотъемлемой частью поп-культуры и ретроспективного гиковского фольклора.
Даже не смотря на то, что золотая эпоха слэшеров канула в Лету еще четверть века назад, почти все эти серии фильмов с переменным успехом продолжают поддерживать свою жизнеспособность. Да, последняя трилогия "Хэллоуин", снятая Дэвидом Гордоном Грином, оказалась скорее разочарованием, нежели откровением, а у предстоящего сериала "Хрустальное озеро", призванного расширить вселенную Джейсона Вурхиза, была настолько затянутая стадия препродакшена, что этот проект уже в пору заносить в список долгостроев- никто всех этих казусов и не отрицает. Но есть ведь и положительные примеры - линейка фильмов "Крик", уже без своего легендарного создателя Уэса Крэйвена, сумела вполне убедительно подстроится под изменившуюся до неузнаваемости кинематографическую среду, не растеряв при этом своей индивидуальности.
По всей видимости, воодушевившись творческими и кассовыми успехами последней, руководство студии Sony решило, что серия картин "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" тоже созрела для "мягкого перезапуска", как это сейчас принято называть. Новая версия знаменитого слэшера добралась до отечественных кинотеатров на прошлой неделе, и сейчас мы с вами попробуем порассуждать о том, насколько качественным и свежим получилось данное переосмысление хорошо знакомой истории.
Итак, действие ленты разворачивается в небольшом рыбацком городке Саутпорт.
Группа подростков весело проводит время на вечеринке по случаю скорой свадьбы их общих друзей. Вечером шумная кампания из пяти человек, будучи уже навеселе, решает отправится на машине к смотровой площадке, путь к коей пролегает по извилистой горной дороге, дабы посмотреть оттуда салют, приуроченный ко Дню Независимости. Приехав на место, один из ребят начинает дурачиться и самое "остроумное", что ему приходит в голову- это задорно потанцевать прямо посреди проезжей части.
Однако, веселье очень быстро сменилось паникой, страхом и непомерным чувством вины, когда из-за крутого поворота вылетела машина, и водитель, пытаясь объехать кривлявшегося посередь дороги парня, не справился с управлением, в результате чего автомобиль пробил заграждение и рухнул вниз со скалы. Понимая, что мимолетное безрассудное развлечение может обернуться для них реальными тюремными сроками, подростки вызывают на место происшествия полицию и другие экстренные службы, но решают не рассказывать блюстителям закона, что это их легкомысленное поведение стало причиной трагедии.
Горе-подельники дают друг другу клятву, что никогда не расскажут никому постороннему о том, что на самом деле произошло в тот роковой вечер, а вся эта история спустя некоторое время заминается и остаётся в полицейских архивах с пометкой "несчастный случай". Тем не менее, совершённое злодеяние не отпускает группу друзей просто так, и ровно год спустя, в канун Дня Независимости, одна из девушек-соучастниц получает записку, в которой сказано: "Я знаю, что вы сделали прошлым летом".
Прежде чем начать анализ фильма, я должен признаться, что хоть и отношусь с теплом к данному жанру, но никогда не был поклонником серии "Я знаю, что вы сделали прошлым летом". Даже не стану оспаривать, что оригинальная лента нашла своего зрителя и имела коммерческий успех. Но, если вспомнить, что ее сценарист Кевин Уильямсон годом ранее выполнял аналогичные обязанности при работе над "Криком", то все встанет на свои места.
В "Крике" Уильямсон на пару с Крейвеном от души высмеивали заезженные жанровые клише, а между строк еще и иронизировали на неприятные злободневные вопросы, в частности очень остроумно обыграв весьма болезненную для американского общества тему того, что поколение молодых людей, выросшее на фильмах ужасов, избрало себе в качестве кумиров психопатов и серийных убийц. Словом, если картина о Гоустфейсе во всю штурмовала пятую стену, пытаясь стереть барьер между происходящим на экране и зрителем, то "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" был как раз-таки типично-шаблонным слэшером, который, с точки зрения сценария, даже в год своего выхода выглядел устаревшим.
Собственно, создатели новой версии фактически со стартовых титров решили обозначить, что на какой-либо эффект новизны они претендовать не собираются, а будут делать упор строго на эффект ностальгии. Уже по первым кадрам с традиционным для этой серии пролетом камеры над морским побережьем под играющий на фоне молодежный рок, становится понятно, что все действо, ожидающее нас в ближайшие два часа, будет с приставкой "ретро". Думаю, что при выборе звучного слогана для своего творения создателям стоило всерьез рассмотреть вариант "Верните нам наш 1997-ой год!", ибо он лучше всего отражает суть происходящего на экране.
И ведь по началу такая тактика авторов "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" действительно работает.
Даже не смотря на то, что у меня за плечами уже множество отсмотренных ужастиков, в первые сорок минут я всё равно словил ностальгический удар под дых, поскольку меня с головой затянуло в атмосферу классических олдскульных слешеров.
А уж над ее созданием творческая команда ленты поработала на славу, вернув из небытия все атрибуты, присущие подобным историям: разношерстная кампания подростков, среди которых по традиции есть безудержный тусовщик и его скромный молчаливый друг, а также королева школы и странноватая девчонка, у которой в прошлом были некие проблемы в семье; отменно поставленные сцены внезапных нападений маньяка в широкополой шляпе и рыбацком плаще, в коих не поскупились на обилие бутафорской крови.
Туповатые диалоги, добавляющие в общую жуткую картину черты легкой безумной комичности (это из разряда, когда две девушки всего через пару часов после покушения на их жизни начинают как ни в чем ни бывало обсуждать парней и косметику). Главные герои с характерным для многих персонажей фильмов ужасов притупленным инстинктом самосохранения и их странные логические цепочки из серии "в городе объявился серийный убийца/с одним из наших знакомых уже жестоко расправились/велика вероятность, что он охотится именно на нас, поэтому давайте-ка сходим на кладбище посреди ночи". Немногочисленные, но приятные "пасхалки" (так, одна из локаций, где происходит действие- это причал "Cape Fear", что, вероятно, является отсылкой к известному триллеру Мартина Скорсезе "Мыс страха", название коего в оригинале звучит точно также).
В общем, первые сорок минут фильма пролетели незаметно, попутно пробудив во мне те незабываемые чувства, что я испытал много лет назад при первом просмотре "Крика" и "Пятница 13". Однако, потом густая пелена ностальгического тумана начала стремительно рассеиваться, и на передний план повылезали всё те же проблемы, из-за которых оригинальная картина "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" даже почти тридцать лет назад выглядела отсталой и устаревшей.
Как минимум, чтобы качественно переработать эту историю, нужно было очень ответственно подойти к выбору кандидатов на пост постановщика и сценариста.
Видимо, на этой стадии руководители Sony и совершили прокол, доверив эту должность Дженнифер Кайтин Робинсон. Данная кандидатура изначально была весьма спорной. Почему? Ну, самая явная причина заключается в том, что несколько лет назад именно эта барышня помогала Тайке Вайтити с написанием сценария для ленты "Тор 4: Любовь и Гром". Так что, некоторая доля ответственности за то творческое недоразумение, безусловно, есть и на ней.
И, если с режиссерскими обязанностями Робинсон еще как-то худо-бедно справилась, то на сценарном поприще не смогла выдать ничего, кроме набора стандартных жанровых штампов. Две трети фильма подростки ошалело бегают по городу, пытаясь нарыть какую-нибудь информацию о человеке, который погиб по их вине, а между делом их терроризирует убийца в рыбацком плаще, который во второй половине действа почему-то начинает допускать нелепые ошибки, словно решивши поиграть со своими жертвами в поддавки.
Ну и по всем канонам жанра, естественно, не обошлось без клубка витиеватых любовных линий, которые на протяжении всего фильма штормит в диапазоне от "между нами все кончено" до "покуда смерть не разлучит нас". В общем, по части истории у Робинсон хватило фантазии лишь на безопасную и проверенную базу для слешеров, за пределы коей она, судя по всему, даже нос высунуть не рискнула.
Возможно, она рассчитывала, что неким подспорьем для ленты станет возвращение в строй нескольких ветеранов франшизы.
Но, увы, и с этим трюком создатели новой версии сильно опоздали. Если даже просто навскидку вспомнить, сколько эпических возвращений культовых героев в их обновлённые франшизы мы с вами видели за последние десять лет, то таковых наберется очень много: Марк Хэмилл, Харрисон Форд и даже Хейден Кристенсен возвращались к своим ролям в различных проектах по "Звездным войнам"; Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд снова примеряли на себя паучьи костюмы, а Майкл Китон спустя тридцать лет вновь облачался в доспехи Бэтмена; в конце концов, Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс и Дэвид Аркетт тоже пережили перезагрузку своих персонажей в "Крике".
Мне кажется, что зритель уже банально пресытился подобными сюжетными поворотами. Поэтому, когда на экране появляются заметно состарившиеся звёзды предыдущих фильмов серии Дженнифер Лав Хьюит и Фредди Принц мл., то всем как бы понятно, что моменты их появления обыгрываются так, чтобы половина кинозала поднялась с кресел и поаплодировала легендам, а кто-то из ярых поклонников даже пустил бы теплую ностальгическую слезу.
На деле же у меня не возникло ни малейшего желания состроить хотя бы подобие удивленной гримасы, и вся моя реакция застыла на уровне мысли, звучавшей примерно так: "О, это что очередной внезапный актерский камбэк?- Прикольно. Пойду поем". Что же касается новой партии подростков, которых Рыбак должен пустить в расход, то среди них могу выделить лишь Мэдлин Клайн, изобразившую первую красавицу школы, кою природа одарила милым личиком, длинными ногами и скудным интеллектом- ну прям образцовая героиня фильмов ужасов!
В целом же, если подводить итог, то о походе в кинотеатр на данную ленту я не жалею. "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" - это то кино, после просмотра коего у вас возникнет непреодолимое желание отменить все свои планы на ближайшие выходные, затариться вкусняшками и устроить себе марафон "Крика", или же "Пятницы 13", или же "Кошмара на улице Вязов" - тут уж кому что милее.
Безусловно, новая глава франшизы об убийце в рыбацком плаще цепляет атмосферой классических слэшеров. Но, увы, этим её сильные качества и исчерпываются, оставляя зрителю цепочку из суетливых догонялок, которые ближе к финалу становятся похожи на утомительно-кровавый день сурка, и весьма посредственное разоблачение убийцы, чью мотивацию, видимо, прописывали на коленке.
Слепо подстраиваясь под все каноны жанра, "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" не привносит в него даже маленькой толики чего-то нового, а потому выглядит заведомо вторичным продуктом. Не исключаю, что более молодому поколению зрителей, которое не знакомо со всей этой культурой молодежных ужастиков, такое зрелище вполне может зайти. А для старичков и любителей олдскула я лучше процитирую классику: "Не фильмы создают психов. Они лишь делают их более изобретательными".
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1229
1 августа 2025, 23:44
| |
![]() ![]() 9 ![]() ![]() |
xen04158603 писал(а) 1 августа 2025, 21:28 А я не понял, с какого это времени у нас "Факультет" стал слэшером?) В некоторых источниках в графе «жанр» указывают «слешер» и фильмов серии «Поворот не туда»)) |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 28249
1 августа 2025, 23:41
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
А есть фанаты "джалло"?) |
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1229
1 августа 2025, 23:40
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
xen04158603 писал(а) 1 августа 2025, 21:28 А я не понял, с какого это времени у нас "Факультет" стал слэшером?) Да, «Факультет»- это не совсем слешер.
Поэтому я в тексте и уточнил, что он в этот список идёт бонусом;) |
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1229
1 августа 2025, 23:37
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
xen04158603 писал(а) 1 августа 2025, 21:09 "Из "Хэллоуина" смотрел только первый фильм из перезагруженной трилогии - чёт фигня какая-то. "Пятницу ... Нравится оригинальный фильм Карпентера, но версия Роба Зомби тоже крута- он очень здорово переосмыслил образ Майкла Майерса) |
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1229
1 августа 2025, 23:35
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Летописец писал(а) 1 августа 2025, 17:27 Вот не согласен что этот слэшер "не привносит в него даже маленькой толики чего-то нового"
Здесь, выпившие ... По поводу «не привносит толики чего-то нового»
А ты взгляни на это глобальней- завязка фильма снова держится на ДТП. И снова всё держится на пьяных и трезвых, только в этот раз их поменяли местами- теперь трезвый был за рулём, а пьяные тусили на проезжей части. По сути- это те же яйца, только в профиль… |
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1229
1 августа 2025, 23:28
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
Летописец писал(а) 1 августа 2025, 17:27 Вот не согласен что этот слэшер "не привносит в него даже маленькой толики чего-то нового"
Здесь, выпившие ... По поводу оригинала- если не изменяет память, водитель машины там был трезвым в тот момент, когда они сбили человека. Но сама машина принадлежала не ему, и он даже в трезвом состоянии не имел права садиться за руль. Владельцем машины был его друг, который в это время сидел на заднем сидении в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
У них после случившегося в том числе на этой почве была паника- типа, когда полиция приедет, то увидит, что владелец машины находится а нетрезвом состоянии, а человек, находившийся за рулём, вообще не имел право управлять чужим транспортным средством. |
xen04158603 (Киноакадемик), постов: 28249
1 августа 2025, 23:26
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
TREADSTONE писал(а) 1 августа 2025, 22:52 раньше это просто называли "молодежный ужастик", эти понятия "слешер" немного коробят) Ну не знаю, "слэшер" - это значит кого-то весь фильм рубят и кромсают. А кого рубят в "Факультете"?) Называть его слэшером - это как называть любого "Франкенштейна" "зомби-муви". Его хоть кто-то так называет? Понятно, что Франкенштейн - это по сути зомби-муви, но кто его так называет-то?)) |
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6007
1 августа 2025, 23:09
| |
![]() 12 |
...я и от старой версии не в восторге. В детстве смотрел. Так! Но новую версию и смотреть не стану. По любому без сравнений не обойтись и чаще такие перезагрузки(или как их там зовут) проигрывают оригиналам. Хватило этого недавнего "Дожить до Рассвета". Словил себя на мысли, что ужастики сейчас не страшные. Они скорее...смешат. Смотришь и уже догадываешься( делаешь ставки) кто "отьедет" первым. И чаще это угадывается. |
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 1229
1 августа 2025, 23:08
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
John23 писал(а) 1 августа 2025, 16:25 А так интереснее что-то новенькое посмотреть из слэшеров, пусть даже середняк на раз будет, но один фиг лучше, чем ... «…продюсеры тянут последние соки из старых франшиз…»- вот эта фраза прям идеально характеризует перезапуск «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Чисто коммерческий проект, выпущенный исключительно для того, чтоб подзаработать на известном бренде.
Такое впечатление, что руководители Sony позавидовали успехам новых частей «Крика» и вспомнили, что у них своя популярная серия слешеров лежит в архивах без дела вместо того, чтоб деньги приносить. |
TREADSTONE (Критик), постов: 24571
1 августа 2025, 22:52
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
xen04158603 писал(а) 1 августа 2025, 21:28 А я не понял, с какого это времени у нас "Факультет" стал слэшером?) раньше это просто называли "молодежный ужастик", эти понятия "слешер" немного коробят) |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 11 июля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Джеймс Ганн |
В главных ролях: | Изабела Мерсед, Натан Филлион |
1 | Девочка, покорившая время | 8.52 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.64 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Пила 10 | 7.37 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Батя 2: Дед | 7.2 |
3 | Кончится лето | 7.08 |
4 | Огниво | 7.05 |
5 | Красный шелк | 6.86 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.42 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
5 | Форрест Гамп | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.42 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.30 |
3 | Игра престолов | 9.24 |
4 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
5 | В поисках капитана Гранта | 9.09 |