Сумерки супергероев. Почему кинокомиксы теряют зрителей?

Еще недавно супергеройские фильмы казались вечными королями проката, гарантированно собирая сотни миллионов долларов. Однако последние два года показали тревожную тенденцию - некогда всесильный жанр стремительно теряет зрителей. Кассовые сборы падают, а новые проекты Marvel и DC все чаще встречают равнодушие публики. Эта ситуация очень напоминает судьбу вестернов, которые в середине XX века доминировали в киноиндустрии, но к 1980-м практически исчезли с широкого экрана.
Последние пару лет годы стали настоящим испытанием для обеих киновселенных. Marvel, еще недавно казавшаяся неуязвимой, столкнулась с чередой разочарований.
"Капитан Америка: Дивный новый мир" собрал лишь 415 миллионов долларов при бюджете свыше 200 миллионов, показав серьезное падение зрительского интереса - 68 процентов во второй уик-энд. Командный проект "Громовержцы" с сильным актерским составом едва преодолел планку в 380 миллионов, что пять лет назад считалось бы провалом для подобного фильма. Даже долгожданная "Фантастическая четверка: Первые шаги", на которую студия возлагала особые надежды, продемонстрировала тревожное падение на 66 процентов во вторые выходные.
Единственным ярким пятном стал "Дэдпул и Росомаха", но его успех скорее исключение, вероятнее всего, он, как ни странно, обусловлен более "взрослым" R-рейтингом и ностальгией по Росомахе Хью Джекмана, а не общим здоровьем жанра.
У DC дела обстоят еще хуже. После катастрофических провалов экранизаций "Синий Жук" и "Аквамен и потерянное царство" в 2023 году студия сделала ставку на полную перезагрузку вселенной, однако достижения и прогнозы по новому фильму "Супермен", который считался локомотивом процесса перезапуска, явно не оправдывают ожидания.
Причины этого спада кроются в нескольких факторах. Прежде всего, рынок оказался перенасыщен: за последнее десятилетие Marvel и DC выпустили десятки фильмов и сериалов. Зритель, еще недавно с нетерпением ждавший каждого нового релиза, теперь просто физически не успевает следить за всеми ответвлениями киновселенных.
Не менее важной проблемой стал кризис оригинальности: большинство новых кинокомиксов следуют давно отработанному шаблону, предлагая вариации одной и той же истории. После фильма "Мстители 4: Финал", ставшего кульминацией 11-летней Саги Бесконечности Marvel, новые главы кажутся вторичными и необязательными.
История уже знала подобные примеры. В 1950-х вестерны занимали до 30 процентов голливудского проката, но к 1970-м жанр практически исчез. Причины были схожими - перенасыщение рынка (в 1960 году в США вышло 50 вестернов), устаревание тем и появление новых форматов. Современные кинокомиксы повторяют этот путь, сталкиваясь с конкуренцией со стороны оригинальных проектов вроде "Оппенгеймера", доказавших, что зрители готовы платить за свежие идеи и интересные реализации.
Означает ли это смерть жанра "кинокомикс"? Вряд ли. Скорее, ему предстоит серьезная трансформация. Marvel уже объявила о сокращении числа релизов, DC делает ставку на перезагрузку вселенной. Вероятно, будущее кинокомиксов в гибридизации с другими жанрами, как это произошло с нуаровым фильмом "Бэтмен" Мэтта Ривза. Но здесь тоже важно соблюсти определенный баланс, чтобы не вышел явный перебор, как с фильмом "Джокер: Безумие на двоих"
Супергеройское кино стоит на пороге новой эры. Чтобы сохранить влияние на аудиторию, ему придется отказаться от конвейерного подхода последнего десятилетия и найти новый язык общения со зрителем точно так же, как это в свое время сделали вестерны, переродившись в ревизионистские ленты вроде фильмов "Непрощенный" или "Омерзительная восьмерка". Если же создатели кинокомиксов на сумеют адаптироваться, они рискуют повторить судьбу многих былых королей проката - уйти из мейнстрима в нишевые проекты для весьма узкого круга фанатов.
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8336
вчера, 12:13
| |
![]() ![]() 7 ![]() ![]() |
Andrew писал(а) вчера, 12:02 Не хочет зритель никакой приземленности:) ему ее и в жизни хватает:) Поэтому "Джокер" собрал миллиард) Поэтому "Пингвин" стал чуть ли не самым популярным сериалом года) |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8336
вчера, 12:11
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
Andrew писал(а) вчера, 12:01 Он не оправдал ставку Warner явно Не научил как сделать так, чтобы фильмы сразу миллиард брали?)
Опять погонят командники снимать без сольников, на те же грабли?) |
Andrew (Главный редактор), постов: 77429
вчера, 12:03
| |
|
Летописец писал(а) вчера, 12:00 И к вестернам привлек не "Непрощенный", а "Назад в будущее 3":))Это был сигнал, что вестерн можно перепаковать ... Комедийные вестерны случались и до этого:) |
Andrew (Главный редактор), постов: 77429
вчера, 12:02
| |
|
Летописец писал(а) вчера, 11:53 Я считаю зритель вырос из подгузников супергероики. Людям надоело смотреть своих любимцев в одной и той же обертке ... Не хочет зритель никакой приземленности:) ему ее и в жизни хватает:) |
Andrew (Главный редактор), постов: 77429
вчера, 12:01
| |
|
Dienn писал(а) вчера, 11:47 Супермен как раз оправдал, Ганн говорил, что будет рад любому положительному результату Он не оправдал ставку Warner явно |
Летописец (Критик), постов: 64768
вчера, 12:00
| |
![]() 15 ![]() |
И к вестернам привлек не "Непрощенный", а "Назад в будущее 3":))Это был сигнал, что вестерн можно перепаковать во что угодно) |
Летописец (Критик), постов: 64768
вчера, 11:53
| |
![]() 15 ![]() |
Я считаю зритель вырос из подгузников супергероики. Людям надоело смотреть своих любимцев в одной и той же обертке и в типичном внутреннем содержании. Зритель хочет приземленности, и это не случайно. |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8336
вчера, 11:47
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
Супермен как раз оправдал, Ганн говорил, что будет рад любому положительному результату |
Andrew (Главный редактор), постов: 77429
вчера, 11:37
| |
|
Мне кажется, что переход кинокомикмов из мейнстрима в нишу уже состоялся. |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 11 июля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, приключения, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Джеймс Ганн |
В главных ролях: | Изабела Мерсед, Натан Филлион |
1 | Девочка, покорившая время | 8.52 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.64 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Пила 10 | 7.37 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Батя 2: Дед | 7.2 |
3 | Кончится лето | 7.15 |
4 | Огниво | 7.05 |
5 | Красный шелк | 6.86 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.42 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
5 | Форрест Гамп | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.42 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.30 |
3 | Игра престолов | 9.24 |
4 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
5 | В поисках капитана Гранта | 9.09 |