px

Рецензия к фильму "Синистер". Любопытство наказуемо

12.10.2012
Рецензия к фильму Синистер. Любопытство наказуемо
Хоррор – жанр, в котором, как известно, от заезженности и предсказуемости сюжета избавиться сложнее всего, не говоря уже о способах подачи материала. Однако Скотт Дерриксон, натренированный на пятых "Восставших из ада" и "Шести демонах Эмили Роуз", решил действовать от противного. История, составленная практически целиком из всем знакомых шаблонов, вопреки ожиданиям, оказалась той жемчужиной, которую порой приходиться выковыривать из гор мусора.

"Синистер" – фильм, отполированный до лощеного блеска. Скотт Дерриксон, не мудрствуя лукаво, припомнил не только собственный опыт в жанре ужасов, но и опыт всех своих коллег и прогрессивной кинематографической общественности заодно. С нашей же стороны грех его за это не простить: вместо тупого нагромождения клише и бу-эффектов мы получили почти два часа образцово-показательной экзекуции нервов.

Удивительное сочетание псевдодокументалистики и классического повествования, вопреки опасениями, дало исключительно мощный эффект. Смотреть сперва на кадры обыкновенной такой семейной кинохроники словно персонаж фильма, а затем и на самих персонажей и их реакцию – удовольствие немалое. Если, конечно, этим словом вообще можно описать нарастающий с каждой минутой страх перед развязкой.

Кстати о повествовании: оно получилось на редкость ровным. Контуры той самой спирали оказались обрисованы с филигранной точностью, благодаря чему события и темп их развития с почти немецкой пунктуальностью проходят путь от завязки до кульминации. И столь же уместно и красиво выглядит кровавый катарсис, являющийся логическим завершением этой цепочки адских причинно-следственных связей.

Второе – смешение мистики с легким налетом детектива, все это – наложенное на ярко выраженный и включающий мозги хватающихся за сердце зрителей характер главного героя. О, да, его мотивы, поступки, желания и стремления – предмет вообще отдельных дискуссий, желательно с привлечением опытного психолога. Детектив здесь представлен расследованием, которое несчастный писатель ведет в своем кабинете: найдены новые улики, и приходится использовать все, что можно, чтобы докопаться до истины. Это уже на станции "Конечная" происходит даже-черт-не-поймет-что, а до этого авторы ходят на грани и водят зрителя за нос.

Но главное, что пугает – это атмосфера. Слово, которое редкому фильму удается заслужить в своей характеристики. Скотт Дерриксон смешал на экране страхи одиночества и клаустрофобии, неудачи и отчаяния, мастерски использовал страхи неизвестного и смерти. Наконец, главный здесь страх – тот, что толкает вперед любопытство, наверное, самый страшный. Порочный круг, в котором меньшее открытие ведет к большему, и так до самого конца, несмотря на все возможности вовремя остановиться, несмотря на все предупреждения и предостережения. Эскалация становится неизбежной, несмотря на все возможности избежать худшего – и, наверное, именно это здесь самое (после личика местного филантропа-душееда) страшное.

Ядреной перчины всему этому добавляет музыкальное сопровождение от Кристофера Янга. Нелегко встретить вторую столь тонкую работу не только в этом и смежных жанрах, но и в кинематографе вообще. Серьезно, малейшие ноты кардинально меняют и четко обводят контуром любые ситуации на экране. Причем делается все это настолько ненавязчиво, что осознаешь это лишь спустя некоторое время после исполнения подлого трюка. Единственное, к чему здесь могут быть претензии – это злоупотребление шумовыми вспышками во время бу-эффектов, что, впрочем, не только терпимо, но и даже приемлемо. По крайней мере, выглядит достойно, несмотря ни на что.

Что до актеров, то фильм практически целиком принадлежит Этану Хоуку. И, словно осознавая всю тяжесть ответственности, он играет шикарно. Самоуверенный, взрывной, пугливый, но при этом – что самое главное – совершенно не в меру любопытный. Эволюция состояния нервов его персонажа от спокойного до "такие слова не печатают" проходит быстро и безболезненно – ничего он не упускает из виду, безукоризненно играя и лицом, и телом, и притом нигде не переигрывает.

А персонаж у него получился очень интересный. Натура творческая, иногда несдержанная и вообще интересная, эгоистичная и безрассудная, и, главное – лирическая, несмотря на стремлние казаться прагматиком. И эта личность ставит под удар всю семью ради исполнения своих самых страстных желаний. Вроде и не должен вызывать каких-либо положительных эмоций, ибо человек далеко не самый хороший, но паранормальная угроза оказывается на порядки страшнее.

"Синистер", конечно, не выпотрошил жанр наизнанку как "Хижина в лесу", однако перед нами, безусловно, один из лучших хорроров этого года. Строгий в своих ингредиентах и их пропорциях, он пугает, делает это с толком, с расстановкой, со знанием дела и нескрываемым удовольствием. Да еще и умудряется при этом оставить пищи для размышлений. Скотту Дерриксону удалось невероятное – превратить набор штампов в нечто по-настоящему интересное. А это дорогого стоит.

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 15
faxcon (Зритель), постов: 557
12 октября 2012, 17:57
Аватарка пользователя faxcon
Больше 12 лет на сайте
12
Озвучка великолепна в фильме. Да, что лукавить, все в нем "ужасно" (в хорошем плане).

Steve Austin (Критик), постов: 5835
12 октября 2012, 17:12
Аватарка пользователя Steve Austin
Больше 12 лет на сайте
12
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Вторая подряд положительная рецензия от Романа. Такое раз в полгода бывает)
А "Синистер" теперь неимоверно заинтересовал. Будем смотреть ночью, в одиночку. Главное не забыть)

ClubStyle (Критик), постов: 17905
12 октября 2012, 16:34
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
возлагаю надежду на этот фильм

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25383
12 октября 2012, 13:36
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Ну, слава Богу! Значит, можно готовиться к лучшему))

КЭП (Зритель), постов: 885
12 октября 2012, 12:06
Аватарка пользователя КЭП
Больше 12 лет на сайте
12
Как обычно, перед просмотром фильма читаю начало рецензии и конец. Вывод - стоит глянуть фильм! После просмотра можно будет оценить саму рецензию и поделиться мнением. Автору за оперативность спасибо! )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды