px

Рецензия к фильму "Звездный путь". Новый космический рубеж

10.05.2009

Возникнув из чёрной дыры, космический корабль ромуланцев обрушивается на звездолет Федерации, разнося его в щепки. Благодаря бесстрашию офицера по фамилии Кирк звездолет успевают покинуть восемьсот человек, в том числе беременная жена Кирка. Спустя двадцать пять лет сын храброго офицера, командуя самым современным звездолетом под названием «Энтерпрайз», вновь столкнется в космосе с ромуланцами, которые будут угрожать уже не только кораблям, но и целым планетам. Гениальный продюсер «Монстро» и сериала «Lost» снял динамичный приквел к древнейшей космической опере на этой планете.

Глядя на всё это цветастое великолепие костюмов, причудливых звездолетов, взрывов и лазерных лучей на киноэкране, понимаешь, что решиться на подобную постановку в конце нулевых может позволить только безудержная смелость и огромная любовь к сериалу-первоисточнику. Перед глазами разворачиваются картины даже не из кинофантастики 1960-х, а из самых смелых фантазий 1960-х о том, какая должна быть кинофантастика.

Легендарный звездолет «Энтерпрайз», его командный мостик с фирменными креслами, писк приборов, лучевые пистолетики, красные-желтые-синие курточки героев были усовершенствованы только очертаниями-технологиями, а стилистически сделаны такими же, как их придумали сорок лет назад.

В этом смысле реинкарнированный «Стар Трек» похож на «Обитаемый остров». И там, и здесь на экране – осовремененный и обильно сдобренный компьютерными эффектами научно-фантастический антураж в представлениях конца двадцатого века. Правда, в «Звездном пути» это сделано специально, а в «Острове» от дурного вкуса – да и по динамике и общей крутости «Стар Трек» просто уничтожает «Обитаемый остров», если начать сравнивать.

Что хуже, работает традиционный стар-трековский антураж 1960-х в блокбастере Абрамса так же, как антураж 1970-х работает в «Обитаемом острове». В кинофантастике прошлого века очень многое было схематично, масштабные сражения и разрушения зрителю приходилось дофантазировать. Но в новом «Звездном пути», несмотря на тотальный апгрейд спецэффектов и красочные космические битвы огромных звездолетов, странным образом сохраняется ощущение схематичности в этих сценах – они не захватывают, не заставляют трепетать и не вызывают восторг.

Напряжение возрастает до предела только в сценах с современным антуражем: когда Джеймс Т. Кирк и Хикару падают из космоса на буровую установку ромуланцев, зал практически перестает дышать. То же самое происходит, когда герои в фильме телепортируются из самых остросюжетных сцен на борт корабля.

По этой причине почти все «космические» сцены в новом «Стар Треке» не будоражат тех зрителей, которые не смотрели оригинальный сериал. А таких довольно много, с учетом времени выхода классического «Стар Трека».

По счастью, Джей Джей Абрамс не считался бы гениальным продюсером, если бы не ставил перед собой и не выполнял самые амбициозные задачи. Являясь, очевидно, фанатом старого «Звёздного пути», он сделал в приквеле почти невозможное – на фантастическом материале 1960-х выстроил суперсовременную космическую сагу, от которой будут в восторге и самые преданные поклонники, и абсолютные неофиты.

Сыгравший «нового» Джеймса Кирка обаятельный актёр Крис Пэйн в «Звездном пути» отжигает почти как Брэд Питт в «Бойцовском клубе».

Парень безумно харизматичен – он показывает нам, каким мог бы быть Максим Каммерер в «Обитаемом острове» при адекватном кастинге. Команда актёров в остальных ролях тоже радует глаз отличной игрой и давно знакомыми лицами. Почти неузнаваемый под превосходным гримом Эрик Бана в роли лидера ромуланцев, специально состаренная на компьютере Вайнона Райдер в роли мамы Спока, «смешной герой» Саймона Пегга и Антон Ельчин в роли юного техника по фамилии Чехов своей игрой придают драматическим поворотам фильма дополнительные грани.

Но в «Звёздном пути» есть не только красочные спецэффекты, динамика и обаятельные актёры (и актрисы – тут нельзя не вспомнить роскошную Зои Салдана). В основе сюжета фильма мощный научно-популярный парадокс, которым Абрамс, кстати, также примирил кинофантастику конца 20-го и начала 21-го века – в части ключевой идеи.

Логичный и хладнокровный вулканец Спок в приквеле задает будущим капитанам звездолетов нерешаемую головоломку. Цель тренажёра-игры – примирить пилотов со страхом, когда неизбежен проигрыш и смерть, и научить их хладнокровно действовать даже в такой ситуации. Блистательный «Стар Трек» Джей Джей Абрамса в конечном итоге именно об этом: глядя, как стареют любимые сериалы и актёры, всем нам надо смириться и признать – без страха – что мы когда-нибудь умрём. То, что впереди всевозможное будущее, - иллюзия, всё на самом деле уже случилось. Но даже прекрасно понимая и смирившись с этим, нет никаких причин унывать и не жить весело, радуясь и смакуя этот процесс.

Автор: Дмитрий Римайер Жигалов



Всего комментариев: 1
Римайер (Киноман), постов: 186
19 мая 2009, 17:59
Аватарка пользователя Римайер
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Ожидаю вот-вот услышать новость о запуске продолжения:) Отлично на самом деле: мир получил новую "умную" космооперу.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Награждения
Наши рекорды