px

Рецензия к фильму "Сталинград". Прощайте, ребята

Рецензия к фильму Сталинград. Прощайте, ребята
Это неловкое ощущение, когда вроде бы получил удовольствие, но носом чуешь, что тебя где-то обвели вокруг пальца. Не знаешь, радоваться или выказывать свое недовольство. С одной стороны – интересно, динамично, в меру драматично, технически отлично и вообще сплошной капут всем недоброжелателям. С другой – что-то не то, перемудрили, недотянули, нафантазировали и перечеркнули все впечатление от увиденного. Вот уже Земфира поет песню Цоя – великолепные стихи, как нельзя лучше отражающие сюжет фильма – на душе скверно от произошедшего, но разум покрывается тонкой пеленой скептицизма, которая становится толще с каждым шагом до дома. И от нее уже никак не избавиться.

"Сталинград" – это не фильм, это одно сплошное противоречие, начиная с самого названия, которое при всем желании не вяжется с тем, что происходит в фильме. Всем нам прекрасно известно, что такое Сталинградская битва – одно из самых кровопролитных и крупномасштабных сухопутных сражений в истории, эвфемизм слова "Ад". Долгая война, которая, кажется, никогда не закончится; вечная смерть, которая рано или поздно настигнет каждого; место, после которого Преисподняя, куда отправляются павшие бойцы на перегруппировку, покажется Раем. И все это – в бьющих по мозгам, беспрецедентных масштабах.

Что видим в фильме? Знаменитый фонтан "Бармалей". И несколько примыкающих к нему домов. Все. "Сталинград", по сути, кино предельно камерное для военного жанра. Вся массовка здесь ушла в несколько минут пролога – зрелищных, надо заметить, которые, впрочем, не избежали тяжелой поступи совершенно бессмысленных и даже раздражающих рапид. Остальное – небольшая повесть о том, как считанные единицы советских солдат обороняли один-единственный дом, настолько ключевой и решающий для войны, что его никак не мог сравнять с землей Вермахт. Словом, с таким же успехом фильм можно было бы назвать в честь любого другого города-героя – мало что изменилось бы.

Но это камерное кино, спрятанное за столь одиозных названием, заслуживает внимания. Стоит лишь отбросить совершенно лишнюю чушь про Фукусиму и пятерых отцов (на качественную интригу можете не надеяться, все будет предельно просто и вполне себе в рамках возрастного рейтинг), как все вдруг загорается всепроникающей атмосферой разрухи и гибели, посреди которой пытаются выжить – и даже пожить – несколько братьев по оружию. В маленьком доме, прообразом которого, если верить слухам, послужил Дом Павлова. Трехэтажном, с чердаком и подвалом, просторными комнатами и крупными парадными – но все равно маленьком, крошечном, одиноком и держащимся из последних сил между молотом и наковальней, этими двумя исполинскими военными машинами.

Обидно, правда, что в какой-то момент между этими машинами проводят знак тождества – точнее, между их руководителями, что выглядит довольно таки подло в контексте как происходящего, так и истории. Но и не с таким сталкивались, не привыкать. Другое дело, что домик, несмотря ни на что, продолжает стоять. И в нем продолжают жить Герои, с большой буквы, которым сочувствуешь, за которых болеешь и переживаешь. Которым хочется лично помочь, шагнув на экран и взяв в руки хоть бы и простой нож. Кто-то, конечно, справляется хуже – не будет указывать на него пальцем, кто-то (вроде немого певца романсов) – просто блестяще, так что остальным хоть съемочную площадку покидай. Не говоря уже про воплощение трогательной милости, невинности и простой, без изысков, красоты, Марию Смольникову.

Не отстает и немецкая сторона в лице Томаса Кречманна, своеобразного ветерана Сталинграда, который уже "воевал" в нем двадцать с лишним лет назад. Вместе со своей русской спутницей, они здесь – вторая любовная линия (не многовато-ли для военной драмы?), которая призвана раскрыть сущность войны, превращающую лучших представителей человеческого рода в стадо озверевших тварей, несущихся без оглядки куда хозяин укажет. Так себе раскрыли, честно говоря, а уж пламенной речью, которой офицер напутствовал своих солдат, вовсе загубили. Но все равно при этом следить за их взаимоотношениями достаточно интересно.

Уж не меньше, чем за "пятью отцами". Даже не смотря на то, что временами действие скатывается чуть ли не в фарс на грани абсурда, за который в военное время расстреляли бы по статье, наверное, предательство, либо что-то связанное с подрывом боеспособности сослуживцев и армии в целом... так вот, даже не смотря на все это – интересно. Уровень уже достаточный для того, чтобы игнорировать ляпы и просто наслаждаться зрелищем, не только в плане драматургии – умеренно, но и в плане визуальном. Как-никак, первый российских фильм в IMAX 3D формате, который снимали на эти же камеры. Плохого в принципе не могло получиться!

Если бы кто-то не пересмотрел Снайдера с его "Запрещенным приемом". Одно slow-mo – терпимо, две сцены – нормально, весь фильм про войну, в котором яростная рукопашка и перестрелки перемежаются с замедленными взмахами пока еще целых конечностей – это, наверное, в теории очень круто, но в реальности выглядит скверно. Так что какими бы насыщенными ни были краски компьютерных планов, какими бы грозными ни были декорации, возведенные в немалом количестве и за немалые деньги, самое главное в этом сражении – бои – оставляют желать лучшего. Как ни печально.

"Сталинград" красен моментами. Взглядом старика на горящий город. Взглядом немца на последнее указание русского солдата. Наводкой, которую сопровождают горькие слова в телефонной трубке, произнесенные неизвестным офицером. Все остальное – просто достойно внимания, особенно если не вдаваться в детали, внимание к которым и отличает хороший продукт ремесленника от превосходного творения сына искусства. Потому что с деталями, коих великое множество, здесь просто беда.

Автор: Роман Волохов
12.10.2013


Всего комментариев: 47
Constance (Киноакадемик), постов: 16773
12 октября 2013, 16:19
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 12 октября 2013, 15:41
На все фильмы стоит
Заядлые киношники так и делают. Но я сегодня с бОльшим удовольствием посмотрела "Гонку". Это о-б-а-л-д-е-н-н-о прекрасно. Весь адреналин Формулы плюс много-много-много бонусов. Не зря Вы вспоминали Аполлон 13. Ховард гений.

Andrew (Главный редактор), постов: 73049
12 октября 2013, 15:41
Аватарка пользователя Andrew
HUNTERX писал(а) 12 октября 2013, 13:55
Стоит идти?
На все фильмы стоит

Constance (Киноакадемик), постов: 16773
12 октября 2013, 15:21
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
303 писал(а) 12 октября 2013, 14:02
Сдается мне, мы опять не тот фильм на Оскар отправили...
Хотели удивить Голливуд, что и мы тоже не лыком шиты и доки в технологиях. Но их это вряд ли заденет. А до пронзительности наших старых военных фильмов дотянуть сложно, и по трейлеру чувствуется, что и не дотянули.

303 (Зритель), постов: 510
12 октября 2013, 14:02
Аватарка пользователя 303
Больше 13 лет на сайте
13
Сдается мне, мы опять не тот фильм на Оскар отправили...

Текстолит (Критик), постов: 60322
12 октября 2013, 13:55
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Стоит идти?


Andrew (Главный редактор), постов: 73049
12 октября 2013, 12:46
Аватарка пользователя Andrew
Guest писал(а) 12 октября 2013, 12:31
Не спорю, мощный оригинальный саундтрек всегда лучше. Но "Легенда" все равно чрезвычайно хороша :)
Не знаю, чем хорошо то что не порождает никаких эмоциональных привязок? Когда вы слышите "Я прошу, хоть ненадолго, боль моя, ты покинь меня", у вас сразу масса ассоциаций с прекрасным фильмом. Когда вы услышите "Легенду", никаких ассоциаций, кроме Цоя, у вас сне будет. Музыка - это ж важнейшая составляющая эмоционального фона фильма. Как последняя нота в запахе хорошего парфюма.

Guest (Критик), постов: 3426
12 октября 2013, 12:31
Аватарка пользователя Guest
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 12 октября 2013, 12:23
На мой взгляд, нет ничего хуже "перепетых" современных песен в фильмах о событиях минувшего, тем более о войне. ...
Не спорю, мощный оригинальный саундтрек всегда лучше. Но "Легенда" все равно чрезвычайно хороша :)

Andrew (Главный редактор), постов: 73049
12 октября 2013, 12:31
Аватарка пользователя Andrew
Mr.Aufiderze писал(а) 12 октября 2013, 12:24
так изначально фильм позиционировал себя как камерная драма, без масштабных сражений.
Я уже это комментировал. Смотрите ниже

Mr.Aufiderze (Критик), постов: 8543
12 октября 2013, 12:24
Аватарка пользователя Mr.Aufiderze
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Andrew писал(а) 12 октября 2013, 11:21
Скажем так. В "Сталинграде" нет главного - Сталинграда. История о "пяти отцах", может, и трогательная сама ...
так изначально фильм позиционировал себя как камерная драма, без масштабных сражений.

Andrew (Главный редактор), постов: 73049
12 октября 2013, 12:23
Аватарка пользователя Andrew
Guest писал(а) 12 октября 2013, 12:12
Слава богу, там этой песни не звучит, при всей моей любви к ней :) Композитор - именитый Анджело Бадаламенти. Музыка ...
На мой взгляд, нет ничего хуже "перепетых" современных песен в фильмах о событиях минувшего, тем более о войне. Это лишь говорит о полной неспособности создать уникальный и запоминающийся саундтрек для фильма. А ведь когда-то у нас был Таравердиев, который сочинил такой саундтрек к "17 мгновениям весны", который до сих пор слушаешь с придыханием.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Годзилла и Конг: Новая империя
Дата выхода: 29 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, приключения, триллер, фантастика
Режиссер:Адам Вингард
В главных ролях:Дэн Стивенс, Ребекка Холл
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
"Сумрачный самурай" был удостоен номинации на премию "Оскар"
Стало известно музыкальное содержание фильма "Джокер 2: Безумие на двоих"
По стилю экранизация - почти классический нуар-триллер мирового уровня.
Награждения
Наши рекорды