px

Рецензия к фильму "Побудь в моей шкуре". О космически бескрайнем одиночестве

02.08.2014
Рецензия к фильму Побудь в моей шкуре. О космически бескрайнем одиночестве

Фильм снят по мотивам романа Мишеля Фабера, гражданина мира — голландца по происхождению, выпускника Мельбурнского университета, который с 1993 года живет в сельской Шотландии. "Побудь в моей шкуре" не совсем корректный перевод названия его первого оригинального романа "Под кожей" ("Under the skin") на стыке фантастики, хоррора, магического реализма, мрачной готики и триллера.

Режиссер Джонатан Глейзер — популярный и признанный английский клипмейкер, автор рекламных роликов и оригинальных музыкальных видео, режиссер двух полнометражных фильмов "Сексуальная тварь" (номинация исполнителя главной роли Бена Кингсли на "Оскар") и "Рождение". Поклонник всего стильного и неординарного, большой поклонник метафор, страстный экспериментатор с формой. Специально ради реалистичности съемок "Побудь в моей шкуре" была разработана крошечная камера для скрытой съемки, десяток этих устройств, снимающих с разных ракурсов, ежедневно набирали 16 часов видео. Фильм был провозглашен едва ли не шедевром на Венецианском кинофестивале 2013, тем более у себя на родине в Британии. Однако некоторые критики называют его смехотворным глянцем. Доля истины есть и в той, и в другой точке зрения.

Итак, инопланетянка, принявшая соблазнительный облик Скарлетт Йоханссон, колесит вечерами по дорогам хмурой, холодной, прекрасной в своей суровости Шотландии, преимущественно в пригородах Глазго, в поисках одиноких путников мужского пола; легко убалтывает их дешевыми комплиментами, приглашает к себе, и отправляет на переработку на корм для своих соплеменников. Действие повторяется многократно и монотонно. В перерывах между основным занятием серийная убийца отстранено наблюдает за землянами во всей их трогательной суетной неприглядности и неожиданно привлекательной жертвенности и сочувственной доброте. Пытается то ли ради интереса, то ли из-за неожиданно прервавшейся серии, провести психологический эксперимент и влезть в шкуру человека не только формально, но по существу, что в итоге оказывается не по силам методичному инопланетному разуму.

Глейзер в компании оператора Дэна Лэндина и монтажера Пол Уоттса сделал красивую метафору с минимумом вербальности и максимумом визуальности. Этакий холодный и отстраненно аналитический внеземной взгляд на нашу жизнь. Неспешный, обстоятельный, как взгляд физиолога на препарируемую подопытную лягушку или спокойное и сосредоточенное наблюдение хищника за жертвой ради изучения ее повадок в целях удачной охоты. Метафора холодная и красивая, с музыкой вместо слов, похожая на сон. Но если бы не присутствие Скарлетт как единого стержня, на котором держится история и который почти постоянно присутствует в кадре, то фильм распался бы на череду клипов. Вот приманка для одинокого мужчины — неземной красоты девушка в пикапе. Вот страшная ловушка - "антипространство" для этой одинокой мошки. Вот несчастная вымокшая инопланетянка на живописнейшей сельском перекрестке в ожидании автобуса. А вот она же в испуге бежит от злых людей по неласковому лесу с поваленными деревьями во мхах.

Разумеется, главным козырем Глейзера в проекте стала Скарлетт Йоханссон, которая, да простят меня ее фанаты, в первую очередь популярный голливудский секс-символ, во вторую очередь и по причине номер 1 востребованная в кино исполнительница ярких женских персонажей. Ставка на Скарлетт оправдалась частично. Ее невозмутимое спокойствие и сомнамбулическая отстраненность, переходящая в угрюмость, пустые и мертвые черные глаза (ради Скарлетт надеюсь, что это спецэффекты) хорошо работают на необычность персонажа, чужого в этом людском муравейнике. Но они же делают его статичным, а место драматической актрисы занимает гламурный манекен, гипнотический но безжизненный. Специально для мужской половины зрителей Глейзер приготовил 5-минутный десерт — Йоханссон во всей своей первозданной наготе отдается самолюбованию, спешите видеть прелести и несовершенства.

В фильме перемешаны малоизвестные профессиональные актеры (Пол Брэнниган) и непрофессионалы, в том числе человек-слон Адам Пирсон с тяжелыми генетическими нарушениями. Их общая со Скарлетт сцена и беседа о невежестве и предрассудках в значительной мере импровизация. Участие в фильме и знакомство со Скарлетт, ее интеллигентность и простота полностью изменили его жизнь и самооценку, такой "гуманитарный плюс" делает честь фильму.

Фильм провокационно-артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) цепляющий экзистенциальностью темы одиночества и экспериментальным видео-рядом, сочетанием высокого эстетизма с грубой физиологичностью, торжеством формы над драматизмом, холодной рассудочности над теплой эмоциональностью. Под настроение может показаться как завораживающим, так и отталкивающим, а лейтмотив космически бесконечного одиночества в конечном счете не фантастический, а вполне человеческий и земной. Мысли многих рецензентов лента Глейзера обратила к лучшим образцам классического кино и литературы от Кубрика и Линча до Сартра и Гете. Возможно, с течением времени автор этих строк лучше оценит высокий смысл картины, но пока не рискну рекомендовать его всем как шедевр.

Автор: Constance



Всего комментариев: 49
Constance (Киноакадемик), постов: 16800
3 августа 2014, 16:59
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TRAKSTOUN писал(а) 3 августа 2014, 16:53
С точки зреания "реальной жизни" мне куда понятней. Хотя и причина, почему она инопланетянка мне тоже, в принципе, ...
Вот именно этим и занимаются (отчасти!!) экзистенциалисты - нашей бытовой психологией))

TREADSTONE (Критик), постов: 23458
3 августа 2014, 16:53
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
С точки зреания "реальной жизни" мне куда понятней. Хотя и причина, почему она инопланетянка мне тоже, в принципе, понятна - взгляд на некоторые проблемы какбы со стороны.
Ладно, возможно я перегнул палку вчера, признаю и прошу прощение. Какое ,все же, уязвимое существо человек. Порой слишком поддается своим эмоциям.

Constance (Киноакадемик), постов: 16800
3 августа 2014, 16:42
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TRAKSTOUN писал(а) 3 августа 2014, 14:06
Была у нас философия. Занудный и скучный предмет, как и политология, но веселей, чем Религиознавство.
Есть такой британский писатель Олдос Хаксли. Процитирую его, чуть переиначив: Вся беда культуры в том, что в ней слишком много смысла. В реальной жизни никакого смысла нет.

С точки зрения "реальной жизни" фильм "Побудь в моей шкуре" выглядит так - Скарлетт Йоханссон ловко использует мужиков, в итоге один из них ей страшно мстит. В этом контексте не важно, инопланетянка она или землянка.

С точки зрения "культуры" фильм куда объемнее - это всеохватное философское и психологическое осмысление темы одиночества на разных уровнях, от физиологического до ноосферного и космического. И в этом контексте важно всё.

TREADSTONE (Критик), постов: 23458
3 августа 2014, 14:30
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ClubStyle писал(а) 3 августа 2014, 14:20
зависит от преподавателя. у нас политолог - мужик был что надо! юмора хоть отбавляй!))
Единственное, что нам группой интересно было - рассматривать и читать Камасутру с полки, пока препода не было:)

ClubStyle (Критик), постов: 17905
3 августа 2014, 14:20
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
TRAKSTOUN писал(а) 3 августа 2014, 14:06
Была у нас философия. Занудный и скучный предмет, как и политология, но веселей, чем Религиознавство.
зависит от преподавателя. у нас политолог - мужик был что надо! юмора хоть отбавляй!))


TREADSTONE (Критик), постов: 23458
3 августа 2014, 14:06
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 3 августа 2014, 14:00
Экзистенциализм в самом общем определении: 1) философия бытия человека 2) культурное движение, фиксирующее глубокую ...
Была у нас философия. Занудный и скучный предмет, как и политология, но веселей, чем Религиознавство.

Constance (Киноакадемик), постов: 16800
3 августа 2014, 14:00
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 17:01
"Фильм провокационно- артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) ...
Экзистенциализм в самом общем определении: 1) философия бытия человека 2) культурное движение, фиксирующее глубокую эмоциональность и духовное развитие современного человека и преследуюшие его психологические трудности. Яркие, самые известные представители— Николай Александрович Бердяев, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Айрис Мердок (см. британский фильм Айрис, где писательницу-философа играли Кейт Уинслет и Джуди Денч, обе номинированы на Оскар), Уильям Голдинг (экранизирован его роман Повелитель мух, дважды). Прозу Сартра и Камю тоже многократно экранизировали.
Раньше в ВУЗах философию преподавали. Сейчас, видимо, не везде

algoritn (Критик), постов: 9089
3 августа 2014, 12:42
Аватарка пользователя algoritn
Больше 11 лет на сайте
11
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 23:49
Пфф. Значит для Вас доступный хороший простой разговорный стиль примитивен?!
Ну литературный и разговорный-это разный язык!
Ты же любишь читать вроде?Да даже в фантастике найдётся много метафор и филосовских размышлений где без "заумных" слов не обойтись.
Читай значит ещё больше-как сказал Club-повышай словарный запас)))

TREADSTONE (Критик), постов: 23458
2 августа 2014, 23:59
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Даже о сложном проекте можно написать простым и доступным языком, таким, чтобы КАЖДЫЙ смог понять о чем речь идет (качество самой какой-либо рецензии это второй вопрос), а не только профессура и академия.

TREADSTONE (Критик), постов: 23458
2 августа 2014, 23:49
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 2 августа 2014, 23:39
Замечательная рецензия. Народ, радуемся, что про "сложный" фильм написана статья не примитивным языком.
Пфф. Значит для Вас доступный хороший простой разговорный стиль примитивен?!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды