px

"Интерстеллар" vs. Кристофер Нолан

10.11.2014
Интерстеллар vs. Кристофер Нолан

На днях в Северной Америке произошло знаковое без всякого преувеличения событие не только для одного модного британского режиссера, но и для всей киноиндустрии. Один из самых ожидаемых кинопроектов, активно рекламируемый на всех мыслимых площадках с конца 2013 года, стартовал в прокате хуже, чем мультфильм, о существовании которого до середины летнего сезона знали исключительно эксперты. Объяснения этого, без сомнения, ключевого события, которые предлагает фанбаза, не проливают свет на причины произошедшего.

Итак, основные доводы поклонников Кристофера Нолана, без тени сомнений объявляющих гениальным любое телодвижение постановщика, таковы.

"Интерстеллар" уступил "Городу героев" потому, что невероятное количество неведомых детей потащили своих родителей в кинотеатры, чтобы посмотреть на Беймакса и компанию. Это самый распространенный аргумент обиженной фанбазы, которым она пытается объяснить решительно любое поражение крупнобюджетной постановки, нанесенное анимационным фильмом. Нечто подобное случилось и в конце 2013 года, когда мультфильм все той же студии Walt Disney "Холодное сердце" не только легко опередил и в американском и в международном прокате фильм "Хоббит 2: Пустошь Смауга", но и продержался в лидерах многие месяцы.

Увы, ссылки на силу детской аудитории примерно столь же адекватны, как перекладывание полной ответственности за не невероятный успех проектов, вроде "Сумерек", исключительно на женщин. Не существует никакой самостоятельной детской аудитории, во всяком случае в пределах того возраста, которым принято ограничивать детство. Потребности детей определяют исключительно семейные взрослые, и именно они, а отнюдь не 5-10 летние зрители приобретают билеты и ведут своих чад в кинозалы. И именно они смеются и плачут на мультфильмах Walt Disney и создают затем пресловутое "сарафанное радио", побуждающее других взрослых задуматься о походе в кино.

"Интерстеллар" стартовал так слабо потому, что у него был совершенно безжалостный хронометраж, сокращающий количество сеансов в день. Еще одно распространенное заблуждение, которое легко опровергается. 169 минут экранного времени - это и правда много, однако ранее зрители неоднократно демонстрировали, что готовы вытерпеть почти три часа в кинотеатре, если оно того стоит. Оставим в стороне фильмы, вроде "Аватара", хронометраж которого составлял два часа сорок минут, а стартовые кассовые сборы - 77 миллионов долларов, обратимся к фильмографии самого Кристофера Нолана. "Темный рыцарь" - продолжительность 150 минут, заработки в первые выходные 158 миллионов долларов. "Начало" - продолжительность 148 минут, заработки в премьерный уик-энд 62,7 миллиона долларов. И так далее.

Кроме этого, с учетом отсутствия достойных конкурентов и астрономической рекламной кампании картины количество сеансов "Интерстеллара" в мультиплексах ничуть не меньше, а зачастую и больше. чем у главного конкурента. Так, в нью-йоркском кинотеатре AMC Loews Stony Brook 10 ноября 2014 года было всего семь сеансов "Города героев" в формате RealD и семь сеансов "Интерстеллара" в 4K Digital + четыре сеанса в IMAX.

К слову, в сети кинотеатров IMAX у фильма Кристофера Нолана был ранний старт и самое большое в истории количество копий. Одна лишь IMAX-версия обеспечила сборы в 13,4 миллиона долларов, а без учета этой суммы сборы проекта в обычных залах выглядят и вовсе удручающими - 37 миллионов долларов. Чтобы понять, сколь слаб такой старт достаточно сказать, что довольно посредственный фантастический боевик "Люси", не показывавшийся в IMAX заработал в премьерные выходные 43,9 миллиона долларов.

"Интерстеллар" стартовал так слабо потому, что "это кино не для всех", и зрители оказались не готовы к столь высокоинтеллектуальному продукту. Еще раз, увы, но столь пропагандируемое базирование фильма на популярной теории Кипа Торна не делает его автоматически столь же изощренным. Более того, как правило, попытки "загнать" художественное произведение в рамки академической науки почти никогда не заканчиваются хорошо, так как фильм начинает походить на видеоурок по тригонометрии, а следовательно, становится откровенно скучным.

В этом смысле, опять же, показателен пример фильма "Начало", который лишь с большой долей иронии можно отнести к научно обоснованным. Его успех как раз и объясняется не строгим следованием некой научной доктрине, а мастерством с которым псевдонаучные утверждения украшали основную сюжетную линию.

По мнению автора этих строк, у самого слабого за последние восемь лет старта фильма Кристофера Нолана есть несколько других простых объяснений.

Во-первых, британский постановщик все больше подвергается разрушительному влиянию вируса с условным названием "Найт Шьямалан". И главным симптомом заболевания служит все более усложняющаяся концепция кинопроектов, которая призвана скрыть слабости сценария и постановки, как велеречивость скрывала откровенную глупость убеленных сединами мудрецов древности. Нолан, как и его некогда очень популярный в Голливуде индийский коллега, начал забывать, что кинематограф, не фестивальный, а крупнобюджетный, призван в первую очередь развлекать, а не философствовать. Ведь путешествие к далеким мирам - не плод глубоких раздумий мыслителей, а дерзость и предприимчивость первооткрывателей, пусть и обросшая красочными мифами.

Во-вторых, зритель, во всяком случае такой искушенный как американский, устал от менторского тона фильмов Нолана. Мораль - неотъемлемая часть любого произведения, но морализаторство само по себе может быть ценнее искусства рассказчика только в ключевых религиозных трактата. Во всех остальных случаях постоянные поучения вызывают лишь протест при всем уважении к личности ментора.

И, в-третьих, Кристоферу Нолану пора отказаться от неизменной эксплуатации одних и тех же актеров. Майкл Кейн - это легендарно и всегда качественно, но не в каждом без исключения фильме в одном и том же образе.

"Интерстеллар" несомненно окупится за счет мирового проката, но явлением в истории современного кинематографа точно не станет. Более того, он станет еще одной после "Темного рыцаря 2" ступенью "вниз" для репутации Кристофера Нолана, как одного из самых талантливых постановщиков нашего времени. Остается надеяться, что он найдет в себе силы избежать окончательного погружения в Черную дыру.

Автор: Andrew



Всего комментариев: 181
S3S (Критик), постов: 13199
11 ноября 2014, 15:03
Аватарка пользователя S3S
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Будьте чуть вежливее!!!

darkwhite (Критик), постов: 31336
11 ноября 2014, 14:18
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
:))) Это и называется "эгоизм":) Человек у которого нету перед кем обязательства

123456789 (Критик), постов: 13927
11 ноября 2014, 14:09
Аватарка пользователя 123456789
Больше 13 лет на сайте
13
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Зэпп писал(а) 11 ноября 2014, 13:41
бороздить просторы доктора Брэннт он отправился. как бы этот каламбур пошло не звучал)
родная душа. огонь воду и медные трубы прошелвместе с ней. оставлять одной что ли?:)

SAGITTARIUS5 (Новичок), постов: 26
11 ноября 2014, 14:06
Аватарка пользователя SAGITTARIUS5
darkwhite писал(а) 11 ноября 2014, 13:29
Это настоящий эгоизм:) Человек не видел свою 10-летнюю дочь всего 10 часов, а потом оборачивается от дочки которая ...
Господиииии!!! Ты каким местом фильм смотрел и что у тебя в голове творится? Божешь мой!!! Как, как, как ты так умудряешься всё извратить из-за того что что там не до понял, не до увидел. И ты мне опять не ответил что такого сказала Хэтуэй?

Зэпп (Критик), постов: 38896
11 ноября 2014, 13:41
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
123456789 писал(а) 11 ноября 2014, 13:25
концовка дает намек тем, что герой избавился от своего груза. и теперь волен бороздить просторы дальше
бороздить просторы доктора Брэннт он отправился. как бы этот каламбур пошло не звучал)


darkwhite (Критик), постов: 31336
11 ноября 2014, 13:29
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
123456789 писал(а) 11 ноября 2014, 13:25
концовка дает намек тем, что герой избавился от своего груза. и теперь волен бороздить просторы дальше
Это настоящий эгоизм:) Человек не видел свою 10-летнюю дочь всего 10 часов, а потом оборачивается от дочки которая при смерти. Конечно это покажется кому то "избавления от своего груза":))

123456789 (Критик), постов: 13927
11 ноября 2014, 13:25
Аватарка пользователя 123456789
Больше 13 лет на сайте
13
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
darkwhite писал(а) 11 ноября 2014, 13:22
Только не врите мне в лицо пожалуйста:) Я прекрасно знаю "чем именно фильм закончился" и концовка уже дает ...
концовка дает намек тем, что герой избавился от своего груза. и теперь волен бороздить просторы дальше

drakula (Критик), постов: 31095
11 ноября 2014, 13:24
Аватарка пользователя drakula
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
darkwhite писал(а) 11 ноября 2014, 13:22
Только не врите мне в лицо пожалуйста:) Я прекрасно знаю "чем именно фильм закончился" и концовка уже дает ...
Этого было только в конце. А не весь фильм

darkwhite (Критик), постов: 31336
11 ноября 2014, 13:22
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
123456789 писал(а) 11 ноября 2014, 13:20
серьезно нету:) а я скажу есть. и таки сильная. но не между Хэтуэй и Макконахи:)
Только не врите мне в лицо пожалуйста:) Я прекрасно знаю "чем именно фильм закончился" и концовка уже дает громадный намек между кем и кем любовь

123456789 (Критик), постов: 13927
11 ноября 2014, 13:20
Аватарка пользователя 123456789
Больше 13 лет на сайте
13
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
darkwhite писал(а) 11 ноября 2014, 12:38
О боже - нету там никакой любви:) Не считая о высосанной из пальца между Купером и Энн Хэтеуей
серьезно нету:) а я скажу есть. и таки сильная. но не между Хэтуэй и Макконахи:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Награждения
Наши рекорды