Рецензия к фильму "Мне бы в небо". Мистер пустой рюкзак

15.01.2010

Спокойный и основательный юрист Райан Бигэм триста с лишним дней в году летает по всей Америке, искусно увольняя из компаний-клиентов тех сотрудников, которых их боссы сами увольнять не хотят, опасаясь нарваться на психический срыв или судебный иск. Бигэм живет перелетами - и когда его компания неожиданно объявляет об отказе от командировок, его мир начинает рушится. На экраны вышел обласканный критиками фильм "Мне бы в небо" - претендент на основные статуэтки на кинопремиях.

Талантливый режиссер Джейсон Рейтман (за три последних фильма - 12 наград и номинаций на "Оскар" и "Золотой глобус") обожает противопоставлять своих героев общепринятым ценностям. Залетевшая школьница у него хочет отдать ребенка в бездетную семью, пиарщик защищает курение, а герой "Мне бы в небо" стремится к одиночеству, избегая связей.

"Мне бы в небо" сделан превосходно: колорит настоящих отелей, офисов и аэропортов, прекрасные виды американских городов из самолета и душевный саундтрек выделяют эту картину в ряду других ироничных драм.

Идеально подобранный для роли Бигэма Джордж Клуни щедро поделился с фильмом своей интеллигентной обаятельностью. Красивая и дико сексуальная Вера Фармига и второплановая звезда саги "Сумерки" Анна Кендрик отлично дополняют его бенефис. В диалогах масса шуток и острот, и наблюдательно подмеченных образов - поэтому в пиратском переводе смотреть настоятельно не советую.

Вдвойне этого делать не следует, потому что "Мне бы в небо" - фильм знаковый, отражающий тенденции и умонастроения, который обязательно будут обсуждать и включать в киносправочники типа "Триста фильмов, которые вы должны посмотреть, прежде чем умрете".

Дело в том, что фильм Рейтмана - портрет поколения офисных работников, выращенных нулевыми, - каким был в свое время "Бойцовский клуб". Забавная тенденция: "Бойцовский клуб" вышел в 1999-м, в конце 20 века, а "Мне бы в небо" - ровно десять лет спустя, в 2009-м, на исходе первой десятилетки нулевых.

Сравнивать два портрета, два манифеста поколений смежных десятилетий - увлекательное дело. Ценности кардинально переменились, но кое-в-чем наблюдается и сходство; во всяком случае - последовательность идей.

Джек, герой "Бойцовского клуба" поднял бунт против вещевого рабства, поставив целью избавиться от икеевских столиков и диванов, чтобы обрести свободу. Фильме Рейтмана доводит эту концепцию до конца: Райан Бигэм хочет освободиться и от вещей, и от социальных связей, в буквальном смысле улетев от всего этого. Он даже придумал специальную теорию про рюкзак, в который надо мысленно сложить все, что наполняет твою жизнь, включая и близких людей тоже, - и освободиться от этой тяжести.

Свою теорию Бигэм раз за разом излагает на популярных семинарах, и доказывает бесконечными перелетами и случайными сексом в гостиничных номерах, проводя в постылом ему доме всего примерно месяц в году. Все это должно ужасно понравится тем, кто никогда не летал так много.

В фильме Финчера герои, создавая Бойцовский клуб, считают его своим "подарком миру", который должен обрести собственную жизнь. Герой "Мне бы в небо", напротив, хочет, чтобы мир дарил ему подарки - в виде специальных предложений, баллов и полетных миль на всевозможные карты.

Джек в "Бойцовском клубе" заставлял свою квартиру мебелью из Икеи, а современный менеджер оторвался от жилища - у него дешевый съем, арендованные машины, оборудованные номера и удобные кресла в бизнес-классе. В конце 90-х мы каждый был рабом своих вещей, а теперь - кредитной, накопительной и бонусной карты, чахнущий над своими баллами как Кащей.

В 1991-м Бодхи волновало, что дух человеческий умрет. В 1999-м Джека - что мы не востребованы и сделались рабами своих диванов. В 2009 Райан Бигэм проповедует легкую жизнь и свободную любовь (стремясь лишь к одному, то есть, к десяти миллионам миль на своей карте), но на деле мечтает влюбиться, очертя голову, в первую же встреченную родственную душу, свить с ней гнездышко и плюнуть на все теории. И это делает его - портрет поколения - не человеком с пустым рюкзаком, шагающим налегке, а пустышкой.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов



Всего комментариев: 11
Римайер (Киноман), постов: 186
21 января 2010, 11:22
Аватарка пользователя Римайер
Больше 16 лет на сайте
16
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Я понял Вашу версию произошедшего. Хорошая версия, но я ее не разделяю:)

То, что Бигэм разочаровался в Алекс - бесспорно. Но он разочаровался и в своей жизни тоже - и просто держит хорошую мину при плохой игре. Очень хорошую - на килограмм пластида примерно.

Римайер (Киноман), постов: 186
21 января 2010, 10:54
Аватарка пользователя Римайер
Больше 16 лет на сайте
16
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
"Понял, что это не его дорога" - угу, когда ему жестко отказали, он резко понял: нет, это не моя дорога ("не больно и хотелос") =)

Эй, вы философию неудачника здесь излагаете что ли?

rowdy (Зритель), постов: 84
19 января 2010, 15:34
Аватарка пользователя rowdy
Римайер писал(а) 19 января 2010, 12:03
Возможно. Но для меня Бигэм - это повзрослевший лет на 10-20 офисный работник, который в свое время посмотрел Бойцовский ...
А мне вот показалось, что фильм о социальной отчужденности в целом и, в частности, о том, что наше общество вполне располагает к такой отчужденности: молодые професионалы-карьеристы, которые живут в свое удовольствие без ответственности, без последствий т.п. являются притягательным и популярным образом. А сюжет и фильма показывает что человеческая природа в любом случае заставляет искать кого-то, чтобы "положить в рюкзак". Собственно, это показывает и девушка-практикантка и главный герой. И автор таки переходит на сторону семейных ценностей, заставляет жалеть Клуни, девушку-карьтеристку - раскаятся, превращает В. Фармигу в семейную даму и т.д. И это мне как раз и не понравилось. Вместо пропаганды свободы самореализации (набирать мили например) мы получаем продукт по шаблону рождественского фильма для всей семьи.

Римайер (Киноман), постов: 186
19 января 2010, 14:29
Аватарка пользователя Римайер
Больше 16 лет на сайте
16
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Учить людей на семинарах "сложить всё и всех в рюкзак, а потом его поджечь" - а потом встретить первую подходящую барышню и побежать звать ее замуж - Вы это переоценкой ценностей называете?
Хорошая переоценка, да. Кардинальная;)

Римайер (Киноман), постов: 186
19 января 2010, 12:03
Аватарка пользователя Римайер
Больше 16 лет на сайте
16
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Возможно. Но для меня Бигэм - это повзрослевший лет на 10-20 офисный работник, который в свое время посмотрел Бойцовский клуб и загорелся его идеями. А теперь он "обретает почву под ногами", "реалистичный взгляд".

Это я и называю предательством, ферштейн?


rowdy (Зритель), постов: 84
18 января 2010, 17:25
Аватарка пользователя rowdy
Римайер писал(а) 18 января 2010, 16:53
критикам и академикам жутко нравится

я вот портрет поколения в нем углядел. но вообще посредственное кино, ...
Из прочитанных рецензий к разным фильмам я вынес следующую мысль - финальная оценка критика не имеет смысловой нагрузки, значимы только указанные предпосылки к этой оценке. Например, в Вашей статье основное место занимают ассоциации с Бойцовским Клубом, которых я совсем не вижу. Это значит, что какого бы ни было Ваше мнение о фильме в целом, оно, вероятно, будет отличаться от моего, потому что у нас разные предпосылки. Соответсвенно, читая хоть Эберта, хоть, извините, Волобуева, я всегда обращаю внимание на логику рассуждений, а не на конечную оценку.
Не говоря уже о том, что критик пытается не просто дать субъективную, но професиональную оценку продукту, но и написать так, чтобы его было интересно читать, причем вполне определенной фокус-группе. В общем, адекватность оценки критиков это вещь неоднозначная.

Римайер (Киноман), постов: 186
18 января 2010, 16:53
Аватарка пользователя Римайер
Больше 16 лет на сайте
16
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
rowdy писал(а) 18 января 2010, 16:43
Какой-то нездоровый ажиотаж вокруг данного творения, мне показалось все довольно банальным и предсказуемым (речь ...
критикам и академикам жутко нравится

я вот портрет поколения в нем углядел. но вообще посредственное кино, вы правы. нету там Героя.

rowdy (Зритель), постов: 84
18 января 2010, 16:43
Аватарка пользователя rowdy
Какой-то нездоровый ажиотаж вокруг данного творения, мне показалось все довольно банальным и предсказуемым (речь не о сюжете конечно, а об акцентах). Клуни на высоте, ради него можно просидеть полтора часа.

Римайер (Киноман), постов: 186
18 января 2010, 14:39
Аватарка пользователя Римайер
Больше 16 лет на сайте
16
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)

Проповедовать одни ценности и с легкостью поменять их на другие, не являясь по сути ни тем, ни этим - вот что значит быть пустышкой.

Насчет героя "БК": в книжке героя не зовут Джеком, правда. А в фильме Тайлер в одной из сцен напрямую к нему так обращается, так что оставьте Ваши придирки при себе.

Paraselene (Критик), постов: 3857
15 января 2010, 15:52
Аватарка пользователя Paraselene
Больше 15 лет на сайте
15
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Джордж Клуни замечательный актер и охота посмотреть на "Джесс" в новой роли)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму 28 лет спустя
Дата выхода: 20 июня 2025
Страна: Великобритания, США
Жанр:боевик, драма, триллер, ужасы
Режиссер:Дэнни Бойл
В главных ролях:Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Режиссер прокомментировал требования фанатов Зака Снайдера бойкотировать перезагрузку киновселенной
Режиссера забавляет, что лазерные лучи из глаз смущают зрителей меньше, чем красные трусы
Награждения
Наши рекорды