Интернет-магазин Funko POP: Только оригинальные фигурки
Вилкинс радостныйОгурчик РикДоктор СтрэнджГеральтR2-D2 #31Тираннозавр РэксКсеноморф
1240 руб.
1290 руб.
1290 руб.
1240 руб.
1290 руб.
1240 руб.
1240 руб.
Меню сайта
На главную страницу

ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм "Призраки Гойи"

ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм "Призраки Гойи"

Разобравшись в сложных отношениях семейства Клингенфельдов во время проведения торжества, наш специальный отдел "ОгласКА", созданный для исследования и изучения малоизвестного, взялся за новый проект, новое дело. В этот раз, из архива были подняты материалы проекта Милоша Формана "Призраки Гойи", датированные 2006 годом. Отвергнутый в своё время многими критиками, но при этом номинированный на премию "Сатурн" в категории "Лучший иностранный фильм" проект был отдан в руки наших кинодетективов: Constance, MiB, Stefa, Scream 4, brune, George и TREADSTONE. Несмотря на трудности и внезапные обстоятельства, которые всё время возникали на пути, они изучили имеющиеся материалы, провели собственное расследование. После долгих раздумий, споров и, возможно, выпитого вина наша команда решила поделиться своим мнением и мыслями о деле тринадцатилетней давности.

brune
Историческая драма Милоша Формана "Призраки Гойи" написана красочными мазками - обо всем понемногу. Тут вам и Испания конца 18-го - начала 19-го века со святой инквизицией во всей красе, и наполеоновская "освободительная" кампания, и знакомство со знаменитым испанским живописцем Франсиско Гойя, старавшимся запечатлеть в своих работах срез эпохи. Помимо прочего, в фильме явно прослеживаются переживания самого Формана, эмигрировавшего в США в 1968 году и возлагавшего на страну обетованную большие надежды, которые, собственно, оправдались. По крайней мере, творческие. Занятно, однако, что в своей картине начать жизнь с чистого листа он предлагает представительницам древнейшей профессии. Неужели художник и блудница уравнивают чаши весов – оба готовы служить тем, кто больше заплатит?

На мой взгляд, фильм получился таким, словно его делали вместе мастер и его подмастерье. Любопытно, что в самой картине есть замечательная сцена, демонстрирующая процесс изготовления гравюры. Главную работу выполняет сам художник, а уж на подхвате снуют толковые помощники. Так и в "Призраках Гойи" есть совершенно потрясающие отрывки. Например, званый обед в доме купца Томазо Бельбатуа, на который приглашен отец Лоренцо, или мизансцена в королевском дворце, когда Гойя представляет королевской чете написанный им портрет Ее Королевского Величества. А еще открытые французами двери церковных казематов, из которых в числе прочих, щурясь на свет, выходит главная героиня, или же финальная сцена с ее же участием.



Однако при всех плюсах отдельных сцен, сюжет во второй половине фильма развивается как в посредственной мелодраме – главным участникам то хватает, то не хватает доли секунды для благополучной развязки. Такая тональность скорее подходит фильмам более легкого жанра. Не вполне соответствует и созданный Стелланом Скарсгардом образ Гойи с его офортами Капричос, показанными в открывающей сцене. Вряд ли слегка наивный и нерешительный человек, каким видится Гойя в начале истории, смог бы создать такие смелые и обличающие церковников сатирические работы. Пусть бы он так и остался невольным свидетелем и очевидцем, летописцем и заложником тех непростых времен. Конечно, это никак не умоляет прекрасную игру самого Скарсгарда.

О потрясающем гриме и актерских работах Натали Портман и Хавьера Бардема, уверена, напишут многие. Рекомендую фильм тем, кто принимает счастье и благополучие как данность, не задумывается о ценности простых человеческих радостей.

Scream 4
Вероятно, у человека не особо религиозного данный фильм по большей части будет вызывать жжение в определенных частях тела. Собственно, что и произошло с автором данных строк. Трудно переваривать всю дикость, жестокость и грязь происходящую на экране, но такова действительность, и с перенесением ее на экран Милош Форман справился как нельзя достойно, при этом совсем не оставляя никаких шансов зрителю на светлый и жизнеутверждающий финал истории. Что же касается самого Гойи, то фильм не старается сосредоточиться на нем, для этого ему не хватает большого количества каких-то личных деталей, он лишь выполняет установленные для него функции, но это и не столь важно, ведь фильм затрагивает куда более острые и животрепещущие темы, которые с большим успехом помогает раскрыть главная тройка актеров, перевоплотившаяся во второй половине фильма до неузнаваемости, кто-то в плане характера, а кто-то внешне.

Constance
Не самый мой любимый фильм Формана. Не потому, что считаю его слабым, чтобы не сказать случайно "конформным" или "старческим", умудрено старческим! Хотя толика того и другого здесь есть. А потому что он более безличный, чем привычный Форман, здесь меньше энергии, фарса, бурлеска, иронии, дерзости, меньше формановской универсальности, которую заменила философическая медитативность и взгляд со стороны. Но не стоит отказывать ленте в знаковости — ведь это фактически последний фильм режиссера. Гойя нужен Форману больше как наблюдатель, в меньшей степени участник событий; собственно, Гойя и считается первым репортером в мире благодаря своим военным рисункам, серии офортов "Бедствия войны" и т.д. Именно это и восхищает в нем Формана: "Ему удалось выжить и донести до нас свои великолепные работы именно потому, что он был трусом, самым храбрым трусом своего времени. Но гениям позволено быть трусами! Гойя старался угодить всем, чтобы его не трогали и давали спокойно рисовать" (из интервью). Эта медитативность и взгляд со стороны роднит ленту с фильмами Питера Гринуэя.

Гойя лишь повод для картины, повод, с которым Форман познакомился, только приступив к работе над проектом. Это не тот темпераментный испанец, который покорил герцогиню Альбу, но тихий немощный старик (неизлечимая глухота стала следствием паралича), обладающий нордически выдержанным темпераментом шведа Стеллана Скарсгарда. В картине об Испании, впрочем, и вообще мало испанских актеров - король Карлос IV американец, главный Инквизитор француз, а муза Гойи и яблоко раздора в сюжете - израильтянка Натали Портман, попавшая в фильм благодаря внешнему сходству с натурщицей одной из картин Гойи ("Молочница из Бордо"), замеченному Форманом.



Центральная фигура истории по смыслу, самая сочная драматургически, неизменно в гуще череды событий - брат Лоренцо (Хавьер Бардем), чудовище не без обаяния, натура зыбкая и переменчивая, гремучая смесь противоположных качеств: религиозный фанатик и конформист на ниве любого режима; ханжа, но не лишенный известной дерзости, доходящей до храбрости; флегматик по манере поведения, вплоть до деревянной невозмутимости, и крайне беспокойная неудовлетворенная натура по сути; обладатель неистовой несклоняемости и выживаемости, упругого и настойчивого умения обыгрывать судьбу, который внезапно становится безразличен к собственной персоне в финале. Его отношение к Инес движимо дьявольской похотью/искушением, но в то же время физический контакт с ней для него как прикосновение к святыне, очищение и отпущение грехов. В ленте удачно сплетаются сюжетные ниточки (французский сценарист Жан-Клод Карьер настоящий гуру сценарного дела, как и британец Том Стоппард).

Предпоследняя сцена казни поставлена как живописный коллективный панорамный портрет, напоминающий о фресках Микеланджело или алтарных триптихах Босха, в которой сводятся вместе все мотивы и персонажи истории - Гойя, его муза Инес, она же жертва инквизиции и похоти Лоренцо, Лоренцо в шутовском колпаке в буквальном и переносном смысле, наконец, дочь Инес Алисия. У каждого свое место и свой "уровень" - дворцовый балкон, с высоты которого взирает на эшафот знать и чья-то новая "муза" (проще - содержанка) Алисия; толпа любопытствующих, из низов которой Инес и Гойя взирают на эшафот; сам ожидающий казни Лоренцо, с эшафота обозревающий напоследок одновременно все и всех. И так же очаровательно тиха, как закат, последняя сцена с кладбищенской повозкой в сопровождении мученицы Инес, за которой на изрядном отдалении плетется старый и глухой художник.

В сущности, картина не только историческое и политическое полотно как параллель с современностью. Форман, немало переживший на своем веку, безусловно отождествляет себя со старым уставшим Мастером-непротивленцем и созерцателем, и именно в этом смысле лента биографическая и своего рода исповедь, метафора собственной жизни и "приближение" собственного конца. Он вместе с Гойей познал всю призрачность этого мира - смена режимов, милость сильных мира сего, иллюзия надежности, искушение благополучием, потеря близких, хрупкость семейных уз; осталась только одна реальность - ангельская красота невинной девы, растоптанная, но возродившаяся вновь из пепла в ее дочери, в самом сердце тьмы, дьявольщины, греха, боли и страданий. Красота как мерило "морального добра" в мире.

MiB
Несмотря на то, что фильм носит название "Призраки Гойи", отсылая нас к реально существовавшей персоне - испанскому художнику Франсиско Гойя, биографическим тем не менее его не назовешь. Более того, повествование не сосредотачивается на каком-то конкретном герое, а плавно перетекает от одного действующего лица к другому, вращаясь таким образом в основном между тремя персонажами: Гойя, Инес и Лоренцо. Каждый из них, казалось бы, живет той жизнью, которая их вполне устраивает, но, как это порою бывает, все меняется. Жаль, что в не самую приятную сторону, заставляя героев "переродиться" и приспособиться к новой жизни.

Лента Милоша Формана не та, что понравится миллионам, и не та, которую можно пересматривать раз за разом. Она наваливается на зрителя, словно мешки с цементом на спину, а мешки вовсе не из легких. Однако заложено в ней намного больше, чем кажется на первый взгляд. Главное, не сбросить тяжкий "груз" на половине пути и дойти до финала. Сгорит ли зло, запечатленное на холстах, если их сжечь? Так ли непоколебима вера под натиском физической боли? Оправдана ли излишняя жесткость церкви, лишь больше ставящая сомнения по поводу справедливого суда над провинившимися? Можно ли переступить через свои принципы в попытке угодить "верхам"? Да и вообще, на что готовы близкие люди ради своих любимых? И это только малая часть, зарытая в "двухчастной" картине.



"Призраки Гойи" не имели бы и малейшего шарма, не будь у него крепкого оплота в виде актерского состава. И если "перебежчик" Бардем и "спаситель" Скарсгард просто хороши, то Портман выдала превосходное воплощение сначала музы, затем жертвы и, напоследок, сумасшедшей матери в неудачных поисках своего дитя, которое может быть даже и не существует вовсе. Она по-хорошему ужасна и притягательно отталкивающая, благодаря мастерской работе гримеров и костюмеров, чья работа была по достоинству оценена профессионалами в этой сфере.

Главный посыл фильма уловить достаточно сложно, оправдать его существование тоже. Но не уделить ему внимания, раз уже на него наткнулись, никак нельзя, потому что просмотра он заслуживает в полной мере, хотя бы ради актеров и того, что они творят на экране.

TREADSTONE
Иногда простые слова, догадки и слухи могут разрушить целую жизнь. Настолько, что ничего уже не исправить. К таким мыслям приходишь после ознакомления с этим непростым делом, то есть, фильмом. Хоть времена инквизиции давно прошли, но жестокость людей, их необразованность и слепая вера все еще процветает. Достаточно вспомнить недавние обвинения в домогательствах известных лиц, чтобы понять, что и современное общество готово слепо следовать эмоциям и уничтожать жизнь тех, кого кто-то посчитал "не таким". Можно долго и в очередной раз говорить о персонажах и их значении в этой истории, но я же пойду другим путем.

Хочу заострить внимание на другом. На том, о чем фильм говорит без громких слов: "Что имеет настоящую ценность". И действительно, что? Древние писания, убеждения, территория, вера, титул или может все-таки жизнь каждого живущего в данный момент? Не общества в целом, а именно человека. Независимо от того, какого вероисповедания он, цвета кожи и ест ли свинину. Сложный вопрос, хотя ответ по мне очевиден, но как показывает фильм и наша история в целом, многие забывают о ценности жизни, прикрывшись мнимой "правдой", которая, между прочим, у каждого своя. Поэтому готовы растерзать других, так как те целуют не те иконы. И как представители церкви в фильме Формана, эти многие не особо задумываются над тем, какой жизни они лишают кого-то своим решением. "Призраки Гойи" о борьбе за жизнь. За свою, за чужую. О попытке вернуть жизнь тому, у кого ее отняли, просто прислушавшись к мнению со стороны. И в какой-то момент, зритель становится персонажем Скарсгарда, сторонним наблюдателем, которому не остается более ничего, как просто наблюдать за происходящим безумием.

Stefa
Хоть название фильма и содержит в себе фамилию великого художника Франциско Гойи, все же его нельзя назвать главным персонажем всей истории. Куда большее значение для восприятия действительности имеют место его муза Инесс, брат Лоренцо и само время, которое поражает своей жестокостью, алчностью и тщеславием. Фигура художника связывает это все, служит неким фоном. Испания 1772 год, инквизиция не щадит никого, "праведный" гнев, убийства и бесчинства. Тяжелый маховик безжалостно пройдется по "героям", изменяя и уничтожая их суть, но также даруя возможность приспособиться к действительности хаоса, волна которого накрыла человечество с головой.

Что можно ждать от режиссера культовых лент "Пролетая над гнездом кукушки" и "Человек на Луне"? Риторический вопрос, отвечать не нужно. Милош Форман (скончался в 2018 году) в свойственной ему манере смотрит на этот мир через призму кроваво-красного цвета, обнажая все пороки, что были свойственны людям 250 лет назад, и что не искорены и по сей день, а некоторые и вовсе окрепли, стали вполне обыденными.

"Призраки Гойи" - великолепное, высокохудожественное полотно, с отличной операторской работой и актерской игрой. Оно не пытается скрыть правду, не выпячивает неприглядные моменты вперед. На мой взгляд, сейчас люди куда более жестоки, чем тогда. Пусть вас не смущает столь громкий провал, фильм вышел не в то время, более того оно для него еще не наступило. Остается только ждать, а пока есть повод задуматься.

22.04.2019
gif for dzen
Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Предлагаем почитать также:



Всего комментариев: 24
Angelina (Киноакадемик. Звезда 2016), постов: 13397
26 июля 2019, 16:56
Аватарка пользователя Angelina
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Перечитала статью. И хорошо, что "после" оставленного собственного отзыва - ибо "до" поставило бы меня в тупик и боязнь повториться. Настолько близки оказались наши мнения и, даже порой, некоторые обороты речи. Согласна с авторами ОгласКи на 150 процентов.

Stefa (Критик), постов: 15523
25 апреля 2019, 12:41
Аватарка пользователя Stefa
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 25 апреля 2019, 12:40
Андрей 253 этот фильм предложил.
Нееееет, зачем?;) тебя пытают, намекни где ты?!;) отряд спасения в пути!;)

TREADSTONE (Киноакадемик), постов: 16473
25 апреля 2019, 12:40
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 23 апреля 2019, 12:58
Добивают и своего, и чужого))

А почему сейчас-то тайна? Разве про Торжество до сих пор не знаем...не знаете, кто предложил?)) Это ж на этапе написания интрига, а потом-то интересно знать, кто ...
Андрей 253 этот фильм предложил.

Constance (Киноакадемик Звезда 2017), постов: 14007
23 апреля 2019, 17:12
Аватарка пользователя Constance
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Когда Гойя стал придворным художником Карла IV , он обладал уже значительным авторитетом и ему "реалистические выходки" и откровенность характеристик "моделей" были позволены. Например, на портрете семьи Карла IV рядом со старшим сыном королевской четы, будущим королем Фердинандом VII, вообще стоит женщина “без лица” - на момент написания картины в 1800 невеста для наследного принца еще не была выбрана, а потом, видимо, царственная свекровь Мария-Луиза Пармская, ненавидевшая свою невестку, не пожелала вовремя распорядиться "дописать". При этом некоторые эксперты считают серию портретов королевской семьи "невыразительными" — напрасно, царственные особы некрасивы, но определенно незаурядны, Гойя сказал именно то, что хотел, т.е. без лести и с известной жестокостью снял внешний лоск, оставив нелицеприятное нутро.

CheChen (Киноакадемик), постов: 9967
23 апреля 2019, 16:24
Аватарка пользователя CheChen
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
brune писал(а) 23 апреля 2019, 10:32
Твой фильм?))
Надо было этот фильм тогда Трэдстоуну от себя предложить. Не решился почему-то

brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 20809
23 апреля 2019, 12:58
Аватарка пользователя brune
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Scream 4 писал(а) 23 апреля 2019, 12:48
Такие влиятельные люди, как Брюн, добиваются своего )))
Добивают и своего, и чужого))

А почему сейчас-то тайна? Разве про Торжество до сих пор не знаем...не знаете, кто предложил?)) Это ж на этапе написания интрига, а потом-то интересно знать, кто выдвинул))

Stefa (Критик), постов: 15523
23 апреля 2019, 12:49
Аватарка пользователя Stefa
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Scream 4 писал(а) 23 апреля 2019, 12:48
Такие влиятельные люди, как Брюн, добиваются своего )))
Нужно стоять, стоять до конца, даже если цена молчания- жизнь!;)

Scream 4 (Киноакадемик), постов: 6048
23 апреля 2019, 12:48
Аватарка пользователя Scream 4
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Stefa писал(а) 23 апреля 2019, 12:39
Держись, не выдавай правду ;)
Такие влиятельные люди, как Брюн, добиваются своего )))

Stefa (Критик), постов: 15523
23 апреля 2019, 12:39
Аватарка пользователя Stefa
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 23 апреля 2019, 12:34
Не ог предложил)
Держись, не выдавай правду ;)

TREADSTONE (Киноакадемик), постов: 16473
23 апреля 2019, 12:34
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 23 апреля 2019, 10:32
Твой фильм?))
Не ог предложил)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
 


Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Американец в Париже
Год выхода: 1951
Страна: США
Жанр:мелодрама, мюзикл
Режиссер:Винсенте Миннелли
В главных ролях:Лесли Карон, Нина Фох
Пользователи портала "Новости кино" о сиквеле сказки Walt Disney
Самые обсуждаемые материалы
Киноакадемия "Новости кино" рекомендует к просмотру
Комментарии (180)
Члены Киноакадмии высказали свое мнение о новой работе Тодда Филлипса
Комментарии (159)
Фильм про злодея DC остался в лидерах американского проката
Комментарии (138)
Конкурс закончился. Пора дать ответы на все вопросы и назвать имена победителей.
Комментарии (183)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз