Рецензия к фильму "Ч/Б" от Constance

Возврат к гуманизму

В последнее время в СМИ регулярно обсуждают вопрос о кризисе отечественного кино, кинодеятели в многочисленных интервью жалуются на невозможность добыть денег на проекты, и вся ситуация выглядит неразрешимой и почти безнадежной. Однако рядом с этой ставшей надоедливо-привычной жалобой набирают обороты " зубастые" в самом положительном смысле кинокомпании, к которым принадлежит продюсерская RSS Production (возглавляемая Бинке Анисимовым и Ибрагимом Магомедовым), технически соответствующая высоким голливудским стандартам и перспективная концептуально.

Их первый проект воодушевляет и вселяет надежду на светлое завтра отечественного кинематографа. Это также первый фильм в полном метре для режиссера Евгения Шелякина, который в содружестве с Андреем Галановым писал сценарий. "ЧБ" гармонично соединяет профессионализм и душу, вызывающее уважение киноманство, внимание к самым болевым проблемам современного социума и сильный гуманистический посыл в лучших традициях советского кино, зажигательный сочный юмор, ни на минуту не переходящий на территорию вульгарности и пошлости, в сочетании с тонким лиризмом, редкую достоверность в деталях и неожиданный мистический бонус в духе народных волшебных сказок про Иванушку Дурачка.

История в двух словах. Вышедший из тюрьмы кавказец-лакец Нурик Магомедов (Мераб Нинидзе) идет к кинувшему его мафиози Алхану (Сергей Маковецкий) за возмещением морального и материального ущерба. Одновременно за тем же возмещением к Алхану идет со своими друзьями-националистами Ярослав (Алексей Чадов), чью девушку Алхан кинул, продав ее квартиру по липовым документам. Встреча Ярослава и Нурика оказывается судьбоносной, благословенной наверху в Небесной канцелярии, прочно привязывает их на время друг к другу, становится началом насыщенного путешествия по просторам российской провинции и еще менее изученным просторам собственных внутренних империй. В единстве и борьбе противоположностей незаметно протекают полтора часа, фильм не отпускает с первого кадра до финальных титров.

Два года назад в рецензии на фильм "1+1" Андрей Плахов написал: "Тема гастарбайтеров и вообще этнических меньшинств рассматривается у нас в кино либо с унылой проблемной серьезностью, либо с зубоскальством "Нашей Раши". Во Франции к ней нашли другой подход — вполне демократичный, но на порядок более интеллигентный". "ЧБ" — это наш демократичный и интеллигентный подход к этнической теме. Альтернативный агрессивным австралийским "Скинам", голливудским "Американская история Икс" и "Фанатик", отечественной "Россия-88".

Совмещение несовместимого и соединение противоположностей в яркие неожиданные дуэты всегда отлично работало на развитие сюжета. Вспомнить черно-белые парочки Денни Гловер и Мел Гибсон ("Смертельное оружие"), Франсуа Клюзе и Омар Си (уже упомянутый "1+1"), Ник Нолти и Эдди Мерфи ("48 часов"), Тим Рот и Тупак Шакур ("В тупике"), Кристофер Ламберт и Марио Ван Пиблз ("Стрелок"), список бесконечен. В "ЧБ" главные герои Нурик и Ярослав не настолько контрастно черно-белы, но не менее различны в своих полярных и, кажется, неколебимых идеалах, которые в итоге не проходят проверку простыми жизненными обстоятельствами.

Этническая тема, столкновение культур и ментальностей особенно актуальны в нашем современном полиэтничном котле. И даже простой снимок этого разнообразия, сделанный с нужного ракурса, может быть интригующе интересен и социально актуален. Таким снимком стал, например, фильм Джеймса Тобака "Черное и белое" о публике Манхэттена. И даже на первый взгляд далекие от этнической темы истории, например трагикомедия о мужчинах в возрасте "за" Джона Туртурро "Под маской жиголо", не может остаться от нее в стороне, иронично проходясь по нравам современного многонационального Бруклина. Эту тему виртуозно, любовно и деликатно представлял с своих фильмах Маэстро отечественно кино Георгий Данелия ("Мимино", "Паспорт").

Фильм можно разобрать на анекдоты и гэги, веселые и находчивые (Анисимов и Магомедов, к слову, были игроками КВН в момент его расцвета), что наверняка будет сразу же сделано зрителями, в нем масса неожиданных деталей и поворотов. Однако это не мешает ему быть не только зажигательным капустником, но и целостной трогательной историей, не механическим сложением форм и жанров, но их талантливой и неожиданной композицией. И даже если признать за фильмом некоторую эклектичность, это только дополнительный плюс в нашу эпоху постмодерна. Это бодрящий коктейль из разномастной публики, черной комедии, роуд-муви, ситкома, сказки — все как в жизни. В подобном стиле сделаны культовые голливудские фильмы молодых режиссеров Кевина Смита и Сета Рогена. В истории с блеском отработана бездна стереотипов нашей действительности, которые в итоге перечеркнуты несложным посылом: все мы одинаковые, немного нелепые, но в глубине души неплохие и даже положительно хорошие люди. Фильм рушит и главный стереотип всей нашей цивилизованной жизни: либо черное, либо белое, либо хорошо, либо из рук вон, - напоминая, что между черным и белым есть масса нескучных и радужных оттенков серого, в которых и живет гармоничный конценсус.

Персонажи сидят на актерах как вторая кожа, хотя по первому впечатлению может показаться, что некоторые из актеров играют за чужую лигу. Актерская игра здесь сродни импровизации и полному раскрепощению. Главный интеллигент отечественного кино, рафинированный Сергей Маковецкий в роли кавказского мафиози? - Только так, кто же другой может быть столь убедительным в ипостаси ходячего викицитатника литературной классики. Небожительница Екатерина Редникова из своих голливудских пенатов в администраторы захолустной российской гостиницы с судьбой разведенки — какая приятная неожиданность.

Кахи Кавсадзе, главный "пират" и знаковая фигура советского кино (Абдулла в шедевральном отечественном вестерне Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни"), оказывается уважаемым, обстоятельным и по-прежнему опасным (!) сельским жителем русской глубинки. Одно его появление в кадре вызывает шквал самых теплых эмоций и воспоминаний о золотой эпохе отечественном кино 1960х-1970х. Главные "герои", кавказский жулик и русский фашист —- впрочем никакой иронии, кавычки здесь лишние, какое время, такие и герои — в исполнении Алексея Чадова и Мераба Нинидзе (который на съемки приехал специально из Австрии), сколько бы не упражнялись в сарказме относительно друг друга, располагают к себе душевностью и внутренним благородством, которое невозможно скрыть никакой нарочитой крутизной и цинизмом.

Итог. Можно долго с благодарностью делать фильму комплименты, упомянуть еще ярких актеров в эпизодических ролях, вспомнить вкусные реплики и отсылки в киношедеврам, отметить хороший профессиональный уровень, еще раз вспомнить особую остроту кинематографического глаза авторов. Но главное его достоинство — присутствие живой жизни, отсутствие надуманности, выморочности и позы. Та самая демократичная интеллигентность и гуманность, которых так не хватает нашей сегодняшней жизни, и отличное лекарство от аллергии на многосложную действительность.

Участвовавший в ММКФ 2014 режиссер Клод Лелуш сказал в интервью: "Я верю в кино, как в Бога, и верю, что один прекрасный фильм может спасти мир". Давайте верить и спасать вместе с ним!

P.S. Фильм " ЧБ" участвовал в конкурсной программе Кинотавра 2014, спецпоказе ММКФ 2014, в октябре участвует в кинофестивале в Локарно, Швейцария, фестивале постсоветского кино в Женеве и других. В широком отечественном прокате осенью 2014.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
13.07.2014
Просмотров: 1514
Оценка читателей: 9,71 из 10 (голосов 14)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 14
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26883
13 июля 2014, 20:49
Аватарка пользователя brune
Больше 16 лет на сайте
16
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 13 июля 2014, 20:45
Фильм очень веселый на самом деле, дерзкий и деликатный одновременно
Подумаю...))

Constance (Киноакадемик), постов: 17479
13 июля 2014, 20:45
Аватарка пользователя Constance
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 13 июля 2014, 20:43
Рецензия позитивное, но смотреть страшно...))
Фильм очень веселый на самом деле, дерзкий и деликатный одновременно

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26883
13 июля 2014, 20:43
Аватарка пользователя brune
Больше 16 лет на сайте
16
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 13 июля 2014, 20:43
Рецензия позитивное, но смотреть страшно...))
позитивная

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26883
13 июля 2014, 20:43
Аватарка пользователя brune
Больше 16 лет на сайте
16
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Рецензия позитивное, но смотреть страшно...))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Mr Ma (Критик), постов: 9110
сегодня, 23:06
Mr Ma
Это уже другой вопрос) Главное 400 лямов получить, а там или ишак или падишах) Молодец Сёма! Верным курсом идет к успеху!

Wylf (Зритель), постов: 154
сегодня, 23:00
Wylf
Хорошечно, подобное тоже посетило мою пустую голову)) Но есть нюанс. У рапсодии бюджет был в ВОСЕМЬ раз меньше, в этих ваших интернетах пишут, что в районе ... [читать далее]

Fox Mulder (Критик), постов: 2121
сегодня, 22:53
Fox Mulder
Рассчитывают на успех богемской рапсодии.

Wylf (Зритель), постов: 154
сегодня, 22:53
Wylf
Я не понимаю. И вроде антураж правильный, и диалоги служ не режут, и даже цветокор как будто к месту. Но, почему этот Лермонтов (да, знаю в детстве кучу ... [читать далее]

Wylf (Зритель), постов: 154
сегодня, 22:43
Wylf
Такой же вопрос. Это кино далеко не для массового зрителя (как Аватар), да и битломанов больше в возрастном поколении, нежели среди тех, кто часто посещает ... [читать далее]

Andrew (Главный редактор), постов: 77658
сегодня, 22:30
Andrew
И как они собираются это окупить?:)

Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6300
сегодня, 21:54
Jon Smith
...срочно внесите мем с Брэдом Питтом, где он #### не удивлён:)

Kent S (Киноакадемик), постов: 37680
сегодня, 21:36
Kent S
А просмотры то просели у второй половины

Kent S (Киноакадемик), постов: 37680
сегодня, 21:36
Kent S
Если уже нечего терять, то пусть и мюзикл будет

Kent S (Киноакадемик), постов: 37680
сегодня, 21:35
Kent S
Эра кинокомиксов подходит к концу началась эра экранизаций игр и аниме



Фильм месяца
Постер к фильму Токсичный мститель
Дата выхода: 4 сентября 2025
Страна: США
Жанр:боевик, кинокомикс, комедия, триллер
Режиссер:Макон Блэр
В главных ролях:Питер Динклэйдж, Кевин Бейкон
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Звезда фильмов "Лед" и "Холоп 2" вернулась в Россию с запрещенными веществами
Стали известны причины отказа Федерико Альвареса от сиквела фильма "Чужой: Ромул"
У одного из самых кассовых фильмов 2025 года будет продолжение
Награждения
Наши рекорды