Прав был Михаил Булгаков, утверждавший, что рукописи не горят. К таким нетленным произведениям относится комедия "Собака на сене" испанского драматурга Лопе де Вега, написанная в начале XVII века. Ее мы знаем в переводе Михаила Лодзинского, которого по праву считаем соавтором этого шедевра. Экранизированная в 1977 году режиссером Яном Фридом, комедия о вспыхнувшей на почве ревности любви капризной графини Дианы де Бельфлор к ее безродному секретарю Теодоро стала классикой отечественных мелодрам.
Ян Фрид снял около десятка музыкальных фильмов в жанре комедии в сотрудничестве со знаменитейшими советскими композиторами, чаще всех с Геннадием Гладковым. Именно талант Гладкова подарил нам возможность утолить свои душевные страдания, подпевая Михаилу Боярскому и Елене Дриацкой, исполняющим "вечные" песни на стихи Михаила Донского: "Любовь, зачем ты мучаешь меня", "Настанет день и час", "Романс Теодоро".
Музыка Гладкова, Ливандийский дворец в Крыму, в котором проходили съемки, и роскошные костюмы героев переносят нас в Неаполь, где и завязывается действие картины. Вкратце для тех, кто не читал и не смотрел "Собаку на сене": высокородная графиня-вдовица, прекрасная Диана (Маргарита Терехова), узнает, что ее служанка Марсела (Елена Проклова) крутит любовь с ее секретарем Теодоро (Михаил Боярский). Поскольку Диана одинока, высокомерна и не желает выходить замуж за благородных, но, по ее мнению, недостойных женихов, обивающих порог дома, она, как любая женщина, задумывается: "Минуточку. Значит, у служанки любовь, а у меня? И вообще, я и раньше замечала, что Теодоро хорош собой, умен, изыскан, жаль только, без роду без племени. Будь он с именем, я бы глядела на него по-другому, а так, без вариантов".
На деле графиня начинает строить обалдевшему Теодоро глазки, бросать недвусмысленные намеки и так далее. Теодоро, хоть и ловелас, но свое место знает, не поймет – наяву или во сне госпожа поет ему о любви. Но мужчина – существо слабое, поэтому Теодоро дает поймать себя на крючок, и начинается самое веселье.
Собака на сене – это, образно говоря, тот, кто сам не ам и другим не дам – чисто наша Диана. Как только секретарь теряет голову и начинает объясняться ей в любви, делает вид, что не понимает, о чем он. Но стоит Теодоро вернуться к брошенной полчаса назад Марселе, графиня тут как тут: "Ревную и люблю опять!" В общем, извела и себя, и парня, и всех слуг в придачу.
Теперь об актерской игре. С шутливого тона перейду на пафосный, поскольку по-другому писать о великих актерах - Тереховой, Боярском, Прокловой, Караченцове, Дмитриеве, Джигарханяне - нет никакой возможности. Сразу подчеркну, что актеры, исполнявшие роли второго плана, слегка "переигрывали", что допустимо в рамках мюзикла-водевиля. Но чуть утрированные образы, созданные ими, как нельзя лучше раскрыли суть их персонажей.
Претенденты на руку и сердце Дианы - "не первой свежести жених" граф Федерико (Игорь Дмитриев) и "молодой и рьяный" маркиз Рикардо (Николай Караченцов) - отобьют у кого угодно желание выйти замуж. Очень колоритные мужчины – один настоящий мачо, второй с бархатным бантом на попе. А как можно не восхищаться харизматичным пронырой Тристаном, слугой Теодоро, в исполнении Армена Джигарханяна? Чего только стоят его "жизненные" куплеты и умение рисковать, к слову, не только своей судьбой? – "Если вы на женщин слишком падки, в прелестях ищите недостатки" и далее по тексту. Молодая и прелестная Елена Проклова наверняка влюбила в свою Марселу большую часть мужчин Советского Союза. Она, словно дикий шиповник, нежный и ароматный, с тонкой талией-стебельком и природной грацией. Уйти от такой можно только к розе, роль которой в пьесе досталась Маргарите Тереховой. Кстати, у Лопе де Вега Марсела более глубокий персонаж, чем получился в фильме. Но вины Прокловой в том нет, ибо ее партию сократили, что, в принципе, не повлияло на симпатии зрителя к Марселе.
Терехова, изысканная, аристократичная, с бровями-дугами и слегка брезгливо-снисходительным выражением лица, создана для ролей особ голубых кровей в костюмированных проектах. Она будто бы родилась с веером в нервной руке и в корсете с кринолином. Наклон головы, осанка, высокие прически, льдинки в глазах с неуловимой поволокой делают ее заморской птицей среди многих. Страдания ее Дианы не наиграны, они идут от самого сердца, заставляют искренне переживать безвыходность ее ситуации. В одно мгновение она может стать неприступной, возведя между собой и партнером по фильму ледяную стену, чтобы через долю секунды растопить ее искренней улыбкой. Их дуэт с Михаилом Боярским, главным секс-символом того времени, заставляет сомневаться в том, что это все только игра, право…
Михаил Боярский, который в свою очередь тоже родился не с кувалдой в руке, а, скажем, со шпагой в одной и гитарой в другой, правдоподобен в роли молодого влюбленного, как никогда. Его Теодоро порывист, наивен, горяч и, несмотря на недостойное поведение с Марселой, честен с той, которую любит всем сердцем. Уверена, Боярский, как настоящий актер и мужчина в первую очередь, действительно испытывал чувства к своей партнерше по фильму. Пусть только на момент съемок и чисто платонические, ибо иначе нельзя объяснить ту химию, которая ощущается буквально физически. Их сцена прощания в конце – одно из мощнейших объяснений в любви в кино – разрывает сердце.
Теодоро
Я за самим собой пришел;
Ведь я остался возле вас,
А мне уже и ехать скоро
Я умоляю вас, отдайте
Мне самого себя.
Диана
Так знайте:
Я не отдам вас, Теодоро.
Я оставляю вас себе.
Уйдите. Истекая кровью,
Честь борется с моей любовью,
А вы мешаете борьбе.
Уйдите. Вас я не отдам,
И не просите, не дождетесь.
Вы здесь со мною остаетесь.
А я, я буду с вами там.
Фильму "Собака на сене" почти 40 лет, а пьесе – 400, но они, как подлинное произведение искусства не устарели и актуальны и поныне. Вопросы, поднятые Лопе де Вега относительно понятия чести и долга, неравного брака, социальных предрассудков, положения женщины в обществе, роли счастливого случая в жизни человека, а самое главное, настоящей любви, до сих пор ищут своего ответа.
Рецензия к фильму "Собака на сене" от brune
Я уезжаю в дальний путь, но сердце с вами остается
Просмотров: 6764
Оценка читателей: 9,79 из 10 (голосов 19)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 53
Constance (Киноакадемик), постов: 17337
13 июля 2014, 21:42
| |
![]() ![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:32 Одним словом, средиземноморье...)) Да и Восток в покрывалах ходит)) Это правда другим словом, но... |
Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 24441
13 июля 2014, 21:42
| |
![]() 11 ![]() ![]() |
Молодец, brune !!! Держи 10 |
Constance (Киноакадемик), постов: 17337
13 июля 2014, 21:39
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:31 Я тоже, но Янковского или Даля поющими вообще не представляю)) А Даль как раз пел. В Земле Санникова точно - где еще на вскидку не вспомню)) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26715
13 июля 2014, 21:32
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 13 июля 2014, 21:25 Так итальянки тоже ходили в покрывалах:) "Дама в покрывале" - знаменитая картина Рафаэля:) Одним словом, средиземноморье...)) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26715
13 июля 2014, 21:31
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Constance писал(а) 13 июля 2014, 21:22 Честно, не очень люблю как он поет, но не суть важно)) Все равно хорош был 40 лет назад Я тоже, но Янковского или Даля поющими вообще не представляю)) |
Andrew (Главный редактор), постов: 77069
13 июля 2014, 21:25
| |
|
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:18 Всех сбивает с толку испанец де Вега, да и сами они испанцами с их занавесками на прическах кажутся)) Так итальянки тоже ходили в покрывалах:) "Дама в покрывале" - знаменитая картина Рафаэля:) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17337
13 июля 2014, 21:24
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:18 Всех сбивает с толку испанец де Вега, да и сами они испанцами с их занавесками на прическах кажутся)) Де Вега ведь вроде сам секретарем служил в домах высокой знати - пишет о том, "с чем хорошо знаком" |
Constance (Киноакадемик), постов: 17337
13 июля 2014, 21:22
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
brune писал(а) 13 июля 2014, 21:09 Главное, Боярский петь умел)) Честно, не очень люблю как он поет, но не суть важно)) Все равно хорош был 40 лет назад |
Constance (Киноакадемик), постов: 17337
13 июля 2014, 21:20
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 13 июля 2014, 21:08 А кто там испанец-то вообще:) Действие в Неаполе же происходит:) Лопе де Вега))) Пусть и неаполитанец - физический тип один. И тип Боярского |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26715
13 июля 2014, 21:18
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 13 июля 2014, 21:08 А кто там испанец-то вообще:) Действие в Неаполе же происходит:) Всех сбивает с толку испанец де Вега, да и сами они испанцами с их занавесками на прическах кажутся)) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 9:42
| |
В саунде чис нет ничего выдающегося.
|
John23 (Критик), постов: 28359
сегодня, 8:48
| |
Акция фанатиков Снайдервёрса по бойкоту "Супермена" Ганна даёт свои результаты:)
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5631
сегодня, 8:36
| |
...прикольно! Смешной такой. А что ж тогда важно:) поиграться с чужими деньгами и такие: " Ну ребят это была творческая неудача, вы всегда можете вернуться ... [читать далее]
|
Jon Smith (Киноакадемик), постов: 5631
сегодня, 8:29
| |
...классика!
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 36876
сегодня, 8:06
| |
После саундов из ЧиС не представляю какие вообще можно сделать.
Кто вообще решил, что надо старые треки брать Уильямса, а не придумывать новые. |
Kent S (Киноакадемик), постов: 36876
сегодня, 8:03
| |
Да издевки в фильмах еще смешнее. В близнецах и последний киногерой
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 36876
сегодня, 7:58
| |
Не зря Бэтмен Ривза в подвешенном состоянии.
Если Супермен повалится на 2 недели, то сразу будет новость, что сценарий Бэтмена 2 готов и уже начнутся ... [читать далее] |
Kent S (Киноакадемик), постов: 36876
сегодня, 7:57
| |
А теперь вопрос. А нужен ли фильм о Глиноликом то?
|
Kent S (Киноакадемик), постов: 36876
сегодня, 7:53
| |
Там еще не войдет момент полета из трейлера, над которым все смеялись.
|
BADENBADEN (Критик), постов: 7305
сегодня, 7:05
| |
Эх молодость)
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 13 июня 2025 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | боевик, приключения, семейный, фэнтези |
Режиссер: | Дин ДеБлуа |
В главных ролях: | Мэйсон Темз, Нико Паркер |
Реклама
1 | Порко Россо | 7.83 |
---|---|---|
2 | Мелочи жизни | 7.64 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Кончится лето | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.29 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Красный шелк | 7.5 |
3 | Кончится лето | 7.5 |
4 | Батя 2: Дед | 7.2 |
5 | Огниво | 7.05 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.08 |
5 | Дикая банда | 8.89 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Режиссер прокомментировал требования фанатов Зака Снайдера бойкотировать перезагрузку киновселенной
DC Studios приступает к производству кинокомикса "Глиноликий"
Награждения
Наши рекорды