px
Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Год выхода:1979
Жанр:драма, комедия, мелодрама
Страна:СССР
Рейтинг:8.77

Рецензия к фильму "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" от George

"Илья Ильич!...вставать уже пора!"

Как же приятно проснуться поутру и долго не вставать с постели! Немного потянуться, широко зевнуть и снова укутаться мягким одеялом! В голове стройными рядами протекают приятные мысли. Ты ухватываешься за одну, размышляешь над другой, мечтаешь вместе с третьей, четвёртой, пятой...но тут по всем твоим членам пробегает сладкая истома, твои веки тяжелеют и ты снова погружаешься в мир собственных грёз и фантазий! Что же это - неискоренимая Обломовщина?!
В далёком 1979 году, тогда ещё молодой, но уже зрелый художник Никита Сергеевич Михалков, ещё не успевший принять священнический сан патриарха отечественного кинематографа, не взваливший на свои плечи тяжёлый крест главы Союза Кинематографистов, не обременивший себя предпринимательской деятельностью, ещё не обласканный всевозможными наградами различный фестивалей...ещё долго можно сыпать эпитетами в адрес Михалкова, но боюсь что это может утомить нетерпеливого читателя! Так вот, в далёком 1979 году, талантливый режиссёр, неутомимый романтик, полный творческих идей, снявший бравурный дебют "Своих среди чужих...", элегическую картину по мотивам произведений Чехова и лирические мелодрамы - берётся за русскую классику!
Воспитываясь в благополучной семье, уходящей корнями к старинным дворянским родам, маленький Никита видимо с самого детства проникся симпатией к русскому дворянству. Не без влияния русской классической литературы. И вот он стал задаваться вопросом, - как же эта интеллектуальная элита, опора царствующей династии, постепенно стала вырождаться и в конечном счёте потерпела крах ("как это всё случилось?" - мучится вопросом герой "Солнечного удара")? Поэтому Михалков подошёл к самому переломному моменту в истории России - времени предстоящих реформ и "великих" преобразований Александра II. Помещичий уклад жизни, олицетворяющий старую Россию беспощадно катится в прошлое - ему на смену приходит новая Россия и новый тип людей - разночинцы.
И.И. Обломов - типичный представитель старой России, вернее сказать, герой того времени. Он родился в белой рубашке и мягких носочках, в жизни не знал ни тягот, ни лишений. Лёжа на своём диване, он не замечал и не хотел замечать как проплывает жизнь за его окном. Но повседневные заботы отягощали его безмятежный покой - хозяин квартиры просил съехать, управляющий имения Обломовка писал о неурожаях и недоимках. Но всё это лишь утомляло ленивого барина, ему хотелось чтоб это всё разрешилось как-то само собой. Единственный, кто мог бы ему помочь и вытащить из этого сонного царства - был друг детства, Андрей Штольц - типичный представитель новой России, очень деятельная и практичная натура, - приезда которого Обломов ждал с минуты на минуту. А пока он снова засыпал и видел один и тот же сон - сон Обломова, являющийся увертюрой всего романа и очень важным событием прошлого в повествовании фильма. Волшебная музыка Эдуарда Артемьева (постоянного композитора Михалкова) переносит зрителя в этот сон, придавая ему оттенок ностальгического чувства - в детство Ильи Ильича в имении Обломовка. Что же это? На первый взгляд, это сельская идиллия. Помещичья усадьба, подворье, прислуга, всякая живность, цветущие сады и бесконечные просторы лугов и лесов в округе. Но с другой стороны, вся сущность этой идиллии укладывается в один единственный кадр - отец Обломова в домашнем халате, подпёрши рукой голову, взирает пустым и бессмысленным взглядом на то, что происходит на дворе. Летают мухи, где-то петух погнал курицу, трескуче проехала телега. Дремотная тишина! Но Илья Ильич ещё маленький задорный барчонок, и когда все взрослые погружаются в послеобеденную спячку, он вместе с Андреем выдумывает всякие шалости...
Михалков тут выступает не бездушным наблюдателен упадка помещичьей России, не пытается с хладнокровием оперирующего хирурга анализировать причинно-следственную связь. Здесь он является этаким гоголевским старосветским помещиком, с любовным трепетом рассказывающий историю жизни своего доброго соседа - Ильи Ильича Обломова. Он наполняет свой рассказ флюидами сочувствия, ностальгии, душевной простоты и щемящей тоски по утраченному времени. Помогают же Михалкову в этом рассказе непревзойдённые корифеи актёрского мастерства - Олег Табаков (Обломов) и Юрий Богатырёв (Штольц), обладающие невероятной силой обаяния и харизмы.
И вот наконец приезжает Штольц. Обломов сияет от счастья, что позволяет ему буквально выпорхнуть из своей постели. Андрей решительно берётся за своего друга. Только здоровая пища ("чего же проще - ведь животные здоровее нас - утверждает Штольц, - так ешь то же самое и будешь здоровым") и активный образ жизни. Начинаются выезды в свет. Но все эти бесконечные визиты, мельтешения одних и тех лиц, говорящих одни и те же слова вскоре быстро наскучивают Обломову и однажды он делает Штольцу Откровение, поражающее силой своего воздействия. Но лишь одно было способно вызвать его жизни - это знакомство с дворянкой Ольгой Ильинской (Елена Соловей). С ней он воспрянул духом и вместе они поехали на лето в "сон" Обломова - в его родовое имение Обломовка, уладить хозяйственные дела и начать всё сначала. Но всё это оказалось лишь сном, мгновением, иллюзией счастливой жизни, быстротечно ускользающей из-под ног Обломова. Романтическая атмосфера сменяется драматической.
Как всегда у Михалкова - в фильмах присутствуют символы, - символы времени, эпохи. Здесь такую роль играет первая модель велосипеда с огромным передним колесом. Символ наступающего Прогресса, ускоряющего течение жизни, смывающего на своём пути старый уклад жизни и кардинально меняющей общественный порядок. Обломов тут похож на беспомощного щенка, барахтающегося своими лапками на поверхности воды.
Ещё не отменили крепостное право, пока не прогремели первые взрывы террористической организации "Народная воля", брожение умов не проникло во все слои общества, крестьяне не стали массово перебираться в города на заводы, оформляясь в рабочий класс и становясь лёгкой добычей для революционных агитаторов. Но всё это зреет, маятник Истории раскачивается с полной силой, чтобы ударить в набат. А пока русский барин, лениво потягиваясь, размышляет - что же подадут на обед?!
Автор: George   (всего рецензий: 10, средняя оценка: 9.73)
20.03.2016
Просмотров: 10466
Оценка читателей: 9,63 из 10 (голосов 8)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 50
George (Киноакадемик), постов: 10550
20 марта 2016, 23:29
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrey253 писал(а) 20 марта 2016, 23:26
Я книгу читал)
Тогда обязательно посмотрите фильм. Это прекрасная экранизация книги.

George (Киноакадемик), постов: 10550
20 марта 2016, 23:26
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Angelina писал(а) 20 марта 2016, 23:17
Точно, да. Это хорошо показано в сериале "Аббатство Даунтон", а про столетия под одной крышей династий господ ...
Михалков был прекрасен в образе Генри Баскервиля)) Пьяные посиделки с Ватсоном, поход ночью в башню замка, где разоблачили слугу с его женой, которые были в сговоре с беглым каторжником. "Ватсон, о чём она говорит, я не понимаю". И после долгой болтовни служанки, опять -"Ватсон, о чём она говорит, я не понимаю")))

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23859
20 марта 2016, 23:26
Аватарка пользователя Andrey253
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Angelina писал(а) 20 марта 2016, 23:20
Наверное, Вы не смотрели первоисточник. В рецензии всё пропитано духом фильма, обломовщиной))
Я книгу читал)

George (Киноакадемик), постов: 10550
20 марта 2016, 23:21
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrey253 писал(а) 20 марта 2016, 23:06
Тоже отличная рецензия. Чуть снизил потому автор не слишком много, по мне, рассказал про собственно фильм. Но написано ...
Спасибо! Я решил остановится на завязке фильма - для тех, кто по каким-то причинам его ещё не видел. Или не читал романа. Проще говоря, чтобы не спойлерить))

Angelina (Критик), постов: 17852
20 марта 2016, 23:20
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrey253 писал(а) 20 марта 2016, 23:06
Тоже отличная рецензия. Чуть снизил потому автор не слишком много, по мне, рассказал про собственно фильм. Но написано ...
Наверное, Вы не смотрели первоисточник. В рецензии всё пропитано духом фильма, обломовщиной))


Angelina (Критик), постов: 17852
20 марта 2016, 23:17
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 20 марта 2016, 23:00
Раньше "прислуга" была такая же династическая как и господа. Поколения одной династии служили поколениям ...
Точно, да. Это хорошо показано в сериале "Аббатство Даунтон", а про столетия под одной крышей династий господ и их слуг - яркий пример "Собака Баскервилей". Сразу вспомнился тот же Никита: "Бэрримор, наши предки сотни лет жили под одной крышей, а вы замыслили против меня заговор..."))

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23859
20 марта 2016, 23:06
Аватарка пользователя Andrey253
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Тоже отличная рецензия. Чуть снизил потому автор не слишком много, по мне, рассказал про собственно фильм. Но написано очень качественно, жду вашим новых работ)

Angelina (Критик), постов: 17852
20 марта 2016, 23:05
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 20 марта 2016, 22:39
Конечно же слуги любили своих хозяев, ведь нянчились с ними с самого детства. Как это всё случилось? - в двух словах ...
По-моему, одна из причин - излишняя мягкость и недальновидность верховной власти, так сказать, недооценили противника: "Да! Если бы царь судил вас по вашим законам, то он продержался бы еще тысячу лет…" ("Дети Арбата", Анатолий Рыбаков)

Constance (Киноакадемик), постов: 16957
20 марта 2016, 23:00
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Angelina писал(а) 20 марта 2016, 22:26
Да, вот я заметила во многих произведениях, что слуги искренне любили своих хозяев (не всех, конечно), служили преданно ...
Раньше "прислуга" была такая же династическая как и господа. Поколения одной династии служили поколениям другой, то же с негритянской прислугой и их белыми хозяевами. Жили одной семьей, соблюдая правила политеса, но по существу эмоционально переходя формальные границы социальных условностей))

Angelina (Критик), постов: 17852
20 марта 2016, 22:55
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Могу поделиться несколькими фактами (лично смотрела интервью) о работе Никиты Михалкова с Еленой Соловей. Всем понятно, что она замечательно вписывалась во все предложенные Никитой женские образы. Им было очень легко и комфортно работать вместе, как и всей съёмочной группе. Елена была как Ангел-Хранитель. Но к моменту съёмок "Механического пианино" она взяла отпуск, в связи с рождением ребёнка. Никита уговаривал её, обещал манну небесную, что ребёнка будут приносить на кормление прямо на площадку и т.д., но Елена была непреклонна. Пришлось взять другую актрису (имя не называлось) и началось...
Отснятый за неделю материал пропал - плёнка оказалась засвеченной, кто-то получил травму, что-то с проводами, с освещением, у всех всё валится из рук, люди ругаются (там много фактов приводилось, всё не упомню). Что делать? Поехали опять к Елене на поклон. Уговорили всё-таки. А дальше, всё, как Никита обещал (кормление на съёмочной площадке...). А мы наслаждаемся фильмом по сей день.)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



isi (Зритель), постов: 914
сегодня, 17:08
isi
В том то и суть что не надо, у каждого свой потолок, когда то студии умели оценить потенциал продукта, собственно в этом и была их работа…


Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11653
сегодня, 15:19
Евгений S.h.
Картинка с Джокером из "Тёмного рыцаря", сжигающего мафиозные деньги, была бы тут в тему:)

Withnail (Новичок), постов: 3
сегодня, 15:16
Withnail
Все так!Кино (да и искусство в целом)в России сейчас практически умерло. Все просто стараются осваивать бюджетные средства и успеть урвать кусок пожирнее, ... [читать далее]

Withnail (Новичок), постов: 3
сегодня, 15:10
Withnail
Глупости пишите! Опасное заблуждение..Чувство вкуса нужно прививать..Иначе киноделы идут по пути наименьшего сопротивления и начинаю снимать откровенную ... [читать далее]

Withnail (Новичок), постов: 3
сегодня, 15:05
Withnail
Да сколько же можно дно пробивать!!!)

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10302
сегодня, 15:01
ANAMAZINGMAN
Сериал пошёл по пути Игр разума всё того же Акивы Голдсмана и тут такой сюжет, увы, не работает. Потому что, во-первых зритель с самого начала знает, что ... [читать далее]

yrenson (Киноакадемик), постов: 8031
сегодня, 15:00
yrenson
Гораздо выгоднее было обналичить 200 лямов,сложить в кучу и поджечь снимая на камеру. Постер оставить таким же и пустить в прокат.

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10302
сегодня, 14:30
ANAMAZINGMAN
Да по любому и без режиссёра найдут способ продолжать доить дальше. Такой успех просто так не отпустят)

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 10302
сегодня, 14:29
ANAMAZINGMAN
Внешне как будто реально клонировали с бати



Фильм месяца
Постер к фильму Веном 3: Последний танец
Дата выхода: 25 октября 2024
Страна: США
Жанр:боевик, кинокомикс, приключения, фантастика
Режиссер:Келли Марсел
В главных ролях:Том Харди, Джуно Темпл
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Сиквел "Джокера" не сможет остаться в лидерах проката
Актриса призналась, что счастлива после очередного разрыва с бывшим Бэтменом
Следующий фильм Кристофера Нолана выйдет в 2026 году
Награждения
Наши рекорды