Не самое благодарное занятие писать о фильме, который провалился в прокате и был заклёван и заплёван практически всеми! Но у каждого фильма найдётся свой зритель, - и я пожалуй один из тех немногих, для кого и старался Оливер Стоун и вся его съёмочная команда. В данной рецензии (скорее даже статье) я не стану призывать недоброжелателей пересмотреть свои взгляды на картину и не буду пытаться обращать её недостатки в скрытые достоинства. Аналитический разбор на все составляющие также не будет соответствовать моему замыслу. Ведь основной темой для рассуждений будет главное действующее лицо картины - сам Александр! Для начала сделаю одну поправку - я очень люблю исторические фильмы, но это не означает, что я покупаюсь на всякое "мыло", спекулирующее этим жанром! И хоть мои суждения будут носить субъективный характер( ведь мне искренне нравится этот фильм!) я буду придерживаться строгой аргументации!
Оливер Стоун известен своей политической активностью, с пылом-жаром исследующий ключевые моменты американской истории второй половины XX века. Он расследует убийство Кеннеди ("Кеннеди. Выстрелы в Далласе), делится в том числе и своим военным опытом в трилогии о Вьетнамской войне ("Взвод" - Рождённый четвёртого июля" - "Небо и земля"), изучает причины краха фондовой биржи ("Уолл-Стрит"). Заостряет внимание и на президентах -в байопиках о Никсоне и Буше-младшом, одно лишь упоминание о которых может вызвать ожесточённые споры среди политологов. "Александр" - первый и пока что единственный исторический фильм Оливера Стоуна о великом полководце древности, в котором режиссёр также не преминул коснуться политической жизни Древней Македонии.
Замахнуться на такой материал - довольно рискованное дело! Необходимо иметь изрядную долю энтузиазма, чтобы отважится на такой отчаянный шаг. Ведь одного опыта снимать байопики недостаточно. Намного проще воссоздать психологический портрет твоего современника, пусть даже и президента, чья жизнь казалось бы находится за семью печатями. Вы оба являетесь очевидцами сегодняшних событий, оба переживаете одни и те же "социальные катаклизмы" - и хоть вы принадлежите к совершенно разных сферам деятельности - режиссёр и президент - вы современники, что подразумевает абсолютно идентичную психологию. А теперь вам предстоит проникнуться в психологию человека, жившего две с половиною тысячи лет назад. Что же побудило Оливера Стоуна оживить на экране этот образ? Вполне возможно, что это профессиональный интерес испробовать свои силы в исторической ленте. Занести в свою фильмографию жанр "пеплум". Или эта попытка завуалировать вторжение Соединённых штатов в Ирак, отождествляя древних македонцев с цивилизованным Западом в лице американцев, а помпезную и варварскую Персию с сегодняшним арабским государством, являющимся прямым наследником древней империи?! Та же конспирологическая версия бытовала и с фильмом "300 спартанцев", вышедшем на экраны годом позже. В отношении Александра - это вполне возможно, очень актуально и на "злобу дня" - вот только режиссёр на стал акцентировать внимание на противостоянии двух держав, он сфокусировал всё внимание на одной-единственной личности!
Задача стояла крайне сложная. Как изобразить великого полководца в картине, образ которого дошёл до нас в мифах и легендах, в которых он предстаёт перед нами полубогом-получеловеком? Возникает дилемма - либо его представить таким как на героических картинах - возвышающимся на своём могучем Буцефале (имя его коня!) владыкой мира, озарённый солнечным светом и овеянный бессмертной славой - либо незаурядной личностью, которой свойственны человеческие слабости - страхи и сомнения? В первом случае - мы получим лишь безжизненную каменную статую, во втором случае - развенчаем миф о его "божественной" натуре. Как показать драму великого человека, чтобы при этом не возникло чувства отвращения к нему - "и это тот самый Александр, который "разрубил гордиев узел"??? - Да просто закомплексованная тряпка"! Но Оливер Стоун сделал ставку на очеловечивание мифологического персонажа. На мой взгляд, режиссёр подошёл к этому вопросу довольно щепетильно, стараясь не переусердствовать в собственных домыслах. Не забывая при этом, что это художественная картина, допускающая небольшую толику исторических искажений в угоду кинематографической зрелищности. Но это коснулось незначительных элементов, не влияющих на общий замысел и конструкцию фильма. К тому же домыслы на основе имеющихся документов - это необходимый метод воссоздания древнего мира и в частности портрета македонского царя - ведь первые упоминания о нём находятся в трудах Плутарха, написанные спустя столетия после смерти полководца. Поэтому Александра можно только представить себе, или приблизиться к его представлению, но истинного полководца никто никогда не узнает!
Потому-то зная про его эмоционально-волевые качества, остром уме, храбрости, стратегическом гении и прозорливости - можно лишь представить его модель поведения в определённых ситуациях. А гордыня и буйный нрав, которые затмевают его разум, делает неконтролируемым и часто приводят к непредсказуемым последствиям. Совладать с самим собою намного сложнее, чем с противником на поле битвы. К тому же накладывались и личные проблемы, которые тяжело уместить в одной груди. Это восхождение к трону, обагрённое кровью отца, и павшая на сына тень подозрения в убийстве, непростые отношения с матерью, с другом детства, с жёнами и наконец с многочисленными подчинёнными. Всё это отягощало его. Этой судьбы он не выбирал. Он был для этого рождён. Лишь в битвах он был в своей стихии, лишь там ему покорялась судьба и там он чувствовал себя хозяином мира. И только таким мы все желаем его видеть - рыцарем без страха и упрёка, а не рыцарем печального образа, в котором он предстаёт - будучи сыном, мужем и царём!
Упомянув о щепетильном подходе Оливера Стоуна, приведу в пример один момент, который больше всего возмутил общественность и оскорбил чувства современных эллинов. Это намёк на бисексуальность Александра. Точных сведений по этому поводу конечно же нет. Но доподлинно известно, что однополые отношения между мужчинами не запрещались в Древней Греции на законодательном уровне и обществом не осуждались. То есть такая практика существовала и это было в порядке вещей. И в отношении Македонского - утверждать этого нельзя, но предположить можно. И на мой взгляд, его отношения с Гефестионом показаны довольно целомудренно - их можно трактовать и как платонические (как и Ахиллеса с Патроклом). Ведь в фильме нет откровенных гомоэротических сцен. Единственную претензию могут вызвать лишь подкрашенные ресницы Александра и Гефестиона - но это можно счесть за кинематографическую условность, которая придавала некоторым сценам больше выразительности.
Другой важный момент - это показать основную цель завоевательных походов. Вернее - сам смысл существования Александра, как он сам представляет свою миссию на земле. Ведь в одной лишь демонстрации военной мощи и стратегического гения, что выражалось в покорении других народов - героического мало. Сегодня это рассматривалось бы как агрессия в отношении других государств. Поэтому прекрасно поставленные масштабные битвы при Гавгамелах и на реке Гидасп - не являются основополагающими в попытках раскрыть нам образ завоевателя Востока. Да, он доблестный воин, его удел - война, но ежесекундно вдыхать запах крови и впиваться мечом в человеческое мясо - не доставляет ему удовольствия. Ведь он родился в стране философов, воспитывался у самого Аристотеля, эстетическое видение мира ему не чуждо. Поэтому он не уподобляется варварам-захватчикам - для которых главное трофеи и порабощение людей. В других цивилизациях, более древних, он ищет возможность объединиться, обменяться своими знаниями и культурами, преодолеть различные барьеры и искоренить ксенофобию. Но мир оказался намного сложнее и огромнее, чем мог себе представить Александр, даже когда он дошёл до самого "края земли". Он склонился перед македонским царем, но в итоге его же и поглотил! В этом и состояла главная трагедия покорителя мира!
Подытоживая всё вышесказанное, я считаю, что фильм получился достойным внимания в плане обрисовки психологического портрета великого полководца и красочной иллюстрации его жизни. Безупречной картину назвать нельзя! Да и не может существовать такого фильма. От любого даже всеми признанного "шедевра" - какой-нибудь человек, не обделённый чувствами и разумом - лишь пожмёт плечами, а скромный фильм, обделённый всеобщим вниманием, возведёт для себя в образец искусства. Ведь кино нельзя подвергнуть математическому анализу и вывести формулу идеального совершенства. Кино влияет прежде всего на сферу чувств, лишь только ей и доверяется зритель. Фильм Александр может вызвать разные чувства - от негативных до положительных - но равнодушным он не оставит никого!
Год выхода: | 2004 |
Жанр: | биографический, боевик, военный, драма, исторический, мелодрама, приключения |
Страна: | Германия, США, Франция, Нидерланды |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Александр" от George
Александр? Или нет?
Просмотров: 5646
Оценка читателей: 9,82 из 10 (голосов 11)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 30
George (Киноакадемик), постов: 10596
17 апреля 2016, 21:18
| |
![]() ![]() 9 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 17 апреля 2016, 21:07 Да и Оливер Стоун при всей его одиозности и известной эксцентричности, всем его личном жизненом багаже, неуживчивости ... Оливер Стоун - автор, со своей концепцией, своим стилем, своим особым художественным видением. О Петерсене я первый раз слышу (я понял, что он снял Трою - я знал что у фильм режиссёр какой-то там типа Петерсен). Поэтому Троя и получилась крупнобюджетной глянцевой "штучкой", в которой и запомнились только Брэд Питт и сражения. Про режиссёра никто даже и не помнит) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17385
17 апреля 2016, 21:07
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 17 апреля 2016, 20:26 Да, с Троей в чём-то похожи. Правда, в Александре больше натурных съёмок - в Трое больше компьютерной графики. В ... Да и Оливер Стоун при всей его одиозности и известной эксцентричности, всем его личном жизненом багаже, неуживчивости и очень "авторском взгляде" на мир мне лично гораздо ближе, чем Петерсен, почти родственен - по целому ряду обстоятельств)) С нетерпением жду Сноудена, заглотила с удовольствием Особо опасны)) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26759
17 апреля 2016, 21:01
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 17 апреля 2016, 20:26 Да, с Троей в чём-то похожи. Правда, в Александре больше натурных съёмок - в Трое больше компьютерной графики. В ... Спасибо)) |
George (Киноакадемик), постов: 10596
17 апреля 2016, 20:26
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
brune писал(а) 17 апреля 2016, 19:55 Фаррелла люблю.... А как бы вы сравнили Александра с Троей того же года? Питт в ней, собственно, в таком же желтом ... Да, с Троей в чём-то похожи. Правда, в Александре больше натурных съёмок - в Трое больше компьютерной графики. В Трое больше сюжетных линий, в Александре всё концентрируется вокруг главного героя. В нём больше глубины. Троя в основном направлена на внешний глянец, - антураж и битвы и сексапильность Брэда Питта, в Александре всё же больше фрейдистских мотивов, больше психологизма. |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26759
17 апреля 2016, 19:55
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 17 апреля 2016, 19:38 Не подумал о Вас!)) Я был уверен, что картину видел каждый)) Если не любите исторические фильмы, то не знаю что Вас ... Фаррелла люблю.... А как бы вы сравнили Александра с Троей того же года? Питт в ней, собственно, в таком же желтом парике...)). Но Трою я смотрела не раз - один намеренно, остальные, случайно натыкаясь по ящику. А на Александра вот почему-то никогда не натыкалась...)) |
George (Киноакадемик), постов: 10596
17 апреля 2016, 19:41
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
George писал(а) 17 апреля 2016, 19:38 Не подумал о Вас!)) Я был уверен, что картину видел каждый)) Если не любите исторические фильмы, то не знаю что Вас ... ...то в этом фильме он отыграл очень старательно! Александр из него получился хоть и своеобразный, но убедительный! |
George (Киноакадемик), постов: 10596
17 апреля 2016, 19:38
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
brune писал(а) 17 апреля 2016, 19:22 А мне вот как раз не хватило обзора именно по фильму, потому что все эти годы не решаюсь его посмотреть - не очень ... Не подумал о Вас!)) Я был уверен, что картину видел каждый)) Если не любите исторические фильмы, то не знаю что Вас можно привлечь в этом фильме. Да, там прекрасный исторический антураж - костюмы, грим, предметы быта, философы в тогах расхаживают среди дорических колон, помпезные шатры персидских царей - в плане исторического фона картинка насыщена. Воссоздаёт древний мир. Что касается режиссуры и операторской работы, вкупе с музыкой - это настоящий героический эпос на экране. Очень зрелищно. Что многих отталкивает - якобы лирическое "соплежуйство". Фильм идёт почти три часа. В нём очень много разговоров - о мифах, о богах, о мире, личных чувствах. Но диалоги замечательные. Они не пустозвонные - каждая фраза наполнена определённым смыслом. Очень много драматизма. Следить за взаимоотношениями героев не менее интересно, чем дивиться на круто поставленные масштабные битвы. Насчёт Фаррела - не знаю как рекомендовать Вам его. Если в принципе можете переваривать его физиономию на экране... |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26759
17 апреля 2016, 19:22
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
George писал(а) 17 апреля 2016, 18:00 Да, это не рецензия - в её традиционном понимании. Фильм десятилетней давности, многие его посмотрели - у всех уже ... А мне вот как раз не хватило обзора именно по фильму, потому что все эти годы не решаюсь его посмотреть - не очень люблю исторические, это во-первых, а во-вторых, на уровне подсознания отталкивал Фаррелл в желтом парике)) |
George (Киноакадемик), постов: 10596
17 апреля 2016, 18:12
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 17 апреля 2016, 17:41 Чуть ниже тебе коммент отписал.) А насчёт Хит Ленжера, то как по мне, если бы их созданный типаж в "Александре" ... Сейчас сложно представить Леджера в образе Александра. Как и с любой кино ролью любого актёра - нам уже отпечатался этот образ в голове, и как-то мысленно представить его иначе невозможно. Но если так гипотетически представить - думаю Леджер не тот типаж для героического эпоса. Не видится он мне полководцем. |
George (Киноакадемик), постов: 10596
17 апреля 2016, 18:08
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 17 апреля 2016, 17:19 Фильм мне такой как нравился, так и нравится. Документального Оливера Стоуна особо не разделяю в концентрации ... Оливер Стоун мне лично интересен, но я не могу назвать его любимчиком. Мне нравится его Вьетнамская трилогия. Некоторые байопики. Прирождённые убийцы - меня зацепили своей стилистикой. Но это на личный вкус. Мне нравятся эксперименты с формой, бесбашенность действия и "абсурдистика" всего происходящего) Мне было приятно наблюдать за гротескностью и чёрным юмором, особенно в исполнении главных героев. Отдельного бенефиса заслуживает журналист Дауни-младший. Комедийное амплуа у него превалирует над драматизмом)) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() сегодня, 15:52
| |
Так вот откуда Файги взял последнюю битву для Мстители: Финал, со сбором всех и вся)) Сам мульт правда воспринимается, как конец долгой истории и закрытием ... [читать далее]
|
Skaner353 (Критик), постов: 13563
сегодня, 14:46
| |
А он мог что то другое сказать? Реально?)
|
![]() сегодня, 14:36
| |
Ну молодэц, Том. Прикоснулся к гениальному
|
![]() сегодня, 14:30
| |
Ну клоунский Момуа не понравился в "Майнкрафте". Здесь и в грядущей "Дюне 3" более интересен
|
![]() сегодня, 14:24
| |
Да и Энтони Маки куда лучше чем в унылом Кэпе 4, где он прямо приуныл
|
Веном (Критик), постов: 1002
сегодня, 14:23
| |
великолепный трейлер!!! фильм топ!!!
|
![]() сегодня, 14:23
| |
Жорж со своими возможностями мог бы снимать что угодно. Но не хочет дедушка, на пенсии
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11670
сегодня, 14:23
| |
Ну он и как актёр слабее Мерфи, на порядок!!!
|
![]() сегодня, 14:20
| |
Да, весьма задорные первые 4 эпизода. Особенно Рон Ховард удивил, самоирония лютая. Роген молодцом
|
![]() сегодня, 14:16
| |
Лучше уж птичек выращивать чем лепить мракобесные спин-оффы
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 18 июля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | триллер, ужасы |
Режиссер: | Дженнифер Кайтин Робинсон |
В главных ролях: | Дженнифер Лав Хьюитт, Мэдлин Клайн |
Реклама
1 | Девочка, покорившая время | 8.52 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.64 |
4 | Анора | 7.51 |
5 | Рейс навылет | 7.33 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Батя 2: Дед | 7.2 |
3 | Кончится лето | 7.08 |
4 | Огниво | 7.05 |
5 | Красный шелк | 6.86 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.38 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
3 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
4 | Игра престолов | 9.24 |
5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
"Супермен" Джеймса Ганна - ни триумф, ни провал, просто кино, которое так и не поняло, что хочет сказать.
Поклонники "Лиги справедливости" требуют восстановления киновселенной DC Зака Снайдера
Фильм Джеймса Ганна стартует в прокате лучше, чем фильм Зака Снайдера
Награждения
Наши рекорды