Современный кинематограф уже мало чем нас удивляет. Он давно застыл в своём развитии; перестал искать новые возможности. Мы наблюдаем прогресс лишь технической стороны, средств выразительности, направленной большей частью на внешний эффект, на красочность обёртки. Но содержание, киноязык становится всё примитивней и примитивней, - птичьим языком. Темы повторяются, избранные направления описывают круги. Обо всём давно уже сказано и ничего другого не придумать. Остаётся лишь пересказывать всё заново, на свой лад (поэтому всё новое - это хорошо забытое старое).
Но современный кинозритель, который не будет брезгливо отворачиваться от "старого" кино (только потому что оно старое), - приятно удивится ранее не виданными и позже позабытыми возможностями в кинематографе. Это было время фундаментальных открытий - когда кино заговорило на совершенно другом языке. И одним их первых на эту ещё не проторенную дорожку ступил Ингмар Бергман со своим фильмом "Земляничная поляна". И это открытие заключается в проекции на экране человеческого мышления. Осознанная реальность, бессознательные сновидения, сознательные воспоминания, мечты, желания - все эти образы безостановочно вращаются в человеческой голове - и этот "поток сознания" необходимо спроецировать на экране и превратить его в сюжет. А сюжет этого фильма таков.
Эта история профессора, проснувшегося поутру после страшного сна и собирающегося ехать на церемонию вручения почётной премии в честь 50-летия его врачебной практики. Весь фильм посвящён его поездке на это мероприятия и кончается его постелью. Всего один день. Эта незамысловатая фабула фильма прямолинейна как остов, на который нанизываются формообразующие элементы, поскольку основное действие происходит в голове главного героя. Мы видим процессы его мышления. Это и сон, в котором он находится в разрушенном городе, - где городские часы без стрелок; он встречает безликого человека, а потом похоронную колесницу, везущую гроб, из которого вытягивает руку двойник профессора и тянет его за собой. Мы видим белокурые воспоминания молодости - белое платье его возлюбленной, собирающей землянику, белоснежную скатерть обеденного стола, за которым собираются все домашние. Мы видим его реальность, в которой он несчастный одинокий старик, 78 лет, вдовец, женившийся не на той, о которой грезил на земляничной поляне. Он едет получать эту "идиотскую" медаль вместе со своей невесткой, женой его сына, у которых свои никак не разрешимые проблемы; они встречают случайных попутчиков - и все эти события реальности, а также воспоминания преобразуются в абсурдных и тревожных снах, где профессор сдаёт экзамен инженеру (который попался ему на дороге) - и выслушивает суровый приговор своей незадавшейся жизни.
Кинематограф давно интересовался этими модальностями - как сон и воспоминания - рассматривая их в качестве повествовательных элементов. Но прежде они выделялись маркерами - либо наплывом, либо двойной экспозицией, то есть автор заранее предупреждал зрителя - что сейчас будет. Бергман не стал выделять эти переходы из одной модальности в другую - он превратил и сон и реальность и воспоминания в единый повествовательный поток. Правда, чтобы зрителю совсем не потеряться, так как это было ещё в новинку - главный герой, он же рассказчик, озвучивает свои мысли по ходу действия. Позже эти пространства сознательного - бессознательного, реального-ирреального усовершенствуются у Тарковского и Феллини. Неспроста в фильмах Тарковского присутствует этот навязчивый образ дверного проёма - символизирующего переход из одного состояния в другое.
"Земляничная поляна" - это не просто игра воображения. Рассказчик делится своими воспоминаниями, выделяя в них основные моменты своей жизни. И эта модальность является ключевой, именно ею и живёт человек, она поддерживает его жажду к жизни. Реальность опостылела, сны абсурдны. Когда жизненный путь заканчивается, лишь яркие воспоминания смягчают чёрствость сердца и питают его надеждами на лучшее, - на то лучшее, что останется после тебя. Чтобы стало с этим человеком, не будь у него возможности перенестись мыслями на земляничную поляну, где прелестная девушка в белом собирает спелые ягоды?!
Рецензия к фильму "Земляничная поляна" от George
Проекция мышления
Просмотров: 6790
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26766
29 мая 2016, 23:52
| |
![]() ![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 29 мая 2016, 23:43 Девушки в белом - это зло по определению:) я, кстати, тоже так считаю)), нужен латекс, плеть, все дела....)) |
Andrew (Главный редактор), постов: 77279
29 мая 2016, 23:43
| |
|
brune писал(а) 29 мая 2016, 23:39 Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого ... Девушки в белом - это зло по определению:) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26766
29 мая 2016, 23:39
| |
![]() 16 ![]() ![]() ![]() |
Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого (девушка в белом), он свято верит, что именно в этом месте ошибся? А может, женись он на этой с ягодами, и не стал бы профессором... мало того, возможно, и счастливым не стал тоже.... а тут хоть профессором...
Реца класс |
George (Киноакадемик), постов: 10596
29 мая 2016, 17:34
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
PROFE7OR писал(а) 29 мая 2016, 17:22 А это, ... "Эта история профессора, проснувшегося поутру ..." - теперь спать буду с улыбкой на устах.)
Целая ... Спасибо за оценку! Я всего лишь пересказал гениальный фильм Бергмана!)) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
29 мая 2016, 17:22
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
А это, ... "Эта история профессора, проснувшегося поутру ..." - теперь спать буду с улыбкой на устах.)
Целая история, да ещё кого? )) За историю, отдельное спасибо, виртуально уже налил тебе бокал.) Браво! |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
29 мая 2016, 17:18
| |
![]() 14 ![]() ![]() |
За прелестную девушку в белом собирающей спелые ягоды - можно многое отдать.))
Великолепно, по больше бы настоящего мастерства! |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Rain Man (Зритель), постов: 52
сегодня, 7:53
| |
По началу Гарри прежде всего - забитый и недоедающий ребёнок, живущий под лестницей у тёти с дядей. Внешность этого актёра не отображает такой образ ... [читать далее]
|
Летописец (Критик), постов: 64574
сегодня, 7:51
| |
В то время условия жизни были другими. У них многовековые пробелы по адаптации к окружающей среды. Так что их выживание возможно только в специальных ... [читать далее]
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11679
сегодня, 7:47
| |
Береги я....и, Дэви!!!!
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11679
сегодня, 7:45
| |
Этот мальчик более милый чем Рэдклиф
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11679
сегодня, 7:43
| |
Уже официальный данные, бюджет 225, реклама 100. Если интересно, напиши в личку, я скажу где посмотреть
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8158
сегодня, 7:39
| |
Ох, насколько же им по…й…
|
Летописец (Критик), постов: 64574
сегодня, 7:37
| |
Советую почитать "Газету" и "Комсомольскую правду" вот выдержки из статьи
"...Это почти мифическое пернатое, дальний родственник страусов, ... [читать далее] |
DarkKnight77 (Критик), постов: 11679
сегодня, 7:33
| |
Бюджет 225, вот не надоело? Я повторюсь, давайте бюджет уже будет 500, какая разница, придумывать, значит придумывать
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11679
сегодня, 7:31
| |
Зачем писать эту чушь, а потом утверждать что всегда всё объективно? "Бэтмен" взял больше 100 и это три года назад было! С другой стороны, "Аквамен" ... [читать далее]
|
MySpace (Киноман), постов: 1427
сегодня, 7:16
| |
Тут кстати пели про огромный маркетно , так вот Variety сообщает что составляет он 100 млн . то есть суммарные затраты на фильм по нынешним меркам скромные 325 млн .
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 18 июля 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | триллер, ужасы |
Режиссер: | Дженнифер Кайтин Робинсон |
В главных ролях: | Дженнифер Лав Хьюитт, Мэдлин Клайн |
Реклама
1 | Девочка, покорившая время | 8.52 |
---|---|---|
2 | Порко Россо | 7.83 |
3 | Мелочи жизни | 7.64 |
4 | Анора | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.33 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Батя 2: Дед | 7.2 |
3 | Кончится лето | 7.08 |
4 | Огниво | 7.05 |
5 | Красный шелк | 6.86 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.42 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
5 | Форрест Гамп | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.42 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.30 |
3 | Игра престолов | 9.24 |
4 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
5 | В поисках капитана Гранта | 9.09 |
Самые обсуждаемые материалы
"Супермен" Джеймса Ганна - ни триумф, ни провал, просто кино, которое так и не поняло, что хочет сказать.
Новая экранизация комиксов DC успешно стартовала в домашнем прокате
Поклонники "Лиги справедливости" требуют восстановления киновселенной DC Зака Снайдера
Награждения
Наши рекорды