Современный кинематограф уже мало чем нас удивляет. Он давно застыл в своём развитии; перестал искать новые возможности. Мы наблюдаем прогресс лишь технической стороны, средств выразительности, направленной большей частью на внешний эффект, на красочность обёртки. Но содержание, киноязык становится всё примитивней и примитивней, - птичьим языком. Темы повторяются, избранные направления описывают круги. Обо всём давно уже сказано и ничего другого не придумать. Остаётся лишь пересказывать всё заново, на свой лад (поэтому всё новое - это хорошо забытое старое).
Но современный кинозритель, который не будет брезгливо отворачиваться от "старого" кино (только потому что оно старое), - приятно удивится ранее не виданными и позже позабытыми возможностями в кинематографе. Это было время фундаментальных открытий - когда кино заговорило на совершенно другом языке. И одним их первых на эту ещё не проторенную дорожку ступил Ингмар Бергман со своим фильмом "Земляничная поляна". И это открытие заключается в проекции на экране человеческого мышления. Осознанная реальность, бессознательные сновидения, сознательные воспоминания, мечты, желания - все эти образы безостановочно вращаются в человеческой голове - и этот "поток сознания" необходимо спроецировать на экране и превратить его в сюжет. А сюжет этого фильма таков.
Эта история профессора, проснувшегося поутру после страшного сна и собирающегося ехать на церемонию вручения почётной премии в честь 50-летия его врачебной практики. Весь фильм посвящён его поездке на это мероприятия и кончается его постелью. Всего один день. Эта незамысловатая фабула фильма прямолинейна как остов, на который нанизываются формообразующие элементы, поскольку основное действие происходит в голове главного героя. Мы видим процессы его мышления. Это и сон, в котором он находится в разрушенном городе, - где городские часы без стрелок; он встречает безликого человека, а потом похоронную колесницу, везущую гроб, из которого вытягивает руку двойник профессора и тянет его за собой. Мы видим белокурые воспоминания молодости - белое платье его возлюбленной, собирающей землянику, белоснежную скатерть обеденного стола, за которым собираются все домашние. Мы видим его реальность, в которой он несчастный одинокий старик, 78 лет, вдовец, женившийся не на той, о которой грезил на земляничной поляне. Он едет получать эту "идиотскую" медаль вместе со своей невесткой, женой его сына, у которых свои никак не разрешимые проблемы; они встречают случайных попутчиков - и все эти события реальности, а также воспоминания преобразуются в абсурдных и тревожных снах, где профессор сдаёт экзамен инженеру (который попался ему на дороге) - и выслушивает суровый приговор своей незадавшейся жизни.
Кинематограф давно интересовался этими модальностями - как сон и воспоминания - рассматривая их в качестве повествовательных элементов. Но прежде они выделялись маркерами - либо наплывом, либо двойной экспозицией, то есть автор заранее предупреждал зрителя - что сейчас будет. Бергман не стал выделять эти переходы из одной модальности в другую - он превратил и сон и реальность и воспоминания в единый повествовательный поток. Правда, чтобы зрителю совсем не потеряться, так как это было ещё в новинку - главный герой, он же рассказчик, озвучивает свои мысли по ходу действия. Позже эти пространства сознательного - бессознательного, реального-ирреального усовершенствуются у Тарковского и Феллини. Неспроста в фильмах Тарковского присутствует этот навязчивый образ дверного проёма - символизирующего переход из одного состояния в другое.
"Земляничная поляна" - это не просто игра воображения. Рассказчик делится своими воспоминаниями, выделяя в них основные моменты своей жизни. И эта модальность является ключевой, именно ею и живёт человек, она поддерживает его жажду к жизни. Реальность опостылела, сны абсурдны. Когда жизненный путь заканчивается, лишь яркие воспоминания смягчают чёрствость сердца и питают его надеждами на лучшее, - на то лучшее, что останется после тебя. Чтобы стало с этим человеком, не будь у него возможности перенестись мыслями на земляничную поляну, где прелестная девушка в белом собирает спелые ягоды?!
Рецензия к фильму "Земляничная поляна" от George
Проекция мышления
Просмотров: 6896
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16

- 2
- 1

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26979
29 мая 2016 в 23:52
| |
16 |
Andrew писал(а) 29 мая 2016 в 23:43 Девушки в белом - это зло по определению:) я, кстати, тоже так считаю)), нужен латекс, плеть, все дела....)) |
Andrew (Главный редактор), постов: 78331
29 мая 2016 в 23:43
| |
|
|
brune писал(а) 29 мая 2016 в 23:39 Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого ... Девушки в белом - это зло по определению:) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26979
29 мая 2016 в 23:39
| |
|
16 |
Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого (девушка в белом), он свято верит, что именно в этом месте ошибся? А может, женись он на этой с ягодами, и не стал бы профессором... мало того, возможно, и счастливым не стал тоже.... а тут хоть профессором...
Реца класс |
George (Киноакадемик), постов: 10607
29 мая 2016 в 17:34
| |
|
9 |
PROFE7OR писал(а) 29 мая 2016 в 17:22 А это, ... "Эта история профессора, проснувшегося поутру ..." - теперь спать буду с улыбкой на устах.)
Целая ... Спасибо за оценку! Я всего лишь пересказал гениальный фильм Бергмана!)) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
29 мая 2016 в 17:22
| |
|
14 |
А это, ... "Эта история профессора, проснувшегося поутру ..." - теперь спать буду с улыбкой на устах.)
Целая история, да ещё кого? )) За историю, отдельное спасибо, виртуально уже налил тебе бокал.) Браво! |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
29 мая 2016 в 17:18
| |
|
14 |
За прелестную девушку в белом собирающей спелые ягоды - можно многое отдать.))
Великолепно, по больше бы настоящего мастерства! |

- 2
- 1

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12837
Сегодня в 5:07
| |
|
Мейсон Темз - король самого слабого уикенда в истории США))
| |
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12837
Сегодня в 5:06
| |
|
Ну… такой себе байт)
| |
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12837
Сегодня в 5:04
| |
|
«И представляю, сколько маньяков воспримет ленту как руководство к действию...» - некоторые сталкеры как руководство к действию воспринимают текст песни ... [читать далее]
| |
ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12837
Сегодня в 5:02
| |
|
«Все обсуждаемые им "смыслы" давно не новы,, и его ремейк случился холодно-тошнотворным, далеким от гуманизма, хочется дистанцироваться как можно ... [читать далее]
| |
Летописец (Критик), постов: 65367
Сегодня в 4:52
| |
|
И в тексте ошибка, ему не 88 лет было, а 86 !
| |
Летописец (Критик), постов: 65367
Сегодня в 4:48
| |
|
Фильм про Жизнь)))Я как раз его недавно посмотрел!!
| |
Летописец (Критик), постов: 65367
Сегодня в 4:32
| |
|
Всегда нравилось как снимал Адам Гринберг. В его работах прослеживалась узнаваемая фишка, которую видят все бородатые операторы))И то что он снимал ... [читать далее]
| |
Летописец (Критик), постов: 65367
Сегодня в 4:19
| |
|
Потому что никто не хотел рисковать своей жизнью
| |
Constance (Киноакадемик), постов: 17514
Сегодня в 1:31
| |
|
Вселенские заговоры и прочая конспирология, инопланетяне, глобальные катаклизмы, маньяки с их вендетта и другие составляющие этого коктейля - блестящий ... [читать далее]
| |
yrenson (Киноакадемик), постов: 9732
Сегодня в 1:06
| |
|
Великий мастер своего дела.
Я вот не понял,почему сцену с вертолётом при погоне, Кэм снял сам. | |
Фильм месяца
| Дата выхода: | 7 ноября 2025 |
| Страна: | США, Великобритания |
| Жанр: | драма, нуар, приключения, ужасы |
| Режиссер: | Гильермо Дель Торо |
| В главных ролях: | Оскар Айзек, Джейкоб Элорди |
Реклама
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.1 |
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.73 |
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 |
| 4 | Эдем | 8.27 |
| 5 | Порко Россо | 7.83 |
| 1 | Кончится лето | 7.15 |
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.71 |
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 |
| 4 | Последний ронин | 6.5 |
| 5 | Красный шелк | 6.44 |
| 1 | Одиссея | 9.53 |
|---|---|---|
| 2 | Биошок | 9.19 |
| 3 | Грань будущего 2 | 9.05 |
| 4 | Дикая банда | 8.89 |
| 5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 |
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 |
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 |
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 |
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 |
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 |
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
| 3 | Игра престолов | 9.27 |
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Студия Marvel предложит зрителям любопытную трактовку суперзлодея
Это не провал, так как все сделано по рабочей схеме, но и не полноценный шаг вперед
Киноакадемики издания KinoNews.
Наши рекорды







