Рембрандт: Портрет 1669
Год выхода: 1977
Жанр: драма
Страна: Нидерланды
Рейтинг: 10 (2 голосов)

Рецензия к фильму "Рембрандт: Портрет 1669" от Basil

Автопортрет великого Мастера

Йос Стеллинг – это неповторимый художник, который стоит особняком от группы других новаторов в мире кинематографа. Подчерк его работ совершенно уникальный. Каждая его картина – это совершенное произведение искусства. Разве что, слабой его работой, словно исключение, является картина «Девушка и смерть» - поклон русской культуре, особенно Чехову... Возможно, напрасный, из-за банальной причины – трудно понять русскую душу, особенно в произведениях Антона Павловича, при том, что актерский состав впечатляет – Маковецкий, Литвинова… Но европейский мир отражен в его работах совершенно точно, прозрачно и полно…

Картина «Рембрандт. Портрет 1669 года» - это изящная, лирическая, глубокая и единственная в своем роде работа гения Стеллинга, которую невозможно сравнить с каким-либо другим фильмом, в которой присутствует неповторимый ритм, легкое дыхание, полнота высказывания – от а до я. Невольно вспоминается из Библии – «Аз есмь альфа и омега». Эта картина – наиболее цельный портрет выдающегося Мастера Золотого Века голландской живописи… Возможно, гениальность этой работы можно уловить в сходстве характера Рембрандта и Стеллинга, читая интервью с последним, невольно возникают ассоциации – та же бравурность, непредсказуемость, внутренняя энергия… Не случайно в названии картины выбран именно автопортрет Рембрандта 1669 года, в котором читается печаль и смирение, грусть и, одновременно, уверенность во взгляде – Рембрандт смотрит с этого полотна открыто, прямо на зрителя, а значит и прямо в этот мир, в свою жизнь, вглядывается в самого себя, в свою судьбу… Наверное, поэтому, в фильме присутствует множество кадров, где Рембрандт рассматривает себя… долго, внимательно, меняя мимику своего лица, причем актерская игра настолько гениальна, что эта привычка Мастера вызывает в душе неподдельный отклик. Иногда кадр фиксируется на взгляде Рембрандта, иногда – на пространстве, в которое он смотрит. В фильме можно проследить многие находки живописца, воплощенные в гениальнейших шедеврах. И совершенно определенно можно сказать, что вынесенный за скобки «Ночной дозор» - это было абсолютно верное решение, так как вполне вероятно, предположение режиссера о том, что на самом деле являлось причиной очень тяжелых испытаний Рембрандта, во второй половине своей жизни, связаны не с этим, самым крупным и сложным, произведением мастера… Словно оставив домыслы мистеру Секонду, Стеллинг ведет зрителя дальше, к самым сильным кадрам фильма, когда уже пожилой Рембрандт создает свои самые таинственные шедевры и знаменитый автопортрет. Этот автопортрет написан в год смерти Рембрандта, и его ясный образ демонстрирует нам всю силу и красоту его характера… А «Ночной дозор» уходит к Питеру Гринуэю, совершенно ужасно, на мой взгляд, нарисовавшему портрет голландского Мастера, как гуляки и балагура, что совершенно односторонне показывает его как личность, да и в целом, у Гринуэя вышло совершенно плоско и не интересно, что печально было осознавать после «Контракта рисовальщика»…

Фильм «Рембрандт. Портрет 1669 года» разделен автором на несколько фрагментов из жизни Мастера – его детство, молодые годы, зрелость, старший и преклонный возраст. Каждый фрагмент имеет свои нюансы, свои сильные точки и свой стиль прочтения. Взгляд автора меняется с взрослением Рембрандта – вначале мы видим его полным сил и амбиций. Позже эта картина меняется… В фильме множество параллельных линий, которым уделяется равное внимание, как и главному персонажу – это линия Саскии и Хендрикье Стоффелс, детей Рембрандта, особенно его сына Титуса, который был самым близким человеком в поздний период жизни и творчества Мастера. Этот ритм, когда постоянно идет смена плана, смена линии сюжета, чем-то напоминает ритмичность работы художника, который прорабатывает тени, света, полутона в равных отношениях, создавая гармоничное полотно. Здесь все имеет значение, даже жесты рук несут большую энергетику и символизм, что превращает фильм в невольное продолжение произведений Рембрандта. Но режиссер все же присутствует в кадре, в характере самого Мастера, его подчерк чувствуется в характерах героев картины. Показаны как светлые, так и темные полутона из палитры жизни живописца, которые призваны объяснить нам, зрителям, причины тех или иных событий из биографии Мастера. Потому, с некоторой иронией звучат слова мецената и поэта Константина Гюйгенса обращенные к Рембрандту «Мне знакомы эти ваши мысли, но какая вам от них польза?» Для зрителя ответ, конечно, будет более очевиден, но людям, окружавшим Рембрандта, было непросто понять его поведение в тех или иных ситуациях… Режиссер постоянно находится в размышлении, он словно ведет диалог с Мастером, и его полотна появляются в кадре, словно завершенные высказывания. Стеллинг подчеркивает медитативность работ Рембрандта, которая несмотря на необычную и довольно интенсивную технику живописи, противопоставляет его таким Мастерам того времени, как Рубенс и Караваджо…

Если же посмотреть на картину в целом, можно сказать, что основной акцент сделан на том периоде жизни Мастера, когда он создавал свои самые известные произведения. Вся сила и мощь, обращенная Рембрандтом в живопись, незримо струится в цветовой палитре фильма, выдержанной в таких же тонах, как и на его полотнах, и даже печальные, тяжелые кадры смягчаются прекрасными, светлыми образами, которые наполняли жизнь Мастера, словно освященные источники… И эти светлые кадры, пейзажные и аллегорические зарисовки, являются подлинными шедеврами данного фильма.

Завершая рецензию, можно сказать, что фильм хочется пересматривать каждый раз, когда вспоминаю о Стеллинге или Рембрандте. Каждый раз происходит новое прочтение, удается увидеть некоторые кадры по-иному, возможно потому, что фильм рассчитан на достаточно широкую, более взрослую аудиторию. Но он будет интересен, на самом деле, многим, так как в фильме затронуты все те же вопросы, которые волнуют абсолютно любого человека и сегодня, с той лишь оговоркой, что быть признанным в наше время – это не такое же признание, как в XVII веке… Рембрандт был во многом новатором и шел против всех правил, в фильме об этом говорят кадры, где Мастер молчит. Сохраняя свою истину нетронутой… И это возможно знак, который зашифровал Рембрандт дням грядущим – молчание превозможет…
Автор: Basil   (всего рецензий: 21, средняя оценка: 8.93)
06.01.2017
Просмотров: 247
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 3)



Всего комментариев: 13
30.05.2017 18:37
#870817
Некоторые главы, как мысли в слух, размышления, прочее, Мне такое явно ближе, хоть и не совсем на стандарт похоже. Та нафиг эти стандарты, есть высказывание, есть пища для ума, а каждый хочет размышляет и дополняет, хочет нет, и порой не сможет. Дело каждого. Пятилетку за два дня никто не осилит, да и ни к чему многим, не их такая кухня. У меня лично так, и бесполезно что кому навязывать. Поставил 10-ть! Хотя, это для такого мастера ничего не значит.

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11012
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
07.01.2017 18:31
#822564
Basil писал(а) 07.01.2017 18:02 #822552
Не соглашусь совсем)))))
Как сатира, и довольно острая и даже на грани фола, он замечателен, но на месте Пикассо мог быть любой другой чел. Кроме эксцентрики и белых штанов что он говорит о Мэтре? Я, конечно, не художник, сугубо дилетант. Короче, пиши рецензию.

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11012
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
07.01.2017 18:23
#822562
Basil писал(а) 07.01.2017 18:02 #822552
Не соглашусь совсем)))))
Разумеется, впечатления у всех разные. Не поняла - ты добавил фильм в базу?

  • Basil
  • Зритель
  • Постов: 96
  • Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
07.01.2017 18:02
#822552
Constance писал(а) 07.01.2017 17:01 #822517
В Приключении... стёба в избытке, зачетного вполне, хотя бы "трансвеститы" в роли Гертруды Стайн и компаньонки. Но к Пикассо фильм не приближает ...
Не соглашусь совсем)))))

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11012
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
07.01.2017 17:01
#822517
Basil писал(а) 07.01.2017 15:36 #822499
Нет, я пробовал смотреть экранизацию и разные биографические фильмы о Ван Гоге - все не то... Может потому, что я читал его письма, полные драматизма и ...
В Приключении... стёба в избытке, зачетного вполне, хотя бы "трансвеститы" в роли Гертруды Стайн и компаньонки. Но к Пикассо фильм не приближает ни на йоту.

  • Basil
  • Зритель
  • Постов: 96
  • Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
07.01.2017 15:36
#822499
Constance писал(а) 07.01.2017 15:25 #822496
Жажда жизни 1956 (по роману Ирвинга Стоуна); Ван Гог 1991; Желтый дом 2007 - Стоявшие вдоль дороги не знаю, добавь информации, если можешь.
Нет, я пробовал смотреть экранизацию и разные биографические фильмы о Ван Гоге - все не то... Может потому, что я читал его письма, полные драматизма и энергии, которых не хватало этим фильмам... Была еще такая экранизация "Луна и грош" по Моэму, может быть ничего... Я не смотрел. А "Приключения Пикассо" Таже Даниельссона не смотрела? Это же просто потрясный фильм!!! Вот на него дам рецензию, так как доступна и информация, и сам фильм! Очень смешное кино, там показан срез художественного бомонда периода молодого Пикассо, чем этот фильм похож на Алленовскую "Полночь в Париже", но "Пикассо" смешнее и лиричнее...

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11012
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
07.01.2017 15:28
#822497
Basil писал(а) 07.01.2017 14:55 #822494
"Поллок" не смотрел( А вот "Винсент и Тео" намного слабее "Стоявших вдоль дороги" - фильм о Ван Гоге, много лет назад его ...
Винсент и Тео я тоже с трудом досмотрела, кстати.

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11012
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
07.01.2017 15:25
#822496
Basil писал(а) 07.01.2017 14:55 #822494
"Поллок" не смотрел( А вот "Винсент и Тео" намного слабее "Стоявших вдоль дороги" - фильм о Ван Гоге, много лет назад его ...
Жажда жизни 1956 (по роману Ирвинга Стоуна); Ван Гог 1991; Желтый дом 2007 - Стоявшие вдоль дороги не знаю, добавь информации, если можешь.

  • Basil
  • Зритель
  • Постов: 96
  • Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
07.01.2017 14:55
#822494
Constance писал(а) 07.01.2017 14:32 #822481
Караваджо обожаю, просто обожаю!!!! Баския очень хорош! Контракт рисовальщика! А Поллок в компанию к Баскии? Винсент и Тео о Ван Гоге?
"Поллок" не смотрел( А вот "Винсент и Тео" намного слабее "Стоявших вдоль дороги" - фильм о Ван Гоге, много лет назад его крутили по каналу Культура, но достать запись сейчас невозможно, это лучший фильм о Винсенте, немного ближе к нему фильм Куросавы "Сны", но все равно, как и "Рембрандт", "Стоявшие вдоль дороги" идет особняком, кажется, это так же нидерландский фильм, потому наверное так хорош...

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11012
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
07.01.2017 14:34
#822484
Basil писал(а) 07.01.2017 12:33 #822472
Да, Веббер очень хорош!. Мой топ-10 великих фильмов про художников:

1. Стоявшие вдоль дороги
2. Приключения Пикассо
3. Рембрандт. Портрет ...
Кстати, первый фильм Стеллинга Мариен из Ньюмейхен, в стиле Босха и Брейгеля, почти как посвящение мастерам, хотя и не такой роскошный как Рембрандт.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Реклама
Лауреат премии Оскар
Список Шиндлера
Год выхода: 1993
Страна: США
В главных ролях: Лиам Нисон, Бен Кингсли
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (20-26 июля)
Дюнкерк 51.3%
Не жду ничего! 32.9%
Безумные соседи 6.3%
Ужас Амитивилля: Пробуждение 3.2%
Овердрайв 3.2%
Уедем к чертовой бабушке 3.2%
Ховрино. Блог из преисподней 0%
Мифы 0%
Заячья школа 0%
Всего голосов: 158
Голосование проводится
с 19 по 26 июля
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Дюнкерк"
20.07.2017
Пользователи портала "Новости кино" о фильме Кристофера Нолана
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы "Человека-паука" обрушились на 60 процентов
Кассовые сборы "Человека-паука" обрушились на 60 процентов
Фильм студии Sony Pictures заработал гораздо меньше, чем ожидалось
Warner Bros. заявила два фильма DC на 2020 год
Warner Bros. заявила два фильма DC на 2020 год
Студия обновила прокатные графики своих кинопроектов
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Кристофер Нолан проигнорировал заслуги французских военнослужащих
Награждения
Наши рекорды