S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
Год выхода:2007
Жанр:action, adventure, shooter
Платформа:PC
Страна:Украина
Рейтинг:8.86

Рецензия к игре "S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля" от Кэтти-бри

Культурный феномен

О да, я уже предчувствую это. Огромный рой комментариев взбешенных пользователей, ведь я сейчас буду писать о святом для них - о "Сталкере", игре, давшей жизнь огромному количеству книг ноунейм-авторов, и просто фан-движению, отдельные представители которого даже добирались до реальной Припяти, вернее, тому, что от неё осталось. Игре, у которой между анонсом и выпуском прошло более шести лет. Впрочем, последнее как раз не критично, мы ещё дольше терпеливо ждём продолжения игры, последний из официальных сиквелов которой вышел в далёком 2009 году. Как бы вы не относились к трилогии "Сталкер" - это, пожалуй, самая известная украинская компьютерная игра. А возможно, и вообще самый известный игровой продукт, сделанный на территории бывшего СССР.

Итак, 2006 год. На территории Чернобыльской АЭС произошёл второй взрыв, после чего вокруг этой самой АЭС стала твориться какая-то чертовщина. Появились мутанты, с удовольствием пожирающие людей, аномальные образования, которые тоже творили с людскими телами всякие непотребства - разрывали на куски, сплющивали в блин, испепеляли пламенем и электричеством. Вместе с этим на этой же территории стали появляться образования, называемые артефактами - небольшие предметы с чудесными свойствами, за которые исследовательские универститеты всего мира готовы платить сумасшедшие деньги.
Прошло несколько лет. Аномальная территория обросла колючей проволокой, и называется "Зона". На ней действует несколько тысяч отчаянных людей, научившихся жить по её законам. Некоторые пришли сюда, убегая от закона, некоторые - в поисках приключений, некоторые - следуя своим принципам. Здесь свой маленький, смертельно опасный мир - с группировками по интересам, бандитами, учёными, одиночками и её Величество Зоной с её мутантами и аномалиями, которая решит, сколько часов осталось жить очередному неразумному гостю.

Можно бесконечно сожалеть о том, что обещания разработчиков оказались невыполненными. Игра должна была стать неким "офлайновым онлайном", где половина сталкеров действует параллельно с нашим персонажем, и при некоторых раскладах может даже раньше него закончить игру. Но по ряду причин идея была спущена в трубу и на выходе мы получили шутер от третьего лица с достаточно скудной диалоговой системой.

Просыпаемся мы у какого-то мужика, который спас нам жизнь, но при этом хорошенько стукнул нас головой, затаскивая в свой подземный бункер по методу Кристофера Робина, бумкая головой по ступенькам. В результате помним мы всё фрагментами, а именно - что есть некий Стрелок и нам надо позарез его найти. Зачем - шут его знает, может денег задолжал, а может он наша голубая мечта, ибо с женщинами в Чернобыльской Зоне очень тяжело. И этот мужик, которого местные кличут Сидоровичем, обещает нам помочь. А дальше - стандартная схема "выполнил квест - бери следующий, после тридцатого игра закончится". Ну, есть ещё пара сотен квестов необязательных, которые помогут герою обогатиться. Хотя, забегая вперёд, проблемы с деньгами - это меньшая из проблем, возникающих у игроков.

Во-первых, игра зубодробительно сложная. Главную проблему здесь создают не мутанты (хотя встретившись впервые в подземельях Агропрома с кровососами, ваша покорная слуга ещё долго не решалась нажать клавишу быстрой загрузки, не уверенная в том что у неё нет сердечного приступа), а люди. Сначала бандиты, а потом и наёмники в бронежилетах, чертовски метко стреляющие по вам. Даже пройти первую миссию с начальным ПМ-ом есть задачка нетривиальная. И дело здесь не в ИИ - он хорош, но не является непобедимым. А дело в том, что наравне с ИИ здесь очень тяжёлый стелс (многие считают, что его тут нет, но он есть, главное - запастись вагоном терпения) и чертовски меткая стрельба. Ну, то есть меткая стрельба по Вам, вы то тоже научитесь метко ставить хедшоты к середине игры, когда обзаведётесь чем-нибудь, сносно попадающем с дальних дистанций.
Во-вторых, локации утомительно большие. Сразу видно, что изначально игра задумывалась с автомобилями и другими средствами передвижения, но так как их вырезали, иногда на то, чтобы просто пересечь локацию, требуется потратить десяток минут. Это при условии, что вы не на кого не наткнётесь в изменчивом мире Зоны.
В-третьих, размер рюкзака. Ваш герой, Геркулесом не являясь, может таскать на себе до 50 кг. Казалось бы, много? В мире Зоны - нет, ведь нужно таскать с собой еду, чтобы не умереть от голода. Антирадиационные препараты или их дешёвый заменитель - водку "Казаки", чтобы не загнуться от радиации, которой можно нахвататься, просто пробежав мимо не тех кустов. Аптечки, потому что ранить вас будут много и часто - от зверей до аномалий. Несколько стволов, потому что наравне с автоматом тут обязателен дробовик - иначе первая же встреча игрока с местной фауной окажется последней. А ещё нужны сотни патронов, гранат, броня, которая сама по себе много весит. А ещё вы постоянно будете находить артефакты и обшаривать тела убитых в поисках чего-нибудь на продажу. Так что 50кг - это очень мало.

Чем подкупает Сталкер - это атмосферой, незабываемой атмосферой тревоги. Здешний мир подвижен - там, где в прошлый раз вы прошли без проблем, в этот раз вас ждёт стая собачек. Стая собачек примечательна тем, что спастись от неё можно лишь двумя путями - убежать или быстро залезть на какую-то недоступную им возвышенность и всех перестрелять. В лоб перестрелять стаю в десяток особей у вас не получится - разве что вы таскаете с собой РГ-7 и успеете сделать выстрел по стае до того, как она заметит вас.

В отличие от людей-противников, к монстрам тут достаточно легко найти подход. Кабаны быстро разгоняются, но с их пути можно отпрыгнуть - они пролетят мимо вас. Со снорками - та же история, только те больше прыгают, чем бегают. Тушканы отлично выносятся дробью, псевдогигант - вообще глупая зверюга, которая в узкие места не лезет. Контроллёр - персонаж безобидный, потому что всегда один, главное - не тратить на него слишком много времени. Вот кровососы - да, это та ещё заноза в за.... завершении вашего прохождения. Вот у кого настоящий стелс, так это у этих зверюг, которых невозможно увидеть, пока они не начнут вас жрать. И убежать от них не получится - они передвигаются с такой же скоростью, как и ваш герой.

Сюжет по большому счёту линеен - разве что скриптов в игре минимум. Например, есть отличная миссия, где с военной базы надо украсть некие документы. Её можно пройти тихо - с пятидесятого раза, два раза выстрелив из пистолета с глушителем и сиганув с крыши пятиэтажного дома, закинувшись по приземлению аптечками. Но упаси вас боже нажать быстрое сохранение на территории базы - при загрузке она будет вести себя так, как будто вас уже заметили. Всё прохождение займёт минут десять. Решайте - готовы вы убить кучу нервов на стелс, или же проще взять АК-47 и положить пару десятков военных. Напомню, они очень хорошо стреляют...

Для любителей страшного тут тоже есть свои ништяки - лаборатории. О, местные Х-18, Х-22 и другие "Х" - это нервосжигательный кошмар в духе концовок "Паранормальных явлений", причём по-настоящему пугают не сами монстры, а атмосфера, создаваемая шикарной графикой и музыкой. Другой ништяк - приятная физика стрельбы, модельки оружия, и многие постройки, выглядящие пугающе реалистичными.

А игра сводится к формуле - исследуй стрёмное место - насобирай там артефактов и вещей с трупов противника - отчитайся заказчику - продай вещи и артефакты, купи патроны, медикаменты и новые оружие и броню при необходимости (чинить здесь оружие ещё нельзя, и это тоже бесит) - исследуй следующее стрёмное место.

Нет, стреляться с умными врагами интересно, пусть вы и будете нажимать клавиши F5 u F9 так часто, что у вас краска с этих клавиш сотрётся. Болтать с NPC и бродить по кустам и заброшенным заводам в поисках тайников - тоже. Да и сюжетные твисты, иногда загоняющие вас в весёлые ситуации, доставляют. Например, спустившись в очередную клоаку, первое, что вы увидите - это летающие предметы вроде ящиков и бочек, которые не просто так летают, а летают вам в голову. С фатальными последствиями после двух попаданий. Про множество ситуаций, когда вы то не сможете убежать от монстров из-за перегруза в рюкзаке, то останетесь без патронов посреди ожесточенной перестрелки (нож тут - штука практически бесполезная), то наступите в аномалию и с вашим героем случится непотребство, описанное в начале - я умалчиваю. Просто настройтесь, что синонимом этой игры для вас станет слово "боль", которую вы будете испытывать от каждой новой каверзы Зоны, а когда вы будете уверены, что она уже ничем вас не удивит - она убьёт вас сначала радиацией в двух шагах от Монолита, а потом и в финальной заставке к игре. И придётся вам перепроходить всё заново, пытаясь понять, что вы сделали не так и как получить хорошую концовку. Наслаждайтесь!

В конечном итоге именно атмосфера игры и позволила появиться миру "S.T.A.L.K.E.R." в том виде, в котором мы его знаем. Игра вдохновила огромное количество людей на книги, и даже их серии, посвящённые изменчивому миру Зоны. Но и этой бы игры никогда бы не появилось без шедевра Стругацких - "Пикника на обочине", сколько бы создатели не открещивались от параллелей с данным произведением. А посему - до встречи, Зона! Я не прощаюсь.

P.S. В игре есть ещё сетевой режим, но ваша покорная слуга с ним, увы, не знакома. Осмелюсь предположить, что ничего хорошего в нём нет, ведь пугающую атмосферу в сетевой режим не перекинешь, а это главное достоинство игры.
Ваша Кэтти-бри.
Автор: Кэтти-бри   (всего рецензий: 128, средняя оценка: 9.15)
10.05.2017
Просмотров: 2887
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 38
Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 11:55
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Kent S писал(а) 16 мая 2017, 11:51
у меня лишь были богатство.
затем присоединение к Пси сознанию и растрел этого Пси сознания. ну этого хорошая ...
Концовка "богатство" выплывает всегда, если у персонажа больше 50.000 при себе. Поэтому перех походом к Выжигателю имеет смысл накупить всякой дорогой ненужной фигни и выкинуть, чтобы денег при себе не было.

Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 11:53
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 16 мая 2017, 11:48
У меня бабла гораздо больше
Счет идет на миллионы))
Ну я не играю в куплю-продажу постоянно:)
Таскаю на себе нз, чтобы было на новый экззоскелет+винтовку (это 260.000), а при достижении этой суммы лут не собираю.
Хотя миллион - это, конечно, перебор.
Поиграйте в Misery, вот там очень-очень туго. Причём не только с деньгами, а вообще со всем:) Только вещей больше раз в пять разных:)

Kent S (Киноакадемик), постов: 36887
16 мая 2017, 11:53
Аватарка пользователя Kent S
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
кстати после выжигателя мозгов.можно пойти в Припять. но перед дорогой стоит длинный туннель который идет в землю.там ученные зомби слоняются. там в этот туннель есть дверь с кодовым замком. она просто так?или её открыть можно?

Kent S (Киноакадемик), постов: 36887
16 мая 2017, 11:51
Аватарка пользователя Kent S
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 11:45
Богатство (больше 50.000 вроде при себе)
Ослепнуть (уничтожить Зону, хорошее прохождение)
Уничтожить человечество ...
у меня лишь были богатство.
затем присоединение к Пси сознанию и растрел этого Пси сознания. ну этого хорошая концовка.

Летописец (Критик), постов: 64418
16 мая 2017, 11:48
Аватарка пользователя Летописец
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 11:37
Не знаю, у меня под конец были экзоскелет, снайперка, винторез, и денег тысяч 200 ещё:)
Вроде с деньгами в игре вообще ...
У меня бабла гораздо больше
Счет идет на миллионы))


Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 11:45
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Богатство (больше 50.000 вроде при себе)
Ослепнуть (уничтожить Зону, хорошее прохождение)
Уничтожить человечество (плохое прохождение, выкос баз "Долга" и "Свободы")
Но так всё время бегаю в конце мочить монолитовцев по телепортам, это продлевает игру ещё на полтора часа:)

Kent S (Киноакадемик), постов: 36887
16 мая 2017, 11:42
Аватарка пользователя Kent S
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 11:37
Не знаю, у меня под конец были экзоскелет, снайперка, винторез, и денег тысяч 200 ещё:)
Вроде с деньгами в игре вообще ...
вот вот с деньгами нет проблем и из-за них у большинства стандартная концовка Хочу богатства.
кстати какие концовки открывала?

Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 11:37
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Kent S писал(а) 16 мая 2017, 11:32
я в первый раз когда играл.плохо разбирался в подобных играх. и пошел на АЭС в оранжевом костюме от радиации. от ...
Не знаю, у меня под конец были экзоскелет, снайперка, винторез, и денег тысяч 200 ещё:)
Вроде с деньгами в игре вообще проблем нет, уже когда первый раз до Бара доходишь тысяч 50 должно быть.

Kent S (Киноакадемик), постов: 36887
16 мая 2017, 11:32
Аватарка пользователя Kent S
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Кэтти-бри писал(а) 16 мая 2017, 11:23
Артёфакты в Чистом небе и Зове Припяти уже по одному принципу работают. И искать их было тяжело. А в первой части ...
я в первый раз когда играл.плохо разбирался в подобных играх. и пошел на АЭС в оранжевом костюме от радиации. от пуль вообще не защищал. я всю дорогу перед выбросом бежал и только на аптечки нажимал. даже не отстреливался.вообще был поражен что смог пробежать.
уже потом нашел болотного цвета костюм он был и от радиации и от пуль.

Кэтти-бри (Киноакадемик), постов: 14278
16 мая 2017, 11:23
Аватарка пользователя Кэтти-бри
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Kent S писал(а) 14 мая 2017, 11:32
а сколько модов выходило на эту игру....всегда думал продолжения.
Затем не такая интересная Чистое небо.так как ...
Артёфакты в Чистом небе и Зове Припяти уже по одному принципу работают. И искать их было тяжело. А в первой части - они повсюду валялись, я помню с пятью "душами" бегала, регенилась быстрее чем меня расстреливали:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



yrenson (Киноакадемик), постов: 9103
сегодня, 9:08
yrenson
Ну хоть пополам,а не вдоль.

DarkKnight77 (Критик), постов: 11505
сегодня, 8:32
DarkKnight77
Так тут у большей части так. Триггеры типо Аффлек, Снайдер, Де Армас, Робби и так далее...

John23 (Критик), постов: 28378
сегодня, 8:16
John23
Приделает потом её к телу механической лошади и поскачет врагов гасить:)

KINEC (Киноман), постов: 287
сегодня, 3:58
KINEC
...Это я про остальные поделки Снайдера, типа Хранителей, фильмов Дсеу, Армия Мертвяков, Мятежная Луна - это всё шлак, конечно. Скатился Снайдыр Зак Знатно. )))

JENIK (Критик), постов: 7226
сегодня, 3:57
JENIK
Переглянул. Вот этот фильм прикольный, с годной музыкой и экшеном, а ещё 300 спартанцев норм, где царь Лёня орёт ЭТО СПАРТАААА, а потом случилась МАРТАААА...

JENIK (Критик), постов: 7226
сегодня, 3:55
JENIK
Пойдёт на разок фильм, только надо было назвать "Моя девушка - псих!!". Это после того, как персонаж Лоуренс психанула в ресторане и скинула со стола ... [читать далее]

McMuffinn (Критик), постов: 8381
сегодня, 3:52
McMuffinn
Каратель и Халк в пауке. Неплохая заварушка намечается.

JENIK (Критик), постов: 7226
сегодня, 2:26
JENIK
Хоть концовка и мура, а сюжет наркоманский бред, типа "Ухх, какие у вас прикольные почти Одинаковые визитные карточки))", но если рассматривать этот ... [читать далее]

Летописец (Критик), постов: 64418
сегодня, 1:11
Летописец
А почему не выдают бесплатный лозартан по льготным рецептам, потому что государственная фирма "Фармация" на грани банкротства. И Никто, не хочет ... [читать далее]

Летописец (Критик), постов: 64418
сегодня, 1:08
Летописец
У нас в городе практически все так считают))))Сейчас ни кому не выгодно возится с землей. Не прибыльное дело. Проще заниматься строительством, и разбором ... [читать далее]



Фильм месяца
Постер к фильму Элио
Дата выхода: 20 июня 2025
Страна: США
Жанр:драма, комедия, мультфильм, приключения, семейный, фантастика, фэнтези
Режиссер:Эдриан Молина
В главных ролях:Йонас Кибриб, Зои Салдана
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Режиссер прокомментировал требования фанатов Зака Снайдера бойкотировать перезагрузку киновселенной
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Награждения
Наши рекорды