Рецензия к фильму "Список Шиндлера" от brune

Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир.

Звучит божественное танго Карлоса Гардели "Por una cabeza". Оно словно создано для таких, как Фрэнк Слэйд, Гарри Таскер, Оскар Шиндлер - этих уверенных в себе баловней судьбы. Они обласканы вниманием женщин, вызывают к себе зависть и уважение со стороны мужчин, они – мастера блефа. Единственное, что отличает Шиндлера от Слэйда и Таскера, это то, что он настоящий, не выдуманный сценаристами персонаж. Он – реальная фигура на шахматном поле Второй мировой войны, сумевшая из гарцующего Коня превратиться в мощного Ферзя. На это ему потребовалось шесть лет.

Биографический фильм-драма Стивена Спилберга о немецком предпринимателе и члене нацистской партии Оскаре Шиндлере, спасшем во время Холокоста более тысячи польских евреев, отмечает в этом году свой двадцатилетний юбилей. Удостоенный семи премий "Оскар" и трех "Золотых глобусов", фильм занимает восьмое место в списке 100 лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. Но не это главное. Намного важнее, что наряду с такими картинами, как "Операция Валькирия", этот фильм рассказывает о том, что и в фашистской Германии были немцы, рисковавшие своими жизнями, ради спасения других.

Лайам Нисон, сыгравший главного героя фильма, за более чем трехчасовой хронометраж картины сумел достоверно показать перерождение своего персонажа из успешного бизнесмена, зацикленного на делании денег, в не менее успешного интригана на совсем другом поприще – как это ни банально, для тысячи обреченных на смерть еврейских заключенных он, немец, стал единственным и истинным Спасителем.

В начале фильма Шиндлер весел и доволен жизнью, он пьет дорогое спиртное, спит с самыми красивыми женщинами, носит роскошные светлые костюмы и громко смеется. Нисон идеально раскрывает истинную суть Шиндлера розлива 1939 года – ничего личного, просто бизнес. То, как он играючи собирает подписи для открытия нового предприятия, не может не восхищать. Его бухгалтер и управляющий Ицхак Штерн в исполнении сэра Бена Кингсли смотрит на Нисона-Шиндлера во все глаза: он не может его понять - так сильно Шиндлер отличается от своих соотечественников. И, в общем, по этой же самой причине Шиндлер не вызывает отторжения у зрителей. Почему? Потому что ему чужд шовинизм: если женщина красива и молода, то какая разница, что она еврейка; если ребенок поздравляет его с днем рождения, то он расцелует его на глазах у всех – и плевать, что это еврейский ребенок. На фоне остальных немцев, расстреливающих евреев за неосторожный вздох, он выглядит почти святым. Но не путайте это с добротой, это – широта натуры человека, уверенного в том, что он лучше всех.

"Отравляться" добротой Шиндлер начнет позже, и впервые это произойдет, когда однорукий машинист придет поблагодарить его за работу и назовет его хорошим человеком. Вот тогда у Шиндлера и пропадет почему-то аппетит. Вторая прививка случится во время переселения евреев из краковского гетто в концентрационный лагерь Плашув. Сцена, в которой Шиндлер с холма наблюдает за тем, как учиняется настоящий еврейский погром с выбрасыванием скарба из окон, со стрельбой и непрекращающимся лаем собак, одна из самых сильных в фильме. Именно в этот момент пелена падает с его глаз, и гер Шиндлер осознает свою причастность к творящемуся злодеянию.

Лайам Нисон – большой актер. Он не переигрывает, когда начинается перерождение старого Шиндлера в Шиндлера нового. Мы до конца еще не можем понять, рассуждает ли он об истинной власти суть которой заключается в умении пощадить низшее существо, будучи слегка подшофе, или пытается внушить садисту Амону Гёту, что тот велик и поэтому ему стоит попробовать перестать стрелять по живым мишеням… Он теперь тише разговаривает со Штерном и перестает предлагать ему выпить с ним, потому что осознает, что достойный человек пить с ним не захочет… Он не показывает своей истинной ярости, когда видит вагоны, набитые людьми, задыхающимися от непереносимой жары. Только в конце фильма Нисон на секунду изменяет выражение лица а-ля "покер-фейс" и позволяет своему Шиндлеру подмигнуть Штерну. Шиндлер – мастер блефа, и Нисон помнит об этом.

То, как Стивен Спилберг сумел подобрать актеров для главных ролей - не поворачивается язык назвать роли Амона Гёта и Ицхака Штерна второстепенными – заслуживает особого восхищения. Рэйф Файнс своей бесподобной игрой обеспечил Амону Гёту 15 место в списке 100 величайших кинозлодеев. С первой же секунды знакомства с офицером СС, выполняющим обязанности коменданта концлагеря Плашув, мы видим в нем прирожденного убийцу. Амон дьявольски красив, но, как и герой романа Оскара Уайльда Дориан Грей, бесконечно порочен. Ощущая себя представителем высшей расы, Гёт ни в грош не ставит жизнь еврея-заключенного. Его растущий от бесконечных застолий живот, символизирует опухоль, разъедающую его тело изнутри. Его страстное влечение к еврейке Хелен Хирш, служащей у него горничной, сродни пытке, которая провоцирует его еще на большие зверства. Файнсу удалось изобразить Василиска, который способен убить одним лишь взглядом.

Сэр Бен Кингсли, сыгравший "хитрого еврея" Ицхака Штерна, создал собирательный образ пастыря, уберегшего свою паству от гибели. Не меньший чем Шиндлер интриган, он олицетворяет собой образованную часть еврейского народа, умеющего посредством ума найти "теплое местечко" и сделать деньги при самых неблагоприятных обстоятельствах. Являясь полной противоположностью Шиндлеру внешне и внутренне, Штерн до конца честен с последним, и под его умелым руководством завод процветает. Штерн отчетливо понимает, что каждый день может стать для него последним – всегда настороженные глаза Кингсли дают это ясно понять. Он не позволяет себе эмоций, продолжая нести груз ответственности за свой народ достойно и смиренно. Всегда вежливый в общении со своим хозяином, ближе к развязке Кингсли-Штерн выказывает Шиндлеру откровенное дружелюбие, поскольку в душе уже давно считает его членом своей общины.

Актерам, сыгравшим "евреев Шиндлера", предстояло справиться с трудной и одновременно деликатной задачей, ведь многие из "списка" на момент съемок фильма были еще живы. За каждым именем – реальная судьба человека, обреченного на смерть. Спилберг, ставивший перед собой задачу изобразить массовое истребление еврейского народа, тем не менее, акцентировал внимание на судьбах нескольких заключенных – Хелен Хирш (Эмбет Дэвидц), Виктории Клоновской (Малгоша Гебель), Полдека Пфефферберга (Джонатан Сагалл), рабби Минеши Левартова (Эзра Дегэн), Чаи Дрезнер (Мири Фабиан). Все образы, созданные актерами, врезаются в память какой-то деталью: кепка ли это, очки или просто взгляд затравленного зверя.

Черно-белая пленка подчеркивает реальность происходящего, и кровь из прострелянных голов на белом снегу смотрится не менее ужасно, чем если бы она была не черной, а красной. Разве может быть лагерная роба цветной, а лица истощенных людей румяными? – Нет, равно, как и дым из труб Освенцима не может не быть темно-серым. Мир расцветет красками только в эпилоге, когда бывшие узники и их потомки будут воздавать дань уважения могиле Оскара Шиндлера. Девочка в красном пальто в сцене ликвидации краковского гетто нужна была, по моему мнению, исключительно для того, чтобы Оскар Шиндлер наконец прозрел, зацепившись взглядом за этот маячок.

Звуковое оформление фильма, состоит не только из пронзительно-глубоких композиций Джона Уильямса. Мы слышим песни на иврите, молитвы на распев во время Шаббата, детский хор, развеселые мелодии варьете в кабаках и даже Моцарта на фоне расстрелов. Стук печатей учетчиков и речитатив имен – это тоже музыка. Редкая сцена проходит в тишине, но от этого эти сцены еще страшнее, потому что тишина в концлагере, без сомнения, исполняет роль музыкального сопровождения.

"За кулисами" военной драмы "Список Шиндлера" работа многих людей: операторов, гримеров, декораторов, костюмеров, звукорежиссеров, сценаристов, актеров, режиссера, продюсеров – всех не перечесть. Спасибо, что им хватило сил снять этот завоевавший множество призов и профессиональных наград, получивший признание критиков и зрителей фильм, превозносящий силу человеческого духа.
Автор: brune   (всего рецензий: 14, средняя оценка: 9.61)
27.04.2013
Просмотров: 1720
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 30)



Всего комментариев: 32
  • brune
  • Зам. Главы Киноакадемии
  • Постов: 17123
  • Больше восьми лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
12.02.2015 14:10
#655130
TRAKSTOUN писал(а) 12.02.2015 13:56 #655128
Превосходно! И фильм превосходный и рецензия!
Смотрю, ты взялся за меня всерьез))

  • TREADSTONE
  • Киноакадемик
  • Постов: 10880
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
12.02.2015 13:56
#655128
Превосходно! И фильм превосходный и рецензия!

28.03.2014 17:47
#544287
Дарт Вейдер писал(а) 28.03.2014 16:54 #544277
ЛУЧШЕ ЧЕМ В Лемура
Мило, но кэпс можно было и не использовать :р

28.03.2014 16:54
#544277
ЛУЧШЕ ЧЕМ В Лемура

  • brune
  • Зам. Главы Киноакадемии
  • Постов: 17123
  • Больше восьми лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
01.05.2013 23:16
#405017
Хасанов, Профессор, спасибо

01.05.2013 23:02
#405011
Против такой мощи пера, трудно "попереть". Понравилось, не то слово. Филигранно!

  • Hasanov
  • Киноакадемик
  • Постов: 12234
  • Больше пяти лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
29.04.2013 18:56
#404145
Прекрасно, как и всегда))Кстати и "Валькирию" мне тоже надо взглянуть)

28.04.2013 19:30
#403817
brune писал(а) 28.04.2013 14:00 #403723
Ребята, спасибо, что читаете,) но прошу, не поздравляйте с победой. Во-первых, это некрасиво по отношению к другим участникам, которые еще не выложили ...
Мы просто раззадориваем следующих участников, чтобы выложились по максимуму)

  • HuntGod
  • Критик
  • Постов: 37595
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
28.04.2013 19:14
#403811
ClubLife писал(а) 28.04.2013 19:12 #403807
не все немцы стыдятся своего прошлого...
Но большинство как раз стыдится, если знают историю
Если не считать неонацистов

28.04.2013 19:12
#403807
HUNTERX писал(а) 28.04.2013 19:09 #403805
Мне нравится что немцы стыдятся своего прошлого
не все немцы стыдятся своего прошлого...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Реклама
Лауреат премии Оскар
Крестный отец
Год выхода: 1972
Страна: США
В главных ролях: Аль Пачино, Марлон Брандо
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (20-26 июля)
Дюнкерк 53.6%
Не жду ничего! 30.9%
Ужас Амитивилля: Пробуждение 5.7%
Безумные соседи 3.8%
Овердрайв 2.6%
Уедем к чертовой бабушке 1.9%
Заячья школа 1.5%
Ховрино. Блог из преисподней 0%
Мифы 0%
Всего голосов: 265
Голосование проводится
с 19 по 26 июля
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Дюнкерк"
20.07.2017
Пользователи портала "Новости кино" о фильме Кристофера Нолана
Самые обсуждаемые материалы
Пересъемки "Лиги справедливости" обойдутся в десятки миллионов долларов
Пересъемки "Лиги справедливости" обойдутся в десятки миллионов долларов
Джосс Уидон не будет упоминаться в качестве режиссера картины
В США повесился солист группы Linkin Park
В США повесился солист группы Linkin Park
Честер Беннингтон совершил самоубийство на частной вилле
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Кристофер Нолан проигнорировал заслуги французских военнослужащих
Награждения
Наши рекорды