px

Рецензия на фильм "Последняя дуэль": Хоть бы не последняя

24.10.2021
Рецензия на фильм Последняя дуэль: Хоть бы не последняя
Несмотря на то, что со времен последней санкционированной во Франции дуэли прошло более 600 лет, мир, которыми правят мужчины, мало изменился. Все так же об изнасилованиях "неприлично" говорить вслух, все так же женщин обвиняют в том, что "сама виновата", все так же мужчина, если и надумает бить морду обидчику, то будет сперва бить за свое унижение, а потом уже за поруганную честь своей дамы. Если я все правильно поняла, то как раз об этом фильм Ридли Скотта по сценарию, написанному в соавторстве Беном Аффлеком, Мэттом Дэймоном и Николь Холофсенер. Но радует то, что "Последняя дуэль", эта трогательная история тихого героизма одной женщины в жестоком мужском мире, была рассказана ненарочито, снята как саспенс и воспринимается как историческая драма. Она проникает в самое сердце, и понимаешь, что ее снял режиссер "Гладиатора" и "Царства небесного".

Итак, спустя четверть века после своего дебютного "Умницы Уилла Хантинга" Аффлек и Дэймон решили вновь поработать вместе и адаптировать роман профессора средневековой английской словесности Эрика Джегера "Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции", основанный на реальных событиях. Отличной идеей стало повествование от лица трех главных участников событий 1370-1386 годов - Жана де Карружа (Дэймон), Жака Ле Гри (Адам Драйвер) и Маргариты де Карруж (Джоди Комер). Аффлек и Дэймон приняли мудрое решение, пригласив Николь Холофсенер написать "истину" от лица леди Маргариты. Ведь в поединке двух мужчин, один из которых мстит не столько за жену, сколько вымещает обиды, нанесенные ему за почти два десятка лет бывшим другом, а второй, обманывающий себя насильник, не может понять, в чем его вина, только Маргарита видит обоих мужчин насквозь и рискует своей жизнью, чтобы права вышла наружу.

Первым идет версия "истины" глазами де Карружа, и как только он предстает перед нами туповатым героем, становится ясно, к чему все это приведет. Речь пойдет не о том, чтобы одинаково взвесить все точки зрения на события, а показать через призму исторической драмы, "почему женщины молчат". Как я (и, надеюсь, создатели фильма) уже говорила выше, мир был и остается прежним - в нем мужское тщеславие устанавливает правила, чтобы скрыть свои слабости. Де Карруж и Ле Гри ведут себя так не потому, что они злодеи (хотя именно так видят друг друга), а потому, что каждый из них верит, что он - истинный герой истории с Маргаритой, которая, как вещь, существует на фоне их собственного повествования, будь то история обиженного героя войны (каким видит себя де Карруж) или история безумного страстного любовника (каким видит себя Ле Гри). И только Маргарита видит этот мужской мир таким, какой он есть на самом деле, потому что именно это нужно женщине, чтобы выжить в нем. Цена испытания, выпавшего на ее долю, заставляет последние полчаса фильма сидеть, вжавшись в кресло. Ее решимость быть услышанной в обществе, которое требует от женщин быть скромными и молчаливыми, придает заключительному акту невероятную силу. К чести Холофсенер, опираясь на ее сценарий, Комер передает эту силу, не прибегая к пафосным и неуместным речам. Вот почему игра Комер станет наградой для зрителя в третьем акте, когда она наконец выйдет из "фонового режима".

Адам Драйвер прекрасен в каждой сцене - когда считает Жана своим другом, а потом врагом, когда искренне предан своему сюзерену, графу Пьеру д`Аленсону (Аффлек), когда очарован, а потом и одержим страстью к леди Маргарите. Мое первое знакомство с Драйвером произошло в седьмом эпизоде "Звездных войн", когда Кайло Рен снял шлем и явил миру лопоухую физиономию. Это было смешно, оттого стыдно. Сейчас над его Ле Гри смеяться не придет в голову, а когда дамы, перешептываясь, называют его красивым, понимаешь, о чем они. Он образован, импозантен, умен. Решающие сцены изнасилования в его "истинной истории" показывают, что Ле Гри жестоко манипулирует и лицемерен до такой степени, что, кажется, способен обмануть даже самого себя, заставив поверить в свою невиновность. "Мы ничего не могли с собой поделать", - говорит он поруганной Маргарите, покидая спальню.

Удивительно, как пришелся к месту Аффлек с его ярким, современным, язвительным и порочным д`Аленсоном. Хорошо, что он отказался от роли Ле Гри, как было задумано первоначально. Именно он, с его "рыльцем в пушку" очень органично смотрится в роли самовлюбленного бонвивана, которому все сойдет с рук и который рассуждает о том, что "простым людям их не понять". Д`Аленсон является неотъемлемой частью этой истории, потому что он показывает, что эта борьба между де Карружем и Ле Гри на самом деле связана не с "добродетелью" Маргариты, а с политикой, положением и властью. А вообще, было забавно наблюдать за тем, как Аффлек, ухмыляясь, кутил, прелюбодействовал и прожигал жизнь, зная, что он неприкасаемый.

Кажется, что Скотт снял этот фильм без усилий - так плавно и в темпе разматывается клубок повествования. Конечно, мэтр собаку съел на исторических картинах, но в "Последней дуэли" особенно хорошо просматриваются параллели между "стародавними" временами и современными. Невозможно не думать о "повестке" и о #MeToo, когда узнаешь историю сильной женщины, которая не побоялась "попереть против проклятых мужиков". Но большая заслуга Скотта в том, что он снял эту драму так, что на мелькнувшую мысль "не мы такие - времена такие", тут же приходит другая: в любые времена есть выбор. Что касается самой дуэли, то это полный восторг с драматургической и технической точек зрения. Смертельная схватка де Карружа и Ле Гри с копьями, мечами и кинжалами снята с близкого расстояния. Рубилово идет такое, что Максимус отдыхает, пусть я даже слегка и утрирую. Это страшно, кроваво, по-звериному жестоко... по-Скоттски.

Если вы так же как я восхищаетесь сценой из "Пиратов Карибского моря 3", в которой во время битвы между "Летучим голландцем" и "Черной жемчужиной" Барбосса проводит обряд бракосочетания между Уиллом и Элизабет, я вам напомню, что снимал эту феерию Дариуш Вольский, бессменный оператор Скотта. Так вот и в "Последней дуэли" он постарался на привычном для себя профессиональном уровне. Интересное, какое-то ненавязчивое музыкальное сопровождение Гарри Грегсона-Уильямса незаметно задает тон. Да и в целом постановка с видом городских пейзажей и массовых сцен, с тонкой, детальной работой дизайнеров по костюмам, со средневековой грязью и колючей зимой переносит в средневековье, где царят суровые нравы. У Ридли Скотта получилось создать достойный его таланта фильм, над посылом которого можно рассуждать. Один человек может выиграть дуэль, но "Последняя Дуэль" показывает, что настоящая битва еще далека от завершения.

P.S. Добрый совет - воздержитесь от напитков перед сеансом.


Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.


Всего комментариев: 81
Andrew (Главный редактор), постов: 73169
24 октября 2021, 21:42
Аватарка пользователя Andrew
Angelina писал(а) 24 октября 2021, 21:40
Спасибо, Брюн, за рецензию. Фильм для меня однозначно к просмотру. Хотя бы ради Драйвера. Я одна из немногих кто ...
Ему просто пора бы уже имидж сменить:) А то Кайло Рен везде:)

Angelina (Критик), постов: 17852
24 октября 2021, 21:40
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Спасибо, Брюн, за рецензию. Фильм для меня однозначно к просмотру. Хотя бы ради Драйвера. Я одна из немногих кто сразу полюбил его (да, да и там... лопоухим). Не знаю, что я в нём нашла, любя питтов и делонов))) Наверное, талант в глаза ударил.

Andrew (Главный редактор), постов: 73169
24 октября 2021, 21:08
Аватарка пользователя Andrew
brune писал(а) 24 октября 2021, 20:05
У Дайвера забрало полностью закрывалось, а вот у Дэймона, да, кажется, игриво на пол-лица). Мне фильм понравился ...
Да, шлем в пол лица - это адище. конечно:)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25373
24 октября 2021, 20:06
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 24 октября 2021, 20:05
У Дайвера забрало полностью закрывалось, а вот у Дэймона, да, кажется, игриво на пол-лица). Мне фильм понравился ...
У Драйвера))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25373
24 октября 2021, 20:05
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ИбнМансур писал(а) 24 октября 2021, 19:33
Посмотрел ролик. Прочитал рецензию. Первый нанес ужасный удар мне как историку материальной культурой. Сильно ...
У Дайвера забрало полностью закрывалось, а вот у Дэймона, да, кажется, игриво на пол-лица). Мне фильм понравился не потому, что женщина сильная. Если подумать, то, наверное, глупо довольно она поступила, кстати...ладно, не буду, а то там спойлеры) История же реальная, надеюсь, близка к реальной.
А вот про советские рыцарские не надо)) Я недавно случайно наткнулась на Балладу об Айвенго...оу, я и забыла, какие там такие яростные средневековые женщины. Вы, как историк, в ауте полном должны быть, пересмотрите))))


ИбнМансур (Зритель), постов: 879
24 октября 2021, 19:33
Аватарка пользователя ИбнМансур
Больше 12 лет на сайте
12
Посмотрел ролик. Прочитал рецензию. Первый нанес ужасный удар мне как историку материальной культурой. Сильно и сразу в нокдаун. Ну скажите мне! Как могли дожить до своего возраста рыцари у которых нет половины забрала?!!! ВТФ?! Фантастика!. Второй удар нанесла рецензия. Если фильм так понравился женской части аудитории, если в фильме мы опять видим вызов "сильной и независимой женщины не побоявшийся попереть против" и это то в средневековом то обществе, если опять интерпретация реальных событий делается Ридли Скоттом в том же ключе что и Робин Гуд. То фильм НЕ НАДО смотреть никому старше 30 лет однозначно. Хотя, возможно и старше 40, ибо современные мужчины и к 40 могут оставаться инфантильными хлюпиками. Стыдно, и в которой раз обидно, что умер советский кинематограф - который мог снимать исторические фильмы не только близко к исторической правде (несмотря на вязанные свитера вместо кольчуг)но и соблюдая истинный дух средневекового романтизма и рыцарских идеалов.

Текстолит (Критик), постов: 60520
24 октября 2021, 19:29
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Intaler писал(а) 24 октября 2021, 19:27
но её ведь не сожгли накостре?
а ну сплюнь, подлая душа

Intaler (Киноман), постов: 8782
24 октября 2021, 19:27
Аватарка пользователя Intaler
Больше 3 лет на сайте
3
HUNTERX писал(а) 24 октября 2021, 18:45
У Моей Женщины в этом полный порядок. Я доволен как слон.
но её ведь не сожгли накостре?

CheChen (Киноакадемик), постов: 17836
24 октября 2021, 19:18
Аватарка пользователя CheChen
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
HUNTERX писал(а) 24 октября 2021, 18:45
У Моей Женщины в этом полный порядок. Я доволен как слон.
👍🏻

Текстолит (Критик), постов: 60520
24 октября 2021, 18:45
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
CheChen писал(а) 24 октября 2021, 18:11
Это правда. Многие женщины вообще не знают, чего хотят. И порой у них несоответствующие их красоте и душе запросы ...
У Моей Женщины в этом полный порядок. Я доволен как слон.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Представлен тизер-трейлер фильма "Джокер 2: Безумие на двоих"
Режиссер хочет получить финансирование для создания новой версии провального фильма
Награждения
Наши рекорды