Проехали!

11.04.2011
Проехали!

12 апреля 1961 года свершилось событие, не уступающее по своей значимости самым великим победам в истории нашей Родины, но напрочь лишенное их крови и привычного восхваления вождей. 27-летний старший лейтенант Юрий Гагарин обессмертил простое русское слово "поехали", и мир изменился навсегда. С одним исключением. Для отечественного кинематографа полета Гагарина, словно бы не существовало. Не существует его и теперь.

Трудно даже сосчитать, сколько фильмов было посвящено Великой Отечественной войне и иным куда менее важным страницам нашей истории. Сколько знаменитых полководцев прошлого и настоящего, революционеров, вождей и героев социалистического труда разных уровней остались навечно в целлулоиде. Но не Гагарин.

Да, были многочисленные документальные и научно-популярные картины, рассказывающие в основном о событиях, последовавших сразу после апрельского старта, но ни одного полноценного художественного переосмысления этой удивительной победы или хотя бы биографии самого победителя. Без каких-либо копаний в сверхсекретных документах, коих и до сих пор предостаточно, лишь на основе общеизвестных к тому времени фактов.

Что помешало одной из мощнейших киноиндустрий прославить со свойственной ей помпой главное достижение советской науки и техники, равно как и самого строя, остается лишь гадать. При жизни Гагарина его имя и так затмевало имена кремлевских старцев, и можно предположить, будто власть опасалась еще больше раздуть этот пожар народного обожания. Но что мешало снять несколько фильмов после его гибели, хотя бы в рамках патриотического воспитания?

После крушения советского строя, ситуация не изменилась. Гагарин, будучи одним из самых светлых символов нашего непростого прошлого, вновь оказался никому не нужен. И, если в годы гробокопательства и низвержения былых идеалов появление такого фильма было бы, скорее, удивительно, то что стало препятствием в тучную эпоху возведения вертикали власти и борьбы за модернизацию в виде Сколково?

По-прежнему, государственные структуры, ответственные за поддержку отечественного кинематографа, выделяли огромные даже по меркам Голливуда средства на создание фильмов о войне, пересматривать которые второй раз вряд ли кому-то захочется. Все также центральные кнопки финансировали псевдопатриотические исторические боевики, а любимые не менее, чем оливье, советские фильмы переживали сиквелы и римейки.

Каким образом даже к 50-летию полета Гагарина никто из прославленных отечественных кинематографистов, успешно работающих над голливудскими фильмами о нападении инопланетян на Москву, и популяризирующих американские программы исследования космического пространства, не нашли в себе творческого потенциала рассказать новым поколениям зрителей о Гагарине?

Чем занимались внушительные Союзы кинематографистов и правительственные структуры, дарующие миллионы создателям фильмов, успешному прокату которых мешала погода? Почему не был сформирован госзаказ, не устроен конкурс среди потенциальных режиссеров, в конце концов, не приглашен Рон Ховард, снявший к 25-летию драматического полета "Аполлона 13" прекрасный фильм?

На эти вопросы нет, и, видимо, не предвидится ответа.

Беспрецедентный случай в российской истории, когда один человек не с помощью революционного переворота и не в результате грандиозных баталий, а одним простым словом "поехали" сделал для страны так много, не нужен отечественным "оскароносцам" и их потомкам.

Летал ли Гагарин в космос или не летал, правда ли, что шансов вернуться живым у него было не так много из-за несовершенства корабля, или неправда, погиб ли Гагарин в результате заговора, или это была лишь цепь трагических случайностей? Нам нет дела до этих глупостей.

Он улыбается нам известной всему миру улыбкой, шагает по красной ковровой дорожке, страшно волнуясь и ежесекундно рискуя наступить на развязавшийся шнурок, он машет рукой тысячным толпам встречающих. И мы, вглядывающиеся в его лицо на фотографиях и в кадрах кинохроники, чувствуем как неуловимое нечто шевелится в нашей груди.

Быть может, когда-то такие же чувства завладеют создателями "великого кино о великой стране"?

Автор: andrew



Всего комментариев: 30
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32041
12 апреля 2011, 22:43
Аватарка пользователя SF Freddy
Больше 15 лет на сайте
15
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Кассия писал(а) 12 апреля 2011, 22:34
нашему кинематографу нужно набраться опыта, чтобы снять достойный фильм; если равняться на "Аполлон-13", то ...
Заказать, некому, нет достойных. От куда все это? От куда знаем что этого нет? Может есть, но их никто не пускает на первые роли?!

Кассия (Зритель), постов: 1201
12 апреля 2011, 22:34
Аватарка пользователя Кассия
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
FreddyFred писал(а) 12 апреля 2011, 22:21
Первое: те кадры которые нам показывают это всего лишь реконструкция тех событий что предшествовали и происходили ...
нашему кинематографу нужно набраться опыта, чтобы снять достойный фильм; если равняться на "Аполлон-13", то можно заказать американцам, они знают как это сделать

SF Freddy (Киноакадемик), постов: 32041
12 апреля 2011, 22:21
Аватарка пользователя SF Freddy
Больше 15 лет на сайте
15
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Кассия писал(а) 12 апреля 2011, 22:11
мне кажется, трудно снять такой художественный фильм, который своей безупречностью соответствовал бы его подвигу, ...
Первое: те кадры которые нам показывают это всего лишь реконструкция тех событий что предшествовали и происходили во время пуска и полета ГАГАРИНА.
Второе: да воссоздать те события с тем чувством первооткрытия не возможно, но это не мешает показать то величие СОБЫТИЯ, которое изменило мир.

Кассия (Зритель), постов: 1201
12 апреля 2011, 22:11
Аватарка пользователя Кассия
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
мне кажется, трудно снять такой художественный фильм, который своей безупречностью соответствовал бы его подвигу, может, поэтому и не берутся; по-моему, в этой теме ни один художественный фильм не сравнится по силе воздействия с документальным, так что я тоже сомневаюсь в возможности удачной "беллетризации"

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
12 апреля 2011, 20:07
Аватарка пользователя Балиан
Больше 15 лет на сайте
15
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Статья актуальная и лаконичная!
Снять фильм для нового поколения безусловно надо, но кому и по какому сценарию - это вопрос. Рассказывать должен режиссёр нового времени, но грамотно разбирающийся во времени СССР и способный грамотно и красиво передать идеалы и мечты людей эпохи покорения космоса. И возможно как раз вмешательство правительства здесь нежелательно.


A L I E N (Киноман), постов: 808
12 апреля 2011, 19:49
Аватарка пользователя A L I E N
Больше 15 лет на сайте
15
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
И ни какое это не кащунство снять фильм о нашем космонавте. Кощунство это не снять фильм который не только для тех кто в нём заинтересован и смотрел все прошедшие фильмы о Гагарине, но и для массового зрителя, а если быть точнее, для подростающего поколения которые даже по школьной программе ничего толком не знают о первом космонавте (пропускают мимо ушей. потому что стало не интересно). А документальные фильмы не каждый ребёнок с танет смотреть. Считаю что фильм большого масштаба со всеми боднятыми документами с архива просто обязан состояться в ближайшем будущем.
P.S. Моя племянница струдом ответила на вопрос - "Кто такой Юрий Гагарин"?

Арни (Новичок), постов: 46
12 апреля 2011, 14:05
Аватарка пользователя Арни
andrew писал(а) 12 апреля 2011, 13:37
Сложно спорить с человеком, который просто "не согласен, потому что несогласен" без всякой разумной аргументации, ...
Постараюсь вас вернуть к теме нашего разговора, а она такая:
вы - документальные фильмы о Гагарине есть, но все не о том, нам нужен художественный.
я - документальные есть и они как раз о том, о чем и надо. А делать блокбастер по голливудскому типу - считаю кощунством.
Теперь по поводу фильмов о Войне. Не путайте кислое с длинным. Худ фильм о Войне - это любые события в военную эпоху, это и проблема отцов и детей, проблема жизни и смерти, любви и ненависти, вообщем ЛЮБЫЕ события, наложенные на военное время. А какой фильм вы предлагаете снимать об одном человеке? Он будет автобиографичным до мозга и костей. А кто знает так Гагарина, чтобы говорить о том, что он думал, какие были переживания?? будет ли в фильме любовь? а кто-нибудь знает, была ли у него там огромная любовь к кому-то, когда он шел на старт? Кто все это знает? Нам только известно его биография, да то, что он был скромный человек. А у фильма такого масштаба будет большая задача - стать патриотическим, рассказать о вели

Andrew (Главный редактор), постов: 77027
12 апреля 2011, 13:40
Аватарка пользователя Andrew
Арни писал(а) 12 апреля 2011, 13:36
когда опять передем на "вы", я сообщу)
А вот это бросьте:) Хамы тут излечиваются очень быстро:)

Andrew (Главный редактор), постов: 77027
12 апреля 2011, 13:37
Аватарка пользователя Andrew
Арни писал(а) 12 апреля 2011, 13:31
Оки, давай по цитатам:
"Да, были многочисленные документальные и научно-популярные картины, рассказывающие ...
Сложно спорить с человеком, который просто "не согласен, потому что несогласен" без всякой разумной аргументации, к тому же, когда он не дает себе труда вчитаться в текст, но использует любую возможность "проявить себя":) ну, а что касается "блокбастеры - это кощунство", то тут даже и говорить не о чем. Зачем были все эти фильмы о войне, становившиеся в СССР блокбатерами?:) Это ж кощунство:)

Арни (Новичок), постов: 46
12 апреля 2011, 13:36
Аватарка пользователя Арни
andrew писал(а) 12 апреля 2011, 13:28
Во-первых, не помню, чтобы мы как-то перешли на "ты", а во-вторых, слабо прочитать текст внимательно?:) А если ...
когда опять передем на "вы", я сообщу)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Элио
Дата выхода: 20 июня 2025
Страна: США
Жанр:драма, комедия, мультфильм, приключения, семейный, фантастика, фэнтези
Режиссер:Эдриан Молина
В главных ролях:Йонас Кибриб, Зои Салдана
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер прокомментировал требования фанатов Зака Снайдера бойкотировать перезагрузку киновселенной
Режиссера забавляет, что лазерные лучи из глаз смущают зрителей меньше, чем красные трусы
Лауреатка премии Американской Киноакадемии назвала свою статуэтку "Оскара" "трансом"
Награждения
Наши рекорды