ОгласКа. Рецензия на фильм "Премия Дарвина"

Когда речь заходит о таком непростом для киноделов жанре, как "комедия", то многие люди с приятной теплотой вспоминают период с начала 90-х до середины двухтысячных годов. Голливуд тогда жил по совершенно иным законам, и табуированных тем для шуток в те времена практически не было. Немудрено, что именно в тот промежуток времени появились такие культовые комедийные франшизы, как "Американский пирог", "Очень страшное кино" и "Голый пистолет".
Однако мы с коллегами в этом выпуске решили обратиться к другой ленте, которая в год своего выхода не снискала большой популярности у зрителей. Речь о картине "Премия Дарвина". Примечательно, что этот фильм вышел в один год с еще одной очень близкой ему по духу картиной под названием "Идиократия". По тематике и стилистике два этих полотна имеют немало общего. Но если "Идиократия" нашла отклик у аудитории и со временем даже обрела культовый статус в определенных кругах, то "Премию Дарвина" такая судьба не постигла и близко.
Авторы традиционной рубрики "ОгласКа" подробно разберут для вас данный фильм и постараются разобраться в причинах его стремительного ухода в небытие.
Mono
"Премия Дарвина" - неплохой фильм на вечер, окутанный ностальгическим флером благодаря характерному качеству картинки и достаточно смелому юмору
Талантливые актеры, хорошая музыка, черно-юморная тема, обязательная постельная сцена, вайбы сериала "Офис" с нотками "Идиократии" — все на месте и в теории должно работать. Но по итогу фильм все равно вышел середнячком, который в целом можно и пересмотреть под меланхоличное настроение на фоне, а можно и не трогать вообще.
Что мы имеем… У нас есть линия отношений главных героев Вайноны Райдер и Джозефа Файнса (представим, что оператора рядом с ними не существует), линия расследования давнего убийства, линия номинантов премии за глупую смерть и лично от меня линия концерта Metallica. За каждой из них по отдельности любопытно смотреть. Однако на протяжении всего хронометража не покидают вопросы: "Кто ты? Что ты? Ты триллер? Ты комедия? Мелодрама про любовь? Кино на подумать?". Это и интересно, и забавно, и романтично, и интригующе, но попытка уместить столько направлений в полтора часа размывает каждый элемент с соответствующими эмоциями: недостаточно смеха, недостаточно любви, недостаточно накала и так далее.
Вердикт: 6 из 10 за те положительные стороны, что все-таки работают, пусть и вполсилы. И честный дополнительный балл — за ту самую ностальгию по эпохе подобных фильмов.
S3S
Не понимаю, как пропустила этот фильм. Видимо, ориентировалась на рейтинг
Достойная черная комедия, в которой сплетается абсурд, цинизм и человечность. Фильм берет за основу популярный интернет-феномен: истории о людях, погибших из-за собственной глупости, явно улучшив генофонд человечества.
Главный герой, следователь Майкл Берроуз, одержим статистикой, вероятностями и логикой, но совершенно беспомощен в личной жизни. Его напарница Сири Тейлор — полная противоположность: живая, импульсивная и эмоциональная. Их путешествие по США в поисках "идеальных" кандидатов на премию превращается из расследования в столкновение рационального мышления с нелепой природой человеческого поведения.
История балансирует между комедией и философской притчей. С одной стороны: гротескные и шокирующие смерти, рассказанные с сухим юмором и отстраненной подачей. С другой: попытка сказать, что за каждой нелепой историей стоит живой человек со страхами, желаниями и мотивами.
Джозеф Файнс убедителен в роли человека, доверяющего лишь цифрам, а Вайнона Райдер вносит в фильм легкость и иронию. Камео известных актеров и сюжетные ответвления усиливают ощущение анекдотичности происходящего.
"Премия Дарвина" — это фильм не для всех. Юмор может показаться жестоким. Но если воспринимать его не как насмешку над смертью, а как сатиру на человеческую самоуверенность и иллюзию контроля, картина оставляет после себя запоминающееся послевкусие.
ANAMAZINGMAN
И хотя у "Премии Дарвина" достойная идея, ее реализация, увы, разочаровывает
Фильм не работает для меня ни как расследование, ни как комедия. Потому что, во-первых, ему так и не удалось раскрыть тему "Достойны ли люди, умершие нелепым способом, страховки?", а во-вторых... он просто не смешной. Было два-три момента, которые меня улыбнули, но в остальном... Когда даже "Пункт назначения" веселит тебя глупыми смертями больше, это уже тревожный звоночек.
Слишком много сомнительных сценарных решений. Зачем было частично делать фильм мокьюментари, учитывая тот факт, что псевдодокументальная съемка тут вообще не обязательна, не понятно. Химию между главными героями толком не раскрывают. Потому что постоянные флешбеки с лауреатами премии Дарвина отнимают хронометраж. А эти смерти, повторюсь, недостаточно смешные сами по себе, да и сами герои просто стереотипы, если так подумать.
В фильме в качестве камео присутствовали Сэвидж и Хайнеман из "Разрушителей легенд". И вот их выпуски на основе этого фильма вышли куда остроумнее, и смотреть их было куда познавательнее. Этот же дальше очередного дешевого комедийного ромкома, к сожалению, не ушел.
xen04158603
Шутки со смертью чреваты крупными неприятностями
Об этом нам постоянно напоминает франшиза "Пункт назначения". Но жизнь некоторых людей обрывается таким нелепым способом, что не может не вызвать "фейспалм" или ироничную ухмылку. И смех, и грех, как говорится. И вот в "Премии Дарвина" нам пытаются показать данные ситуации с точки зрения страховых компаний. Одна из страховщиков, Сири Тейлор, вместе со случайным напарником, бывшим полицейским Майклом Берроузом, разъезжают по стране в поисках подобных случаев.
С первых минут сюжет выставляет способности и слабости главного героя Майкла в юмористическом виде. От способности поставить себя на место другого до гематофобии действия Берроуза в исполнении Джозефа Файнса вызывают улыбку. А их дуэт с Вайноной Райдер еще и добавляет романтики. Каждый страховой случай показан подробно, словно герои сами присутствовали при нем. И пара случаев действительно походит на сценарий одного из фильмов "Пункта…", а в одном даже будто отдана дань славной советской классике. Появление в кадре известных личностей добавляет ленте "перчинки". Фильм как бы является "памятником" человеческой глупости, как и сама антипремия, но при этом напоминает нам всем, что, не будь человеческого безрассудства, мы все бы до сих пор жили в пещерах.
Jon Smith
Человек удивляется, видя глупые поступки других, но не верит, что может сам совершить что-то подобное
Очень самобытный фильм получился. Словил себя на мысли, что он похож на картину "11:14". Атмосферу и вайб начала нулевых они оба передают на все сто. Фильм Финна Тейлора высмеивает странные поступки людей. Вот, ты такой со стороны смотришь и думаешь, что подобное не может с тобой произойти. С дивана судить ведь всегда проще. Саму картину я бы и поругал, и похвалил. Истории героев очень странные. Особенно та, где чувак разогнался выше запредельной скорости и улетел в космос. Желание попасть на концерт группы "Металлика" я еще могу понять, но не все остальное. И разговоры с экраном — это уже такой набивший оскомину прием еще со времен сериала "Реальные пацаны". Там мне это даже нравилось до определенного момента. Я понимаю, что фильм вышел раньше, но в 2025 этот прием уже начинает подбешивать. Я даже из-за этого не стал досматривать свежий сериал "Газета".
Забавный момент, где я от души посмеялся, — сцена в ванной. Причем я смотрел ее на скорости х2, и там по полной человек в "Пункт назначения" попадает. Присутствие же на экране главных героев как будто и не влияет ни на что. Просто сидишь и ждешь следующих чудаков и их очередной комичный способ уйти из жизни. Подводя итог, можно сказать, что авторы хотели создать документалку про "Разрушителей легенд", а в итоге на полный метр наснимали. Я не знаю, кому этот фильм стоит рекомендовать. У меня он дикого восторга не вызвал.
Игорь Юрьев
"Премия Дарвина" - это остроумнейшая иллюстрация того, что самым неиссякаемым ресурсом нашей планеты является человеческий идиотизм
Этот фильм не идеален. Центральный дуэт персонажей, сыгранный Джозефом Файнсом и Вайноной Райдер, получился максимально шаблонным и поверхностным. По сути, их герои здесь выполняют лишь функцию моста, объединяющего все нелепые инциденты, произошедшие с потенциальными обладателями Премии Дарвина. Однако сами миниатюры, в которых показывается, как люди, исключительно по собственной глупости, получают серьезные травмы или же вовсе лишаются жизни, в этой ленте обыгрываются с такой примесью черного (но при этом, как ни парадоксально, совершенно беззлобного) юмора, что вот такая манера подачи этих миниатюр перекрывает все прочие сценарные огрехи данного полотна.
Ситуации, в которые попадают потенциальные лауреаты дарвиновской премии, настолько абсурдны и комичны, что ближе к финалу фильма создается ощущение, будто участники этих событий устроили между собой негласное соревнование по части того, кто из них покинет этот мир наиболее глупым и нелепым способом. Случаи, произошедшие на зимней рыбалке и на концерте группы "Metallica", я бы вообще назвал шедеврами идиотизма, если так можно выразиться. Изюминки этим миниатюрам добавляет то, что почти в каждой из них задействованы узнаваемые и весьма колоритные актеры. Таковых тут собралась целая плеяда: Крис Пенн (родной брат Шона Пенна), Том Холландер, Лукас Хаас, а также дуэт Дэвида Аркетта и Джульетт Льюис. Ну и приятным бонусом стало появление в ленте участников культовой рок-группы "Metallica", исполнивших роли самих себя.
Да, "Премию Дарвина" можно заслуженно критиковать за хлипкий центральный стержень сценария, который начинает моментально разваливаться, как только авторы фильма хоть немного отходят в сторону от историй дарвиновских номинантов. Кроме того, вызывает большие сомнения и уместность использования в этой картине элементов "мокьюментари". Но за отличный юмор и приятную ностальгическую атмосферу лично я готов закрыть на эти недостатки глаза, ибо на что-то большее, чем просто приятный вариант вечернего досуга, этот фильм изначально и не претендовал.
Единственный момент, который несколько смутил, — это то, как герой Джозефа Файнса отчаянно пытался найти в действиях дарвиновских номинантов какую-то логику, не учитывая одну элементарнейшую вещь — зачастую в идиотских поступках людей ее просто нет.
Оценки по десятибалльной шкале:
Mono……………………. 7
S3S……………………… 9
ANAMAZINGMAN…….. 4
xen04158603…..……… 8
Jon Smith………………. 5
Игорь Юрьев………….. 8
Средняя оценка: 6,8 из 10
Благодарим всех читателей за внимание! Берегите себя и своих близких, а заодно как можно чаще смотрите хорошее познавательное кино!
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.25 |
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.71 |
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 |
| 4 | Эдем | 8.08 |
| 5 | Порко Россо | 7.84 |
| 1 | Кончится лето | 7.15 |
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.71 |
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 |
| 4 | Красный шелк | 6.4 |
| 5 | Кракен | 6.04 |
| 1 | Биошок | 9.19 |
|---|---|---|
| 2 | Грань будущего 2 | 9.05 |
| 3 | Одиссея | 9.00 |
| 4 | Дикая банда | 8.89 |
| 5 | Проект "Конец света" | 8.79 |
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 |
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 |
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 |
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 |
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 |
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 |
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 |
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
| 3 | Игра престолов | 9.27 |
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Вы все лучшие!