Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Капитан Филлипс". Оскароносный Хэнкс и голодная Африка

Рецензия к фильму "Капитан Филлипс". Оскароносный Хэнкс и голодная Африка

Нет, наверное, необходимости напоминать, что фильм основан на реальных событиях и рассказывает о захвате американского грузового судна Маерск Алабама сомалийскими пиратами. O героическом поведении команды судна, в первую очередь капитана Ричарда Филлипса, и триумфальной совместной операции американских морских котиков и ВМС США по освобождению взятого в заложники капитана.

У фильма был обоснованно высокий рейтинг ожиданий. Во-первых, благодаря главе проекта Полу Гринграссу, уважаемому режиссеру жестких динамичных политизированных экшн фильмов, который собрал отличную команду профессионалов жанра — оператор Бэрри Экройд ("Повелитель бури"), монтаж Кристофер Раус (франшиза о Борне). Плюс к этому дважды оскаровский лауреат Том Хэнкс в главной роли, плюс один из самых заслуженно востребованных композиторов в кино Генри Джекман. Еще одна причина — совершенно почти не тронутая в кино, но актуальная сегодня тема морского пиратства, тем более основанная на свидетельствах ее непосредственного участника капитана Филлипса.

Часть этих ожиданий оправдалась с лихвой. Это действительно фирменный фильм Гринграсса, постепенно затягивающий в крутой и напряженный экшн. Начинается всё на редкость буднично, супруга провожает Филлипса в аэропорт, по дороге они мирно беседуют о том, что жизнь стала совсем другая, надо за ней поспевать и крепко за нее держаться. Впрочем, разговор оказывается почти в темe дальнейших событий. На судне сначалa тоже все спокойно, потом как предупреждение появляются пираты, далее преупреждение сменяется явной угрозой, за которой следует катастрофа, ее жесткое разрешение и в финале на взвинченных нервах можно плакать вместе с пережившим шок Филлипсом.

Ничего не имею против дрожащей ручной камеры, от которой якобы у некоторых зрителей, сидящих в зале, началась морская болезнь. Она добавляет документальности и эмоциональности истории. И как еще лучше можно было снять внутреннее пространство тесной спасательной шлюпки, при качке, где находятся 4 пирата, непрерывно жующих дурь, и несчастный заложник-капитан, все на взводе, угрожают друг другу оружием и периодически дело доходит до мордобоя. Съемки, видимо, были не из легких.

Том Хэнкс стержень всей истории, король, остальные несут его мантию. Команда судна, военные, морские котики — все непримелькавшиеся актерские лица, хотя и узнаваемые. Майкл Чернус из "Люди в черном 3", Дэвид Уоршофски ("Заложница"), Макс Мартини ("Тихоокеанский рубеж"). А сомалийские пираты и вовсе непрофессиональные актеры, что очень добавляет убедительности. Искренние рыдания Хэнкса в финале вызывают неформальное сочувствие, поскольку съемочный процесс на второй части фильма даже физически выглядит некомфортным и изнурительным, не говоря уже о психологическом вживании в ситуацию.

Фильм довольно пафосный, гимн американсой демократии, самой сильной демократии в мире, гимн американским военным, опять же самым профессиональным в мире, осуждение и наказание мирового зла в лице сомалийских пиратов. Генри Джекман своей волшебной музыкой заставляет трепетать сердце и будит в зрителе лучшие чувств добра и справедливости. В общем, все хорошо.

Остается небольшая ложка дегтя, если только это не было запланировано заранее Гринграссом и сценаристом Билли Реем. В фильме нет врага. Есть несчастные, голодные, отощавшие безработные сомалийские рыбаки, которых местная сомалийская мафия обрекает на пиратство, собирая регулярную дань. Они не выбирали зло, это зло выбрало их. Рядом с ними все американцы смотрятся такими обласканными жизнью, упитанными и ухоженными, что кажется более логичным собрать несчастным пиратам благотворительную помощь, а не устраивать крутые разборки с роковым исходом. На четырех недокормышей, один из низ подросток, брошена такая военная мощь, которой по плечу справиться с большой армией таких вот "злодеев". Сталкиваются два мира, как у Бломкампа, мир элиты и мир изгоев, существование каждого большой упрек и кривое зеркало для другого.

Еще в этой ложке дегтя — подтасовка событий, о которой анонимно говорят в интервью New York Post за 13 октября 2013 члены команды судна "Маерск Алабама". В частности капитан Филлипс со слов команды не тот большой лидер, каким его интерпретировал Том Хэнкс, но излишне раздражительный и самоуверенный капитан (sullen and self-righteous captain), который действовал вопреки существующему анти-пиратскому плану Международной Морской Организации и спровоцировал весь инцидент.

В сущности реальные факты только повод для художественного переосмысления событий и странно было бы упрекать авторов фильма, что они последовали за версией событий, изложенной капитаном Ричардом Филлипсом. А не стали брать подробные интервью у всех подряд участников и не сделали потом вслед за Акирой Куросавой современный морской вариант "Расемона". Но к финалу сочувствие зрителя разрывается между Филлипсом и сомалийцами и эта неопределенность изрядно портит впечатление и разрушает ауру безупречности, сопровождающую как правило номинации ленты на "Оскар".

Автор: Татьяна Федотова

07.12.2013


Предлагаем почитать также:


Всего комментариев: 24
Constance (Киноакадемик), постов: 16026
8 декабря 2013, 11:12
Аватарка пользователя Constance
Больше 8 лет на сайте
8
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
OlegD писал(а) 8 декабря 2013, 11:06
Не знаю даже. Сейчас то трудно сказать, кто может победить в главных номинациях. Вот награждать за спецэффекты раз в три года было бы правильно, а то действительно последнее время легко сказать, где картинка ...
Вам проще. Вы точно успеете до церемонии все посмотреть. С нашим отечественным прокатом это будет труднее. Правда у меня друг-киношник как правило делает мне все "недостающее" на дисках.

OlegD (Киноакадемик), постов: 12118
8 декабря 2013, 11:06
Аватарка пользователя OlegD
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 8 декабря 2013, 10:52
Рыдал он от сердца, это точно, я тоже с ним слезу пустила. По поводу Оскаров на самом деле думаю, что если бы они были не каждый год, хотя бы раз в 3-5, уровень лауреатов в разных номинациях был бы выше. ...
Не знаю даже. Сейчас то трудно сказать, кто может победить в главных номинациях. Вот награждать за спецэффекты раз в три года было бы правильно, а то действительно последнее время легко сказать, где картинка смотрится лучше)

Constance (Киноакадемик), постов: 16026
8 декабря 2013, 10:52
Аватарка пользователя Constance
Больше 8 лет на сайте
8
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
OlegD писал(а) 8 декабря 2013, 10:43
Тогда все прекрасно)) Мне правда кажется, что на многое этому фильму рассчитывать не стоит. Самый реальный Оскар только для Тома Хэнкса)
Рыдал он от сердца, это точно, я тоже с ним слезу пустила. По поводу Оскаров на самом деле думаю, что если бы они были не каждый год, хотя бы раз в 3-5, уровень лауреатов в разных номинациях был бы выше. А сейчас иногда получается высасывание из пальца Но смотреть церемонию забавно все равно, не пропускаю

OlegD (Киноакадемик), постов: 12118
8 декабря 2013, 10:43
Аватарка пользователя OlegD
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 8 декабря 2013, 10:30
Знвете, что я больше всего обожаю в диалогах? Часто (не всегда, разумеется) собеседники имеют в виду одно и то же, но подходят к этому с разных сторон и формулируют на первый взгляд по-разному. Но на ...
Тогда все прекрасно)) Мне правда кажется, что на многое этому фильму рассчитывать не стоит. Самый реальный Оскар только для Тома Хэнкса)

Constance (Киноакадемик), постов: 16026
8 декабря 2013, 10:30
Аватарка пользователя Constance
Больше 8 лет на сайте
8
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
OlegD писал(а) 8 декабря 2013, 7:52
Я когда посмотрел фильм, больше думал все-таки про пиратов этих. Очень спорный вопрос как следует к ним относиться. Про однозначность морали не уверен. Мне не показалось, что американцы опять выставлены ...
Знвете, что я больше всего обожаю в диалогах? Часто (не всегда, разумеется) собеседники имеют в виду одно и то же, но подходят к этому с разных сторон и формулируют на первый взгляд по-разному. Но на второй взгляд оказывается, что противоречий в их мнениях нет или они пренебрежимо малы. Это к тому, что думаем мы с Вами, похоже, одно и то же. В общем, доживем до Оскара!!!!!!!!


OlegD (Киноакадемик), постов: 12118
8 декабря 2013, 7:52
Аватарка пользователя OlegD
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 8 декабря 2013, 2:14
Две стороны и неопределенность - это как раз прекрасно, ничего не имею против и даже за. Но есть противоречие между этой неопределенностью (двойственностью) и про-американской однозначностью (определенностью!) ...
Я когда посмотрел фильм, больше думал все-таки про пиратов этих. Очень спорный вопрос как следует к ним относиться. Про однозначность морали не уверен. Мне не показалось, что американцы опять выставлены целиком и полностью светлыми личностями. По сути абсолютно все персонажи кроме капитана и пиратов безлики. Это история (опять же как мне показалось) больше не о спасении капитана храбрыми солдатами на боевых суднах, а об отношениях между заложником и похитителями. Как по мне, так все довольно честно. Гринграсс так и не раскрыл кого надо по его мнения любить, а кого ненавидеть. По-моему, потому что так или иначе в каждом человеке есть хорошие и плохие стороны.

Constance (Киноакадемик), постов: 16026
8 декабря 2013, 2:14
Аватарка пользователя Constance
Больше 8 лет на сайте
8
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
OlegD писал(а) 8 декабря 2013, 0:44
Все так. Только я бы не сказал, что неопределенность в том, кому больше сочувствовать, это плохо. Наоборот, Гринграсс молодец, что показал обе стороны. В том то и дело, что абсолютного зла в фильме нет. ...
Две стороны и неопределенность - это как раз прекрасно, ничего не имею против и даже за. Но есть противоречие между этой неопределенностью (двойственностью) и про-американской однозначностью (определенностью!) морали. Брюн поняла мою позицию.

OlegD (Киноакадемик), постов: 12118
8 декабря 2013, 0:44
Аватарка пользователя OlegD
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Все так. Только я бы не сказал, что неопределенность в том, кому больше сочувствовать, это плохо. Наоборот, Гринграсс молодец, что показал обе стороны. В том то и дело, что абсолютного зла в фильме нет. Все относительно в этом мире. Так что думаю, что на Оскар у него неплохие шансы)

brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23507
7 декабря 2013, 19:07
Аватарка пользователя brune
Больше 12 лет на сайте
12
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 7 декабря 2013, 17:35
Брюн, это ответ Вам
Я поняла, что мне. Раз сочувствие испытывают зрители не к гл. персонажу, который, типа, герой (оставим в стороне реальные события), а к "антигероям", значит, авторы где-то чего-то упустили. Надо было либо откровенно показать, что обе стороны - пострадавшие, либо делать пиратов настоящими злодеями.

ClubStyle (Критик), постов: 17746
7 декабря 2013, 18:16
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 10 лет на сайте
10
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 7 декабря 2013, 17:53
Я кстати тоже всегда дергаюсь как определяется жанровая принадлежность фильма - похоже исключительно для увеличения кассы. На драму не пойдут, а на триллер - да!!
есть весьма расплывчатое название криминал- драма, но и оно не совсем точно

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Джентльменское соглашение
Год выхода: 1947
Страна: США
Жанр:драма, мелодрама
Режиссер:Элиа Казан
В главных ролях:Дин Стоквел, Грегори Пек
Награждения