px

Рецензия к фильму "Капитан Филлипс". Оскароносный Хэнкс и голодная Африка

07.12.2013
Рецензия к фильму Капитан Филлипс. Оскароносный Хэнкс и голодная Африка
Нет, наверное, необходимости напоминать, что фильм основан на реальных событиях и рассказывает о захвате американского грузового судна Маерск Алабама сомалийскими пиратами. O героическом поведении команды судна, в первую очередь капитана Ричарда Филлипса, и триумфальной совместной операции американских морских котиков и ВМС США по освобождению взятого в заложники капитана.

У фильма был обоснованно высокий рейтинг ожиданий. Во-первых, благодаря главе проекта Полу Гринграссу, уважаемому режиссеру жестких динамичных политизированных экшн фильмов, который собрал отличную команду профессионалов жанра — оператор Бэрри Экройд ("Повелитель бури"), монтаж Кристофер Раус (франшиза о Борне). Плюс к этому дважды оскаровский лауреат Том Хэнкс в главной роли, плюс один из самых заслуженно востребованных композиторов в кино Генри Джекман. Еще одна причина — совершенно почти не тронутая в кино, но актуальная сегодня тема морского пиратства, тем более основанная на свидетельствах ее непосредственного участника капитана Филлипса.

Часть этих ожиданий оправдалась с лихвой. Это действительно фирменный фильм Гринграсса, постепенно затягивающий в крутой и напряженный экшн. Начинается всё на редкость буднично, супруга провожает Филлипса в аэропорт, по дороге они мирно беседуют о том, что жизнь стала совсем другая, надо за ней поспевать и крепко за нее держаться. Впрочем, разговор оказывается почти в темe дальнейших событий. На судне сначалa тоже все спокойно, потом как предупреждение появляются пираты, далее преупреждение сменяется явной угрозой, за которой следует катастрофа, ее жесткое разрешение и в финале на взвинченных нервах можно плакать вместе с пережившим шок Филлипсом.

Ничего не имею против дрожащей ручной камеры, от которой якобы у некоторых зрителей, сидящих в зале, началась морская болезнь. Она добавляет документальности и эмоциональности истории. И как еще лучше можно было снять внутреннее пространство тесной спасательной шлюпки, при качке, где находятся 4 пирата, непрерывно жующих дурь, и несчастный заложник-капитан, все на взводе, угрожают друг другу оружием и периодически дело доходит до мордобоя. Съемки, видимо, были не из легких.

Том Хэнкс стержень всей истории, король, остальные несут его мантию. Команда судна, военные, морские котики — все непримелькавшиеся актерские лица, хотя и узнаваемые. Майкл Чернус из "Люди в черном 3", Дэвид Уоршофски ("Заложница"), Макс Мартини ("Тихоокеанский рубеж"). А сомалийские пираты и вовсе непрофессиональные актеры, что очень добавляет убедительности. Искренние рыдания Хэнкса в финале вызывают неформальное сочувствие, поскольку съемочный процесс на второй части фильма даже физически выглядит некомфортным и изнурительным, не говоря уже о психологическом вживании в ситуацию.

Фильм довольно пафосный, гимн американсой демократии, самой сильной демократии в мире, гимн американским военным, опять же самым профессиональным в мире, осуждение и наказание мирового зла в лице сомалийских пиратов. Генри Джекман своей волшебной музыкой заставляет трепетать сердце и будит в зрителе лучшие чувств добра и справедливости. В общем, все хорошо.

Остается небольшая ложка дегтя, если только это не было запланировано заранее Гринграссом и сценаристом Билли Реем. В фильме нет врага. Есть несчастные, голодные, отощавшие безработные сомалийские рыбаки, которых местная сомалийская мафия обрекает на пиратство, собирая регулярную дань. Они не выбирали зло, это зло выбрало их. Рядом с ними все американцы смотрятся такими обласканными жизнью, упитанными и ухоженными, что кажется более логичным собрать несчастным пиратам благотворительную помощь, а не устраивать крутые разборки с роковым исходом. На четырех недокормышей, один из низ подросток, брошена такая военная мощь, которой по плечу справиться с большой армией таких вот "злодеев". Сталкиваются два мира, как у Бломкампа, мир элиты и мир изгоев, существование каждого большой упрек и кривое зеркало для другого.

Еще в этой ложке дегтя — подтасовка событий, о которой анонимно говорят в интервью New York Post за 13 октября 2013 члены команды судна "Маерск Алабама". В частности капитан Филлипс со слов команды не тот большой лидер, каким его интерпретировал Том Хэнкс, но излишне раздражительный и самоуверенный капитан (sullen and self-righteous captain), который действовал вопреки существующему анти-пиратскому плану Международной Морской Организации и спровоцировал весь инцидент.

В сущности реальные факты только повод для художественного переосмысления событий и странно было бы упрекать авторов фильма, что они последовали за версией событий, изложенной капитаном Ричардом Филлипсом. А не стали брать подробные интервью у всех подряд участников и не сделали потом вслед за Акирой Куросавой современный морской вариант "Расемона". Но к финалу сочувствие зрителя разрывается между Филлипсом и сомалийцами и эта неопределенность изрядно портит впечатление и разрушает ауру безупречности, сопровождающую как правило номинации ленты на "Оскар".

Автор: Татьяна Федотова



Всего комментариев: 24
Constance (Киноакадемик), постов: 16800
7 декабря 2013, 15:02
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Wladigor писал(а) 7 декабря 2013, 14:54
Татьяна, браво, прекрасная рецензия! Зарегистрировался только ради того, чтобы высказать вам свое восхищение. ...
Спасибо. Главное, фильм посмотрели? Это непременно надо сделать несмотря на некоторые но. Можете почитать мои рецензии под пользовательским ником Constance, если Вам действительно интересно

Constance (Киноакадемик), постов: 16800
7 декабря 2013, 14:59
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
J.CheChenSOn писал(а) 7 декабря 2013, 14:24
Рецензия высококлассна. Но отмечусь своим крохотным отзывом - Дрожащая камера не передавала никакой эмоциональности, ...
Женщины всегда все воспринимают излишне эмоционально, поэтому и камера стала "эмоциональной"

Wladigor (Новичок), постов: 21
7 декабря 2013, 14:54
Аватарка пользователя Wladigor
Больше 10 лет на сайте
10
Татьяна, браво, прекрасная рецензия! Зарегистрировался только ради того, чтобы высказать вам свое восхищение. Спасибо за доставленное удовольствие и пишите чаще!

CheChen (Киноакадемик), постов: 17836
7 декабря 2013, 14:24
Аватарка пользователя CheChen
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Рецензия высококлассна. Но отмечусь своим крохотным отзывом - Дрожащая камера не передавала никакой эмоциональности, а лишь подтверждало финансовое воплощение проекта. И шикарного исполнения со стороны Хэнкса не последовало. Время отнимает его хватку или же Гринграсс довольствуется малым.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды