px

Рецензия к фильму "Побудь в моей шкуре". О космически бескрайнем одиночестве

02.08.2014
Рецензия к фильму Побудь в моей шкуре. О космически бескрайнем одиночестве

Фильм снят по мотивам романа Мишеля Фабера, гражданина мира — голландца по происхождению, выпускника Мельбурнского университета, который с 1993 года живет в сельской Шотландии. "Побудь в моей шкуре" не совсем корректный перевод названия его первого оригинального романа "Под кожей" ("Under the skin") на стыке фантастики, хоррора, магического реализма, мрачной готики и триллера.

Режиссер Джонатан Глейзер — популярный и признанный английский клипмейкер, автор рекламных роликов и оригинальных музыкальных видео, режиссер двух полнометражных фильмов "Сексуальная тварь" (номинация исполнителя главной роли Бена Кингсли на "Оскар") и "Рождение". Поклонник всего стильного и неординарного, большой поклонник метафор, страстный экспериментатор с формой. Специально ради реалистичности съемок "Побудь в моей шкуре" была разработана крошечная камера для скрытой съемки, десяток этих устройств, снимающих с разных ракурсов, ежедневно набирали 16 часов видео. Фильм был провозглашен едва ли не шедевром на Венецианском кинофестивале 2013, тем более у себя на родине в Британии. Однако некоторые критики называют его смехотворным глянцем. Доля истины есть и в той, и в другой точке зрения.

Итак, инопланетянка, принявшая соблазнительный облик Скарлетт Йоханссон, колесит вечерами по дорогам хмурой, холодной, прекрасной в своей суровости Шотландии, преимущественно в пригородах Глазго, в поисках одиноких путников мужского пола; легко убалтывает их дешевыми комплиментами, приглашает к себе, и отправляет на переработку на корм для своих соплеменников. Действие повторяется многократно и монотонно. В перерывах между основным занятием серийная убийца отстранено наблюдает за землянами во всей их трогательной суетной неприглядности и неожиданно привлекательной жертвенности и сочувственной доброте. Пытается то ли ради интереса, то ли из-за неожиданно прервавшейся серии, провести психологический эксперимент и влезть в шкуру человека не только формально, но по существу, что в итоге оказывается не по силам методичному инопланетному разуму.

Глейзер в компании оператора Дэна Лэндина и монтажера Пол Уоттса сделал красивую метафору с минимумом вербальности и максимумом визуальности. Этакий холодный и отстраненно аналитический внеземной взгляд на нашу жизнь. Неспешный, обстоятельный, как взгляд физиолога на препарируемую подопытную лягушку или спокойное и сосредоточенное наблюдение хищника за жертвой ради изучения ее повадок в целях удачной охоты. Метафора холодная и красивая, с музыкой вместо слов, похожая на сон. Но если бы не присутствие Скарлетт как единого стержня, на котором держится история и который почти постоянно присутствует в кадре, то фильм распался бы на череду клипов. Вот приманка для одинокого мужчины — неземной красоты девушка в пикапе. Вот страшная ловушка - "антипространство" для этой одинокой мошки. Вот несчастная вымокшая инопланетянка на живописнейшей сельском перекрестке в ожидании автобуса. А вот она же в испуге бежит от злых людей по неласковому лесу с поваленными деревьями во мхах.

Разумеется, главным козырем Глейзера в проекте стала Скарлетт Йоханссон, которая, да простят меня ее фанаты, в первую очередь популярный голливудский секс-символ, во вторую очередь и по причине номер 1 востребованная в кино исполнительница ярких женских персонажей. Ставка на Скарлетт оправдалась частично. Ее невозмутимое спокойствие и сомнамбулическая отстраненность, переходящая в угрюмость, пустые и мертвые черные глаза (ради Скарлетт надеюсь, что это спецэффекты) хорошо работают на необычность персонажа, чужого в этом людском муравейнике. Но они же делают его статичным, а место драматической актрисы занимает гламурный манекен, гипнотический но безжизненный. Специально для мужской половины зрителей Глейзер приготовил 5-минутный десерт — Йоханссон во всей своей первозданной наготе отдается самолюбованию, спешите видеть прелести и несовершенства.

В фильме перемешаны малоизвестные профессиональные актеры (Пол Брэнниган) и непрофессионалы, в том числе человек-слон Адам Пирсон с тяжелыми генетическими нарушениями. Их общая со Скарлетт сцена и беседа о невежестве и предрассудках в значительной мере импровизация. Участие в фильме и знакомство со Скарлетт, ее интеллигентность и простота полностью изменили его жизнь и самооценку, такой "гуманитарный плюс" делает честь фильму.

Фильм провокационно-артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) цепляющий экзистенциальностью темы одиночества и экспериментальным видео-рядом, сочетанием высокого эстетизма с грубой физиологичностью, торжеством формы над драматизмом, холодной рассудочности над теплой эмоциональностью. Под настроение может показаться как завораживающим, так и отталкивающим, а лейтмотив космически бесконечного одиночества в конечном счете не фантастический, а вполне человеческий и земной. Мысли многих рецензентов лента Глейзера обратила к лучшим образцам классического кино и литературы от Кубрика и Линча до Сартра и Гете. Возможно, с течением времени автор этих строк лучше оценит высокий смысл картины, но пока не рискну рекомендовать его всем как шедевр.

Автор: Constance



Всего комментариев: 49
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25377
2 августа 2014, 23:39
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Замечательная рецензия. Народ, радуемся, что про "сложный" фильм написана статья не примитивным языком.

ClubStyle (Критик), постов: 17905
2 августа 2014, 18:45
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 17:01
"Фильм провокационно- артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) ...
есть повод расширить словарный запас

sunnygold (Критик), постов: 1934
2 августа 2014, 17:30
Аватарка пользователя sunnygold
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Demon86 писал(а) 2 августа 2014, 17:11
Нужно смирится.
Не нам, а - тебе))!

TREADSTONE (Критик), постов: 23453
2 августа 2014, 17:17
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
algoritn писал(а) 2 августа 2014, 17:11
Но как я понял,Constance разговаривает таким языком,писать ПРОЩЕ она не будет,не потому что не умеет,а просто-ну не ...
Возможно. Если бы другие писали рецензии, то этот вопрос, скорей врего, я бы не поднял.

Demon86 (Киноман), постов: 2077
2 августа 2014, 17:16
Аватарка пользователя Demon86
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 17:12
Что обычному зрителю, который еще не видел фильм, нужно от рецензии?
Доступность, то есть, чтобы после ее прочтения ...
+++


algoritn (Критик), постов: 9089
2 августа 2014, 17:15
Аватарка пользователя algoritn
Больше 11 лет на сайте
11
TRAKSTOUN писал(а) 2 августа 2014, 17:12
Что обычному зрителю, который еще не видел фильм, нужно от рецензии?
Доступность, то есть, чтобы после ее прочтения ...
Как я понял-фильм- не прост, как и эта рецензия.

TREADSTONE (Критик), постов: 23453
2 августа 2014, 17:12
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Что обычному зрителю, который еще не видел фильм, нужно от рецензии?
Доступность, то есть, чтобы после ее прочтения человек понял, какие минусы, какие плюсы у картины, общие впечатления автора, и что из себя представляет картина в целом. От этого он решит идти на фильм или нет. Но когда рецензия слишком запутанная, либо в ней слишком много метафор, заумных, реко используемых слов, то рядовой читатель мало что поймет. Он либо начнет еще раз читать, в надежде понять о чем хотел автор сказать этим предложением, либо забьет на рецензии автора и будет читать другие, более понятние, ибо он не профессор и не академик каких либо наук.

TREADSTONE (Критик), постов: 23453
2 августа 2014, 17:12
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Что обычному зрителю, который еще не видел фильм, нужно от рецензии?
Доступность, то есть, чтобы после ее прочтения человек понял, какие минусы, какие плюсы у картины, общие впечатления автора, и что из себя представляет картина в целом. От этого он решит идти на фильм или нет. Но когда рецензия слишком запутанная, либо в ней слишком много метафор, заумных, реко используемых слов, то рядовой читатель мало что поймет. Он либо начнет еще раз читать, в надежде понять о чем хотел автор сказать этим предложением, либо забьет на рецензии автора и будет читать другие, более понятние, ибо он не профессор и не академик каких либо наук.

Demon86 (Киноман), постов: 2077
2 августа 2014, 17:11
Аватарка пользователя Demon86
sunnygold писал(а) 2 августа 2014, 16:57
Полегче, здесь не все малолетки!!
Нужно смирится.

algoritn (Критик), постов: 9089
2 августа 2014, 17:11
Аватарка пользователя algoritn
Больше 11 лет на сайте
11
algoritn писал(а) 2 августа 2014, 17:08
Ну из всего этого мне возможно не было бы понятно слово "экзистенциальностью"-но когда-то я посмотрел фильм ...
Но как я понял,Constance разговаривает таким языком,писать ПРОЩЕ она не будет,не потому что не умеет,а просто-ну не её это!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Представлен тизер-трейлер фильма "Джокер 2: Безумие на двоих"
Режиссер хочет получить финансирование для создания новой версии провального фильма
Награждения
Наши рекорды