Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Испытание". Сказание о земле Казахской

Рецензия к фильму "Испытание". Сказание о земле Казахской

Где-то на просторах необъятной казахской степи без конца и края, далеко от ближайших соседей, в ветхой лачуге, открытой всем ветрам, живут однообразной и суровой жизнью отец и его юная красавица дочь.

Отец каждое утро куда-то уезжает на расхлябанном грузовичке, дочери позволено немного порулить, провожая отца до развилки. Обратно домой она возвращается пешком, но с середины дороги ее подвозит на коне молодой, серьезный до хмурости сосед. Он вежливо подает руку, чтобы помочь девушке сесть верхом и потом спуститься, и явно имеет на нее виды. Она поит его колодезной водой из видавшего виды ковша, остатки воды он выплескивает на камни у колодца, они тут же с шипением испаряются на нещадно горячем солнце. По вечерам отец часто возвращается навеселе, иногда ночует в степи в кузове. Он то ли из бывших военных, то ли фронтовик, ходит в гимнастерке, галифе и сапогах, хранит летный шлем и очки, раз даже откуда-то военные прибыли на самолете и позволили ему полетать. Как-то недалеко от хибары глохнет проезжающая машина, за водой приходит молодой, не местный парень, чужак, какой-то киношник, в золотых кудрях, с веселыми глазами-пуговицами и широкой улыбкой во весь рот. Девушка сначала прячется, потом страх сменяют милость и любопытство, она выходит, снимает с шеи веревочку с большим ключом и открывает колодец, закрытый на амбарный замок. Стоит ли говорить, что парень влюбляется с первого взгляда...

Пересказывать эту роскошную то ли притчу, то ли миф, о земле Казахской можно с удовольствием и бесконечно. Сказание не богато на события, число персонажей в нем невелико, и они как часть этой вечной земли, часть неизменного природного круговорота, как восход и заход солнца или обильные грозы, расцвечивающие черноту ночи ослепительными молниями. Юная дева и хотела бы оторваться от корней, и делает попытку, но степь прочно держит ее. В фильме не произносится ни слова, но богатство и выразительность зрительного ряда, говорящие мелочи и детали, музыка Алексея Айги, мастерски смонтированная со звуками живой жизни — ветра, капель дождя, сонного дыхания, шелеста травы — с лихвой искупают отсутствие диалогов.

Фильм задумывался много лет назад как сюжет об испытании водородной бомбы в Семипалатинске в 1953 году. От этой задумки в фильме осталось название, таинственные ночные визитеры в черном со счетчиками Гейгера и собственно взрыв — местный Апокалипсис, похоронивший под собой всю дикую красоту и саму жизнь, поставивший жирную точку в человеческих судьбах. Но режиссеру Александру Котту удалось сделать многомерное кино, позволяющее бесконечное число трактовок, уточнений, нюансов. Например, "испытанием" можно назвать саму эту аскетичную жизнь отца и дочери вдали от цивилизации в богом забытом углу. А фильм не укладывается в рамки истории конкретного события, а похож на красивый и чуть призрачный миф о жизни, которая была, но кажется выдуманной. Но его можно просто расслабленно, не мудрствуя, вкушать -- смотреть и слушать.

Картина ощутимо близка по духу отечественной киноклассике и азиатскому кинематографу, но в чем-то опередила современный мировой кинематограф. Европейские немые фильмы в эпоху звукового кино — испанская "Белоснежка", французский "Артист", венгерская "Туринская лошадь" — смотрятся элитарно и неожиданно свежо. Но рассказываемые в "Белоснежке" или "Артисте" истории куда более линейны и конкретны, а сюжет "Испытания" полон иносказаний и метафор. В нем есть подробности, которые будут особенно близки отечественному зрителю, такой привет из советских 50-х, но есть и универсальные неожиданные детали: человек, проглотивший солнце — отец, показывающий дочери "фокус" на фоне заката; вырванный взрывом бомбы из могилы покойник. И операторская работа Левана Капанадзе завораживает. Так снимают несколько человек в мире (Эммануэль Любецки или Уолли Фистер). Все кадры как хорошие живописные полотна. Восходы, закаты, простор без края, грозовые молнии в кромешной тьме, одеяло с этническим орнаментом, сцена сватовства, расчесывающая волосы девушка в окошке, старый рукомойник с дрожащей радужной каплей на носике, альбом с картинами из сухих листьев, собранный в дорогу чемодан со стопкой книг, перевязанных толстой бечевой... При всем минимализме действия от ленты остается ощущение элитной избыточной роскоши.

Из четырех главных персонажей — отец, дочь и два ее ухажера — только отца играет актер со стажем Карим Пакачаков. Елена Ан, Данила Рассомахин и Нариман Бекбулатов-Арешев непрофессиональные дебютанты. В фильме много крупных планов и выразительные лица актеров несут все мыслимые оттенки эмоций. Сдержанность местных жителей контрастирует с открытостью чужака, но чуть приподнимающийся в улыбке уголок рта девушки не менее выразителен, чем буратинья улыбка от уха до уха ее ухажера, а ее статичная хрупкая фигурка привлекательна не меньше его бурной акробатической пантомимы.

Александр Котт снял экспериментальный артхаусный фильм-медитацию, некий спин-офф как в рамках современного мирового мейнстримового кино, так и в своей личной режиссерской биографии, отмеченной динамичным и "понятным" кино. Опыт оказался красивым, а некоторые отсылки к предшественникам, которые неизбежно найдутся в работе любого страстного искушенного профессионала, язык не повернется назвать штампами, настолько гармонично и целостно смотрится лента. На "Кинотавре 2014" фильм получил главный приз, приз Гильдии киноведов и кинокритиков, приз за операторскую работу.

Автор: Constance

25.09.2014


Предлагаем почитать также:


Всего комментариев: 6
drakula (Критик), постов: 30564
27 сентября 2014, 18:39
Аватарка пользователя drakula
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Constance писал(а) 27 сентября 2014, 18:15
В ближайшее время собирается отечественный оскаровский комитет - обсуждать, какую картину послать в этот раз от России на Оскар в категорию "на иностранном языке". Кончаловский уже отозвал своего ...
Кстати, прочитал слова Кончаловского- можно его понять

Constance (Киноакадемик), постов: 15646
27 сентября 2014, 18:15
Аватарка пользователя Constance
Больше 8 лет на сайте
8
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
drakula писал(а) 27 сентября 2014, 17:08
Понятное дело. Но как бы "Казах фильм" финансируется государством. Когда им журналисты задают вопросы "Вы самая крупная студия страны (все остальные даже микро студиями назвать сложно) что ...
В ближайшее время собирается отечественный оскаровский комитет - обсуждать, какую картину послать в этот раз от России на Оскар в категорию "на иностранном языке". Кончаловский уже отозвал своего "Почтальона" с довольно нелицеприятным, но по существу, комментарием в адрес американских киноакадемиков. Я бы проголосовала за Испытание - фильм снят на "универсальном языке", что называется, смотрите и наслаждайтесь)))

drakula (Критик), постов: 30564
27 сентября 2014, 17:08
Аватарка пользователя drakula
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Constance писал(а) 27 сентября 2014, 9:12
Фильм и в Москве нужно "ловить". 5-10 сеансов в день при сотнях и сотнях московских экранов - это и прокатом назвать нельзя. Может, и к лучшему - фильм очень богемный в хорошем смысле, т.е. ...
Понятное дело. Но как бы "Казах фильм" финансируется государством. Когда им журналисты задают вопросы "Вы самая крупная студия страны (все остальные даже микро студиями назвать сложно) что вы делали в уходящем году". И они так "Вышел такой то такой то фильм- участвовал в этом фестивале. Ещё такой то фильм- выйграл в этом фестивале. И т.д.". И тут вся страна спрашивает "А где смотреть то на нашу "гордость"?". Нам интересны- хотим смотреть свои фильмы- которые ещё умудряется брать признание в других странах

PROFE7OR (Критик), постов: 6548
27 сентября 2014, 16:59
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Уже не про фильм хочу сказать, а о "Констанс". Не знаю как другие, ... бывает заходишь, открываешь страницу автора и читаешь что-то серьёзное, близкое приемлемое. Думаешь, может что пропустил в комментариях, высказываниях, к фильму и прочее.
То-есть что ещё сказать. Для таких как я, почитать больше хочется различное такое, для кого-то только комикс или аниме. Каждый своё находит. Это здорово.
Много стало не коммерческого, но взрослого кино и обзора для среднего поколения и зрителя со стажем. Одним словом широкие пристрастия на любой вкус, для любого зрителя. Это не может не радовать.

Constance (Киноакадемик), постов: 15646
27 сентября 2014, 9:12
Аватарка пользователя Constance
Больше 8 лет на сайте
8
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
drakula писал(а) 26 сентября 2014, 20:47
Значить очередной фестивальный фильм к которому причастен крупнейшая киностудия Казахстана- у которого если повезёт будет 1-2 сеанса (и то максимум 1 неделя). Хочется что бы они наконец показывали все ...
Фильм и в Москве нужно "ловить". 5-10 сеансов в день при сотнях и сотнях московских экранов - это и прокатом назвать нельзя. Может, и к лучшему - фильм очень богемный в хорошем смысле, т.е. "кино не для всех". Кстати, рядом с ним "Ровер" смотрится призрачной невыразительной тенью))

drakula (Критик), постов: 30564
26 сентября 2014, 20:47
Аватарка пользователя drakula
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Значить очередной фестивальный фильм к которому причастен крупнейшая киностудия Казахстана- у которого если повезёт будет 1-2 сеанса (и то максимум 1 неделя). Хочется что бы они наконец показывали все эти фильмы широкой публике. Нам самим даже интересно. Ибо они побеждают где то там. Некоторые фильмы даже выходят в широкий прокат Франции или Японии или ещё где то. Но точно не в Казахстане
А когда хотят снять какую то мейнстрим- то сразу получается что то средняя между убожеством и "просмотр данного фильма опасно для вашей жизни"

И я шизанутый фанат Нолана и здесь встретил кого-то кто связан с ним

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Жизнь Эмиля Золя
Год выхода: 1937
Страна: США
Жанр:биографический, драма
Режиссер:Уильям Дитерле
В главных ролях:Пол Муни, Луи Кэлхерн
Награждения