Меню сайта
На главную страницу

Советский Интерстеллар

Советский Интерстеллар

За несколько лет до того как жители Земли узнали о далекой-далекой галактике, о восставших машинах и киберпространстве, советский режиссер Ричард Викторов снял, как он сам говорил, фантастический проект с элементами комедии о юных покорителях космоса. Для отечественного кинематографа это был шаг вперед сравнимый с тем, что сделал Голливуд после выхода "Звездных войн", а многие технические решения и пророчества этого проекта существенно опередили свое время.

По сюжету советские ученые готовят межзвездную экспедицию, которая должна отправиться на поиски источника таинственного сигнала, пришедшего из созвездия Кассиопеи. Членами экипажа звездолета З.А.Р.Я. (Звездолет Аннигиляционный Релятивистский Ядерный) становятся 13-летние подростки, которые смогут достичь цели будучи уже взрослыми людьми. Космический корабль успешно стартует, но уже в полете выясняется, что на борту оказался "заяц", благодаря действиям которого звездолет разгонятся до скорости, значительно превышающей скорость света, и добирается до пункта назначения быстрее, чем предполагалось. Экипаж оказывается на планете, власть над которой захватили роботы, по своему истолковавшие заботу о населявших ее некогда гуманоидах.

Изначально авторы проекта предполагали сделать один фильм, но в итоге материала оказалось так много, что они, задолго до своих не столь продвинутых голливудских коллег, посчитали, что будет куда эффективнее и с творческой, и с материальной точки зрения смонтировать дилогию. В конце концов даже государственный бюджет в 900 тысяч рублей нужно было возвращать. Так на свет появились два фильма - "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной".

Некоторые сцены создавались, так сказать, "от противного". То есть сначала операторы и специалисты по спецэффектам говорили, смогут ли они это сделать, и лишь затем в дело вступали сценаристы и художники. Именно так были сняты эпизоды с имитацией невесомости, которые произвели впечатление не только на иностранных постановщиков трюков, но и на вполне реальных космонавтов.

Для создания другой сцены с участием сразу несколько главных героев, был построен уникальный съемочный комплекс. Речь идет о вращающимся вместе с камерами длинном "коридоре" космического корабля, в котором один из персонажей стоял по полу, второй ходил по стенам и потолку, а третий и вовсе парил, не касаясь поверхности. Именно такой "революционный" прием применил через четыре десятка лет в своем фильме "Начало" Критстофер Нолан.

https://www.kinonews.ru/stuff/e3f9d462184437b.jpg

Интерьеры и набор отсеков космического корабля З.А.Р.Я. ничуть не уступали в эстетичности голливудским аналогам того времени, а набор отсеков и вовсе был уникален. Чего стоили участвующая в регенерации воздуха оранжерея или так называемая комната релаксации "Сюрприз", в которой с помощью неведомых пока технологий воссоздавались памятных для юных исследователей космоса уголков родной планеты. Нечто подобное также спустя 40 лет можно было увидеть в фантастической драме "Пекло".

https://www.kinonews.ru/stuff/746a5b162f8946d.jpg

Что до технологических прозрений, то там было и использованное героем Иннокентия Смоктуновского, устройство связи на основе портсигара, удивительно напоминающее современные мобильные гаджеты. И высокоскоростные монорельсовые транспортные средства. И беспроводной способ зарядки, который использовали роботы Исполнители и Вершители? И тому подобное.

https://www.kinonews.ru/stuff/20734c62d53d046.jpg

Естественно, создателям дилогии не удалось избежать вполне ожидаемых идеологических штампов, присущей эпохе наивности и некоторых противоречий с законами физики. Но в этом смысле советские фильмы середины 70-х годов прошлого века мало чем отличается от современных американских с их несущими смерть всем космическим станциям российскими спутниками, полетами на огнетушителях и манипуляциями со скотчем и пленкой в условиях пониженного давления и гравитации.

Но в целом проект выглядел очень достойно на фоне куда более дорогих голливудских картин на эту же тему. "Москва Кассиопея" и "Отроки во вселенной" просто обязаны входить в классический набор любого любителя научно-фантастических фильмов, не только в качестве напоминания о советском прошлом, но и как уникальная иллюстрация действительно впечатляющих достижений отечественного кинематографа.

Автор: Andrew

27.03.2017


Предлагаем почитать также:
Лучший звездолет фантастического кино
Выбираем лучший космический корабль современной кинофантастики


Всего комментариев: 22
HUNTERX (Критик), постов: 46801
29 марта 2017, 0:12
Аватарка пользователя HUNTERX
Больше 11 лет на сайте
11
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Зэпп писал(а) 29 марта 2017, 0:09
наша "Планета Бурь" ничуть не хуже. Кубрик опоздал.
Зато есть Икс 15 Ричарда доннера того же года)

Зэпп (Критик), постов: 37455
29 марта 2017, 0:09
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HuntGod писал(а) 29 марта 2017, 0:07
Стэнли Кубрик все это уже давно снял в 1968году:-)
Упс)
Русские снова опоздали)
наша "Планета Бурь" ничуть не хуже. Кубрик опоздал.

HUNTERX (Критик), постов: 46801
29 марта 2017, 0:09
Аватарка пользователя HUNTERX
Больше 11 лет на сайте
11
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
HuntGod писал(а) 29 марта 2017, 0:07
Стэнли Кубрик все это уже давно снял в 1968году:-)
Упс)
Русские снова опоздали)
Суперкомпьютер, кстати, там тоже был))

HUNTERX (Критик), постов: 46801
29 марта 2017, 0:07
Аватарка пользователя HUNTERX
Больше 11 лет на сайте
11
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Стэнли Кубрик все это уже давно снял в 1968году:-)
Упс)
Русские снова опоздали)

Зэпп (Критик), постов: 37455
29 марта 2017, 0:05
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Хорошая фантастика была) смотрел несколько раз. довольно стильное кино, на удивление)

ClubStyle (Критик), постов: 16844
28 марта 2017, 21:22
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
отлично

ALAMO. (Киноман), постов: 12014
28 марта 2017, 20:54
Аватарка пользователя ALAMO.
Больше 6 лет на сайте
6
sunnygold писал(а) 28 марта 2017, 6:09
Я была без ума от этих фильмов:))
А от каких фильмов вы оставались с умом? :)

ALAMO. (Киноман), постов: 12014
28 марта 2017, 20:52
Аватарка пользователя ALAMO.
Больше 6 лет на сайте
6
Хорошая статья!

CaptainPirog (Критик), постов: 4890
28 марта 2017, 20:50
Аватарка пользователя CaptainPirog
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
McMuffinn писал(а) 27 марта 2017, 23:33
Да, вращающийся комплекс для съемки невесомости там действительно революционный. Всем фанатам Sci-Fi к просмотру обязательно Солярис советского Кубрика - Андрея Тарковского и старый добрый Кин-дза-дза ...
Кин-дза-дза мне очень нравится, а вот на Солярис уже 3 захода делаю, но не могу... Кофе, спички в глаза и другие процедуры не помогают...

sunnygold (Критик), постов: 1707
28 марта 2017, 6:09
Аватарка пользователя sunnygold
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Я была без ума от этих фильмов:))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
 


Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Французский связной
Год выхода: 1971
Страна: США
Жанр:боевик, криминал, триллер
Режиссер:Уильям Фридкин
В главных ролях:Джин Хэкмен, Рой Шайдер
Самые обсуждаемые материалы
Звезды кино отмечают победу Джо Байдена
Комментарии (84)
Режиссер опроверг официальную информацию HBO Max
Комментарии (66)
Пара предпочла закончить отношения по телефону
Комментарии (66)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз