px

Советский Интерстеллар

27.03.2017
Советский Интерстеллар

За несколько лет до того как жители Земли узнали о далекой-далекой галактике, о восставших машинах и киберпространстве, советский режиссер Ричард Викторов снял, как он сам говорил, фантастический проект с элементами комедии о юных покорителях космоса. Для отечественного кинематографа это был шаг вперед сравнимый с тем, что сделал Голливуд после выхода "Звездных войн", а многие технические решения и пророчества этого проекта существенно опередили свое время.

По сюжету советские ученые готовят межзвездную экспедицию, которая должна отправиться на поиски источника таинственного сигнала, пришедшего из созвездия Кассиопеи. Членами экипажа звездолета З.А.Р.Я. (Звездолет Аннигиляционный Релятивистский Ядерный) становятся 13-летние подростки, которые смогут достичь цели будучи уже взрослыми людьми. Космический корабль успешно стартует, но уже в полете выясняется, что на борту оказался "заяц", благодаря действиям которого звездолет разгонятся до скорости, значительно превышающей скорость света, и добирается до пункта назначения быстрее, чем предполагалось. Экипаж оказывается на планете, власть над которой захватили роботы, по своему истолковавшие заботу о населявших ее некогда гуманоидах.

Изначально авторы проекта предполагали сделать один фильм, но в итоге материала оказалось так много, что они, задолго до своих не столь продвинутых голливудских коллег, посчитали, что будет куда эффективнее и с творческой, и с материальной точки зрения смонтировать дилогию. В конце концов даже государственный бюджет в 900 тысяч рублей нужно было возвращать. Так на свет появились два фильма - "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной".

Некоторые сцены создавались, так сказать, "от противного". То есть сначала операторы и специалисты по спецэффектам говорили, смогут ли они это сделать, и лишь затем в дело вступали сценаристы и художники. Именно так были сняты эпизоды с имитацией невесомости, которые произвели впечатление не только на иностранных постановщиков трюков, но и на вполне реальных космонавтов.

Для создания другой сцены с участием сразу несколько главных героев, был построен уникальный съемочный комплекс. Речь идет о вращающимся вместе с камерами длинном "коридоре" космического корабля, в котором один из персонажей стоял по полу, второй ходил по стенам и потолку, а третий и вовсе парил, не касаясь поверхности. Именно такой "революционный" прием применил через четыре десятка лет в своем фильме "Начало" Критстофер Нолан.

https://www.kinonews.ru/stuff/e3f9d462184437b.jpg

Интерьеры и набор отсеков космического корабля З.А.Р.Я. ничуть не уступали в эстетичности голливудским аналогам того времени, а набор отсеков и вовсе был уникален. Чего стоили участвующая в регенерации воздуха оранжерея или так называемая комната релаксации "Сюрприз", в которой с помощью неведомых пока технологий воссоздавались памятных для юных исследователей космоса уголков родной планеты. Нечто подобное также спустя 40 лет можно было увидеть в фантастической драме "Пекло".

https://www.kinonews.ru/stuff/746a5b162f8946d.jpg

Что до технологических прозрений, то там было и использованное героем Иннокентия Смоктуновского, устройство связи на основе портсигара, удивительно напоминающее современные мобильные гаджеты. И высокоскоростные монорельсовые транспортные средства. И беспроводной способ зарядки, который использовали роботы Исполнители и Вершители? И тому подобное.

https://www.kinonews.ru/stuff/20734c62d53d046.jpg

Естественно, создателям дилогии не удалось избежать вполне ожидаемых идеологических штампов, присущей эпохе наивности и некоторых противоречий с законами физики. Но в этом смысле советские фильмы середины 70-х годов прошлого века мало чем отличается от современных американских с их несущими смерть всем космическим станциям российскими спутниками, полетами на огнетушителях и манипуляциями со скотчем и пленкой в условиях пониженного давления и гравитации.

Но в целом проект выглядел очень достойно на фоне куда более дорогих голливудских картин на эту же тему. "Москва Кассиопея" и "Отроки во вселенной" просто обязаны входить в классический набор любого любителя научно-фантастических фильмов, не только в качестве напоминания о советском прошлом, но и как уникальная иллюстрация действительно впечатляющих достижений отечественного кинематографа.

Автор: Andrew



Всего комментариев: 23
sunnygold (Критик), постов: 1945
28 марта 2017, 6:09
Аватарка пользователя sunnygold
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Я была без ума от этих фильмов:))

McMuffinn (Критик), постов: 7965
27 марта 2017, 23:41
Аватарка пользователя McMuffinn
Больше 8 лет на сайте
8
А вот предсказания современных технологий свойственно Стар Треку 60х. Там и мобильный телефон, и планшеты и т д.

McMuffinn (Критик), постов: 7965
27 марта 2017, 23:33
Аватарка пользователя McMuffinn
Больше 8 лет на сайте
8
Да, вращающийся комплекс для съемки невесомости там действительно революционный. Всем фанатам Sci-Fi к просмотру обязательно Солярис советского Кубрика - Андрея Тарковского и старый добрый Кин-дза-дза :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды