px

По образу и подобию

14.03.2010

С 10 по 14 марта в городе Суздале проводился пятнадцатый по счету Открытый фестиваль анимационного кино - единственное в своем роде мероприятие, представляющее собой годовой отчет достижений российской мультипликации. Кроме того, в рамках фестиваля был проведен первый международный конгресс "Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат".

По большему счету не столь интересен сам фестиваль (попутно отметим, что Гран-при взял Алексей Алексеев за эпизод "Зима" из сериала "Log Jam"), сколько контекст его проведения, а именно вопросы государственного финансирования, с которыми столкнулась в этом году не только анимация, но и весь российский кинематограф.

То, что реформы в сфере государственного управления кинематографом будут, никто не сомневался. Переход же от "разговоров на кухне" к детальному обсуждению вопроса на государственном уровне был совершен на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии в начале ноября 2009 года, где вниманию собравшихся был предложен доклад о мерах по повышению конкурентоспособности отечественной кинематографии, подготовленный сотрудниками Министерства культуры (подробнее об этом см. статью "Свободная касса").

И уже буквально через 2 месяца, 31 декабря 2009 года, выходит Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии". Меры по выводу российского кинематографа из перманентного кризиса, предложенные в этом документе, и являются предметом сегодняшних споров.

В соответствии с Постановлением государственными финансовыми субсидиями кинематографии с 2010 года будут заниматься две структуры - Министерство культуры РФ, обладавшее раньше монополией в рассматриваемой сфере, и реорганизованный Федеральный фонд поддержки отечественной кинематографии. В распоряжении Минкульта в 2010 году находится около 850 миллионов рублей, а у новообразованного Фонда - 2,8 миллиарда.

Причем, что интересно, сам Фонд заявленными средствами не распоряжается, а лишь подает соответствующую заявку в Министерство культуры, которое к тому же контролирует процесс использования государственных средств. Хотя, с другой стороны, возможность вмешательства чиновников из Минкульта в деятельность Фонда минимизирована за счет предоставления максимума прав в управлении новоявленной организацией попечительскому совету.

Итак, каким именно образом российские чиновники намерены усложнением финансовых операций на федеральном уровне поднять с колен российский кинематограф? Все до банальности просто - основная масса денежных вливаний (те самые 2,8 миллиарда рублей) придется на "финансовое обеспечение расходов, связанных с производством, прокатом, показом и продвижением художественных полнометражных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства".

Если сказать проще - государство отныне ориентируется на коммерчески выгодные (а соответственно - крупномасштабные) фильмы, способные "сделать кассу" на внутреннем отечественном кинорынке. В итоге, деньги достанутся тем компаниям (именно компаниям, а не фильмам), которые уже зарекомендовали себя на отечественном кинорынке (например, "Централ Партнершип"), что позволяет предположить, что уже скоро вся модель российского кино будет представлять собой своеобразый "Голливуд", скроенный по отечественным меркам.

За счет остальных 850 миллионов в 2010 году будет развиваться документальное, анимационное, детское и некоммерческое кино. Такой резкий поворот в сторону рынка, как считают ряд экспертов, попросту убьет некоторые сферы киноиндустрии, в том числе мультипликацию. Так, в феврале 2010 года аниматоры направили открытое письмо Д.А. Медведеву и В.В. Путину с опасением, что в текущем году "наступит крах целой отрасли кинематографа - российской анимации".

Такой пессимизм абсолютно оправдан. Если посмотреть на программу уже упоминаемого нами ранее Открытого фестиваля анимационного кино, то окажется, что подавляющее количество работ, представленных на нем, - это короткометражки, обладающие нулевым коммерческим потенциалом и требующие огромного количества времени на производство. Так, что если даже найдется продюсер, готовый к продвижению российской мульт-продукции, то "вылет в трубу", причем за очень короткие сроки, ему обеспечен.

Сокращение финансирования "остального кино" (по сравнению с прошлым годом - в 2 раза), без сомнения, скажется и на российском арт-хаусе, который, к данному моменту, свой фестивальный потенциал не исчерпал. Пример тому, "Серебряный медведь" Берлинале, доставшийся фильму Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", права на телетрансляцию которого уже приобрел государственный телеканал "Россия". А о таких "долгоиграющий" проектах, как, например, "Трудно быть богом" Алексея Германа, в последствии просто можно будет забыть.

Перспектива, если честно, вырисовывается удручающая. Будут похоронены целые направления в кинематографе, причем, всенародного успеха и золотых бокс-офисов грядущим отечественным блокбастерам, снятым на государственные деньги, никто не обещает. Так что, "новым Тарковским" теперь придется здорово экономить - государству кино как искусство, очевидно, не по карману.

Автор: Александр Поляков



Всего комментариев: 10
JOGY (Зритель), постов: 428
19 марта 2010, 18:25
Аватарка пользователя JOGY
Больше 14 лет на сайте
14
Российский кинематограф оживет, когда рак на горе свистнет!!!

Хипач (Зритель), постов: 174
18 марта 2010, 11:04
Аватарка пользователя Хипач
Больше 14 лет на сайте
14
Государству кино как искусство, очевидно, не по карману... Да давно пора было прикрыть эту богадельню, может количество непризнаных эстетствующих "гениев" (снимающих муть которую посмотрят максимум один человек из 100000) теперь сократится и появится больше режисёров способных снимать действительно интересные для зрителей фильмы...

Sara (Зритель), постов: 72
15 марта 2010, 17:40
Аватарка пользователя Sara
Больше 14 лет на сайте
14
karkaty писал(а) 15 марта 2010, 14:19
Качество у них правда хорошее, и есть очень достойные режиссеры и в больших дорогих проектах, и в дремучем арт-хаусе. ...
полностью согласна)))

karkaty (Киноман), постов: 612
15 марта 2010, 14:19
Аватарка пользователя karkaty
AleX писал(а) 15 марта 2010, 12:14
Только вот в Китае с киноиндустрией похоже всё в порядке. Снимается масса исторического кино очень высокого качества.
Качество у них правда хорошее, и есть очень достойные режиссеры и в больших дорогих проектах, и в дремучем арт-хаусе. Но у них все-таки и государственная идея за этим стоит, и государственная мощь, а не так, как... сами знаете где, где только и задачи, что своим пацанам из бюджета бабла отписать((

Chiko (Новичок), постов: 0
15 марта 2010, 14:14
AleX писал(а) 15 марта 2010, 12:14
Только вот в Китае с киноиндустрией похоже всё в порядке. Снимается масса исторического кино очень высокого качества.
Качество их кино очень сомнительное.
Когда Голливуд создавался он взял передовую в то время драматургию по Станиславскому и добавил туда зрелищности и действия.
Китайцы увидели в голливудском кино лишь экшн, не понимая основ драмы, - вышло все что-то цветное, бегающее, летающее, стреляющее, - но смотреть не хочется. Имхо.


AleX (Критик), постов: 8898
15 марта 2010, 12:14
Аватарка пользователя AleX
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Только вот в Китае с киноиндустрией похоже всё в порядке. Снимается масса исторического кино очень высокого качества.

AleX (Критик), постов: 8898
15 марта 2010, 12:06
Аватарка пользователя AleX
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Мне наша киноидустрия напоминает китайскую фабрику- работает куча народа , а продукция полное гуано.

Kostya86 (Критик), постов: 1435
15 марта 2010, 1:53
Аватарка пользователя Kostya86
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
И вообще, я считаю, что не надо копировать зарубежные комиксы в наш кинематограф: это не приживется. Черная Молния это классно доказала!!!
Что делать, спросите вы! Не знаю, ждать, надеяться, верить, что когда-нибудь для начала изменится наш менталитет, а потом уж будем выращивать своих Кэмеронов и Спилбергов. Как? Это уже совсем другая история!

Kostya86 (Критик), постов: 1435
15 марта 2010, 1:49
Аватарка пользователя Kostya86
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Sky Lynx писал(а) 14 марта 2010, 23:17
Как говорят умные люди, в том числе в интервью телепередаче "Индустрия Кино", наш кинематограф так и будет ...
Золотые слова!

Sky Lynx (Зритель), постов: 141
14 марта 2010, 23:17
Аватарка пользователя Sky Lynx
Больше 14 лет на сайте
14
Как говорят умные люди, в том числе в интервью телепередаче "Индустрия Кино", наш кинематограф так и будет в упадке, пока фильмы не будут по-настоящему коммерческие. Государственные деньги опять улетят в трубу, в карманы толстых заевшихся продюсеров, которые будут искать лишь форматные вещи для хоть какой-нибудь кассы. А тем временем креативные идеи так и будут прозябать в небытии, потому именно предпринимать никто ничего не захочет.

Как раз "зарекомендовавших" себя товарищей и надо гнать из нашего кино и вообще индустрии медиа, ибо они за последние годы "урекомендовали" просто своим прогрессом.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды