Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Утомленные солнцем 2: Предстояние". Байки о войне

Попавшему в концлагерь бывшему комдиву Котову удается выжить, и после начала войны он оказывается в штрафбате. В 1943-м тоже выжившего в ванне со вскрытыми венами Митю Арсентьева вызывает Сталин и приказывает найти на фронте Котова и передать ему некую секретную папку. Самый обсуждаемый отечественный кинематографист Никита Михалков представляет свой высокобюджетный долгострой, объявленный "великим" еще до выхода - первую часть дилогии "Утомленные солнцем 2" про бытовую сторону войны.


Действительно велик в картине только хронометраж - при трехчасовой продолжительности "Утомленные солнцем 2" безбожно затянуты. Со всем остальным заметно хуже - "Предстояние" не стало ни российским "Спасти рядового Райана", ни сколько-нибудь цельной историей про человеческие характеры, а свелось к набору зарисовок о войне, скрепленных вместе грубо сколоченными сюжетными рамками.


Похожее впечатление в свое время произвел фильм Оливера Стоуна "Александр" - как и в нем, в "Предстоянии" повествование построено по принципу "А еще вот такой был случай". Сюжет скачет во времени туда-сюда - из 1941 года в 1943-й и обратно; чекист Арсентьев ездит по фронту и словно собирает фольклор про Котова: вот он выжил под гусеницей танка, вот отшлепал пленного немца, вот отказался покидать штрафбат после двух ранений.


По ходу рассказываемых баек на экране возникает туча второстепенных персонажей - как с нашей, так и с немецкой стороны - за обрисовкой которых у Михалкова не остается времени на главных героев (несмотря на поистине эпическую продолжительность фильма). Нет не то что раскрытия характеров - ни один из основных героев даже связной истории не получает: лишь набор фактов биографии, как в трудовой книжке.


Большинство второстепенных героев в фильме, кстати, почему-то изъясняется многословными типично михалковскими монологами с его же проникновенными нотками в голосе. Подобные монологи особенно странно звучат в устах суровых, огрубевших в боях фронтовиков вроде командира штрафного батальона - выдавая театральную фальшивость.


С "правдивым изображением войны" тоже плохо: Михалков провалил всю батальную часть фильма. В этом уже просматривается закономерность: у искусных режиссеров, ставящих мощные картины о характерах, почему-то совершенно не получается снимать батальные сцены.


Михалкову очень хотелось превзойти "Райана" и "Перл-Харбор" - но вместо этого у него получилась рыхлая суета со стрельбой, как у Клинта Иствуда в дилогии "Флаги наших отцов" и "Письма с Иводзимы", и невыносимо позорные сцены с тонущей баржей и компьютерными немецкими самолетами.


Михалков хотел крутую и жесткую перестрелку и рукопашную в тумане, как в "Тонкой красной линии" - но вместо этого у него вся сцена боя погрязла в дыму, как у Оливера Стоуна - битва про Гавгамелах в фильме "Александр".

Из трехчасового "Предстояния" выделяется лишь один мощный эпизод про штрафбат, отражающий атаку немецких танков вместе с юнцами - кремлевскими курсантами ("Цвет нации - от 183 сантиметров роста!"). Вспышки выстрелов в тумане выглядят страшно и красиво; а пока идет подготовка к бою и, после, - поле трупов заметает снег, на сердце делается горячо и горько.

В целом "Предстояние" рискует повторить "славу" "Обитаемого острова" Федора Бондарчука: огромный бюджет, высокая планка ожиданий - и в итоге одна-единственная мощная сцена танковой атаки на весь фильм. Нарезка кадров из "Утомленных солнцем 3: Цитадель", показанная перед титрами "Предстояния", тоже ничего хорошего не обещает - в ней не было ни одного эффектного боевого эпизода.

Русские, да и немцы тоже, в "Утомленных солнцем 2" зачем-то выставлены настоящими уродами. Спасибо, Никита Сергеевич, что поведали правду о войне: оказывается, немецкие летчики были полоумными придурками, наши бойцы штыком атаковали танки, а саперы взрывали мосты со своими же отступающими войсками. А мы-то думали, они были героями.

"Предстояние" собирались показывать на больших экранах на Красной площади в день победы, но потом отменили показ - побоялись оскорбить чувства ветеранов. Так в чем же правда фильма о войне, если он может оскорбить настоящих фронтовиков?

От "Утомленных солнцем 2" ждали исторической драматики, психологической пронзительности и огромной, пробивающей сердца, художественной силы. Досадно и обидно теперь, что фильм не только не превзошел уровень первой части, но даже вообще очень слабо связан с теми, первыми "Утомленными солнцем". Михалков хотел новым фильмом показать, что вторую мировую войну выиграл не Том Хэнкс - но пока получается, что выиграл все-таки он.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов

24.04.2010
Предлагаем почитать также:



Всего комментариев: 17
Horryson (), постов: 6
23 октября 2010, 0:47
Аватарка пользователя Horryson
Больше 8 лет на сайте
8
Извините, но это художественный фильм, а не документальная хроника. В нём больше уделено внимания истории комдива Котова, а не событиям 39 года и эпизодам воны с Финляндией. Как патриот, я горжусь военной историей нашей России. И то, что на 2й мировой наших дедов погибло больше 20 миллионов очень волнует меня. Но неужели по-вашему 20 миллионов - это крохи, это не "пушечное мясо"?! Еще раз повторюсь, хроника и кино - совершенно разные понятия. Как хроника, "Предстояние" совсем не идеально. Как кино, по крайней мере для меня, это очень хорошая работа.

kukliatka (), постов: 8
16 мая 2010, 7:00
Аватарка пользователя kukliatka
Теперь все снимают под Голливуд, но только Михалков это умеет. Профессионал,ничего не скажешь.Только Голливуд хорош,когда это Голливуд,а не Россия. "Раба любви" - шедевр,а "УС-2" мазня под пиво,но качественная,этого не отнять.

NightBringer (Критик), постов: 2631
27 апреля 2010, 18:29
Аватарка пользователя NightBringer
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Про фильм не спорю, т.к. не смотрел.
Извиняюсь, т.к. не прочитал полную версию статьи Пучкова. Но говорил я более обобщённо, не только о критике Утомлённых солнцем.

NightBringer (Критик), постов: 2631
27 апреля 2010, 12:25
Аватарка пользователя NightBringer
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Строго говоря, если бы ваши предки были такими, какими их здесь описали Россия бы сейчас была "Западной Швабрией", к примеру. Этот гоблин кроме критики и пародий на фильмы по сути ничего и сделать то не может - много полезного, не правда ли?
Стоит конечно оговориться, что план Гитлера по захвату России (а уж тем более мира) был изначально провальным.

JOGY (Зритель), постов: 428
26 апреля 2010, 18:17
Аватарка пользователя JOGY
Больше 8 лет на сайте
8
В России фильмы, которые снимаются для кассы, не добиваются успеха; а те кто снимают по приколу, типа - что получится, то получится - взлетают на вершины))) Или как?

Галчёнок (Киноман), постов: 5692
25 апреля 2010, 22:31
Аватарка пользователя Галчёнок
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Спасибо, до свидания..)))))

Галчёнок (Киноман), постов: 5692
25 апреля 2010, 22:22
Аватарка пользователя Галчёнок
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Спасибо за объяснения....я и не спорила, а просто удивлялась
что такое возможно, вот и написала о неправдоподобности.....)))
Ну раз есть факты, то значит ещё сильней приходится удивляться о том, что из такой "мясорубки" кто то вобще выжил...))))

A L I E N (Киноман), постов: 808
25 апреля 2010, 21:44
Аватарка пользователя A L I E N
Больше 8 лет на сайте
8
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
С фактами не поспоришь)))))))

Галчёнок (Киноман), постов: 5692
25 апреля 2010, 21:14
Аватарка пользователя Галчёнок
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Ещё раз хочу вам сказать, что вы всё же не внимательно прочли мой пост....Далеко не каждый знает реальные события, происходившие на пляже Омаха, и я в том числе...)))
..... при таком обстреле, выжить просто не реально.....вот и всё, что я имела ввиду , написав слово --- "неправдоподобность"......

Галчёнок (Киноман), постов: 5692
25 апреля 2010, 21:08
Аватарка пользователя Галчёнок
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
brune писал(а) 25 апреля 2010, 21:05
К сожалению, это было реально. Спилберг как раз все воссоздал с документальной точностью.
Понятно...))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.
 


Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Касабланка
Год выхода: 1942
Страна: США
Жанр:драма, мелодрама
Режиссер:Майкл Кертиц
В главных ролях:Хамфри Богарт, Ингрид Бергман
Портал "Новости кино" присуждает награды за самые худшие достижения в кино
Самые обсуждаемые материалы
"Видоизмененный углерод", "Мистер Мерседес", "Доктор Кто"
Комментарии (169)
Кассовые сборы фильма DC превысили 100 миллионов долларов
Комментарии (126)
Американская Киноакадемия представила длинный список номинантов
Комментарии (124)
Портал "Новости кино" проведет грандиозный розыгрыш призов
Комментарии (218)
Портал "Новости Кино" представляет интернет-магазин
Комментарии (314)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз