px

ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм "Призраки Гойи"

ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Призраки Гойи
Разобравшись в сложных отношениях семейства Клингенфельдов во время проведения торжества, наш специальный отдел "ОгласКА", созданный для исследования и изучения малоизвестного, взялся за новый проект, новое дело. В этот раз, из архива были подняты материалы проекта Милоша Формана "Призраки Гойи", датированные 2006 годом. Отвергнутый в своё время многими критиками, но при этом номинированный на премию "Сатурн" в категории "Лучший иностранный фильм" проект был отдан в руки наших кинодетективов: Constance, MiB, Stefa, Scream 4, brune, George и TREADSTONE. Несмотря на трудности и внезапные обстоятельства, которые всё время возникали на пути, они изучили имеющиеся материалы, провели собственное расследование. После долгих раздумий, споров и, возможно, выпитого вина наша команда решила поделиться своим мнением и мыслями о деле тринадцатилетней давности.

brune
Историческая драма Милоша Формана "Призраки Гойи" написана красочными мазками - обо всем понемногу. Тут вам и Испания конца 18-го - начала 19-го века со святой инквизицией во всей красе, и наполеоновская "освободительная" кампания, и знакомство со знаменитым испанским живописцем Франсиско Гойя, старавшимся запечатлеть в своих работах срез эпохи. Помимо прочего, в фильме явно прослеживаются переживания самого Формана, эмигрировавшего в США в 1968 году и возлагавшего на страну обетованную большие надежды, которые, собственно, оправдались. По крайней мере, творческие. Занятно, однако, что в своей картине начать жизнь с чистого листа он предлагает представительницам древнейшей профессии. Неужели художник и блудница уравнивают чаши весов – оба готовы служить тем, кто больше заплатит?

На мой взгляд, фильм получился таким, словно его делали вместе мастер и его подмастерье. Любопытно, что в самой картине есть замечательная сцена, демонстрирующая процесс изготовления гравюры. Главную работу выполняет сам художник, а уж на подхвате снуют толковые помощники. Так и в "Призраках Гойи" есть совершенно потрясающие отрывки. Например, званый обед в доме купца Томазо Бельбатуа, на который приглашен отец Лоренцо, или мизансцена в королевском дворце, когда Гойя представляет королевской чете написанный им портрет Ее Королевского Величества. А еще открытые французами двери церковных казематов, из которых в числе прочих, щурясь на свет, выходит главная героиня, или же финальная сцена с ее же участием.

Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм

Однако при всех плюсах отдельных сцен, сюжет во второй половине фильма развивается как в посредственной мелодраме – главным участникам то хватает, то не хватает доли секунды для благополучной развязки. Такая тональность скорее подходит фильмам более легкого жанра. Не вполне соответствует и созданный Стелланом Скарсгардом образ Гойи с его офортами Капричос, показанными в открывающей сцене. Вряд ли слегка наивный и нерешительный человек, каким видится Гойя в начале истории, смог бы создать такие смелые и обличающие церковников сатирические работы. Пусть бы он так и остался невольным свидетелем и очевидцем, летописцем и заложником тех непростых времен. Конечно, это никак не умоляет прекрасную игру самого Скарсгарда.

О потрясающем гриме и актерских работах Натали Портман и Хавьера Бардема, уверена, напишут многие. Рекомендую фильм тем, кто принимает счастье и благополучие как данность, не задумывается о ценности простых человеческих радостей.

Scream 4
Вероятно, у человека не особо религиозного данный фильм по большей части будет вызывать жжение в определенных частях тела. Собственно, что и произошло с автором данных строк. Трудно переваривать всю дикость, жестокость и грязь происходящую на экране, но такова действительность, и с перенесением ее на экран Милош Форман справился как нельзя достойно, при этом совсем не оставляя никаких шансов зрителю на светлый и жизнеутверждающий финал истории. Что же касается самого Гойи, то фильм не старается сосредоточиться на нем, для этого ему не хватает большого количества каких-то личных деталей, он лишь выполняет установленные для него функции, но это и не столь важно, ведь фильм затрагивает куда более острые и животрепещущие темы, которые с большим успехом помогает раскрыть главная тройка актеров, перевоплотившаяся во второй половине фильма до неузнаваемости, кто-то в плане характера, а кто-то внешне.

Constance
Не самый мой любимый фильм Формана. Не потому, что считаю его слабым, чтобы не сказать случайно "конформным" или "старческим", умудрено старческим! Хотя толика того и другого здесь есть. А потому что он более безличный, чем привычный Форман, здесь меньше энергии, фарса, бурлеска, иронии, дерзости, меньше формановской универсальности, которую заменила философическая медитативность и взгляд со стороны. Но не стоит отказывать ленте в знаковости — ведь это фактически последний фильм режиссера. Гойя нужен Форману больше как наблюдатель, в меньшей степени участник событий; собственно, Гойя и считается первым репортером в мире благодаря своим военным рисункам, серии офортов "Бедствия войны" и т.д. Именно это и восхищает в нем Формана: "Ему удалось выжить и донести до нас свои великолепные работы именно потому, что он был трусом, самым храбрым трусом своего времени. Но гениям позволено быть трусами! Гойя старался угодить всем, чтобы его не трогали и давали спокойно рисовать" (из интервью). Эта медитативность и взгляд со стороны роднит ленту с фильмами Питера Гринуэя.

Гойя лишь повод для картины, повод, с которым Форман познакомился, только приступив к работе над проектом. Это не тот темпераментный испанец, который покорил герцогиню Альбу, но тихий немощный старик (неизлечимая глухота стала следствием паралича), обладающий нордически выдержанным темпераментом шведа Стеллана Скарсгарда. В картине об Испании, впрочем, и вообще мало испанских актеров - король Карлос IV американец, главный Инквизитор француз, а муза Гойи и яблоко раздора в сюжете - израильтянка Натали Портман, попавшая в фильм благодаря внешнему сходству с натурщицей одной из картин Гойи ("Молочница из Бордо"), замеченному Форманом.

Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм

Центральная фигура истории по смыслу, самая сочная драматургически, неизменно в гуще череды событий - брат Лоренцо (Хавьер Бардем), чудовище не без обаяния, натура зыбкая и переменчивая, гремучая смесь противоположных качеств: религиозный фанатик и конформист на ниве любого режима; ханжа, но не лишенный известной дерзости, доходящей до храбрости; флегматик по манере поведения, вплоть до деревянной невозмутимости, и крайне беспокойная неудовлетворенная натура по сути; обладатель неистовой несклоняемости и выживаемости, упругого и настойчивого умения обыгрывать судьбу, который внезапно становится безразличен к собственной персоне в финале. Его отношение к Инес движимо дьявольской похотью/искушением, но в то же время физический контакт с ней для него как прикосновение к святыне, очищение и отпущение грехов. В ленте удачно сплетаются сюжетные ниточки (французский сценарист Жан-Клод Карьер настоящий гуру сценарного дела, как и британец Том Стоппард).

Предпоследняя сцена казни поставлена как живописный коллективный панорамный портрет, напоминающий о фресках Микеланджело или алтарных триптихах Босха, в которой сводятся вместе все мотивы и персонажи истории - Гойя, его муза Инес, она же жертва инквизиции и похоти Лоренцо, Лоренцо в шутовском колпаке в буквальном и переносном смысле, наконец, дочь Инес Алисия. У каждого свое место и свой "уровень" - дворцовый балкон, с высоты которого взирает на эшафот знать и чья-то новая "муза" (проще - содержанка) Алисия; толпа любопытствующих, из низов которой Инес и Гойя взирают на эшафот; сам ожидающий казни Лоренцо, с эшафота обозревающий напоследок одновременно все и всех. И так же очаровательно тиха, как закат, последняя сцена с кладбищенской повозкой в сопровождении мученицы Инес, за которой на изрядном отдалении плетется старый и глухой художник.

В сущности, картина не только историческое и политическое полотно как параллель с современностью. Форман, немало переживший на своем веку, безусловно отождествляет себя со старым уставшим Мастером-непротивленцем и созерцателем, и именно в этом смысле лента биографическая и своего рода исповедь, метафора собственной жизни и "приближение" собственного конца. Он вместе с Гойей познал всю призрачность этого мира - смена режимов, милость сильных мира сего, иллюзия надежности, искушение благополучием, потеря близких, хрупкость семейных уз; осталась только одна реальность - ангельская красота невинной девы, растоптанная, но возродившаяся вновь из пепла в ее дочери, в самом сердце тьмы, дьявольщины, греха, боли и страданий. Красота как мерило "морального добра" в мире.

MiB
Несмотря на то, что фильм носит название "Призраки Гойи", отсылая нас к реально существовавшей персоне - испанскому художнику Франсиско Гойя, биографическим тем не менее его не назовешь. Более того, повествование не сосредотачивается на каком-то конкретном герое, а плавно перетекает от одного действующего лица к другому, вращаясь таким образом в основном между тремя персонажами: Гойя, Инес и Лоренцо. Каждый из них, казалось бы, живет той жизнью, которая их вполне устраивает, но, как это порою бывает, все меняется. Жаль, что в не самую приятную сторону, заставляя героев "переродиться" и приспособиться к новой жизни.

Лента Милоша Формана не та, что понравится миллионам, и не та, которую можно пересматривать раз за разом. Она наваливается на зрителя, словно мешки с цементом на спину, а мешки вовсе не из легких. Однако заложено в ней намного больше, чем кажется на первый взгляд. Главное, не сбросить тяжкий "груз" на половине пути и дойти до финала. Сгорит ли зло, запечатленное на холстах, если их сжечь? Так ли непоколебима вера под натиском физической боли? Оправдана ли излишняя жесткость церкви, лишь больше ставящая сомнения по поводу справедливого суда над провинившимися? Можно ли переступить через свои принципы в попытке угодить "верхам"? Да и вообще, на что готовы близкие люди ради своих любимых? И это только малая часть, зарытая в "двухчастной" картине.

Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм Кадры к статье ОгласКА. Рецензия Киноакадемии на фильм

"Призраки Гойи" не имели бы и малейшего шарма, не будь у него крепкого оплота в виде актерского состава. И если "перебежчик" Бардем и "спаситель" Скарсгард просто хороши, то Портман выдала превосходное воплощение сначала музы, затем жертвы и, напоследок, сумасшедшей матери в неудачных поисках своего дитя, которое может быть даже и не существует вовсе. Она по-хорошему ужасна и притягательно отталкивающая, благодаря мастерской работе гримеров и костюмеров, чья работа была по достоинству оценена профессионалами в этой сфере.

Главный посыл фильма уловить достаточно сложно, оправдать его существование тоже. Но не уделить ему внимания, раз уже на него наткнулись, никак нельзя, потому что просмотра он заслуживает в полной мере, хотя бы ради актеров и того, что они творят на экране.

TREADSTONE
Иногда простые слова, догадки и слухи могут разрушить целую жизнь. Настолько, что ничего уже не исправить. К таким мыслям приходишь после ознакомления с этим непростым делом, то есть, фильмом. Хоть времена инквизиции давно прошли, но жестокость людей, их необразованность и слепая вера все еще процветает. Достаточно вспомнить недавние обвинения в домогательствах известных лиц, чтобы понять, что и современное общество готово слепо следовать эмоциям и уничтожать жизнь тех, кого кто-то посчитал "не таким". Можно долго и в очередной раз говорить о персонажах и их значении в этой истории, но я же пойду другим путем.

Хочу заострить внимание на другом. На том, о чем фильм говорит без громких слов: "Что имеет настоящую ценность". И действительно, что? Древние писания, убеждения, территория, вера, титул или может все-таки жизнь каждого живущего в данный момент? Не общества в целом, а именно человека. Независимо от того, какого вероисповедания он, цвета кожи и ест ли свинину. Сложный вопрос, хотя ответ по мне очевиден, но как показывает фильм и наша история в целом, многие забывают о ценности жизни, прикрывшись мнимой "правдой", которая, между прочим, у каждого своя. Поэтому готовы растерзать других, так как те целуют не те иконы. И как представители церкви в фильме Формана, эти многие не особо задумываются над тем, какой жизни они лишают кого-то своим решением. "Призраки Гойи" о борьбе за жизнь. За свою, за чужую. О попытке вернуть жизнь тому, у кого ее отняли, просто прислушавшись к мнению со стороны. И в какой-то момент, зритель становится персонажем Скарсгарда, сторонним наблюдателем, которому не остается более ничего, как просто наблюдать за происходящим безумием.

Stefa
Хоть название фильма и содержит в себе фамилию великого художника Франциско Гойи, все же его нельзя назвать главным персонажем всей истории. Куда большее значение для восприятия действительности имеют место его муза Инесс, брат Лоренцо и само время, которое поражает своей жестокостью, алчностью и тщеславием. Фигура художника связывает это все, служит неким фоном. Испания 1772 год, инквизиция не щадит никого, "праведный" гнев, убийства и бесчинства. Тяжелый маховик безжалостно пройдется по "героям", изменяя и уничтожая их суть, но также даруя возможность приспособиться к действительности хаоса, волна которого накрыла человечество с головой.

Что можно ждать от режиссера культовых лент "Пролетая над гнездом кукушки" и "Человек на Луне"? Риторический вопрос, отвечать не нужно. Милош Форман (скончался в 2018 году) в свойственной ему манере смотрит на этот мир через призму кроваво-красного цвета, обнажая все пороки, что были свойственны людям 250 лет назад, и что не искорены и по сей день, а некоторые и вовсе окрепли, стали вполне обыденными.

"Призраки Гойи" - великолепное, высокохудожественное полотно, с отличной операторской работой и актерской игрой. Оно не пытается скрыть правду, не выпячивает неприглядные моменты вперед. На мой взгляд, сейчас люди куда более жестоки, чем тогда. Пусть вас не смущает столь громкий провал, фильм вышел не в то время, более того оно для него еще не наступило. Остается только ждать, а пока есть повод задуматься.

22.04.2019
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.


Всего комментариев: 24
Stefa (Киноакадемик), постов: 21807
23 апреля 2019, 12:28
Аватарка пользователя Stefa
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 23 апреля 2019, 10:32
Твой фильм?))
Это секрет, секрет секретный!;)

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25312
23 апреля 2019, 10:32
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
CheChen писал(а) 23 апреля 2019, 9:31
Задел меня фильм в своё время
Твой фильм?))

CheChen (Киноакадемик), постов: 17836
23 апреля 2019, 9:31
Аватарка пользователя CheChen
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Задел меня фильм в своё время

Stefa (Киноакадемик), постов: 21807
23 апреля 2019, 5:28
Аватарка пользователя Stefa
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 23 апреля 2019, 5:12
По определенным обстоятельствам, он не успел написать своё мнение, но принимал участие в разработке и формировании ...
Это куратор куратора?!;)

TREADSTONE (Критик), постов: 23444
23 апреля 2019, 5:12
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Angelina писал(а) 23 апреля 2019, 0:42
А где George? Он же указан в "расследовании". Или просто его имя пропущено в тексте.
По определенным обстоятельствам, он не успел написать своё мнение, но принимал участие в разработке и формировании текста, поэтому указан ) Был нашим,так скажем, главным куратором)


Stefa (Киноакадемик), постов: 21807
23 апреля 2019, 2:27
Аватарка пользователя Stefa
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Сколько мнений, шикарно!;) всем спасибо!;)

George (Киноакадемик), постов: 10520
23 апреля 2019, 1:30
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Angelina писал(а) 23 апреля 2019, 0:42
А где George? Он же указан в "расследовании". Или просто его имя пропущено в тексте.
Я не участвовал в этот раз. Не смог. Но функции кинодетектива с себя не снимаю) Может поэтому и включили по-привычке?!

Angelina (Критик), постов: 17852
23 апреля 2019, 0:42
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
А где George? Он же указан в "расследовании". Или просто его имя пропущено в тексте.

Angelina (Критик), постов: 17852
23 апреля 2019, 0:31
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Восхитительно. Обязательно, обязательно посмотрю!) Спасибо.

MiB (Киноакадемик), постов: 7394
22 апреля 2019, 23:46
Аватарка пользователя MiB
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
brune писал(а) 22 апреля 2019, 23:41
Ну по-человечески, да. А с другой стороны, не очень понятно ( не в курсе, исторический это факт или фантазия Формана, ...
Опасно браться за подобные работы, хоть и платят щедро. Велики риски нарваться на "Голову с плеч!" (Утрирую, разумеется). То, что король и королева "вяленькие" в искусстве, нам неплохо показали)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Годзилла и Конг: Новая империя
Дата выхода: 29 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, приключения, триллер, фантастика
Режиссер:Адам Вингард
В главных ролях:Дэн Стивенс, Ребекка Холл
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
"Сумрачный самурай" был удостоен номинации на премию "Оскар"
Стало известно музыкальное содержание фильма "Джокер 2: Безумие на двоих"
Роль Джульетты Капулетти сыграет малоизвестная черная актриса
Награждения
Наши рекорды