Рецензия к фильму "Начало". Дезертир сна
Ловец снов со стажем Кобб (ДиКаприо) работает извлекателем - ворует идеи из чужого подсознания, пока автор спит. Влиятельный заказчик (Ватанабе) уговаривает его на рискованную авантюру - не украсть, а внедрить в ум своего конкурента разрушительную идею. Кобб берется за дело - но в чужом сне он столкнется не только с противостоящим ему сознанием, но и с болезненными воспоминаниями о событиях, с которыми не может смириться. Маг и кудесник современного кино Кристофер Нолан представляет мозгоизвертывающий сон наяву "Начало" - про тех, кому мало одной реальности.
Нолана всегда занимали тайны человеческой психики. Все его фильмы - будь то снятый наоборот "Помни", или магический "Престиж", или взламывающий этику "Темный рыцарь" - по сути, рассказывают об одном: о том, как причудливо наш ум конструирует мир, который мы воспринимаем.
"Начало" не просто не стало исключением - это настоящая вершина в творчестве Нолана и, я верю, не последняя. Этот фильм сразу по выходу стал классическим и эталонным в жанре про игры разума, и для всех поучаствовавших в фильме артистов большая удача - сыграть в нем.
Картине тоже посчастливилось с артистами. Нолан собрал в "Начало" замечательную команду лицедеев, играющих одинаково классно во сне и наяву. Как и в команде Кобба, каждый исполняет свою роль - стопроцентное попадание в образы.
Джозеф Гордон-Левитт и Том Харди на экране постоянно пикируются и радуют глаз. Эллен Пейдж в роли конструирующей лабиринты-сновидения Ариадны выглядит эдакой Алисой, попавшей в Зазеркалье - передавая некоторую робость перед неизвестным и одновременно - восторг от происходящего. Кен Ватанабе, как всегда, выглядит значительным, Майкл Кейн - несравненнно органичным, а Марийон Котийяр прекрасна в роли видения из снов.
Но всех затмевает Леонардо ДиКаприо в роли Кобба - давно уже ставший серьезным драматическим актером и уверенно идущий к собственной оскаровской статуэтке. ДиКаприо показывает настоящий класс, заставляя изо всех душевных сопереживать своему герою и вместе с ним сомневаться - проснулся ты или все еще спишь - сверяясь с металлической юлой.
Сон на английском звучит как `dream` - и это слово еще означает мечту. Грезы - старая метафора для голливудского кино, и к "Началу" она относится как нельзя лучше: фильм погружает в мир грез, и основное его действие - это сны. И из этого двойного сна не хочется просыпаться - даже когда в голове зазвучит музыка на титрах.
"Начало" - драматическое кино с вывертом, и большую часть времени в нем не до смеха. Есть лишь несколько шуток в узловых моментах, которые работают как заземление в электросистемах - позволяют через смех сбросить накопленное напряжение. Однако в фильме много скрытой иронии - ДиКаприо в одном из снов тонет, команда актеров разбросана по уровням сна в соответствии с уровнем лицедейства: Гордон-Левитт застревает на втором, а остальные идут глубже - и прочие прелести.
Несмотря на сто пятьдесят минут, "Начало" - удивительно цельная лента, предельно сконцентрированная по событиям. От экрана буквально не оторваться - тебя словно подключают к чемоданчику, транслирующему сконструированное сновиденье. А кто из вас пробовал сам прервать собственный сон?
"Начало" раскручивается, как металлическая юла - но не замедляя, а, наоборот, убыстряя свое вращение. В финале нас ждет самый, пожалуй, длинный в истории кино катарсис, за время которого во сне успевает случится отдельный фильм.
Многие отличные фильмы в наше время испорчены концовками - начав художественную игру, большинство авторов теряют нить и забредают куда-то не туда. "Начало", похоже, станет одним из главных фильмов десятилетия, потому что идеально скроено и знает, чем закончить. Фильм Нолана преподносит эффектнейший финал, который ставит подножку твоему мироощущению.
Кино будут упрекать, что оно - конструкция ума, хотя играет на поле, традиционно отводимом для образов: большая часть "Начала" происходит не просто во сне, а в самой глубине подсознания, и любой на месте Нолана уже фонтанировал бы безумной символистикой. Но Нолан затеял всю эту многоходовку с внедрением идеи в чужой мозг не потому, что хотел поразить воображение - для этого фильм слишком реален - а чтобы кое-что вырастить у тебя в уме.
Виртуозная конструкция "Начала" порой даже пугает - когда ловишь картину за рукав подозрением, что внедрение - не в фильме, а сам фильм. Нолан, как опытный фокусник, завораживает внимание невероятной дуэлью в коридоре со смещенной гравитацией, заворачивающимся в ролл городом и взрывающимися книжными лавками - а сам ловко вертит твоим сознанием, протаскивая через него неконкретную идею.
"Идея - самая опасная вещь на свете, потому что вирус" - уяснили мы со слов Кобба - ДиКаприо. Даже крохотное зернышко идеи, попав в мозг, уже не отпустит - и превратится со временем либо в незаменимую опору, либо в смертельную ловушку.
И когда в конце "Начала" все синхронизируется, и все элементы выстроятся, как фигуры на доске, станет ясно, с чего начал Нолан. Мысль про глобальную неутолимость творчества для многих слишком абстрактна - и режиссер выразился яснее и доступнее.
Кино - иллюзия, и, выходя из кинотеатра, мы часто не помним, на что пришли. Иллюзия, в отличие от фантазии, имеет вполне зримые и читаемые пределы. Фильм Нолана бомбой замедленного действия закладывает в головы идею, что кино больше не заканчивается на титрах. Это идеальная по форме и исполнению инъекция фантазии - про то, что когда ты выйдешь из кинотеатра, кино последует за тобой.
Автор: Дмитрий `Римайер`Жигалов
Jenika (Зритель), постов: 100 
25 июля 2010 в 16:12 
 | |
15  | 
Сайто - заказчик, проведший в лимбе много лет и успевший состариться  | 
Галчёнок (Киноман), постов: 5511 
25 июля 2010 в 0:14 
 | |
| 
 | 
Говорю  честно..только сейчас пришла  с  премьеры..И  что  я вам  могу сказать..Мне  фильм  понравился ,но  и  вас  я  поняла..Беру  свои  слова  обратно...и  извиняюсь....была  не  права.  | 
Малдер83 (Зритель), постов: 420 
24 июля 2010 в 22:36 
 | |
| 
 | 
сын отца его матери  | 
karkaty (Киноман), постов: 612 
24 июля 2010 в 19:25 
 | |
| 
 | 
Спасибо Дмитрию за отличную рецензию! Я только сегодня посмотрела фильм и сейчас начинаю знакомиться с текстами рецензий, и пока эта лучшая. В Диминой статье проблематика фильма рассмотрена глубоко, до корней прям, и очень по делу. Даже (придираюсь) не смотря на привычный для отзывов Дмитрия сладкоголосый хвалебный стиль. Я полностью согласна, что Нолан конструирует нечто этапное, значительное, а не только кассово успешный летний блокбастер, хоть, строго говоря, фильм "Начало" и является таковым. Еще раз спасибо Дмитрию за смелый разбор смыслов нового творения Нолана!  | 
Jenika (Зритель), постов: 100 
24 июля 2010 в 18:46 
 | |
| 
 15  | 
Согласна.Я думаю, он не вернулся в реальность. Дети не только не выросли, но еще одеты и играют точно так же, как когда он видел их в последний раз. Кобб словно увидел то, о чем так мечтал в реальности - их лица до его отъезда. И юла, когда настал момент падать вдруг словно получила второе дыхание и продолжила вращение - вечное.  | 
Стася (Киноман), постов: 6738 
24 июля 2010 в 17:56 
 | |
| 
 15  | 
Почему это реальности нет!!
 М/у прочим он проверил сначала юлу и она упала))))  | 
Галчёнок (Киноман), постов: 5511 
24 июля 2010 в 15:11 
 | |
| 
 | 
mr.Michael22.07.2010 23:10 #73634 
 Может я ничего не понимаю в кино..... Вот эти ваши фразы..:)  | 
Стася (Киноман), постов: 6738 
24 июля 2010 в 7:20 
 | |
| 
 15  | 
KinomaNka писал(а) 24 июля 2010 в 6:13 Фильм просто супер. Я почему то раньше вообще никак не воспринимала Ди Каприо, но после этой роли, в корне поменяла ... Ну вот!!
 А некоторые "ненавижу ДиКаприо"....а оказалось совсем наоборот!! Фильм класс!! Даже больше чем Класс:)))))))  | 
KinomaNka (Зритель), постов: 66 
24 июля 2010 в 6:13 
 | |
| 
 16  | 
Фильм просто супер. Я почему то раньше вообще никак не воспринимала Ди Каприо, но после этой роли, в корне поменяла о нем мнение. Актерская игра - супер.
 Кто не ходил - бегом в киношку)), не пожалеете.  | 
Стася (Киноман), постов: 6738 
23 июля 2010 в 19:49 
 | |
| 
 15  | 
Да, титры начались, это как бы она упала)) Она медленней крутиться стала)) Он в реальности!!!  | 
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
| Дата выхода: | 26 ноября 2025 | 
| Страна: | США | 
| Жанр: | детектив, комедия, криминал, мультфильм, приключения | 
| Режиссер: | Джаред Буш | 
| В главных ролях: | Джиннифер Гудвин, Джейсон Бейтман | 
| 1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.1 | 
|---|---|---|
| 2 | Девочка, покорившая время | 8.73 | 
| 3 | Ночи Кабирии | 8.42 | 
| 4 | Эдем | 8.27 | 
| 5 | Порко Россо | 7.83 | 
| 1 | Кончится лето | 7.15 | 
|---|---|---|
| 2 | Финист. Первый богатырь | 6.71 | 
| 3 | Батя 2: Дед | 6.5 | 
| 4 | Последний ронин | 6.5 | 
| 5 | Красный шелк | 6.44 | 
| 1 | Одиссея | 9.53 | 
|---|---|---|
| 2 | Биошок | 9.19 | 
| 3 | Грань будущего 2 | 9.05 | 
| 4 | Дикая банда | 8.89 | 
| 5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 | 
| 1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 | 
|---|---|---|
| 2 | Побег из Шоушенка | 9.46 | 
| 3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 | 
| 4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 | 
| 5 | Форрест Гамп | 9.4 | 
| 1 | Побег из Шоушенка | 9.46 | 
|---|---|---|
| 2 | Крестный отец | 9.17 | 
| 3 | Темный рыцарь | 9.12 | 
| 4 | Крестный отец 2 | 8.96 | 
| 5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 | 
| 1 | Во все тяжкие | 9.46 | 
|---|---|---|
| 2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 | 
| 3 | Игра престолов | 9.27 | 
| 4 | Михайло Ломоносов | 9.25 | 
| 5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |