Анна Каренина
Год выхода: 1967
Страна: СССР
Рейтинг: 8.88 (8 голосов)

Рецензия к фильму "Анна Каренина" от Constance

``Женщина — это винт, на котором все держится``. Памяти Татьяны Самойловой

4 мая ушла из жизни в день своего 80-летия Татьяна Самойлова, замечательная актриса, звезда отечественного кино. Одной из самых памятных стала ее роль в фильме Александра Зархи «Анна Каренина», экранизации одноименного романа Льва Толстого.

Размеренная жизнь Анны, молодой дамы высшего света, супруги высокопоставленного петербургского чиновника Каренина, нарушается случайным знакомством с молодым блестящим офицером Вронским, баловнем судьбы и, выражаясь, современным языком, плейбоем. За знакомством следует страстный роман. Для Вронского этот эпизод игра и норма жизни, одобряемая кодексом высшего света. Анна же, вышедшая замуж в 18 лет без любви и никогда не имевшая опыта романов на стороне, бросается в эти отношения со всем отчаянием своей страстной и бескомпромиссной натуры. Разрешение любовного треугольника муторно и трагично.

Роман Льва Толстого — едва ли не первый образец в литературном жанре дамского романа. Один из любимых романов самого автора, в котором он ценил ``мысль семейную``. Кроме перипетий в семействе Карениных мы знакомимся довольно подробно с семейными неурядицами Стивы Облонского, брата Анны, и матримониальными проблемами Кити Щербацкой, свояченицы Стивы и предыдущей ``жертвы`` Вронского. И коротко, по разговорам, с семейными коллизиями высшего света России того времени вообще, в том числе отношением к адюльтеру: кто-то тщательно хранит свои тайны, кто-то легко закрывает глаза, кто-то благопристойно разрывает отношения, кто-то стреляется на дуэли и проч.. По первому поверхностному впечатлению ``Анна Каренина`` не более чем дамский роман о трагической любви, со второго и последующих взглядов это айсберг и, как минимум, любовно выписанная энциклопедия русской жизни того времени с ее философскими, социальными и моральными проблемами. И нигде более так ясно не высказана мысль, что играть на твердой почве светских условностей может любой слабый игрок; но погружение в омут страстей человеческих требует неординарности, виртуозности и железного самоконтроля.

Попыток экранизировать роман было много, и не один раз еще кто-то захочет припасть к этому источнику. От зарубежных экранизаций Карениной остаются в памяти не столько толстовские страсти, сколько мишура, и сильная мужская доминанта. В фильме с Гретой Гарбо самый цветистый момент — офицерская попойка в полку Вронского, из которой Алексей Вронский (Фредерик Марч) выходит самым главным молодцом: когда все уже в отключке, он еще свеж и готов добавлять. Из фильма с Вивьен Ли хорошо помнится ее осиная талия, а из фильма с Софи Марсо дурацкая и неуместная челка Карениной-Марсо, и даже шарм Шона Бина в роли Вронского на спасает дело. Британская экранизация с Шоном Коннери в роли Вронского была сделана непосредственно перед тем, как Коннери согласился сниматься в Бондиане. Еще в одной экранизации 1985 года Вронского играет Кристофер Рив, исполнитель роли Супермена в одноименной франшизе в 1978, 1980 и 1983 годах. Определенно граф Алексей Кириллович Вронский на западе ассоциируется с неким сверх-мужчиной. Британцам драматургу Тому Стоппарду, гениальному интерпретатору классики, и режиссеру Джо Райту удалось близко подойти если не к букве, то к духу Толстого —большинство их персонажей абсолютно толстовские. Разочаровала экранизация Сергея Соловьева — здесь близость к толстовской букве, в том числе закадровая нарезка текста романа, при наложении на зрительный ряд только подчеркивает известную удаленность от ее духа.

Да, экранизировать классику сложно: такой сгусток мысли, действа и страстей, который являет собой классический роман, и Анна Каренина не исключение, не вместит ни один двух- и даже трех-часовой фильм. И тем не менее Александру Зархи удалось бережно и адекватно перенести на экран всю эту психологически тонкую и эмоционально насыщенную историю. В немалой степени благодаря стопроцентному успеху кастинга, в первую очередь, конечно, выбору Татьяны Самойловой на роль Анны. До этой работы она создала несколько трагически-светлых образов современниц — в военной драме Михаила Калатозова ``Летят журавли`` и его же драме о геологах ``Неотправленное письмо``, менее известный образ советской разведчицы в венгерском фильме ``Альба Регия``.

Анна Самойловой— нежный и веселый ангел с демоническим нутром, который с трудом преодолевает двойственность своей натуры. Триумфальная безупречная изысканная красавица в начале фильма, благовоспитанная жена и любящая мать, мудрая Веста, восстанавливающая разрушенный домашний очаг брата Стивы. Сломленная ``падшая женщина`` в конце, для которой ее внебрачная связь и счастье и позор, чувства к оставленному супругу составляют взрывоопасную смесь уважения и нетерпимости, брезгливости и сочувствия, а безысходность ситуации невыносима. Под определенным прагматичным углом зрения Каренина сломала жизнь двум ``благополучным по рождению`` мужчинам. Однако какое-то время спустя они вернулись на эту самую ``твердую почву светских условностей``, но Толстому скучно было писать о них дальше в отсутствии Анны. Конечно, они уже никогда не были совсем прежними, поскольку Анна помимо душевных страданий дала им минуты волшебного счастья сродни божественной благодати, о которой большинство человечества знает лишь понаслышке. Этой божественной благодатью дарит их талант Татьяны Самойловой. Ей удается воспроизвести истинно толстовскую ауру своей героини вплоть до улыбки, неизменно порхающей от глаз к губам.

Каренин в исполнении Николая Гриценко — хорошо отлаженная машина, моментами злая машина, в которой болезненно в ответ на чрезвычайные обстоятельства прорастает живая жизнь; голос, походка, мимика — шедевр актерского мастерства. Стива Юрия Яковлева — неистребимый жуир, который гонит от себя любые неустройства, страстный жизнелюб и убежденный оптимист. Жажда жизни неутолимая и патологическая неспособность к вранью — семейная черта Облонских, Стивы и Анны. Вронский в исполнении Василия Ланового — баловень света, который сделал опрометчивый ход и теперь вынужден играть в незнакомую ему игру и не утратить при этом чувства собственного достоинства. Его кузина Бетси Тверская в исполнении Майи Плисецкой — воплощенный светский лоск, стиль и легкость праздности. Левин Константина Голдаева деревенский житель и философ, камертон чистоты. Кити Анастасии Вертинской из обиженного наивного ребенка, который видит жизнь сквозь розовые очки, эволюционирует в Мадонну. Щедрость и виртуозность актерской игры, попадание в сердце толстовских образов поразительны.

Очень важный ``персонаж`` атмосфера высшего света, которая складывается из массы деталей даже ``низменного`` свойства: жесты, мимика, выражение эмоций, что допустимо, что исключено — все, что суммируется в понятие ``безупречного и строгого воспитания``, ``хорошего тона``, аристократического блеска и спокойного достоинства. Эта часть экранизации также выполнена с блеском без единой фальшивой ноты, что особенно хорошо заметно в сравнении с экранизацией Сергея Соловьева. Драма разворачивается на фоне музыки Родиона Щедрина, годы спустя Родион Щедрин и Майя Плисецкая участвовали в постановке фильма-балета о Карениной.

Картина — совершенно нетленный шедевр, которым нужно с благоговением наслаждаться, одна из лучших в мире экранизаций классики, сочетание живой жизни, высокого творчества и безупречного вкуса, и галерея звездных актерских работ, в первую очередь Татьяны Самойловой.
Автор: Constance   (всего рецензий: 70, средняя оценка: 9.15)
06.05.2014
Просмотров: 1165
Оценка читателей: 8,27 из 10 (голосов 11)



Всего комментариев: 9
  • Hasanov
  • Киноакадемик
  • Постов: 12234
  • Больше пяти лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
09.05.2014 14:44
#571000
Какой-то переворот в оценках на сайте.

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11019
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
06.05.2014 21:38
#569933
Steve Austin писал(а) 06.05.2014 21:26 #569924
Может быть и так. Хотя, линия Левина мне всё же по душе, а вот всё, что связано с Карениной, отторгается на подсознательном уровне.
Согласна, Лев Толстой написал для нее не лучшую партитуру - слишком все усложнил

06.05.2014 21:26
#569924
Constance писал(а) 06.05.2014 19:38 #569797
Да ладно мрак.)) Там столько изысков литературных - в описаниях персонажей, психологических выкладках И не так витиевато как он иногда умеет
Может быть и так. Хотя, линия Левина мне всё же по душе, а вот всё, что связано с Карениной, отторгается на подсознательном уровне.

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11019
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
06.05.2014 19:38
#569797
Steve Austin писал(а) 06.05.2014 19:32 #569790
Фильм не видел, но как-нибудь посмотрю. Книга - редчайшее чтиво. Не могу дочитать уже около полугода. Заинтересовали лишь эпизоды смерти Николая - брата ...
Да ладно мрак.)) Там столько изысков литературных - в описаниях персонажей, психологических выкладках И не так витиевато как он иногда умеет

06.05.2014 19:32
#569790
Фильм не видел, но как-нибудь посмотрю. Книга - редчайшее чтиво. Не могу дочитать уже около полугода. Заинтересовали лишь эпизоды смерти Николая - брата Константина. Всё остальное - мрак.

  • Demon86
  • Киноман
  • Постов: 2086
06.05.2014 17:09
#569700
HUNTERX писал(а) 06.05.2014 13:25 #569603
Скорее женщина это гайка)
Да. В прямом и переносном смысле

  • HuntGod
  • Критик
  • Постов: 37570
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
06.05.2014 13:25
#569603
Скорее женщина это гайка)

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 11019
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
06.05.2014 10:52
#569551
У меня с Карениной, как собственно толстовской, так и многими экранными, по стечению обстоятельств завязались очень тесные отношения. А прочтение Зархи с Самойловой воспринимаю с трепетом как лучшее что есть в мировом кино

  • brune
  • Зам. Главы Киноакадемии
  • Постов: 17115
  • Больше восьми лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
06.05.2014 08:57
#569506
Роман, как и фильм Зархи читала и смотрела 100 лет назад. Из последнего - Найтли у Райта. Анна Каренина - то произведение, которое на протяжении твоей жизни меняет твое же мнение о героях и ситуации... После Райта пришла мысль перечитать, так руки и не дошли.
Самойлова, конечно, звезда!
Спасибо обеим Татьянам.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Реклама
Лауреат премии Оскар
Полуночный ковбой
Год выхода: 1969
Страна: США
Жанр: драма
Режиссер: Джон Шлезингер
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (20-26 июля)
Дюнкерк 53%
Не жду ничего! 31.6%
Ужас Амитивилля: Пробуждение 4.3%
Безумные соседи 4.3%
Овердрайв 3%
Уедем к чертовой бабушке 2.1%
Заячья школа 1.7%
Ховрино. Блог из преисподней 0%
Мифы 0%
Всего голосов: 234
Голосование проводится
с 19 по 26 июля
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Дюнкерк"
20.07.2017
Пользователи портала "Новости кино" о фильме Кристофера Нолана
Самые обсуждаемые материалы
Warner Bros. заявила два фильма DC на 2020 год
Warner Bros. заявила два фильма DC на 2020 год
Студия обновила прокатные графики своих кинопроектов
В США повесился солист группы Linkin Park
В США повесился солист группы Linkin Park
Честер Беннингтон совершил самоубийство на частной вилле
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Французская пресса уличила "Дюнкерк" в искажении фактов
Кристофер Нолан проигнорировал заслуги французских военнослужащих
Награждения
Наши рекорды