Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Снайпер" от Constance

Мужская работа

Сложно писать о легендах — хочется подобрать не расхожие, не банальные, но адекватные и верные слова. А фильм "Снайпер", безусловно, уникален во многих отношениях и заслуживает верных слов. Американская легенда сам протагонист Крис Кайл, морской пехотинец и самый эффективный снайпер в истории США, служивший в Ираке. Легенда американского и мирового кино режиссер Клинт Иствуд, который и в свои 84 снял не философско-элегическое, но энергичное и мощное кино. Фильм на удивление побил все рекорды национального американского проката, заработав более 300 млн. долларов, будучи по существу авторским кино с умеренным по нынешним меркам бюджетом. Академики оказались не столь щедры, как зрители, и на Оскаровской церемонии 2015 из 5 номинаций — лучший фильм, лучшая мужская роль, лучший адаптированный сценарий, лучший звук, лучший монтаж звука — лента выиграла только одну техническую. А жаль!

Жаль, потому что по своей энергетике, посылу и отношению к жизни картина оставляет далеко позади своих конкурентов. Это фильм о личной ответственности каждого живущего за жизнь на земле, на своем месте, на своем участке фронта. О наших внутренних психологических конфликтах и их сложном преодолении. Попытки приписать авторам превратное истолкование истории войны в Ираке, расстановки политических сил, обвинить их в пренебрежении нюансами общественно-политической жизни Ирака, пренебрежении темой раскола иракского народа на два лагеря, несостоятельны. Это фильм не о политике. Да, без американского флага не обходится и название крупнейшей террористический организации Аль-Каида произносится в фильме не раз, но не по политическим мотивам. Радикальные исламские террористы Аль-Каиды — конкретный зримый противник морпехов, их миссия, объект зачистки и ежедневная кровавая, потная, тяжелая, опасная мужская работа. Вот этой мужской работе, бесконечной изнурительной череде мгновенных ответственных решений и действий ради сохранения человеческих жизней, и людям, ее выполняющим, посвящен фильм.

Рассказ сдержанный по форме, без проамериканского пафоса, ура-патриотизма, по-мужски скупой, но с колоссальным внутренним драйвом и эмоциональной пружиной. Военная часть и батальные сцены не так масштабны, как в военных эпиках, но они дышат почти документальным реализмом и напряжением, последняя военная операция вообще кинематографический эксклюзив. И весь зрительный и звуковой ряд в фильме добротны, если не уникальны, хотя отмечен оскаром 2015 только монтаж звука. Свою ощутимую лепту в работу над проектом вложила постоянная команда Иствуда — оператор Том Стерн, монтажеры Джоэль Кокс и Гари Роач. Равно удачно поданы как камерные внутренние планы, так и панорамные виды, и оптимальный темп кинорассказа. Все это делает "Снайпер" одним из лучших военных фильмов последних лет.

Как бы добротно не была сделана военная часть фильма, это только богатый фон для глубоких психологических исследований личности. До дна донырнули Клинт Иствуд и Брэдли Купер, зрители скорее всего только интуитивно почувствовали эту бездну, но и этого оказалось достаточно для их благодарной признательности. Иствуд и Купер создают психологический профиль элитного военного профессионала, пытаясь ответить на много вопросов: что за люди попадают в элитные войска — особая каста? С особыми импринтами из детства? С особой нервной организацией? Чем они мотивированы — неистребимой внутренней природной агрессией или обостренным чувством справедливости, чувством долга? Как видят границу личной меры ответственности, в том числе в убийстве людей? Каков потенциал их адаптивности? Чем живет их подсознание? Почему кровавая мясорубка войны становится для них почти нормой, более того, наркотиком, а вернуться к обычной гражданской жизни так тяжело?

В части темы "войны-наркотика" фильм продолжает ленту Бигелоу "Повелитель бури" и в своей философии и атмосфере моментами кажется сиквелом ее фильма. Хотя по темпераменту и мироощущению персонажи Джереми Реннера и Купера полные антиподы, первый весь нараспашку, второй скорее вещь в себе, что никак не делает кого-то одного из них убедительнее. Однако "Снайпер" гораздо шире смотрит на вещи. В буквальном и переносном смысле. Сквозь прицел, позволяющий опытному глазу внимательно рассмотреть мелкие детали цели, а, если не закрывать второй глаз, как и привык делать Крис Кайл, то и весь окружающий контекст. Раскадровки с прицелом снайперской винтовки и личная дуэль Кайла и иракского снайпера Мустафы живо напоминают еще один военный фильм "Враг у ворот" (р-р Жан-Жак Анно) — о русском снайпере Василии Зайцеве (Джуд Лоу), отличившемся во время обороны Сталинграда во Второй мировой войне, и его снайперской дуэли с немецким майором Кенигом (Эд Харрис). Картину просто обязаны были снять отечественные кинематографисты, но сняла в 2000 международная команда с участием нескольких русских только в эпизодических ролях.

Не могу не сделать комплимент Клинту Иствуду и его твердой режиссерской руке. Это самая сильная и яркая его работа за последние несколько лет и возвращение к военной теме впервые с 2006 года ("Флаги наших отцов", "Письма с Иводзимы"). При всем обилии подробностей, деталей, жизненных пластов лента остается удивительно монолитной и целостной, жесткой, но не жестокой, деликатной, без намека на морализаторство., никак не предполагающей выжимание слез из зрителя. Клинт до сих пор работает быстро, один-два дубля, для таких тяжелых съемок это, видимо, было особенным благом, и стремительность хорошо ощущается в темпе картины. Как говорит сам Иствуд: "Лучшие свои работы я сделал, когда мне было за шестьдесят, а то и за семьдесят. Такое немногие могут о себе сказать. Думаю, причина тут в том, что я все время учусь. И пока я еще не впал в маразм, у меня нет причин думать, что я на этом остановлюсь." Не останавливайтесь, маэстро!

На плечи исполнителя роли Кайла Брэдли Купера легла беспрецедентная ответственность перед семьей и коллегами Криса Кайла, его легендарной славой, американской общественностью и зрителями по всему миру. У Брэдли имидж гламурного красавчика, который не уберешь в долгий ящик, это в крови. Шарм остался, как и честный открытый взгляд голубых глаз, но преображение и погружение в личность Криса Кайла впечатляют. Набранные 18 кг и напряженные тренировки в поднятии тяжестей, стрельбе из снайперской винтовки и проч. добавили Куперу солидности, вальяжности, неспешности и сдержанности, что хорошо вписывается в стиль ленты. Но за всем этим стоит взрывной темперамент, упрямство и прочий густо адреналиновый коктейль. Убедительны получились у Купера переходы от полной востребованности и деятельной жизни на службе, в адском пекле, к состоянию оцепенения и ощущению собственной ненужности на мирной гражданке.

Самые живые, естественные, не натянутые отношения, забавные диалоги у Криса на протяжении фильма с женой, которую сыграла Сиенна Миллер. Сиенна уже успела побывать женой элитного военного G.I.Joe в "Броске кобры", но то были игры и фэнтази, здесь суровые реалии. У Сиенны и Криса полное взаимопонимание на экране, и дуэт уже успел сняться вместе во вполне гражданской комедии "Адам Джонс" о рестораторах. Миллер тоже девушка гламурная, но замужем за техасским ковбоем, сменившим фермерство на военную работу, ей оказалось вполне комфортно, а в ее игре по мере развития событий заметно нарастает драматическое напряжение.

Можно, наверное, не упоминать, что Иствуд "подхватил" проект из рук Стивена Спилберга, что Брэдли Купер начинал работу над картиной как продюсер и взялся за главную роль, когда от нее отказался Крис Прэтт. Что съемки консультировали коллеги Криса Кайла, живое участие в работе приняла его вдова Тая Кайл, и что ближний круг принял и одобрил картину, воссоздавшую портрет в чем-то рядового американца, который отличался тем не менее особой харизмой и огромным энергетическим потенциалом. И еще раз повторю, фильм "Снайпер"" не о войне в Ираке, это серьезный разговор о жизни, о внутренней войне каждого из нас с собой, растравляемой или сглаживаемой внешними обстоятельствами. Эта тема не имеет этнических, профессиональных или возрастных границ, что делает фильм Клинта Иствуда событием. Выше стропила, плотники!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
07.03.2015
Просмотров: 684
Оценка читателей: 9,07 из 10 (голосов 15)
gif for dzen
Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 24
eneydos (Критик), постов: 2410
9 марта 2015, 17:00
Аватарка пользователя eneydos
Больше 7 лет на сайте
7
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
BADENBADEN писал(а) 7 марта 2015, 20:26
Блин, вот не могу я абстрагироваться от политики. Как можно его прославлять? Вторглись в чужую страну под нелепым предлогом, развалили всё, а он теперь видите ли, легенда. Убийца он. и самого убили. Да, ...
Да, но на то он и Голливуд, чтобы прославлять Штаты и внедрять пресловутые американские ценности.

Skaner353 (Критик), постов: 10824
8 марта 2015, 22:29
Аватарка пользователя Skaner353
Больше 5 лет на сайте
5
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
drakula писал(а) 8 марта 2015, 22:28
337 млн. Первое место.
Ждем халливара завтра.

Сейчас на сайтеdrakula (Критик), постов: 28341
8 марта 2015, 22:28
Аватарка пользователя drakula
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
337 млн. Первое место.

HuntGod (Критик), постов: 42315
8 марта 2015, 20:44
Аватарка пользователя HuntGod
Больше 8 лет на сайте
8
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
brune писал(а) 8 марта 2015, 20:39
Ну ей-богу.... первым делом, первым делом - самолеты, ну а девушки - далее по тексту....
Можно подумать, это открытие какое-то, что у мужчин на первом месте работа/дело, а потом все остальное. И это ...
А понятие "Норма" весьма распространена))

brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 19247
8 марта 2015, 20:39
Аватарка пользователя brune
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HUNTERX писал(а) 8 марта 2015, 20:27
И да)
Разве любящая пара станет долго ждать друг друга в разлуке?)
Здесь очевидны ценности фильма, мужик в первую очередь выбирает работу, а потом семью
И да)
Вспомните, кто кому чаще звонил ...
Ну ей-богу.... первым делом, первым делом - самолеты, ну а девушки - далее по тексту....
Можно подумать, это открытие какое-то, что у мужчин на первом месте работа/дело, а потом все остальное. И это нормально совершенно, ибо будь по-другому, это был бы караул. Просто нормальные мужчины умеют совмещать все в правильных пропорциях...

HuntGod (Критик), постов: 42315
8 марта 2015, 20:27
Аватарка пользователя HuntGod
Больше 8 лет на сайте
8
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
OlegD писал(а) 8 марта 2015, 5:57
Никого он не бросал. Это была в общем его работа. Когда человек с утра до ночи в офисе сидит, это же не значит, что он бросил свою жену и детей страдать дома?:)
И да)
Разве любящая пара станет долго ждать друг друга в разлуке?)
Здесь очевидны ценности фильма, мужик в первую очередь выбирает работу, а потом семью
И да)
Вспомните, кто кому чаще звонил - Жена или Муж,))Это уже сигнал!Такая семья не долго держится
Финал был в пользу главного героя, а так его бы поймали с изменами и вся слава слилась бы в унитаз)))

HuntGod (Критик), постов: 42315
8 марта 2015, 20:05
Аватарка пользователя HuntGod
Больше 8 лет на сайте
8
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
OlegD писал(а) 8 марта 2015, 5:57
Никого он не бросал. Это была в общем его работа. Когда человек с утра до ночи в офисе сидит, это же не значит, что он бросил свою жену и детей страдать дома?:)
Ой да что ты)))
Это сигнал для умной женщины говорит о том, что мужик явно изменяет своей женщине)))

Constance (Киноакадемик Звезда 2017), постов: 12637
8 марта 2015, 14:04
Аватарка пользователя Constance
Больше 5 лет на сайте
5
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
OlegD писал(а) 8 марта 2015, 12:09
Не не не, я не про драматизм в явном виде совсем. Я как раз про то, что глубины фильму не хватило. А не хватило ему глубины (на мой взгляд) потому что Кайла выставили героем и все его поступки героическими. ...
Я бы посмотрела о Кайле сериал - и даже в исполнении Брэдли Купера)) Поддержу тебя в том, что им явно много еще чего есть сказать))

darkwhite (Критик), постов: 23654
8 марта 2015, 12:21
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
OlegD писал(а) 8 марта 2015, 12:09
Не не не, я не про драматизм в явном виде совсем. Я как раз про то, что глубины фильму не хватило. А не хватило ему глубины (на мой взгляд) потому что Кайла выставили героем и все его поступки героическими. ...
"Кайла выставили героем и все его поступки героическими".... ЧИВО?:))) Это вы про то, что он самолично убил ребенка и женщину вместо того чтоб их ну не знаю - обезвредить выстрелив в ногу? А то, как он поступил с жителем городка КОТОРЫЙ ПРИНЯЛ ЕГО КАК ГОСТЯ дал ему еды, а он вместо благодарности пригрозил ему помочь, а иначе он убьет его родню? Тоже героизм?:)) А что насчет того, что он УБИЛ ЕГО после исполнения просьбы? Тоже героизм?:)))

OlegD (Киноакадемик), постов: 10431
8 марта 2015, 12:09
Аватарка пользователя OlegD
Больше 6 лет на сайте
6
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 8 марта 2015, 10:21
Знаешь, чего-чего, а Супермена я в Кайле-Купере никак не увидела. Это история о "винтиках", а не о суперменах. Кайл не политик, не кукловод, это не он "бросает на амбразуры", а его ...
Не не не, я не про драматизм в явном виде совсем. Я как раз про то, что глубины фильму не хватило. А не хватило ему глубины (на мой взгляд) потому что Кайла выставили героем и все его поступки героическими. Я ничего не имею против Кайла, несколько сцен, где он держал на прицеле детей и боролся сам с собой, запомнились больше всего, но мне кажется, что с самой историей можно было пойти дальше и выжать из этого больше. У меня осталось чувство, что Кайла нам всего так и не показали. Как будто осталась грань его характера так и не освещенная прожектором кинематографа)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму С собой не унесешь
Год выхода: 1938
Страна: США
Жанр:комедия, мелодрама
Режиссер:Фрэнк Капра
В главных ролях:Джеймс Стюарт, Лайонел Бэрримор
Пользователи портала "Новости кино" о новом продюсерском проекте Питера Джексона
Самые обсуждаемые материалы
Экранизация комиксов DC установила новый рекорд
Комментарии (210)
Студия Marvel представила самый долгожданный трейлер конца 2018 года
Комментарии (184)
Студия Marvel представила первый ролик к фильму
Комментарии (150)
Портал "Новости кино" проведет грандиозный розыгрыш призов
Комментарии (200)
Портал "Новости Кино" представляет интернет-магазин
Комментарии (314)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз