px

Рецензия к фильму "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" от Constance

Бэтман и Супермен: нейронный дрифт

С благодарностью и удовольствием прочитала все рецензии на фильм. От себя осталось добавить совсем немного.

Сколько раз вместе с Брюсом Уэйном, тогда ребенком, мы были свидетелями уличного убийства его родителей? Фильм "Бэтман против Супермена" повторяет этот роковой эпизод биографии будущего Темного рыцаря, начиная с него иную историю "нового" Бэтмана. Эпизод сразу устанавливает эмоциональную связь со зрителем, буквально проникая под кожу. Это настоящий кинематограф в его оригинальном значении, в котором визуальная составляющая так выразительна и самодостаточна, что не требует или даже исключает слова. Длинная немая сцена с одним единственным словом (именем!). Нежная нитка отборного жемчуга на леди, с которой так диссонирует ружейное дуло; рука ее супруга в черной кожаной перчатке, сжимающаяся для удара такой силы, что слышно скрип кожи и хруст суставов. Лица мы увидели мельком, сосредоточены только на этих деталях, под занавес камера фиксирует мертвенно застывший глаз Марты Уэйн, как у Хичкока в "Психо", только там у Джанет Ли светлые глаза, а здесь у Марты угольно черные, как дверка в ад, в который на много лет вперед провалился Брюс Уэйн.

Этот эпизод настолько соответствует высокой планке главного визионера кинематографа Альфреда Хичкока, с его страстью к стильным говорящим деталям, почти осязаемым напряжением, что продержаться на нем до финала казалось проблематичным, но тем не менее Заку Снайдеру это удалось. Чего стоит "распятый" под потолком как жутковатый и мрачный готический барельеф Бэтман. Отдельного "браво" заслуживают сны Бэтмана с их особым темпом и цветовыми решениями, размывающие грань между реальностью и паранойей. Снайдер не просто рассказывает историю, он пишет картины с помощью камеры, используя ее вместо кисти, делая каждый кадр значимым, эстетским и не проходным. Лента также воспринимается как лучший образец нуара, того классического из 1940х-50х, который нынче редко встретишь, с мрачной атмосферой депрессии, цинизма, декаданса, неверия, бессилия, потаенных страхов, созданных в том числе благодаря талантливому использованию всего технического арсенала кинематографического ремесла, игре с пространством, светом и т.д.

Уступает ли визуальному ряду сама история, т.е. литературно-философская составляющая ленты? Ни в коей мере, хотя для такой богатой картинки история чем проще, тем лучше. Не могу не вспомнить, что во втором фильме нолановской Бэтманианы, Темном рыцаре, необыкновенно выигрышной драматической составляющей было триединство двух героев и злодея — белого и темного рыцарей Готэма, Харви Дента и Бэтмана, и клинического психопата Джокера, злого тролля без тормозов, который агрессивно провоцировал всех и вся, никак не дорожа своей собственной жизнью. В "Бэтмане против Супермена" тоже есть треугольник, с иным, правда, раскладом сил — Бэтман, рыцарь тьмы, Супермен, рыцарь "дня" и злодей Лекс Лютор. Самое замечательное, что у всех троих при внешних различиях и альтернативных кодексах чести и жизни, много общего — сломанное детство, из которого мы все родом вместе со своими психологическими проблемами, разъедающее душу ощущение беспомощности, неполноценности, отверженности. Поэтому слова безопасность, надежность, защита на уровне подсознания для них приоритетны.

Только Брюсу Уэйну и Кларку Кенту повезло чуть больше, чем Лексу. У сироты Брюса был все понимающий дворецкий Альфред, заменивший ему мать, отца, добрую няньку, строгого ментора, близкого друга. У сироты Кларка были приемные родители, которые оказались удивительно деликатными и мудрыми людьми, уже не говорю любящими, для простых фермеров их Техаса. А Лекс Лютор в детстве при своем вполне живом родителе, деспоте и тиране, мечтал как о несбыточном счастье остаться сиротой. Брюсу и Кларку есть кого защищать в этой жизни, кому быть благодарным, они сильны этой связью поколений, вертикальным стержнем, благодаря которому не распадается в самом широком смысле все наше человеческое сообщество. А Лекс озлобленный лепрекон, вечный одиночка, который дорожит только своей маленькой жизнью, не абсолютное зло, скорее квинтэссенция первобытного страха, и интриган в качестве хобби. Исходя из такой расстановки сил между Бэтманом и Суперменом сродства гораздо больше, чем антагонизма, но обстоятельства, не без помощи Лекса, воздвигают между ними стену.

Психологический бэкграунд сценарно у всех троих выписан мастерски, на уровне психоаналитика, за что нельзя не поблагодарить в первую очередь Криса Терио и Дэвида С.Гойера. И в не меньшей степени Зака Снайдера — со слов коллег по съемочной площадке у него феноменальная фантазия, так что создается полная иллюзия, что он лично знаком со всеми персонажами.

Каков новый профайл Бэтмана? У него сложная и тонкая нервная организация, вещие сны и предчувствия. Поседев на поприще борьбы с преступностью, а сорняки имеют обыкновение вырастать снова и снова, борьбе которая не может зарубцевать детские раны и травмы и вернуть душевный комфорт, он вновь откинут на двадцать лет назад, еще раз теряя семью (а служащие для него безусловно семья), к чему по стечению обстоятельств оказался причастен Супермен, и вновь ощутив себя, хотя и в облике миллиардера и жесткого ночного мстителя, таким же беспомощным и бессильным как в детстве. Вновь на поверхности сознания оказывается причиняющее боль имя матери Марта. Это имя сценарий проводит лейтмотивом через весь фильм, с первой сцены, как кодовое слово на сеансе у психоаналитика, и оно несложным, но самым неожиданным образом срабатывает в роковой момент. Аффлек без зазоров заполняет не только броню Бэтмана, но и его телесную оболочку, убедительный в любой ипостаси — светский лев, уважаемый босс; жестокий боец, изнуряющий себя крутыми тренировками, дьявол из преисподней; зрелый мужчина на войне со всеми тяготами мира, с седеющими висками, уставшими глазами и чуть расслабленной походкой... Сомневающимся в физических кондициях Бена напомню комментарий его не-разлей-вода друга Мэтта Деймона: ``Бен здоровый детина. Если он схватит тебя своими франкенштейновыми лапами, тебе конец``. И просто посмотрите тренировки Бэтмана в этой ленте и Дуга МакРея в Городе воров.

Генри Кавилл уже второй раз одевает синий костюм и красный плащ и признается в любви своему герою: из всех ролей, в которых можно было бы застрять, роль Супермена именна та, в которой можно остаться до конца жизни. По прошествии трех лет с момента первого появления на экране Супермен ощутимо подрастерял благодушия и открытости, но остается оптимистом и, главное, идеалистом, как и сам Генри. И надо же было случиться такому совпадению, что приемную мать Кента тоже зовут Марта, как и мать Брюса. Это обстоятельство и сам персонаж Марты Кент символичны для ленты, именно ее присутствие по стечению обстоятельств позволяет Бэтману, пусть и символически, "поправить" свое роковое прошлое и момент убийства родителей. Что хотя бы отчасти приносит ему душевное облегчение и приводит к понимаю того, что Супермен гораздо человечнее, чем ему казалось со стороны; и это внезапный нейронный дрифт может стать основой согласия между ними. Персонаж Марты Кент в более общем смысле подводит нас к тому, что сила человечества в его слабости. Большие деньги, продвинутое оружие и прочая внешняя атрибутика не могут гарантировать мир, безопасность и само существование жизни, единственная гарантия здесь эмоциональное единение на уровне семьи, социума. И вся человечность наша проявляется и возможна только в сообществе себе подобных.

Неоднозначно принятый зрителями и критиками Джесси Айзенберг в роли Лекса по замыслу, наверное, и не должен был вызывать ровно никакого сочувствия. Психологические детские травмы отрезали его от общества, он законченный мизантроп, принципиальный одиночка, живущий в коконе собственного эгоцентризма, что катастрофически мешает адекватности восприятия. Но он предсказуемее и уязвимее Джокера, потому что дорожит собой, властью больших денег и управляем страхом. По рисунку роли в подаче Айзенберга его Лютор очень похож на Гарри Осборна в исполнении Дейна ДеХаана из новой перезагрузки Человека-паука — такой же наследник миллиардной империи, неприкаянный, озлобленный, сломленный, раздерганный, без царя в голове.

Альфред от Джереми Айронса успешно соединяет в себе, пожалуй, двух персонажей нолановской Бэтманианы, Альфреда и Люциуса, заменяет Брюсу семью, соратника и наперсника и даже "шута при короле", который, любя, дерзить имеет право особенно язвительно. Мрачная ирония Альфреда вполне заменяет легковесный юмор, а неизбывно английские стиль и манеры Джереми Айронса придают картине очень британский дух. Отношения Альфреда/Айронса и Уэйна/Аффлека чем-то напоминают дуэт Вустер и Дживс, созданный талантом британского классика Вудхауса. Чудо-женщина Галь Гадот завершает нуарный имидж фильма, ибо какой же нуар без фатальной женщины, богини и амазонки. Галь добавляет ленте сияния, гламура, чувственности, воинственности, и так присутствующей в избытке, и отличную пару составляет Уэйну/Аффлеку, а персональная музыкальная тема Чудо-женщины настолько эффектна и воздействует на уровне физиологии, что за одно это можно благодарить авторов музыки к фильму.

Фильм вывел на авансцену сразу много персонажей, богов и монстров, путь и коротко, открыв массу дверок за кулисы "в гримерки" для сольников, спин-оффов, приквелов и т.д.  DC Comics в этом отношении пошли по альтернативному Марвел пути — сначала подробные сольники Тони Старка, Кэпа и т.д., затем общая вечеря. Но алгоритм DC не хуже — мы с удовольствием посмотрели на всех "на красной дорожке", почти все, в том числе и главные персонажи, остались в большой степени инкогнито, и эта карточная колода, состоящая сплошь из джокеров, которые могут обернуться чем и кем угодно, очень интригует, повышая градус ожидания Лиги справедливости.

В целом фильм довольно мрачная метафора современного "цивилизованного" человечества, бодро шествующего по дороге в тупик. Тем не менее он оставляет надежду, при всей неоспоримой зрелищности и дарящей радость эстетике развлекательного блокбастера лента без пафоса и навязчивости призывает к единению, напоминает о личной ответственности каждого из нас за жизнь на этой земле. И волшебным образом апеллирует к нашей спящей интуиции, напоминая сколько разбросано вокруг знаков, символов, намеков, мимо которых мы равнодушно проходим.

Спасибо за подарок!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
01.04.2016
Просмотров: 5686
Оценка читателей: 9,14 из 10 (голосов 21)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 24
TREADSTONE (Критик), постов: 23432
2 апреля 2016, 16:03
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 2 апреля 2016, 15:58
А вопросы это плохо? По мне так наоборот отлично, интригует, не оставляет, что-то почитаешь, прикинешь, обсудишь))
Лучше, чтобы их не было) Чисто одно удовольствие, без моего напряженного лица с вопросом "Что?" Либо вызывал бы такие вопросы, как после просмотра Пилы. Типа "Разве нам не нужен такой человек?"))

Constance (Киноакадемик), постов: 16753
2 апреля 2016, 15:58
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
TREADSTONE писал(а) 2 апреля 2016, 15:54
Рецензия написана отлично, как всегда. Читать интересно. А вот такого восторга я при просмотре фильма не испытал. ...
А вопросы это плохо? По мне так наоборот отлично, интригует, не оставляет, что-то почитаешь, прикинешь, обсудишь))

TREADSTONE (Критик), постов: 23432
2 апреля 2016, 15:54
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Рецензия написана отлично, как всегда. Читать интересно. А вот такого восторга я при просмотре фильма не испытал. Понравился, в целом, но тот же Человек из стали меня больше впечатлил. Зря Снайдер удалил некоторые сцены. Думаю, что будь они на месте, у меня было бы куда меньше вопросов к сюжету и персонажам.

CaptainPirog (Критик), постов: 4973
2 апреля 2016, 15:48
Аватарка пользователя CaptainPirog
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
кинохит писал(а) 2 апреля 2016, 11:36
Искать смысл в кинокомиксе? Искать метафоры в развлекательном зрелище, придуманном исключительно ради демонстрации ...
Не могу не согласиться !

Constance (Киноакадемик), постов: 16753
2 апреля 2016, 15:42
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
urri-65 писал(а) 2 апреля 2016, 13:30
Спасибо за красивую рецензию. Фильм тоже понравился. Но жаль, что не все приняли... Надеюсь, что darkwhite как всегда ...
Спасибо, что Вы оценили фильм))


urri-65 (Зритель), постов: 75
2 апреля 2016, 13:30
Аватарка пользователя urri-65
Больше 8 лет на сайте
8
Спасибо за красивую рецензию. Фильм тоже понравился. Но жаль, что не все приняли... Надеюсь, что darkwhite как всегда не прав и вселенная DC будет развиваться и радовать. Как и Марвел, кстати.

Andrew (Главный редактор), постов: 72956
2 апреля 2016, 13:05
Аватарка пользователя Andrew
кинохит писал(а) 2 апреля 2016, 11:36
Искать смысл в кинокомиксе? Искать метафоры в развлекательном зрелище, придуманном исключительно ради демонстрации ...
Совершенно верно:)

кинохит (Новичок), постов: 22
2 апреля 2016, 11:36
Аватарка пользователя кинохит
Искать смысл в кинокомиксе? Искать метафоры в развлекательном зрелище, придуманном исключительно ради демонстрации фантастического поединка сверх людей? Что может быть абсурднее этого занятия?! Я бы мог понять, если бы всего этого было в картине Снайдера, но ничего этого там нет. "Хранители" могли этим похвастаться, но не БпС. Алан Мур он и есть Алан Мур, который скорее писатель чем, создатель безбашенного трэша про балерин в плащах

George (Киноакадемик), постов: 10502
1 апреля 2016, 21:10
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Может и ему стоило придумать флэшбеки его тяжёлого детства?!

George (Киноакадемик), постов: 10502
1 апреля 2016, 21:10
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Я так понял, что краеугольным камнем твоей рецензии - явилось оправдание того, как слишком быстро сдружились Бэтмен и Супермен - после того самого нейронного дрифта - как слово Марта))) В фильме даже не дали времени Бэтмену всё это обдумать, хорошенечко взвесить все "за" и "против", пережить это нахлынувшее чувство Суперменолюбия)))) Уже в следующей сцене они обсуждали план борьбы с Лютором и спасения матери Супа (чувствуется, что была между этим сцена, но её безжалостно вырезали). Шучу, конечно! Рецензия написана даже слишком хорошо, что придраться не к чему)) Так даже неинтересно))) Ты правильно акцентировала внимание именно на раскрытии характеров героев, именно рассматривая фильм как драму характеров. Но это честь досталась только Бэтмену. Немного Супермену. А Лекс Лютор вообще так и остался для меня непостижимым - просто свалившимся с неба злодеем. Его разговоры про тирана-отца были незначительны, не смогли раскрыть его внутренний мир - почему он таков и что им двигало.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



DarkKnight77 (Критик), постов: 7901
сегодня, 7:25
DarkKnight77
А что им ещё делать? После катастрофы Хана Соло боязно на большой экран

intvindet (Киноакадемик), постов: 12663
сегодня, 3:09
intvindet
Вместо того, чтобы показать и представить продолжение единственного шикарного во вселенной «Андора», анонсируют очередной невзрачный проект с бездарным ... [читать далее]

isi (Зритель), постов: 397
сегодня, 2:24
isi
В том то и суть что дружба понятие всё-таки достаточно растяжимое, на западе вобще понятие дружбы всё-таки немного иное так друг другу душу обычно не ... [читать далее]

Ёпрcт (Зритель), постов: 440
сегодня, 2:05
Ёпрcт
Ну это всё же не дружба, а близкое знакомство. Ну например жёны моих друзей мне не друзья хотя у меня с ними прекрасные отношения бытового уровня. Всё ... [читать далее]

isi (Зритель), постов: 397
сегодня, 1:47
isi
Если говорить о отношениях в 74 возможно там больше платонических отношений, хотя может и страсть есть) А глобально что называть дружбой у меня например ... [читать далее]

Ёпрcт (Зритель), постов: 440
сегодня, 1:39
Ёпрcт
Да фиг с ними!))) Хотя демографические проблемы это общемировая проблема, где-то недобор, где-то перебор)))
Мы отвлеклись от основного вопроса. Существует ... [читать далее]

isi (Зритель), постов: 397
сегодня, 1:27
isi
Понятие много оно всегда относительно, это как с пластической хирургией вроде как пользуется ей море народу, но реально это далеко не большинство) ... [читать далее]

Ёпрcт (Зритель), постов: 440
сегодня, 1:24
Ёпрcт
В фильмах про перемещениях во времени , петли времени эти вопросы и притензии неизбежны. Тут надо просто притуплять физика-теоретика внутри себя и просто ... [читать далее]

Kent S (Киноакадемик), постов: 33253
сегодня, 1:02
Kent S
Даже если включить всё на максимум и разнести фильм по грехам. Мнение то не изменится. Фильм очень классный, классика и шедевр

Kent S (Киноакадемик), постов: 33253
сегодня, 1:01
Kent S
Да согласен. Ляпы есть как и действия персов.
Смотрел не так какого то чувака. Он как раз говорил, что Скайнет знал, что не появится, если не отправит ... [читать далее]



Фильм месяца
Постер к фильму Дюна: Часть вторая
Дата выхода: 1 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, драма, приключения, фантастика
Режиссер:Дени Вильнев
В главных ролях:Тимоти Шаламе, Зендая
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Космическая драма "Вызов" будет выпущена в широкий прокат в Китае
Мультфильм "Кунг-фу Панда 4" лидирует в прокате вторые выходные подряд
В США состоится новый судебный процесс над знаменитым кинорежиссером
Награждения
Наши рекорды